СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Деятельность человека

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Деятельность человека»

1.3Деятельность человека

  • Де­ятельность

  • Пот­ребнос­ти

  • Ви­ды де­ятельно­сти

Деятельность

Вза­имо­действие че­лове­ка с ок­ру­жа­ющей сре­дой про­ис­хо­дит в про­цес­се его де­ятельно­сти.

Де­ятельность — про­яв­ле­ние ак­тивнос­ти че­лове­ка в ка­кой-ли­бо сфе­ре его су­щес­тво­вания.

В от­ли­чие от жи­вот­ных че­ловек не только прис­по­саб­ли­ва­ет­ся к ок­ру­жа­ющей сре­де, но и стре­мит­ся пре­об­ра­зовать ее. Действия жи­вот­ных, свя­зан­ные с до­быва­ни­ем пи­щи, обус­тройством нор и гнезд, вос­пи­тани­ем де­тены­шей и т.д., ос­но­ваны на ин­стинктах, тог­да как че­ловек ис­пользу­ет опыт пред­шес­твен­ни­ков, об­ду­мыва­ет свои пос­тупки, прог­но­зиру­ет их пос­лед­ствия. Та­ким об­ра­зом, че­лове­че­ская де­ятельность ос­но­вана на пред­ва­рительном ос­мысле­нии всех ее эта­пов. В свя­зи с этим вы­деля­ют та­кую раз­но­вид­ность де­ятельно­сти, как мыс­ли­тельную.

Субъек­том де­ятельно­сти, т.е. тем, кто ее осу­щест­вля­ет, яв­ля­ют­ся че­ловек, груп­па лю­дей, го­сударст­вен­ная или об­ще­ствен­ная ор­га­низа­ция. Субъект в сво­ей де­ятельно­сти воз­действу­ет на объект, в ка­чес­тве ко­торо­го мо­гут выс­ту­пать раз­личные пред­ме­ты как ес­тес­твен­но­го, так и ис­кус­ствен­но­го про­ис­хожде­ния, рас­те­ния и жи­вот­ные, от­но­шения меж­ду людьми. Так, из ру­ды про­из­во­дят ме­талл, из гли­ны де­ла­ют по­суду, из кир­пи­чей стро­ят дом. Фер­мер об­ра­баты­ва­ет зем­лю, вы­ращи­вая на ней сельско­хозяйствен­ные культу­ры, раз­во­дит ко­ров и сви­ней. Муж­чи­на и жен­щи­на всту­па­ют в брак, ре­гис­три­руя свои лич­ные от­но­шения.

Во мно­гих сфе­рах де­ятельно­сти че­ловек не мо­жет со­вер­шать действий без при­мене­ния ору­дий. Это мо­гут быть ору­дия тру­да, пред­ме­ты бы­та, средс­тва тран­спор­та, раз­личные но­сите­ли ин­форма­ции (кни­ги, те­леви­дение, компьюте­ры и др.). При­чем мно­гие ору­дия прис­по­соб­ле­ны только к оп­ре­делен­но­му ви­ду че­лове­че­ской де­ятельно­сти.

Субъект, объект и ору­дие де­ятельно­сти пред­став­ля­ют в со­вокуп­ности ее струк­ту­ру. Де­ятельность не мо­жет быть пол­но­цен­ной без ка­кого-ли­бо эле­мен­та ее струк­ту­ры. От­сутс­твие объек­та де­ла­ет лю­бое про­яв­ле­ние ак­тивнос­ти бес­цельным. В большинс­тве слу­ча­ев нельзя до­биться ожи­да­емо­го ре­зульта­та го­лыми ру­ками — не­об­хо­димо ис­пользо­вать те или иные ору­дия. А без субъек­та де­ятельность во­об­ще не­воз­можна.

Де­ятельность не­пос­редс­твен­но свя­зана с мыш­ле­ни­ем.

Мыш­ле­ние — про­цесс от­ра­жения объек­тивной действи­тельно­сти, пе­рера­бот­ки ин­форма­ции и ус­та­нов­ле­ния свя­зей меж­ду объек­та­ми и яв­ле­ни­ями ок­ру­жа­юще­го ми­ра.

Де­ятельность име­ет це­лена­прав­ленный ха­рак­тер. Пос­та­нов­ка це­ли де­ятельно­сти ак­ти­визи­ру­ет стрем­ле­ние че­лове­ка до­биться же­ла­емо­го ре­зульта­та.

Цель — мыс­ленная мо­дель бу­дуще­го ре­зульта­та, к ко­торо­му стре­мит­ся субъект в хо­де сво­ей де­ятельно­сти.

Цель мо­жет быть сфор­му­лиро­вана в ус­тной или письмен­ной фор­ме, вы­ражаться гра­фичес­ки, со­дер­жаться в со­зна­нии че­лове­ка, но глав­ное, что­бы че­ловек чет­ко пред­став­лял се­бе, че­го он хо­чет до­биться. Цель дол­жна быть ре­альной. Мож­но пос­та­вить цель изоб­рести веч­ный дви­гатель, сле­тать на Лу­ну, найти клад, стать пре­зиден­том и т.д., но та­кие же­лания не всег­да сов­па­да­ют с ре­альны­ми ус­ло­ви­ями ок­ру­жа­юще­го ми­ра и воз­можнос­тя­ми са­мого че­лове­ка.

Не­сом­ненно, же­лание до­биться че­го-ли­бо име­ет ог­ромное зна­чение для дос­ти­жения це­ли де­ятельно­сти. Од­на­ко час­то бы­ва­ет, что од­но­го же­лания ока­зыва­ет­ся не­дос­та­точ­но. Ус­пех в дос­ти­жении це­ли во мно­гом за­висит от средств, к ко­торым мо­гут быть от­не­сены ору­дия тру­да, ма­тери­алы, зна­ния, опыт, кон­крет­ные действия че­лове­ка на пу­ти к же­ла­емо­му. При­чем средс­тва дол­жны со­от­ветс­тво­вать и це­ли, и объек­ту де­ятельно­сти. Мы не смо­жем вы­рыть яму ру­ками. Но ес­ли иног­да для это­го дос­та­точ­но ло­паты, то для рытья кот­ло­вана на­до ис­пользо­вать эк­ска­ватор. Мож­но ид­ти не­сколько ча­сов до мес­та наз­на­чения пеш­ком, а мож­но за не­сколько ми­нут до­ехать на ма­шине.

Ес­ли в ка­чес­тве средств выс­ту­па­ют действия че­лове­ка, то они не дол­жны ущем­лять ин­те­ресы дру­гих лю­дей.

