СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

День детских изобретений

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

ДЕНЬ ДЕТСКИХ ИЗОБРЕТЕНИЙ

 

Цель: расширить представление детей об истории науки и техники.

Задачи:

-познакомить с юными изобретателями и их работами;

-формировать положительную нравственную оценку деятельности во имя науки, прогресса;

-воспитывать уважительное отношение к людям умственного труда;

-способствовать воспитанию чувства патриотизма, гордости за свою страну, свой народ;

-побуждать к участию в кружках технического творчества, к овладению техническими навыками.

Просмотр содержимого документа
«День детских изобретений»


ДЕНЬ ДЕТСКИХ ИЗОБРЕТЕНИЙ


Цель: расширить представление детей об истории науки и техники.

Задачи:

-познакомить с юными изобретателями и их работами;

-формировать положительную нравственную оценку деятельности во имя науки, прогресса;

-воспитывать уважительное отношение к людям умственного труда;

-способствовать воспитанию чувства патриотизма, гордости за свою страну, свой народ;

-побуждать к участию в кружках технического творчества, к овладению техническими навыками.


2021год Год науки и технологий в России


Изобретения – основа прогресса. Они тесно связаны с умением находить решения. Результатом создания устройства, технологии становится получение новых возможностей, сокращение затрат или повышение удобства обращения с изделиями. Деятельность связана с творчеством. Для раннего развития способностей детей, популяризации инженерного дела создан международный праздник.

По мнению ректора Сколковского института науки и технологий Александра Кулешова, проведение Года науки и технологий в России "даст шанс воспитать новое поколение научно-технологических лидеров". Об этом глава "Сколтеха" заявил нашим коллегам в ТАСС, как только стало известно про указ президента от 25 декабря 2020 года. По словам ректора, мир вокруг нас создан "яйцеголовыми", и чем быстрее мы это поймем, "тем больше у нас шансов не скатиться до уровня пользователей чужих технологий, а начать разрабатывать свои и продавать их всему миру"

Сегодня во всем мире отмечается День детских изобретений. Символично, что датой Дня выбран день рождения одного из выдающихся американцев — Бенджамина Франклина. Замечательно, что свое первое изобретение — пару ласт для плавания, которые надевались на руки, — Бен Франклин изобрел в возрасте 12 лет.

Знаете ли вы, что именно дети или подростки изобрели в разные годы водные лыжи, меховые наушники, фруктовое мороженое на палочке и шрифт Брайля? Всего ежегодно более 500 тысяч детей и подростков изобретают различные гаджеты и игры, создают и модифицируют роботов и технику. 

Официальной датой Дня детей-изобретателей (Kid Inventors’ Day) выбран день рождения Бенджамина Франклина (Benjamin Franklin). Любопытно, что своё первое изобретение — ласты для плавания, которые надевались на руки, — Бен Франклин создал в возрасте 12 лет. Американцы вообще умеют рекламировать таланты своих соотечественников. По крайней мере не замалчивать.

Юный соотечественник Франклина, 13-летний Бенни Бенсон, в 1926 году отправил свой эскиз на конкурс Государственного флага Аляски. Синий цвет, символизирующий небо и официальный цветок штата — незабудку, изображение созвездия Большой Медведицы и Полярной звезды привели мальчика к победе. Или, например, батут. В 1930 году, наблюдая за соревнованиями воздушных гимнастов, некий Джордж Ниссен обратил внимание на то, как гимнасты в конце своего выступления прыгают на страховочную сетку. На этом выступление акробатов обычно заканчивалось, но 16-летний подросток задумался и решил смастерить «подпрыгивающую установку», на которой можно было бы подпрыгивать и выполнять различные трюки в воздухе. Среди детских находок также, например, снегоход. Ну а, пожалуй, образцово-детское изобретение — это самый обычный пластилин. Его изобрела школьница — внучка известного производителя чистящего средства для обоев Клео Маквикера, предложив использовать пасту для очищения обоев для игры.

А что же наши дети? Неужели с уходом из активной жизни многочисленных домов пионеров и массового журнала «Юный техник» наши дети стали меньше изобретать и фантазировать? Отнюдь нет!


Ежегодно более 500 тысяч детей и подростков изобретают различные гаджеты и игры, создают и модифицируют роботов и технику. Все детские изобретения, несомненно, делают нашу жизнь удобнее и интереснее. И сегодня именно тот день, в который нужно порадоваться изобретательности юных гениев, оценить значимость их многочисленных изобретений и поощрить разносторонние детские таланты.

Мы расскажем о нескольких изобретениях, которые придумали дети. И о книгах, которые смогут вырастить маленького изобретателя.


