Яценко и в
ХАРАКТЕРИСТИКА КЛАССНОГО КОЛЛЕКТИВА
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 1 КЛАССА 2014/2015Г
Диагностические методы мотивации и отношение к учебным предметам.
Предлагаемые методики позволят мне определить эмоциональное самочувствие маленького школьника. Эти методики просты в использовании, носят игровой характер. Их применяю не самостоятельно, а в комплексе с другими играми, заданиями. Такие методики могут стать первым шагом для группового или индивидуального обсуждения затронутых проблем, отправной точкой для позитивных перемен в развитии личности ребенка. Тесты исследования интеллекта, внимания, памяти, познавательных возможностей, выявить причины неблагополучия ребенка. Причем очень важен момент взаимопонимания, умения выслушать и понять друг друга.
В 1 классе 18 обучающихся, нужно учесть состав - 15 девочек и 3 мальчика.
Для изучения мотивационной сферы первоклассников я применила методику «Рамочка для фотографий», «Градусник», «Смайлики».
Диагностика «Рамочка для фотографий» позволяет определить предметы, которые являются значимыми для первоклассника и которые он хотел бы перенести на обрамление своей фотографии.
По результатам этой диагностики:
У 7 человек есть рисунки, определяющие все предметы и присутствуют все школьные принадлежности;
У 5 человек преобладали атрибуты математики;
У 3 человек преобладали атрибуты русского языка;
У 1 – только учебные принадлежности;
У 1 – только символы творческой деятельности.
ВЫВОД: в 1 классе довольно высокий уровень учебной мотивации.
Методику «Градусник» я использовала для исследования тревожности в общении с друзьями на переменке, на продлёнке, а также для выявления тревожности в домашних условиях: вечером дома и на выходных с родителями. В опросе участвовало 17 ребят. Только у 4 нет тревоги ни в какой из предложенных ситуаций. Остальные данные можно представить так:
ВЫВОД: в основном учащиеся чувствуют себя хорошо. Но эмоциональная напряжённость наблюдается в ситуациях общение с друзьями на продлёнке и вечером дома. Можно сказать, что детский организм устаёт уже после уроков, пик усталости вечером, когда следует позаниматься уроками.
Методика Смайлики» позволяет определить настроение на уроках, отношение к ним.
Данные обследования можно представить в виде диаграммы:
ВЫВОД: более 60% обучающихся испытывают хорошее настроение на всех уроках, что подтверждает высокий уровень учебной мотивации.
Диагностические методы изучения коллектива
При диагностике классного коллектива изучаются: структура; особенности межличностных отношений; психологический климат; основные ценности и идеалы; отношение к школе, учебе; общественная активность; виды инициативной деятельности; история коллектива; формы досуга.
Диагностика классного коллектива проводится, конечно же, не впервые дни его образования. Нужно некоторые время, чтобы ребята узнали друг друга, провели вместе несколько внеклассных мероприятий, подружились. После этого провожу некоторые диагностические процедуры, тактично включая их во внеклассные часы. Одним из наиболее важных методов диагностики является непосредственное включенное наблюдение за жизнью детей в классном коллективе.
Для этой диагностики я использовала методику «Солнце, тучка, дождик». Учащимся предлагается определить их самочувствие в классе, дома, с друзьями с помощью погодных явлений. Учащимся нужно ответить на вопросы и подчеркнуть то состояние, которое соответствует их настроению.
В классе мне - Дома мне - //// С друзьями мне –
Эта методика несколько неточна, так как ребятам 1 класса сложно идентифицировать своё состояние по таким рисункам, но тем не менее результаты можно представить в диаграмме. В исследовании принимали участие 16 первоклассников.
ВЫВОД: в большинстве ситуаций у обучающихся прекрасное настроение, особенно в классе и с друзьями.
Диагностика психологического климата
Психологический климат — это эмоциональный настрой коллектива — относительно устойчивое явление, в котором на эмоциональном уровне отражаются складывающиеся в коллективе взаимоотношения, характер делового сотрудничества, отношение значимым явлениям окружающей жизни.
В психологический климат каждый ребенок вносит свой персональный вклад: преобладающее настроение, отношение к сверстникам, удовлетворенность отношениями в коллективе.
Важная задача классного руководителя — создание благоприятного психологического климата, здоровой психологической атмосферы в коллективе.
Психологический климат классного коллектива «постоянно прописан» в самочувствии отдельных личностей, в тех эмоциональных состояниях, которые у них устойчиво преобладают.