До­пус­тим, че­ловек пос­та­вил пе­ред со­бой цель при­об­рести ав­то­мобиль. Он мо­жет выб­рать два пу­ти. Пер­вый — ку­пить ав­то­мобиль, вто­рой — ук­расть его. В обо­их слу­ча­ях цель при­об­ре­тения ав­то­моби­ля бу­дет дос­тигну­та. Но кра­жа ав­то­моби­ля на­руша­ет пра­ва его за­кон­но­го вла­дельца и, кро­ме то­го, яв­ля­ет­ся уго­лов­ным прес­тупле­ни­ем. До­биться слу­жеб­но­го по­выше­ния мож­но упор­ным тру­дом, а мож­но пу­тем ус­тра­нения со­пер­ни­ков с по­мощью ин­триг и кле­веты. Но да­же ес­ли ин­три­ги вам по­могут и вы займе­те вы­сокую дол­жность, в гла­зах сос­лу­жив­цев вы бу­дете не­чес­тным че­лове­ком, с ко­торым не сто­ит иметь де­ло. Та­ким об­ра­зом, действуя по прин­ци­пу «цель оп­равды­ва­ет средс­тва», субъект на­носит вред ок­ру­жа­ющим и соз­да­ет проб­ле­мы для са­мого се­бя.

Де­ятельность не пред­став­ля­ет со­бой од­но­род­ный про­цесс. Нап­ри­мер, что­бы под­го­товить до­маш­нее за­дание, уче­ник чи­та­ет учеб­ник, от­ве­ча­ет на воп­ро­сы к па­раг­ра­фу, вы­пол­ня­ет за­дание в тет­ра­ди и т.д. Та­ким об­ра­зом, он со­вер­ша­ет ряд пос­ле­дова­тельных действий, ко­торые в ко­неч­ном сче­те при­водят его к дос­ти­жению пос­тавлен­ной це­ли — вы­пол­не­нию до­маш­не­го за­дания.

Оди­нако­вые ви­ды де­ятельно­сти раз­ные лю­ди вы­пол­ня­ют по-раз­но­му.

По­веде­ние — внеш­ние про­яв­ле­ния де­ятельно­сти.

В по­веде­нии от­ра­жа­ет­ся от­но­шение че­лове­ка к ок­ру­жа­ющим лю­дям. Один че­ловек ува­жите­лен с людьми, дру­гой — над­ме­нен. Кто-то от­ветс­твен­но от­но­сит­ся к вы­пол­не­нию ра­боты, а кто-то от­лы­нива­ет. От че­го же за­висит по­веде­ние че­лове­ка? Как оп­ре­делить, пло­хое оно или хо­рошее? Кри­тери­ем оцен­ки по­веде­ния слу­жат пра­вила, ус­та­нов­ленные в об­ще­стве. Ес­ли по­веде­ние не со­от­ветс­тву­ет этим нор­мам, оно осуж­да­ет­ся чле­нами об­ще­ства.

Важ­ную роль в осу­щест­вле­нии де­ятельно­сти иг­ра­ет ее мо­тива­ция, т.е. то, что по­буж­да­ет че­лове­ка действо­вать.

Мо­тив — осоз­нанное по­буж­де­ние, ко­торым ру­ководс­тву­ет­ся субъект при со­вер­ше­нии то­го или ино­го действия.

По­буди­тельны­ми при­чина­ми мо­гут быть как ма­тери­альные, так и не­мате­ри­альные ус­ло­вия жиз­ни че­лове­ка.

Потребности

Ощу­щение не­дос­татка в чем-ли­бо, ма­тери­альный и ду­хов­ный дис­комфорт ак­ти­визи­ру­ют де­ятельность че­лове­ка. Мо­тивом в этом слу­чае выс­ту­па­ют по­треб­ности.

Пот­ребнос­ти — осоз­на­ва­емая и пе­режи­ва­емая че­лове­ком за­виси­мость от ус­ло­вий его су­щес­тво­вания.

По­яв­ле­ние ощу­щения не­удов­летво­рен­ности вы­нуж­да­ет че­лове­ка про­яв­лять ак­тивность с целью вер­нуться в со­сто­яние рав­но­весия, что и про­ис­хо­дит пос­ле удов­летво­рения по­треб­ности.

Клас­си­фика­цию по­треб­ностей пред­ло­жил аме­рикан­ский пси­холог Аб­ра­хам Мас­лоу (схе­ма 2).

Схема 2.Классификация по­требностей по А.Маслоу

Мас­лоу рас­по­ложил по­треб­ности в и­ерар­хи­чес­ком по­ряд­ке — от низ­ших к выс­шим. К низ­шим (или пер­вичным, врож­денным) он от­нес фи­зи­оло­гичес­кие по­треб­ности и по­треб­ности в бе­зопас­ности, а к выс­шим (или вто­рич­ным, при­об­ре­тен­ным) — со­ци­альные, прес­тижные и ду­хов­ные по­треб­ности.

Фи­зи­оло­гичес­кие (или ви­тальные, т.е. свя­зан­ные с сох­ра­нени­ем че­лове­че­ской жиз­ни) по­треб­ности воз­ни­ка­ют у че­лове­ка с рож­де­ния. Он нуж­да­ет­ся в еде, сне, теп­ле. Пот­ребность в вос­про­из­вод­стве се­бе по­доб­ных, рож­де­нии де­тей то­же от­но­сят к фи­зи­оло­гичес­ким, а точ­нее, к сек­су­альным по­треб­ностям.

Пот­ребнос­ти в бе­зопас­ности (или эк­зистен­ци­ональные по­треб­ности) вы­ража­ют­ся в стрем­ле­нии че­лове­ка за­щитить свою жизнь и жизнь сво­их близ­ких от ка­ких-ли­бо по­сяга­тельств, из­бе­жать на­силия, сох­ра­нить здо­ровье, быть уве­рен­ным в зав­траш­нем дне. Пос­леднее ка­са­ет­ся не только фи­зиче­ской бе­зопас­ности, но и эко­номи­че­ских ос­нов су­щес­тво­вания — дос­тойно­го уров­ня жиз­ни, со­ци­альных га­ран­тий и т.д.

Со­ци­альные по­треб­ности ре­али­зу­ют­ся в про­цес­се об­ще­ния лю­дей. Че­ловек не мо­жет жить вне со­ци­ума. Он вза­имо­действу­ет с дру­гими людьми до­ма, в шко­ле, на ра­боте и т.д. Он нуж­да­ет­ся в люб­ви, друж­бе, за­боте со сто­роны ок­ру­жа­ющих и сам го­тов от­ве­чать им тем же.

