СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Диагностика классного руководителя 1 класс 2014/2015

Нажмите, чтобы узнать подробности

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 1 КЛАССА 2014/2015Г

план

Диагностические методы мотивации и отношение к учебным предметам.

Диагностические методы изучения коллектива

Диагностика психологического климата

 С помощью методик я промониторила уровень моего классного руководства.

Просмотр содержимого документа
«Диагностика классного руководителя 1 класс 2014/2015»

Яценко и в

ХАРАКТЕРИСТИКА КЛАССНОГО КОЛЛЕКТИВА

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 1 КЛАССА 2014/2015Г

Диагностические методы мотивации и отношение к учебным предметам.

Предлагаемые методики позволят мне определить эмоциональное самочувствие маленького школьника. Эти методики просты в использовании, носят игровой характер. Их применяю не самостоятельно, а в комплексе с другими играми, заданиями. Такие методики могут стать первым шагом для группового или индивидуального обсуждения затронутых проблем, отправной точкой для позитивных перемен в развитии личности ребенка. Тесты исследования интеллекта, внимания, памяти, познавательных возможностей, выявить причины неблагополучия ребенка. Причем очень важен момент взаимопонимания, умения выслушать и понять друг друга.

В 1 классе 18 обучающихся, нужно учесть состав - 15 девочек и 3 мальчика.

Для изучения мотивационной сферы первоклассников я применила методику «Рамочка для фотографий», «Градусник», «Смайлики».

Диагностика «Рамочка для фотографий» позволяет определить предметы, которые являются значимыми для первоклассника и которые он хотел бы перенести на обрамление своей фотографии.

По результатам этой диагностики:

  • У 7 человек есть рисунки, определяющие все предметы и присутствуют все школьные принадлежности;

  • У 5 человек преобладали атрибуты математики;

  • У 3 человек преобладали атрибуты русского языка;

  • У 1 – только учебные принадлежности;

  • У 1 – только символы творческой деятельности.

ВЫВОД: в 1 классе довольно высокий уровень учебной мотивации.

Методику «Градусник» я использовала для исследования тревожности в общении с друзьями на переменке, на продлёнке, а также для выявления тревожности в домашних условиях: вечером дома и на выходных с родителями. В опросе участвовало 17 ребят. Только у 4 нет тревоги ни в какой из предложенных ситуаций. Остальные данные можно представить так:

ВЫВОД: в основном учащиеся чувствуют себя хорошо. Но эмоциональная напряжённость наблюдается в ситуациях общение с друзьями на продлёнке и вечером дома. Можно сказать, что детский организм устаёт уже после уроков, пик усталости вечером, когда следует позаниматься уроками.

Методика Смайлики» позволяет определить настроение на уроках, отношение к ним.

Данные обследования можно представить в виде диаграммы:

ВЫВОД: более 60% обучающихся испытывают хорошее настроение на всех уроках, что подтверждает высокий уровень учебной мотивации.

Диагностические методы изучения коллектива

При диагностике классного коллектива изучаются: структура; особенности межличностных отношений; психологический климат; основные ценности и идеалы; отношение к школе, учебе; общественная активность; виды инициативной деятельности; история коллектива; формы досуга.

Диагностика классного коллектива проводится, конечно же, не впервые дни его образования. Нужно некоторые время, чтобы ре­бята узнали друг друга, провели вместе несколько внеклассных ме­роприятий, подружились. После этого провожу некото­рые диагностические процедуры, тактично включая их во внекласс­ные часы. Одним из наиболее важных методов диагностики являет­ся непосредственное включенное наблюдение за жизнью детей в классном коллективе.

Для этой диагностики я использовала методику «Солнце, тучка, дождик». Учащимся предла­гается определить их самочувствие в классе, дома, с друзьями с по­мощью погодных явлений. Учащимся нужно ответить на вопросы и подчеркнуть то состояние, которое соответствует их настроению.

В классе мне - Дома мне - //// С друзьями мне –







Эта методика несколько неточна, так как ребятам 1 класса сложно идентифицировать своё состояние по таким рисункам, но тем не менее результаты можно представить в диаграмме. В исследовании принимали участие 16 первоклассников.







ВЫВОД: в большинстве ситуаций у обучающихся прекрасное настроение, особенно в классе и с друзьями.

Диагностика психологического климата

Психологический климат — это эмоциональный настрой кол­лектива — относительно устойчивое явление, в котором на эмоцио­нальном уровне отражаются складывающиеся в коллективе взаимо­отношения, характер делового сотрудничества, отношение значи­мым явлениям окружающей жизни.

В психологический климат каждый ребенок вносит свой персо­нальный вклад: преобладающее настроение, отношение к сверстни­кам, удовлетворенность отношениями в коллективе.