Особенное внимание обращаю на детей, не включенных в жизнь класса. Отчуждение ребенка от коллектива необязательно происходит в силу негативного отношения к нему. Невнимание группы к состояниям некоторых ребят приводит к отгораживанию их от коллектива и отрицательно влияет на их самочувствие. Неудовлетворенность отдельных детей, существующая длительное время на общем фоне радостных настроений коллектива, свидетельствует о неблагополучии в классе, о делении его на «своих» и «чужих».
Одна из важных моих задач — правильная диагностика психологического климата.
Диагностические методы изучения семья учащегося
При общении с семьями учащихся я соблюдаю определенные правила, а именно:
- к родителям каждого ребенка нужно проявлять искреннее уважение;
- общение с родителями ученика должно быть не во вред ему, а во благо;
- изучение семей учащихся должно быть тактичным и объективным;
- изучение семей учащихся должно предполагать дальнейшее просвещение родителей и коррекционную работу.
Чтобы спланировать свою работу с родительским коллективом класса, я должна иметь следующую информацию о семье ученика:
- общие сведения о родителях или людях, их заменяющих;
- жилищные условия семьи и ее материальная обеспеченность;
- образовательный уровень семьи, интересы родителей к школе и к жизни ребенка в классном коллективе;
- уровень педагогической культуры родителей;
- авторитетность семьи в глазах ребенка;
- степень значимости воспитательного воздействия родителей на ребенка;
- семейные традиции, обычаи и ритуалы;
- положение ребенка в семье (благоприятное, неблагоприятное);
- воспитательные возможности семьи.
Изучение семей учащихся позволяет ближе познакомиться с самим учеником, понять уклад жизни семьи, ее традиции и обычаи, духовные ценности, стиль взаимоотношений родителей и детей.
Для изучения семьи ученика так же использую различные методы психолого-педагогической диагностики: наблюдение, беседу, тестирование, анкетирование, деловые игры, тренинги, материалы детского творчества. Например, в начале 1 класса я дала анкету «Что я хорошо умел(а) делать до поступления в школу» - оценка родителями умений своего ребенка, сформированные на момент поступления в школу. Но, судя по дальнейшему учебному процессу, оценка родителями умений своих детей очень субъективна и завышена. Перед 2 классом я провела с родителями анкетирование.
Анкета «Перспективы обучения и воспитания ребенка»
1. С каким чувством переступает порог школы ваш сын или дочь?
_______________________________________________________________________
2. Как чувствует себя ваш ребенок в ученическом коллективе?
_______________________________________________________________________
3. Знаете ли вы друзей своего ребенка в коллективе? Назовите их.
_______________________________________________________________________
4. Создает ли школа, по вашему мнению, условия для самореализации в учебной деятельности вашего ребенка?
________________________________________________________________________
5. Какую помощь необходимо оказать вашему ребенку для повышения результативности его учебной деятельности?
Анкета
Слова и фразы, с помощью которых я |
поддерживаю ребенка | ругаю его |
| |
Анкета
1. Какие положительные качества своего ребенка Вы можете назвать?
_____________________________________________________________________
2. Какие положительные качества своего ребенка Вы считаете самыми главными?___________________________________________________________
3. Какие отрицательные качества своего ребенка Вы можете назвать?
_____________________________________________________________________
4. Какие из них Вам более всего не нравятся и хотелось бы с помощью
педагогов, работающих в классе, и классного руководителя помочь ребенку их исправить?___________________________________________________________
5. Каким Вы хотели бы видеть своего ребенка в конце 2 учебного года? в год окончания школы?_________________________________________________________________________
Вобщем, можно сказать, что родители адекватно оценивают своего ребенка, знают его. Я думаю, что эта анкета заставила задуматься о своём ребенке как о личности.
Родительское собрание - это, в первую очередь, обучение родителей быть ими с помощью теории и практики. Один из видов практики - это диагностические методики, которые позволяют родителю остаться один на один с серией вопросов и честно признаться себе в том, что получается у него хорошо в воспитании ребенка, а что не очень и требует исправления.
Можно приводить много различных исследований, с помощью можно вызвать у родителей интерес к воспитанию своих детей и желание общаться с классным руководителем, посещать школу, однако главное, чтобы родители усвоили одно очень важное и глубокое правило, продиктованное жизнью: «Воспитание детей в семье - это обучение их умению обходиться без родителей».
4