Прес­тижные по­треб­ности вы­ража­ют­ся в же­лании че­лове­ка вы­делиться сре­ди ок­ру­жа­ющих. Он стре­мит­ся луч­ше учиться, по­лучить прес­тижную ра­боту, прод­ви­нуться по слу­жеб­ной лес­тни­це. В удов­летво­рении прес­тижных по­треб­ностей большую роль иг­ра­ют са­мо­оцен­ка че­лове­ка, стрем­ле­ние к дос­ти­жению ус­пе­ха, со­по­став­ле­ние це­лей и ре­альных воз­можнос­тей их дос­ти­жения. По­это­му та­кие по­треб­ности на­зыва­ют еще эго­ис­ти­чес­ки­ми.

Ду­хов­ные по­треб­ности свя­заны с твор­ческой ак­тивностью че­лове­ка, его стрем­ле­ни­ем к са­море­али­зации. Они мно­гог­ранны и за­висят от ря­да фак­то­ров. Од­ни лю­ди удов­летво­ря­ют свои ду­хов­ные по­треб­ности пу­тем прос­мотра те­леви­зи­он­ных прог­рамм, дру­гие — хо­дят в ки­но, те­ат­ры, му­зеи, третьи — соз­да­ют про­из­ве­дения ли­тера­туры и ис­кус­ства.

Пер­вичные по­треб­ности урав­ни­ва­ют че­лове­ка с жи­вот­ны­ми. Пот­ребнос­ти в пи­ще, сне, бе­зопас­ности час­то про­яв­ля­ют­ся у лю­дей на уров­не ин­стинктов. Но в от­ли­чие от жи­вот­ных пер­вичные по­треб­ности че­лове­ка со­ци­альны. Че­ловек мо­жет от­дать пос­ледний ку­сок хле­ба нуж­да­юще­муся, не сом­кнуть глаз у пос­те­ли больно­го. Ис­то­рия зна­ет не­мало слу­ча­ев са­мопо­жер­тво­вания, ког­да лю­ди шли на смерть ра­ди жиз­ни близ­ких, сво­боды сво­его на­рода. Пот­ребность в еде мы мо­жем удов­летво­рить, съев бу­тер­брод, а еще мо­жем кра­сиво сер­ви­ровать стол, за­жечь све­чи, вклю­чить при­ят­ную му­зыку.

Пер­вичные по­треб­ности при­сущи в той или иной сте­пени всем лю­дям, вто­рич­ные же — про­яв­ля­ют­ся не у всех. Кто-то лю­бит шум­ные ком­па­нии, всег­да го­тов под­держать бе­седу, кто-то зам­кнут и об­ща­ет­ся только по не­об­хо­димос­ти в шко­ле или на ра­боте, по­тому что это­го об­ще­ния ему прос­то не из­бе­жать. Од­ни лю­ди рвут­ся впе­ред, стре­мят­ся стать ли­дера­ми в ком­па­нии, ру­ково­дите­лями на ра­боте. Дру­гие лю­ди, за­няв оп­ре­делен­ное по­ложе­ние в об­ще­стве, ос­та­нав­ли­ва­ют­ся на дос­тигну­том, ос­та­вив на­мере­ние про­дол­жать карьеру.

Со­ци­оло­ги до­каза­ли, что че­лове­ка к действию по­буж­да­ют только не­удов­летво­рен­ные по­треб­ности.

Ес­ли мы хо­тим есть, мы ищем воз­можность удов­летво­рить чувс­тво го­лода. Ес­ли мы за­хотим по­об­щаться с друзьями, мы встре­тим­ся с ни­ми. Ес­ли мы хо­тим под­няться по слу­жеб­ной лес­тни­це, мы стре­мим­ся по­лучить но­вые зна­ния, пе­ренять опыт, от­ветс­твен­но вы­пол­нять по­руче­ния на­чальни­ка.

В то же вре­мя мы не мо­жем прис­ту­пить к удов­летво­рению прес­тижных по­треб­ностей, ес­ли не удов­летво­рены со­ци­альные, а со­ци­альные не бу­дут ак­ту­альны без удов­летво­рения пер­вичных по­треб­ностей. Ведь го­лод­ный че­ловек больше бу­дет ду­мать о по­ис­ке пи­щи, чем об об­ще­нии и карьере. В этом в пол­ной ме­ре про­яв­ля­ет­ся прин­цип и­ерар­хии по­треб­ностей.

Ис­клю­чение из это­го пра­вила со­став­ля­ют в не­кото­рых слу­ча­ях ду­хов­ные по­треб­ности. Ис­пы­тывая не­дос­та­ток в пи­ще, теп­ле, об­ще­нии, че­ловек тем не ме­нее тя­нет­ся к прек­расно­му. Он чи­та­ет кни­ги, слу­ша­ет му­зыку, сле­дит за про­ис­хо­дящи­ми в стра­не и ми­ре со­быти­ями. В ис­то­рии встре­ча­ет­ся не­мало при­меров, ког­да твор­ческие лич­ности, жи­вя в бед­ности, соз­да­вали бес­смертные про­из­ве­дения ли­тера­туры и ис­кус­ства. С дру­гой сто­роны, сре­ди ма­тери­ально обес­пе­чен­ных лю­дей встре­ча­ют­ся та­кие, ко­торые не за­ботят­ся о сво­ем ду­хов­ном раз­ви­тии, тра­тя си­лы в по­гоне за карьер­ным ус­пе­хом и деньга­ми.

Ду­хов­ная сфе­ра раз­ви­ва­ет­ся не­зави­симо от ма­тери­ально­го бла­госо­сто­яния че­лове­ка.

Не­малую роль в удов­летво­рении по­треб­ностей иг­ра­ют спо­соб­ности и ин­те­ресы лич­ности.

Спо­соб­ности — ин­ди­виду­альные свойства лич­ности, яв­ля­ющи­еся субъек­тивны­ми ус­ло­ви­ями ус­пешно­го осу­щест­вле­ния оп­ре­делен­но­го ро­да де­ятельно­сти.

Спо­соб­ности не сво­дят­ся к име­ющим­ся у ин­ди­вида зна­ни­ям, уме­ни­ям, на­выкам. Они про­яв­ля­ют­ся в быс­тро­те, глу­бине и проч­ности ов­ла­дения спо­соба­ми и при­ема­ми то­го или ино­го ви­да де­ятельно­сти.

Ин­те­рес — по­ложи­тельно ок­ра­шен­ный эмо­ци­ональный про­цесс, свя­зан­ный с же­лани­ем уз­нать что-то но­вое об объек­те ин­те­реса, по­вышен­ным вни­мани­ем к не­му.

В удов­летво­рении по­треб­ностей, так же как и в про­цес­се всей сво­ей де­ятельно­сти, че­ловек ори­ен­ти­ру­ет­ся на сис­те­му цен­ностей и иде­алов, при­нятых в об­ще­стве.