8 изобретений детей, перевернувших мир


Меховые наушники

15-летний американец Честер Гринвуд в 1873 году изобрел наушники от холода. У первых таких наушников, которые по просьбе подростка сделала его бабушка, с внешней стороны был мех бобра, а с внутренней — бархат. 13 марта 1877 года Честеру удалось запатентовать свое изобретение. Последующие 60 лет своей жизни он посвятил разработке и производству средств защиты ушей от шумов и холода. В его честь, в штате Мэн с 1977 года отмечается праздник — День Честера Гринвуда (21 декабря).

Снегоход

По одной из версий, первый снегоход изобрел 15-летний канадец Жозеф-Арман Бомбардье в 1922 году. С помощью запчастей от старого «Форда» он смог соорудить снегоход за неделю. Устройство проехало около мили. Брат Армана Леопольд управлял снегоходом с помощью двух веревок, которые были завязаны на полозьях, а Арман контролировал вручную подачу топлива. В дальнейшем Арман продолжил заниматься изобретениями разнообразных технических устройств, а к идее снегохода вернулся лишь в 1957 году. Снегоход получил название «Ski-Doo» и был запущен в серийное производство. Сейчас «Ski-Doo» является одной из самых популярных марок снегоходов.

Фруктовый лед

Мороженое на палочке — фруктовый лед придумал и впервые сделал 11-летний американец Фрэнк Эпперсон. Спустя год мальчик стал продавать свое изобретение в парках и возле кинотеатров, но повзрослев, решил заниматься продажей недвижимости. Лишь спустя 20 лет он запатентовал свое изобретение и наладил серийное производство. В годы экономического кризиса в США это мороженое выпускали с двумя палочками, чтобы им можно было с кем-нибудь поделиться, полакомиться необычным десертом.
Шрифт Брайля

Рельефно-точечный тактильный шрифт, который предназначен для письма и чтения незрячими людьми, разработал в 1824 году 15-летний француз Луи Брайль. Луи потерял зрение в возрасте трех лет, из-за воспаления глаз, после того как мальчик поранился сапожным шилом в мастерской отца. Первой книгой, которая была напечатана этим шрифтом, стала «История Франции», вышедшая в 1837 году.

Пластилин

Пластилин обязан своим появлением внучке производителя клея для обоев Клео Маквикера. Средство, использовавшееся для очищения обоев от угольной пыли, девочка предложила своему деду использовать для игры. Из вещества убрали чистящий компонент, добавив красители.


Флаг Аляски

Флаг придумал в 1926 году 13-летний юноша Бенни Бенсон, имевший русско-алеутско-шведское происхождение. Флаг победил на конкурсе, и через год был утвержден официальным символом Аляски.


Изобретательский интерес может проснуться в любом возрасте. Вот еще несколько изобретений, придуманных детьми:

— В 3000 году до н. э. четырнадцатилетняя китайская императрица Си Лин Ши открыла способ изготовления шелка.

— В 1960 Тереза и Мэри Томпсон в возрасте восьми и девяти лет придумали палатку на солнечной энергии.

— В 1968 Бэтти Гэллоуэй в возрасте десяти лет придумала игрушку, которая пускает мыльные пузыри.

— В 1992 Джини Лоу в возрасте десяти лет придумала складную детскую табуреточку, которую легко убрать в шкаф.

Сделаем небольшой экскурс в историю для того, чтобы понять значимость изобретений. Каждый желающий может в Интернете набрать «сто великих изобретений» и подробно ознакомиться с ними. Я остановлюсь на том, как некоторые из них изменили мир.

Дальнобойный лук, изобретение которого приписывают гуннам или даже догуннской цивилизации – сюннам, значительно расширил способы ведения войны и позволил легким всадникам с трехсот метров расстреливать воинов в доспехах, что привело к изменению карты мира. Стремена, изобретенные в Китае в начале первого тысячелетия и быстро распространившиеся на Востоке, дали огромное преимущество кочевникам в западных завоеваниях. Стремена позволили прицельно метать дротик и стрелять из лука, а также, встав на них, всадники могли поражать противника ударом сверху. Эти новые возможности ведения боя, как многие считают, ускорили падение Римской империи, воинам которой стремена были неизвестны. Все эти изобретения можно смело отнести к высоким технологиям своего времени. Более подробно древние изобретения описаны в следующей главе.

Хочется также отметить, что в списке наиболее значимых изобретений XX века наряду с атомной энергетикой, транзистором и лазером присутствуют, например, шариковая авторучка и застежка «молния». Это связано с широчайшим распространением последних. Понятно, что обычному человеку не придумать атомную энергетику, а вот нечто простое, но всем нужное, часто изобретают непрофессионалы.

