СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дети блокадного Ленинграда

Нажмите, чтобы узнать подробности

Город Ленинград жил, сражался и ковал оружие для грядущей Победы, и вместе со взрослыми вставали на защиту любимого города дети и подростки. Более 5000 ленинградских подростков за мужество и героизм, проявленные в дни блокады, были награждены медалями "За оборону Ленинграда".

Просмотр содержимого документа
«Дети блокадного Ленинграда»

Дети блокады


  • Какие ассоциации у вас возникают, когда мы говорим слово ДЕТСТВО? (послушать ответы)

  • Какие картины из вашего детства вам запомнились? Что бы вы хотели нарисовать? (Все участники каждой группы рисуют на листке, сообщают друг другу, что они нарисовали, затем один ученик представляет работу другим)


Вам сейчас 10 – 14 лет. Вы родились и живёте на мирной земле.

Как и положено, вы утром спокойно просыпаетесь, идёте в школу, отвечаете на уроках, общаетесь со своими друзьями, играете с ними после школы, занимаетесь любимым видом спорта, слушаете музыку…

Вы можете спокойно выйти на улицу, прислушаться к тому, как шумит листва на деревьях, поют птицы, как стучит дождь в окно, гремит гром…

У вас счастливое детство!

К великому счастью:

Вы не слышали орудийного грома, не видели ужасных взрывов войны

Вы не подозреваете, как легко разрушаются дома под градом бомб и снарядов.

Вы не представляете, что это такое – остаться без хлеба, быть голодным и бояться завтрашнего дня.

К счастью, вы не видели ужасов войны.

А ведь таким же, как вы детям, пришлось когда-то испытать все тягости, которые несёт с собой война, удалось победить изнуряющий голод, холод, лишения и сохранить человеческие качества.


  • А что вы знаете о Великой Отечественной войне? (дети отвечают по желанию)


22 июня 1941 г. началась Великая Отечественная война, и одним из событий этой трагической войны стала блокада Ленинграда.


Гитлер решил стереть Ленинград с лица земли. Из приказов гитлеровского командования: «После поражения советской России нет никакого интереса для дальнейшего существования этого большого населённого пункта… Предложено тесно блокировать город и путём обстрелов из артиллерии всех калибров и беспрерывной бомбёжки с воздуха сровнять его с землёй».

Директива гитлеровского командования – стереть город с лица земли – выполнялась пунктуально. Город беспощадно бомбили и обстреливали. В берлинских штабах давно расчертили план Ленинграда на квадраты и пронумеровали важнейшие боевые цели… Что же это были за цели? Дворец пионеров, больница, средняя школа, Эрмитаж, студенческие общежития, церкви и храмы…


Началась эвакуация из Ленинграда. Вывозили в первую очередь детей, женщин, больных и немощных, но не только – ещё и целые заводы и фабрики с оборудованием и людьми.



Но вскоре эвакуироваться стало невозможно. 8 сентября 1941 года фашисты полностью окружили Ленинград с суши. Около двух миллионов восьмисот тысяч человек не успели уехать. В осаждённом Ленинграде осталось более 400 тысяч детей. Началась блокада, которая продлилась 872 дня. Это самая продолжительная и страшная осада города за всю историю человечества. Почти 900 дней боли и страдания, мужества и самоотверженности.


  • Ребята, вы знаете, как выращивают хлеб? Какие пословицы о хлебе знаете? Прочитайте некоторые пословицы.


Хлеб - всему голова

хлеб везде хорош;

хлеба ни куска, так и в тереме тоска, а хлеба край, так и под елью рай;

хлеба нет – корочка в честь;

хлеб – батюшка, вода – матушка;

хлеб хлебу брат;

худ обед, когда хлеба нет;

хлеба нет – корочка в честь.


Послушайте рассказ одной девочки, которую эвакуировали из Ленинграда: «Когда дети все спали, я побежала в поле. Все говорили: хлеб растёт. Я понимала это в буквальном смысле. Думаю, надо раскопать ямку – и там буханка свежего хлеба. Я её возьму и сыта буду. Сижу, копаю. Ямку глубокую выкопала, а хлеба – то нет! Сижу, реву.

И вот, помню, какой-то очень высокий дядька идёт: «Что ты здесь делаешь?» Говорю – хлеб копаю. И этот человек посадил меня на плечи, куда-то принёс. Картошки мне дал и долго рассказывал, что хлеб надо сначала посеять, потом вырастить, убрать, муку смолоть, потом испечь. Тогда это хлеб будет».