К цен­ностям и иде­алам от­но­сят­ся пред­став­ле­ния о счастье и смыс­ле жиз­ни, по­нятия чес­ти, дол­га, доб­ра и спра­вед­ли­вос­ти (цен­ности меж­личнос­тно­го об­ще­ния), воп­ро­сы прес­тижнос­ти ма­тери­ально­го и слу­жеб­но­го по­ложе­ния, де­мок­ра­тиче­ские пра­ва и сво­боды, цен­ности мо­рально­го ха­рак­те­ра. Сис­те­ма цен­ностей фор­ми­ру­ет­ся в об­ще­стве пос­те­пен­но. Об­щес­тво от­бра­сыва­ет чуж­дые ему от­но­шения и вста­ет на за­щиту по­ложи­тельных про­яв­ле­ний, прев­ра­щая их в цен­ности и иде­алы, за­креп­ленные в раз­но­го ро­да нор­мах (пра­вилах по­веде­ния) — мо­ральных, эти­чес­ких, кор­по­ратив­ных, пра­вовых и т.д.

Виды деятельно­сти

Де­ятельность лю­дей про­яв­ля­ет­ся в раз­личных сфе­рах жиз­ни об­ще­ства. В свя­зи с этим вы­деля­ют не­сколько ви­дов де­ятельно­сти (схе­ма 3).

Схема 3.Виды деятельно­сти

Преж­де все­го де­ятельность мож­но раз­де­лить на прак­ти­чес­кую и ду­хов­ную. Прак­ти­чес­кая де­ятельность на­прав­ле­на на пре­об­ра­зова­ние ок­ру­жа­юще­го ми­ра. В за­виси­мос­ти от объек­та воз­действия прак­ти­чес­кую де­ятельность де­лят на ма­тери­ально-про­из­вод­ствен­ную, из­ме­ня­ющую при­роду, и со­ци­альную, вли­яющую на об­ще­ство. Ду­хов­ная де­ятельность свя­зана с со­зна­ни­ем че­лове­ка. Она со­сто­ит из поз­на­вательной де­ятельно­сти, про­яв­ля­ющейся в осо­зна­нии всех эле­мен­тов ок­ру­жа­юще­го ми­ра, из оце­ноч­ной де­ятельно­сти, в хо­де ко­торой оп­ре­деля­ют­ся при­ори­теты, все яв­ле­ния рас­смат­ри­ва­ют­ся с по­ложи­тельной или от­ри­цательной сто­роны, и прог­ности­чес­кой де­ятельно­сти, свя­зан­ной с рас­смот­ре­ни­ем воз­можных ва­ри­ан­тов раз­ви­тия и пла­ниро­вани­ем сво­их действий.

В за­виси­мос­ти от ре­зульта­тов де­ятельность мож­но раз­де­лить на со­зида­тельную и раз­ру­шительную.

Большинс­тво дос­ти­жений че­лове­че­ства есть ре­зультат его со­зида­тельной де­ятельно­сти. Но мно­гие из этих дос­ти­жений по­гиб­ли во вре­мя войн и ре­волю­ций, ко­торые бы­ли про­яв­ле­ни­ями раз­ру­шительной де­ятельно­сти. В то же вре­мя воз­ни­ка­ет воп­рос: с ка­кой по­зиции сле­ду­ет рас­смат­ри­вать со­зда­ние но­вых ви­дов во­ен­ной тех­ни­ки? С точ­ки зре­ния на­уч­но-тех­ни­че­ско­го раз­ви­тия это, не­сом­ненно, про­яв­ле­ние со­зида­тельной де­ятельно­сти, в хо­де ко­торой соз­да­ет­ся что-то но­вое. Но во­ен­ная тех­ни­ка из­на­чально на­целе­на на раз­ру­шение. По­это­му в оцен­ке это­го ви­да че­лове­че­ской де­ятельно­сти воз­ни­ка­ет про­тиво­речие.

В за­виси­мос­ти от форм де­ятельность раз­де­ля­ют на тру­довую, до­суго­вую, об­ра­зова­тельную, твор­ческую, на­уч­ную, по­лити­че­скую, пре­пода­вательскую и др.

Тру­довая де­ятельность про­яв­ля­ет­ся в раз­личных сфе­рах жиз­ни че­лове­ка. Он тру­дит­ся на ра­боте, до­ма, на дач­ном учас­тке и т.д.

В за­виси­мос­ти от ре­зульта­та труд под­разде­ля­ет­ся на про­из­во­дительный и не­про­из­во­дительный.

Про­из­во­дительный труд свя­зан с со­зда­ни­ем раз­но­об­разных ма­тери­альных пред­ме­тов. Нап­ри­мер, че­ловек ра­бота­ет на за­воде, из­го­тав­ли­ва­ет де­тали, из ко­торых за­тем со­бира­ют ка­кое-ли­бо из­де­лие (те­леви­зор, пы­лесос, ав­то­мобиль и др.). По окон­ча­нии ра­боче­го дня он при­ходит до­мой, го­товит еду и пос­вя­ща­ет сво­бод­ное вре­мя лю­бимо­му де­лу (хоб­би), на­при­мер: со­бира­ет ра­ди­оп­ри­ем­ник, вы­реза­ет из де­рева фи­гур­ки и т.д. В вы­ход­ные ле­том на да­че он воз­де­лыва­ет ого­род, а осенью со­бира­ет уро­жай. Все это при­меры про­из­во­дительно­го тру­да.

Не­про­из­во­дительный труд на­прав­лен не на со­зда­ние, а на об­слу­жива­ние ма­тери­альных пред­ме­тов. В эко­номи­че­ской сфе­ре не­про­из­во­дительный труд свя­зан с ока­зани­ем ус­луг: пе­ревоз­ка то­варов, их пог­рузка, га­ран­тийное об­слу­жива­ние и т.д. В бы­товой сфе­ре к не­про­из­во­дительно­му тру­ду от­но­сят­ся убор­ка квар­ти­ры, мытье по­суды, ре­монт до­ма и др.

И про­из­во­дительный и не­про­из­во­дительный труд оди­нако­во важ­ны. Ес­ли бы су­щес­тво­вало только про­из­вод­ство про­мыш­ленной про­дук­ции, но от­сутс­тво­вали ус­лу­ги по ее ре­мон­ту, то свал­ки за­пол­ни­лись бы сло­ман­ны­ми пред­ме­тами бы­товой тех­ни­ки, ав­то­моби­лями, ме­белью и т.д. За­чем по­купать но­вую вещь, ес­ли це­лесо­об­разнее по­чинить ста­рую?

Но че­лове­че­ство соз­да­ет не только ма­тери­альные пред­ме­ты. Оно на­копи­ло ог­ромный культур­ный опыт, зак­лю­чен­ный в ли­тера­туре, на­уке, ис­кус­стве. Как клас­си­фици­ровать та­кой вид тру­да? В этом слу­чае го­ворят об ин­теллек­ту­альном тру­де, или ду­хов­ном про­из­вод­стве. Для вы­деле­ния та­кого ви­да тру­да пот­ре­бова­лась осо­бая клас­си­фика­ция, а имен­но де­ление тру­да на умс­твен­ный и фи­зиче­ский.