А вот «Кока-Кола» родилась по ошибке, когда фармацевт Джон Памбертон в лекарственный сироп влил вместо обыкновенной воды – газированную.

Интересно также рождение микроволновой печи. Исследователь Перси Спенсер, изучая работу радара, прошел перед его излучателем с шоколадным батончиком, который расплавился. После серии экспериментов родилась первая микроволновая печь. А вот Нильс Финсен (1860–1904) открыл благотворное влияние электромагнитного излучения на организм человека, а затем изобрел способ лечения некоторых болезней, глядя на кота на крыше, который для своего лежания выбирал солнечные места. В 1903 году Финсен за эти работы был удостоен Нобелевской премии [5].


Любопытно будет посмотреть, а как же к изобретателям относились власть имущие в другие времена и в других странах? Если: ответить коротко – по-разному. Некоторые примеры отношения власти к изобретателям уже приведены в предыдущих главах, здесь же более подробно коснемся этого вопроса. Как отмечает

В. Мухачев в своей книге «Как рождаются изобретения», египтяне обожествляли изобретателей со всеми: вытекающими: отсюда последствиями. «… В Древней Греции за дарованные изобретения приносились в жертву целые стада быков…» В Китае по одной версии: раб из восточного Туркестана за изобретение бумаги был предан смерти самым почетным образом, по другой версии изобрел бумагу в 105 году китайский чиновник Цай Лунь, которому были дарованы высший титул и богатство, и имя которого вошло в историю человечества. На самом деле этапов создания и усовершенствования бумаги было много, и у всех них были свои изобретатели.

Не могут забыться кадры ослепления строителей храма в фильме Тарковского «Андрей Рублев», основанные на реальных событиях, связанных с желанием князя быть единственным обладателем такого храма. Это тоже можно считать своеобразным признанием человеческого гения. В любом из перечисленных случаев недооценки изобретательского труда не было.

В средние века жизнь изобретателей складывалась по-разному и они не всегда находили понимание у властей. Королева Англии Елизавета Первая запретила под страхом смерти производить и продавать вязальный станок, изобретенный Уильямом Ли в 1589 году, а также посоветовала ему жить честным трудом. Объяснила она это заботой о вязальщицах, которые могли остаться без работы. Станок же был уничтожен самими вязальщицами. Слава Богу, вечный английский соперник – Франция помогла внедрить это изобретение, с которого и началось все технологическое развитие Европы. Уильям Ли переехал во Францию и при покровительстве Генриха Четвертого организовал в Руане центр фабричного вязания. И только после смерти Ли англичане оценили его изобретение и наладили у себе вязальное производство.

Другой пример. Хотя Наполеону и принадлежит фраза, что «гениальные люди это метеоры, призванные сгореть, чтобы озарить свой век», а также общеизвестен его интерес к научным достижениям и поддержка изобретателей, тем не менее он не оценил достоинства парохода Роберта Фултона (1765–1815), сочтя его изобретение химерическим. Справедливости ради надо отметить, что Наполеон отдал проект парохода на экспертизу ученым, которые ему ответили: «Государь, мы действительно обнаружили, пар имеет двигательную силу, но столь слабую, что он едва сможет двигать детскую игрушку» . Через некоторое время флот Наполеона, подготовленный для вторжения в Англию, из-за длительного штиля не смог тронуться с места и выполнить намеченное. Позже, направлявшийся в ссылку Наполеон, глядя на быстро бегущий мимо него пароход, воскликнул: «Какие же возможности я упустил, не желая рисковать!»

Детские изобретения не обязательно должны быть известны всему миру. Сколько простых, необходимых в быту вещиц созданы детскими руками в результате нестандартного мышления и любви к мамам и папам.
Возможно, он не просто так бездельничает, валяясь на диване. Кто знает, может быть, именно в эту минуту он размышляет над очередным важным изобретением, которое поразит, если не все Человечество, то ближайшее окружение.
Открытия свершаются не только в результате кропотливой работы, но и в процессе длительных размышлений.В детском возрасте все творили чудеса изобретательности: придумывали сюжеты и правила новых игр, сочиняли всевозможные отговорки, оправдывая какие-либо поступки, создавали незамысловатые приспособления для всяких мелочей.
Думали, что нет ничего невозможного, и пытались изобрести невероятные вещи. Изобретали те, кто настойчиво добивался воплощения мечты, желаний, целей.

Практическая часть:

Вопроса на развитие креативного мышления

Качества изобретателей



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!