Каждый человек в осаждённом городе оказывал врагу сопротивление – уже одним фактом своей продолжавшейся жизни, своей духовной силой, своей уверенностью в завтрашнем мирном дне. До сих пор кажется неправдоподобным, что люди в условиях блокады занимались научным поиском, писали стихи, сочиняли музыку!

  • Звучит отрывок из 7-ой симфонии Д.Д.Шостаковича.


К началу блокады в городе были мизерные запасы продовольствия и топлива. Введённые по карточной системе нормы продовольствия снижались много раз. Прекратилась подача электроэнергии. Дерево для растопки печки стоило почти как человеческая жизнь. Остановились трамваи и троллейбусы, вышли из строя водопровод и канализация. Зимой снежные сугробы перекрывали улицы. Жестокий голод и свирепый холод обрушились на город.


Сто двадцать пять граммов блокадного хлеба! Главное, а то и единственное суточное пропитание, роковые сто двадцать пять граммов. Как жить? Как выжить? Но город держался.

Особенно больно ударила блокада по детству.


  • Детство в блокадном Ленинграде. Какое оно? Как жили дети осаждённого города? О чём думали, о чём мечтали?


Война прошлась по детским судьбам грозно,

Всем было трудно, трудно для страны

Но детство изувечено серьёзно:

Страдали тяжко дети от войны…


Года пройдут, но эти дни и ночи

Придут не раз во сне тебе и мне.

И, пусть мы были маленькими очень,

Мы тоже победили в той войне. (Р.Рождественский)



  • Ребята, нравится вам ходить в школу? Какие предметы любите? Помните ли вы случаи, когда в школе отменялись занятия? (послушать ответы учащихся)


Несмотря на голод, холод, в блокадном Ленинграде шли занятия в школе. В первый год блокадной зимы работало 39 школ. Местом учёбы стали и некоторые бомбоубежища жилых зданий. Даже в жутких условиях дети учились. Это был подвиг. Опасен и тяжёл путь в школу. На улицах часто рвались снаряды. В помещениях стоял такой мороз, что замерзали чернила. Ученики сидели в пальто, шапках, рукавицах. Руки коченели, а мел выскальзывал из пальцев. Ученики шатались от голода, но всё равно учились.


  • Поведала людям о войне, принесшей столько горя ей и её близким, одиннадцатилетняя девочка Таня Савичева.




9 страничек. Страшные строчки.

Нет запятых, только чёрные точки.

Пусто и тихо в промёрзшей квартире.

Кажется, радости нет больше в мире.


Если бы хлебушка всем по кусочку,

Может, короче дневник был на строчку.

“Маму и бабушку голод унёс.

Нет больше сил и нет больше слёз.


Умерли дядя, сестрёнка и брат

Смертью голодной…” Пустел Ленинград.

Умерли все. Что поделать. Блокада.

Голод уносит людей Ленинграда.


Тихо в квартире. В живых только Таня.

В маленьком сердце столько страданья!

Умерли все! Никого больше нет.

Девочке Тане 11 лет… (И.Малышев)


Сам дневник сегодня выставлен в музее истории Ленинграда, а его копия - в витрине одного из павильонов Пискарёвского мемориального кладбища. До сих пор останавливаются перед этими строчками, старательно выведенными детской рукой, потрясённые люди разных возрастов и разных национальностей, вглядываются в простые страшные слова.


Не удалось спасти саму Таню. Даже после того, как её вывезли из блокадного города. Её мучили страшные головные боли, открылся туберкулёз. На её могиле установлен памятник, на котором высечены строки из её дневника. В честь Тани названа одна из планет.


Весной 1942 года многие ленинградцы носили на груди жетон, маленький жестяной значок – ласточку с письмом в клюве. Этот знак стал ответом на заявления фашистов о том, что в город даже птица не пролетит. Жители осаждённого Ленинграда показывали, что ждут хороших вестей с фронта, что не теряют связи со своей страной. «Блокадная ласточка» – символ надежды на лучшее, на скорую встречу с родными и близкими.


28 октября 1968 года был открыт монумент “Цветок жизни”. Он создан в память о погибших детях блокадного Ленинграда.

Высота памятника 15 метров. На лепестках цветка изображены лицо улыбающегося мальчика и слова “Пусть всегда будет солнце”. Рядом находится плита, на которой надпись: «Во имя жизни и против войны. Детям – юным героям Ленинграда 1941–1944 годов”.

Возле памятника “Цветок жизни” высажено 900 берёз, по одной берёзе за каждый день блокады.





  • Ребята, давайте мы на листочках напишем свои пожелания детям всего мира.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!