Че­лове­чес­тво дол­гие ве­ка сво­ей ис­то­рии зна­ло пре­иму­щес­твен­но только фи­зиче­ский труд. Мно­гие ра­боты про­из­во­дились с по­мощью мус­кульной си­лы че­лове­ка. Иног­да че­лове­ка за­меня­ли жи­вот­ные. Умс­твен­ный труд был пре­рога­тивой мо­нар­хов, жре­цов и фи­лосо­фов.

С раз­ви­ти­ем на­уки и тех­ни­ки, по­яв­ле­ни­ем ма­шин в про­мыш­ленном про­из­вод­стве фи­зиче­ский труд все бо­лее за­менял­ся умс­твен­ным. До­ля ра­бот­ни­ков, за­нятых умс­твен­ным тру­дом, по­сто­ян­но уве­личи­валась. Это — уче­ные, ин­же­неры, ме­нед­же­ры и др. В XX в. не без ос­но­вания за­гово­рили об объек­тивном сли­янии умс­твен­но­го и фи­зиче­ско­го тру­да. Ведь да­же са­мая прос­тая ра­бота тре­бу­ет сейчас оп­ре­делен­но­го объема зна­ний.

В го­товом ви­де при­рода да­ет нам очень ма­ло. Без при­ложе­ния тру­да нельзя соб­рать да­же гри­бы и яго­ды в ле­су. В большинс­тве слу­ча­ев при­род­ные ма­тери­алы под­верга­ют­ся слож­ной об­ра­бот­ке. Та­ким об­ра­зом, тру­довая де­ятельность не­об­хо­дима для то­го, что­бы прис­по­саб­ли­вать про­дук­ты при­роды под по­треб­ности че­лове­ка.

Нуж­но не только осоз­нать са­му по­треб­ность, но и ос­мыслить спо­собы ее удов­летво­рения и те уси­лия, ко­торые не­об­хо­димо для это­го при­ложить.

Удов­летво­рение по­треб­ностей есть цель тру­довой де­ятельно­сти.

Для дос­ти­жения це­лей тру­довой де­ятельно­сти ис­пользу­ют­ся раз­но­об­разные средс­тва. Это раз­личные ору­дия тру­да, прис­по­соб­ленные для вы­пол­не­ния той или иной ра­боты. На­чиная ка­кую-ли­бо ра­боту, на­до точ­но знать, ка­кие ору­дия тру­да не­об­хо­димы в дан­ный мо­мент. Вско­пать ого­род на да­че мож­но ло­патой, но по­ле нельзя вспа­хать без при­мене­ния спе­ци­альной тех­ни­ки. Мож­но дол­го ко­пать яму той же ло­патой, а мож­но это сде­лать в те­чение не­скольких ми­нут эк­ска­вато­ром. Та­ким об­ра­зом, на­до знать на­ибо­лее эф­фектив­ные спо­собы воз­действия на объект тру­да, т.е. на то, что под­верга­ет­ся пре­об­ра­зова­нию в про­цес­се тру­довой де­ятельно­сти. Та­кие спо­собы воз­действия на объект тру­да на­зыва­ют тех­но­логи­ями, а со­вокуп­ность опе­раций по пре­об­ра­зова­нию ис­ходно­го про­дук­та в ко­неч­ный — тех­но­логи­чес­ким про­цес­сом.

Автоматизированный технологический процесс

Чем бо­лее со­вер­шенные ору­дия тру­да и бо­лее пра­вильная тех­но­логия при­меня­ют­ся, тем вы­ше бу­дет про­из­во­дительность тру­да. Она вы­ража­ет­ся в ко­личес­тве про­дук­ции, про­из­ве­ден­ной за еди­ницу вре­мени.

Каж­дый вид тру­довой де­ятельно­сти со­сто­ит из от­дельных опе­раций, действий, дви­жений. Их ха­рак­тер за­висит от тех­ни­че­ско­го ос­на­щения тру­дово­го про­цес­са, ква­лифи­кации ра­бот­ни­ка, а в ши­роком смыс­ле — от уров­ня раз­ви­тия на­уки и тех­ни­ки. В на­ше вре­мя на­уч­но-тех­ни­че­ско­го прог­ресса по­сто­ян­но по­выша­ет­ся уро­вень тех­ни­че­ской ос­на­щен­ности тру­да, но это не ис­клю­ча­ет ис­пользо­вания в не­кото­рых слу­ча­ях фи­зиче­ско­го тру­да че­лове­ка. Де­ло в том, что не все тру­довые опе­рации мож­но ме­хани­зиро­вать. Нап­ри­мер, не всег­да при­мени­ма тех­ни­ка при пог­рузке и раз­груз­ке то­варов, при строи­тельстве, сбор­ке ко­неч­но­го про­дук­та.

Тру­довая де­ятельность в за­виси­мос­ти от ее ха­рак­те­ра, це­лей, зат­рат уси­лий и энер­гии мо­жет быть ин­ди­виду­альной и кол­лектив­ной. Ин­ди­виду­ален труд ре­мес­ленни­ка, до­мохо­зяйки, пи­сате­ля и ху­дож­ни­ка. Они са­мо­сто­ятельно вы­пол­ня­ют все тру­довые опе­рации, вплоть до по­луче­ния ко­неч­но­го ре­зульта­та. В большинс­тве же слу­ча­ев тру­довые опе­рации так или ина­че по­деле­ны меж­ду от­дельны­ми субъек­та­ми тру­дово­го про­цес­са: ра­бочи­ми на за­воде, стро­ите­лями при воз­ве­дении до­ма, уче­ными в на­уч­но-ис­сле­дова­тельском ин­сти­туте и т.д. Да­же пер­во­начально ка­жуща­яся ин­ди­виду­альной, тру­довая де­ятельность мо­жет пред­став­лять со­бой часть со­вокуп­ности тру­довых опе­раций мно­гих лю­дей. Так, фер­мер для улуч­ше­ния зем­ли по­купа­ет удоб­ре­ния, про­из­во­димые дру­гими людьми, а за­тем про­да­ет уро­жай че­рез оп­то­вые ба­зы. Та­кое по­ложе­ние на­зыва­ет­ся спе­ци­али­заци­ей или раз­де­лени­ем тру­да. Для бо­лее эф­фектив­ной ор­га­низа­ции тру­дово­го про­цес­са не­об­хо­димо об­ще­ние его учас­тни­ков. По­средс­твом об­ще­ния пе­реда­ет­ся ин­форма­ция, про­ис­хо­дит ко­ор­ди­нация сов­ме­стной де­ятельно­сти.