Важная задача классного руководителя — создание благопри­ятного психологического климата, здоровой психологической ат­мосферы в коллективе.

Психологический климат классного коллектива «постоянно прописан» в самочувствии отдельных личностей, в тех эмоциональ­ных состояниях, которые у них устойчиво преобладают.

Особенное внимание обращаю на детей, не включенных в жизнь класса. Отчуждение ребенка от коллектива необязательно происходит в силу негативного отношения к нему. Невнимание группы к состояниям некоторых ребят приводит к от­гораживанию их от коллектива и отрицательно влияет на их само­чувствие. Неудовлетворенность отдельных детей, существующая длительное время на общем фоне радостных настроений коллекти­ва, свидетельствует о неблагополучии в классе, о делении его на «своих» и «чужих».

Одна из важных моих задач — правильная диагностика психологического климата.

Диагностические методы изучения семья учащегося

При общении с семьями учащихся я соблюдаю определенные правила, а именно:

- к родителям каждого ребенка нужно проявлять искреннее ува­жение;

- общение с родителями ученика должно быть не во вред ему, а во благо;

- изучение семей учащихся должно быть тактичным и объектив­ным;

- изучение семей учащихся должно предполагать дальнейшее про­свещение родителей и коррекционную работу.

Чтобы спланировать свою работу с родительским коллективом класса, я должна иметь следующую информацию о семье ученика:

- общие сведения о родителях или людях, их заменяющих;

- жилищные условия семьи и ее материальная обеспеченность;

- образовательный уровень семьи, интересы родителей к школе и к жизни ребенка в классном коллективе;

- уровень педагогической культуры родителей;

- авторитетность семьи в глазах ребенка;

- степень значимости воспитательного воздействия родителей на ребенка;

- семейные традиции, обычаи и ритуалы;

- положение ребенка в семье (благоприятное, неблагоприятное);

- воспитательные возможности семьи.

Изучение семей учащихся позволяет ближе познакомиться с самим учеником, понять уклад жизни семьи, ее традиции и обычаи, духовные ценности, стиль взаимоотношений родителей и детей.

Для изучения семьи ученика так же использую различные методы психолого-педагогической диагностики: наблюде­ние, беседу, тестирование, анкетирование, деловые игры, тренинги, материалы детского творчества. Например, в начале 1 класса я дала анкету «Что я хорошо умел(а) делать до поступления в школу» - оценка родителями умений своего ребенка, сформированные на момент поступления в школу. Но, судя по дальнейшему учебному процессу, оценка родителями умений своих детей очень субъективна и завышена. Перед 2 классом я провела с родителями анкетирование.

Анкета «Перспективы обучения и воспитания ребенка»

1. С каким чувством переступает порог школы ваш сын или дочь?

_______________________________________________________________________

2. Как чувствует себя ваш ребенок в ученическом коллективе?

_______________________________________________________________________

3. Знаете ли вы друзей своего ребенка в коллективе? Назовите их.

_______________________________________________________________________

4. Создает ли школа, по вашему мнению, условия для самореали­зации в учебной деятельности вашего ребенка?

________________________________________________________________________

5. Какую помощь необходимо оказать вашему ребенку для повы­шения результативности его учебной деятельности?



Анкета

Слова и фразы, с помощью которых я

поддерживаю ребенка

ругаю его

Анкета

1. Какие положительные качества своего ребенка Вы можете назвать?

_____________________________________________________________________

2. Какие положительные качества своего ребенка Вы считаете са­мыми главными?___________________________________________________________

3. Какие отрицательные качества своего ребенка Вы можете назвать?

_____________________________________________________________________

4. Какие из них Вам более всего не нравятся и хотелось бы с помо­щью

педагогов, работающих в классе, и классного руководителя помочь ребенку их исправить?___________________________________________________________

5. Каким Вы хотели бы видеть своего ребенка в конце 2 учебного го­да? в год окончания школы?_________________________________________________________________________

Вобщем, можно сказать, что родители адекватно оценивают своего ребенка, знают его. Я думаю, что эта анкета заставила задуматься о своём ребенке как о личности.

Родительское собрание - это, в первую очередь, обучение родителей быть ими с помощью теории и практики. Один из видов практики - это диагностические методики, которые позволяют родителю остаться один на один с серией вопросов и честно признаться себе в том, что полу­чается у него хорошо в воспитании ребенка, а что не очень и требует исправления.

Можно приводить много различных исследований, с помощью можно вызвать у родителей интерес к вос­питанию своих детей и желание общаться с классным руководителем, посещать школу, однако главное, чтобы родители усвоили одно очень важное и глубокое правило, продиктованное жизнью: «Воспитание детей в семье - это обучение их умению обходиться без родителей».



4



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!