По­нятие «труд» — си­ноним по­нятия «ра­бота». В ши­роком смыс­ле они действи­тельно сов­па­да­ют. Од­на­ко ес­ли тру­дом мы мо­жем наз­вать лю­бую де­ятельность по пре­об­ра­зова­нию ок­ру­жа­ющей действи­тельно­сти и удов­летво­рению по­треб­ностей, то ра­ботой ча­ще все­го на­зыва­ет­ся де­ятельность, ко­торая осу­щест­вля­ет­ся за воз­награж­де­ние. Та­ким об­ра­зом, ра­бота — это раз­но­вид­ность тру­довой де­ятельно­сти.

Ус­ложне­ние тру­довой де­ятельно­сти, раз­ви­тие но­вых ее ви­дов при­вело к по­яв­ле­нию мно­жес­тва про­фес­сий. Чис­ло их все бо­лее уве­личи­ва­ет­ся с раз­ви­ти­ем на­уки и тех­ни­ки.

Про­фес­сия — вид тру­довой де­ятельно­сти с оп­ре­делен­ны­ми ха­рак­те­ром и целью тру­довых фун­кций (на­при­мер, врач, учи­тель, юрист).

Спе­ци­альность — на­личие осо­бых, бо­лее уг­лублен­ных на­выков и зна­ний по дан­ной про­фес­сии.

Еще на ста­дии обу­чения по спе­ци­альнос­ти мо­жет про­водиться спе­ци­али­зация, на­при­мер: врач-хи­рург или врач-те­рапевт, учи­тель фи­зики или учи­тель ма­тема­тики и т.д.

Но ма­ло иметь оп­ре­делен­ную спе­ци­альность, на­до по­лучить на­выки прак­ти­чес­кой ра­боты по ней. Уро­вень под­го­тов­ки, опы­та, зна­ний по дан­ной спе­ци­альнос­ти на­зыва­ет­ся ква­лифи­каци­ей. Она оп­ре­деля­ет­ся раз­ря­дом или зва­ни­ем. Раз­ря­ды су­щес­тву­ют у ра­бочих про­мыш­ленных пред­при­ятий, школьных учи­телей. Зва­ния прис­ва­ива­ют­ся де­яте­лям на­уки и выс­ше­го об­ра­зова­ния.

Чем вы­ше ква­лифи­кация ра­бот­ни­ка, тем вы­ше оп­ла­чива­ет­ся его труд. В слу­чае сме­ны ра­боты ему лег­че найти бо­лее хо­рошее мес­то. Ес­ли о че­лове­ке го­ворят: «Это вы­сокок­ва­лифи­циро­ван­ный ра­бот­ник, про­фес­си­онал сво­его де­ла», — то под­ра­зуме­ва­ют вы­сокое ка­чес­тво вы­пол­ня­емой им ра­боты. Про­фес­си­она­лизм тре­бу­ет от ра­бот­ни­ка не прос­то ме­хани­чес­ко­го вы­пол­не­ния ука­заний ру­ково­дите­ля. По­лучив рас­по­ряже­ние, че­ловек дол­жен по­думать, как луч­ше его вы­пол­нить. В пра­вилах, при­казах, инс­трук­ци­ях не­воз­можно пре­дус­мотреть все си­ту­ации, ко­торые воз­ни­ка­ют в тру­довом про­цес­се. Ра­бот­ник дол­жен найти оп­ти­мальное ре­шение, поз­во­ля­ющее ка­чес­твен­но и в срок ис­полнить дан­ное ему по­руче­ние. Та­кой твор­ческий под­ход к вы­пол­не­нию за­даний на­зыва­ют ини­ци­ати­вой.

Важ­ным мо­мен­том в жиз­ни каж­до­го мо­лодо­го че­лове­ка яв­ля­ет­ся вы­бор про­фес­сии.

За­думаться о вы­боре про­фес­сии не­об­хо­димо еще в шко­ле, что­бы к мо­мен­ту ее окон­ча­ния чет­ко по­нимать, нуж­но ли сра­зу ид­ти ра­ботать или сле­ду­ет учиться дальше и по­лучить нуж­ную про­фес­сию. Вы­бор про­фес­сии не дол­жен ос­но­вываться только на мо­де се­год­няшне­го дня. Про­фес­сия дол­жна от­ве­чать спо­соб­ностям и ин­те­ресам че­лове­ка, по­могать мак­си­мальной ре­али­зации лич­ности. На ра­боте мы про­водим большую часть сво­его вре­мени, и от вы­бора про­фес­сии за­висит, пос­вя­ща­ем ли мы это вре­мя ра­боте лю­бимой или не­люби­мой. Ес­ли выб­ранная про­фес­сия не со­от­ветс­тву­ет спо­соб­ностям, ин­те­ресам, пси­холо­гичес­ким осо­бен­ностям, то че­ловек рас­пла­чива­ет­ся за это сво­им мо­рально-пси­холо­гичес­ким со­сто­яни­ем и здо­ровьем.

Что­бы пра­вильно оп­ре­делиться с вы­бором, не­об­хо­димо сна­чала изу­чить ин­форма­цию об ин­те­ресу­ющих про­фес­си­ях, по­об­щаться с их пред­ста­вите­лями. Не­лиш­ним бу­дет по­сетить дни от­кры­тых две­рей тех об­ра­зова­тельных ор­га­низа­ций, ко­торые го­товят спе­ци­алис­тов по ин­те­ресу­ющей про­фес­сии. В нас­то­ящее вре­мя спе­ци­алис­тов го­товят об­ра­зова­тельные ор­га­низа­ции сред­не­го и выс­ше­го про­фес­сио­нально­го об­ра­зова­ния. По окон­ча­нии шко­лы мож­но сра­зу пос­ту­пить в вуз, но, окон­чив в ка­чес­тве пред­ву­зов­ской под­го­тов­ки об­ра­зова­тельную ор­га­низа­цию сред­не­го про­фес­сио­нально­го об­ра­зова­ния и уже ов­ла­дев на­выка­ми выб­ранной про­фес­сии, че­ловек бу­дет бо­лее чет­ко осоз­на­вать свой дальнейший путь в про­фес­сио­нальной де­ятельно­сти.

Выбор профессии — дело непростое

Ре­шение о вы­боре бу­дущей тру­довой де­ятельно­сти на­зыва­ет­ся про­фес­сио­нальным са­мо­оп­ре­деле­ни­ем.

Про­фес­си­ональное са­мо­оп­ре­деле­ние мо­жет осу­щест­вляться в те­чение всей про­фес­сио­нальной жиз­ни. Лич­ность по­сто­ян­но ана­лизи­ру­ет, пе­ре­ос­мысли­ва­ет свое про­фес­сио­нальное по­ложе­ние, пы­та­ет­ся са­мо­ут­вердиться в про­фес­сии. В те­чение жиз­ни век­тор про­фес­сио­нально­го са­мо­оп­ре­деле­ния мо­жет ме­няться. Че­ловек вдруг по­нима­ет, что он за­нима­ет­ся не тем, на­чина­ет по­иск че­го-то но­вого, пе­рехо­дит в дру­гую сфе­ру про­фес­сио­нальной де­ятельно­сти. Это мо­жет пройти без­бо­лез­ненно, а мо­жет соз­дать серьез­ную стрес­со­вую си­ту­ацию. Что­бы та­кого не слу­чилось, не­об­хо­димо оп­ре­делиться с вы­бором про­фес­сии еще на ста­дии уче­бы.

Лю­бая тру­довая де­ятельность, будь то кол­ка дров на да­че или вы­пол­не­ние слож­ных про­из­вод­ствен­ных про­цес­сов на за­воде, тре­бу­ет вы­пол­не­ния осо­бых пра­вил. Од­ни из них свя­заны с тех­но­логи­чес­ким про­цес­сом, т.е. пос­ле­дова­тельностью и пра­вильностью всех вы­пол­ня­емых ра­бот­ни­ком тру­довых опе­раций, дру­гие пра­вила ос­но­ваны на соб­лю­дении норм по тех­ни­ке бе­зопас­ности. Всем из­вес­тно, что нельзя раз­би­рать элек­троп­ри­боры, ес­ли они не от­клю­чены от элек­тро­сети, раз­во­дить кос­тры вбли­зи де­ревян­ных стро­ений, ез­дить на ав­то­моби­ле с не­ис­прав­ной сис­те­мой ох­лажде­ния дви­гате­ля. Не­соб­лю­дение по­доб­ных пра­вил мо­жет при­вес­ти как к по­лом­ке ве­щи, ко­торую неп­ра­вильно экс­плу­ати­рова­ли, так и к при­чине­нию вре­да жиз­ни и здо­ровью че­лове­ка и ок­ру­жа­ющих его лю­дей.

Большую роль в про­цес­се тру­довой де­ятельно­сти иг­ра­ют ус­ло­вия тру­да. К ним от­но­сят­ся обо­рудо­вание ра­боче­го мес­та, уро­вень шу­ма, тем­пе­рату­ра, виб­ра­ция, про­вет­ри­ва­емость по­меще­ния и т.д. Осо­бо вред­ные, экс­тре­мальные ус­ло­вия тру­да мо­гут выз­вать круп­ные ава­рии, тя­желые про­фес­сио­нальные за­боле­вания, серьез­ные трав­мы и да­же ги­бель лю­дей.

В пе­ри­од ста­нов­ле­ния и раз­ви­тия ин­дус­три­ально­го про­из­вод­ства ра­бочий стал рас­смат­ри­ваться как часть про­цес­са про­из­вод­ства, как при­даток ма­шины. Та­кой под­ход ис­клю­чал ини­ци­атив­ность при ис­полне­нии тру­довых обя­зан­ностей. У ра­бот­ни­ков воз­ни­кало чувс­тво, что над ни­ми как лич­ностя­ми до­мини­ру­ют ма­шины. Со­от­ветс­твен­но, по­яв­ля­лось не­гатив­ное от­но­шение к тру­ду как к че­му-то вы­нуж­денно­му, вы­пол­ня­емо­му только по не­об­хо­димос­ти. Та­кое яв­ле­ние ин­дус­три­ально­го про­из­вод­ства по­лучи­ло наз­ва­ние де­гума­низа­ция тру­да.

В нас­то­ящее вре­мя воз­никла проб­ле­ма гу­мани­зации тру­да, т.е. его оче­лове­чива­ния.

Преж­де все­го не­об­хо­димо ус­тра­нить фак­то­ры, уг­ро­жа­ющие здо­ровью че­лове­ка, за­менить тя­желый мо­нотон­ный фи­зиче­ский труд ра­ботой ма­шин. Нуж­но го­товить об­ра­зован­ных, всес­то­рон­не раз­ви­тых ра­бот­ни­ков, спо­соб­ных твор­чески под­хо­дить к вы­пол­ня­емым ими тру­довым фун­кци­ям. Нуж­но по­высить уро­вень культу­ры тру­да, т.е. усо­вер­шенс­тво­вать все со­став­ля­ющие тру­дово­го про­цес­са (ус­ло­вия тру­да, вза­имо­от­но­шения меж­ду людьми в кол­лекти­ве и т.д.). Ра­бот­ник не дол­жен за­мыкаться на уз­кой сфе­ре вы­пол­ня­емых им тру­довых фун­кций. Ему сле­ду­ет знать со­дер­жа­ние тру­дово­го про­цес­са все­го кол­лекти­ва, по­нимать осо­бен­ности про­из­вод­ства на те­оре­тиче­ском и тех­но­логи­чес­ком уров­не. Только в та­ком слу­чае тру­довая де­ятельность ста­нет ос­но­вой для са­море­али­зации че­лове­ка.

Про­тиво­полож­ностью тру­довой де­ятельно­сти выс­ту­па­ет до­суго­вая де­ятельность. Уче­ные все сво­бод­ное от ра­боты вре­мя на­зыва­ют вре­менем от­ды­ха. Это не зна­чит, что в та­кие пе­ри­оды че­ловек ни­чего не де­ла­ет. Он мо­жет тру­диться, вы­пол­няя ра­боту по до­му, мо­жет пойти на про­гул­ку или по­ехать в пу­тешес­твие. Все эти спо­собы про­веде­ния сво­бод­но­го вре­мени пред­по­лага­ют со­вер­ше­ние ак­тивных действий.

Од­но из та­ких действий пред­став­ля­ет иг­ра. Иг­ро­вая де­ятельность в от­ли­чие от тру­довой ори­ен­ти­рова­на не столько на ре­зультат, сколько на сам про­цесс.

Иг­ры воз­никли еще в глу­бокой древ­ности и бы­ли свя­заны с ре­лиги­ей, ис­кус­ством, спор­том, во­ен­ны­ми уп­ражне­ни­ями. Ве­ро­ят­но, уче­ные ни­ког­да не вы­яс­нят, как воз­никли иг­ры. Мо­жет быть, они вы­дели­лись из ри­ту­альных пля­сок древ­них лю­дей, а воз­можно, бы­ли спо­собом обу­чения мо­лодо­го по­коле­ния.

Сто­рон­ни­ки те­ории би­оло­гиче­ско­го про­ис­хожде­ния иг­ры счи­та­ют, что иг­ры свойствен­ны мно­гим жи­вот­ным и в их ос­но­ве ле­жат ин­стинкты. Нап­ри­мер, во вре­мя игр де­тены­ши жи­вот­ных ус­ва­ива­ют об­разцы по­веде­ния пред­ста­вите­лей сво­его ви­да, а брач­ные иг­ры спо­собс­тву­ют прив­ле­чению пар­тне­ра. Про­тиво­полож­ная точ­ка зре­ния зак­лю­ча­ет­ся в том, что иг­ра — это спе­цифи­чес­кая де­ятельность че­лове­ка.

Ес­ли рас­смат­ри­вать иг­ру как раз­но­вид­ность че­лове­че­ской де­ятельно­сти, то мож­но ска­зать, что она бо­лее при­суща де­тям. С по­мощью игр де­ти обу­ча­ют­ся, об­ща­ют­ся, уз­на­ют что-то но­вое, раз­ви­ва­ют свои умс­твен­ные и фи­зиче­ские спо­соб­ности. Су­щес­тву­ет мно­го ви­дов игр: с пред­ме­тами, сю­жет­ные, ро­левые, по­движ­ные, обу­ча­ющие, спор­тивные и т.д. По ме­ре взрос­ле­ния че­лове­ка чис­ло игр в его жиз­ни сок­ра­ща­ет­ся. Не­кото­рые иг­ры ис­че­за­ют сов­сем, ос­та­ва­ясь вос­по­мина­ни­ями детс­тва, дру­гие — вы­тес­ня­ют­ся спор­том и ис­кус­ством. По­яв­ля­ют­ся но­вые ви­ды «взрос­лых» игр, в пер­вую оче­редь азар­тные: кар­ты, иг­ро­вые ав­то­маты, ка­зино и др. Чрез­мерное ув­ле­чение ими не­ред­ко при­водит к тя­желым пос­лед­стви­ям: иг­рок мо­жет про­иг­рать все свое иму­щес­тво, ос­та­вить род­ных без средств к су­щес­тво­ванию и да­же по­кон­чить с жизнью.

Игра более присуща детям

Сво­еоб­ра­зие иг­ро­вой де­ятельно­сти, осо­бен­но в дет­ском воз­расте, на­ибо­лее про­яв­ля­ет­ся в ее дву­пла­новос­ти. Иг­ра­ющий со­вер­ша­ет ре­альные действия, хо­тя они но­сят ус­ловный ха­рак­тер, поз­во­ляя действо­вать в во­об­ра­жа­емой об­ста­нов­ке. Нес­лу­чайно в про­цес­се иг­ры де­ти про­из­но­сят сло­ва «как буд­то», под­черки­вая, что си­ту­ация вы­думан­ная.

Важ­ное мес­то в иг­ре за­нима­ет рас­пре­деле­ние ро­лей. Каж­дый из иг­ра­ющих стре­мит­ся взять се­бе глав­ную, луч­шую роль. Та­ких ро­лей на всех учас­тни­ков мо­жет не хва­тить. По­это­му иг­ра еще на ста­дии ее под­го­тов­ки учит ло­яльнос­ти и ком­про­мис­су.

Ре­али­зация ро­левых фун­кций свя­зана с пе­ревоп­ло­щени­ем иг­ра­юще­го в во­об­ра­жа­емо­го ге­роя. При­чем весь ход иг­ры ос­но­ван на вы­пол­не­нии оп­ре­делен­ных пра­вил, оди­нако­вых для всех учас­тни­ков. В иг­ре мо­гут быть ис­пользо­ваны раз­личные пред­ме­ты, сим­во­лы, жес­ты, ус­ловные зна­ки. Час­то мо­дели­ру­ют­ся кон­крет­ные си­ту­ации, что спо­собс­тву­ет вклю­чению ре­бен­ка в мир че­лове­че­ских от­но­шений, учит взрос­лой жиз­ни. Не­кото­рые ви­ды игр раз­ви­ва­ют мыс­ли­тельную де­ятельность, при­вива­ют усид­чи­вость, тер­пе­ние, т.е. те ка­чес­тва, ко­торые при­годят­ся во вре­мя уче­бы, а за­тем — и в про­цес­се тру­довой де­ятельно­сти.

Не вы­зыва­ет сом­не­ния вза­имос­вязь тру­да и иг­ры. Не­кото­рые иг­ры, осо­бен­но обу­ча­ющие, свя­заны с не­об­хо­димостью при­ложе­ния оп­ре­делен­ных уси­лий, а в тру­довой де­ятельно­сти мож­но найти эле­мен­ты иг­ры. «Де­ла­ет иг­ра­ючи», — го­ворят о мас­те­рах сво­его де­ла, что оз­на­ча­ет: де­ла­ет лег­ко, неп­ри­нуж­денно, вы­сокоп­ро­фес­сио­нально.

Выс­шей фор­мой де­ятельно­сти че­лове­ка выс­ту­па­ет твор­чес­тво, нап­ря­мую свя­зан­ное с ду­хов­ны­ми по­треб­ностя­ми. В ре­зульта­те твор­ческой де­ятельно­сти соз­да­ют­ся но­вые, ра­нее не су­щес­тво­вав­шие культур­ные цен­ности. Эле­мен­ты твор­чес­тва встре­ча­ют­ся поч­ти в каж­дом ви­де че­лове­че­ской де­ятельно­сти. Од­на­ко на­ибо­лее яр­ко они про­яв­ля­ют­ся в на­уке и ис­кус­стве. Ос­но­ву твор­чес­тва со­став­ля­ет за­мысел, т.е. пос­та­нов­ка проб­ле­мы, обоз­на­чение эта­пов ра­боты. Осоз­нанная твор­цом идея ак­ку­мули­ру­ет­ся в его во­об­ра­жении, по­буж­дая к кон­крет­ным ша­гам для ее ре­али­зации. По дос­ти­жении ре­зульта­та ав­тор оце­нива­ет но­виз­ну сво­его про­из­ве­дения и его прак­ти­чес­кую зна­чимость. При­чем ре­зультат твор­ческой де­ятельно­сти дол­жен быть при­знан об­ще­ством. На прак­ти­ке бы­вали слу­чаи, ког­да при­зна­ние дос­ти­жений за­тяги­валось на дол­гие го­ды и да­же сто­летия. Вспом­ним хо­тя бы Ко­пер­ни­ка и Бру­но.

Та­ким об­ра­зом, не только про­цесс со­зда­ния че­лове­ком но­вого, но и при­нятие об­ще­ством его ра­боты да­ет ему сти­мул к но­вым дос­ти­жени­ям и от­кры­ти­ям. Твор­чес­тво поз­во­ля­ет на­ибо­лее пол­но рас­крыть спо­соб­ности че­лове­ка, обес­пе­чить его са­море­али­зацию.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!