СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Деятельность человека

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Деятельность человека»

Конспект урока по обществознанию

Тема урока: Человек и его деятельность

Класс: 6 «Б»

Цели урока:

Образовательные:

  • Сформировать знания о деятельности как о типе поведения, свойственном только человеку, и его отличительных особенностях.

  • Изучить структуру деятельности

  • Рассмотреть виды деятельности.

Развивающие:

  • Работать над развитием устной речи;

  • Развивать навыки работы с текстом учебника и дополнительным материалом, умение выделять главное, делать выводы.

  • Развивать навыки работы в группе

Воспитательные:

  • Формирование интереса к обществознанию, как к учебному предмету;

  • Сформировать у детей уважение к труду.

  • Способствовать нравственному воспитанию учащихся.

Тип урока: урок изучение нового материала.

Методы обучения: наглядный, частично-поисковый, практический.

Формы обучения: индивидуальная, фронтальная, групповая

Оборудование: Учебник: Боголюбов Л.Н. Обществознание. 6 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. М.: «Просвещение», 2016 г; Презентация: «Человек и его деятельность»; Компьютер; Проектор

План урока:

  1. Что такое деятельность.

  2. Структура деятельности

  • Субъект

  • Объект

  • Цель

  • Мотив

  • Средства

  • Деятельность

  • Результат

  1. Виды деятельности

  2. Подведение итогов

Основные понятия: Деятельность; Субъект; Объект; Мотив; Цель; Результат; Игра; Учеба; Общение; Труд.

Формируемые УУД

Предметные:

  1. Формируется представление о деятельности человека.

  2. Применение понятийного аппарата (деятельность, цель, результат, мотив).

  3. Понимать побудительную роль мотивов в деятельности человека;

  4. Устанавливать причинно-следственные связи;

  5. Формирование умения работать с текстом учебника, анализировать схемы и таблицы;

  6. Уметь высказывать собственное мнение и суждения.

Метапредметные:

  1. Познавательные:

  • Уметь самостоятельно выделять и формулировать цели;

  • Формулировать вопросы, анализировать ответы.

  • Осуществлять поиск дополнительной информации;

  • Учатся сравнивать, обобщать факты и явления;

  • Давать определения понятиям.

  1. Коммуникативные;

  • Участвуют в коллективном обсуждении проблем;

  • Обмениваются мнениями, выслушивают и принимают позицию партнера;

  • Формулируют точку зрения.

  1. Регулятивные:

  • Принимают и сохраняют учебную задачу;

  • Учатся составлять план последовательности действий

  • Оценивать результаты своей деятельности

Личностные:

  1. Формирование мотивированности и направленности ученика на активное и созидательное участие в общественной жизни.

  2. Формирование уважения к мнению других людей



Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I Организационный этап


  1. Приветствие учащихся.

  2. Проверка готовности к уроку: учебник, тетрадь, дневник, письменные принадлежности.


II Актуализация знаний

Организует формулировку темы и постановку цели урока учащимися.

Что объединяет поговорки?

  • “Делом спеши, да людей не смеши”

  • “Кончил дело – гуляй смело”

  • “Не ошибается тот, кто ничего не делает”

  • “Веселись, играй, да дело знай”

  • “Яблоню любят плодовитую, а человека деловитого”

Тема урока

«Человек и его деятельность»

- Предположите, о чем мы будем говорить на уроке?

- Какова цель урока?


Слушают и обсуждают тему урока, обсуждают цели урока и пытаются самостоятельно их формулировать



Выделяют слово дело, деятельность.

Формулируют тему урока.




Записывают тему урока в тетрадь


Высказывают свои варианты. Формулируют цель урока.

-Узнать что такое деятельность и какова ее роль в жизни человека.

III Изучение нового материала












































































IV Физкульт. минутка

  1. Что такое деятельность.

Посмотрите по сторонам. Нас окружают различные предметы, вещи.

- Кто создал все эти вещи?

Совершенно верно. Человек создает все, чего нет в природе. В течение всей своей жизни мы постоянно занимаемся какой - либо деятельностью. А все, что сделано человеком, является результатом его деятельности.

- Что такое деятельность? Попробуем сформулировать определение.

- Назовите ассоциации (синонимы) связанные со словом деятельность.

- Посмотрите на слайд и сверьте свои варианты с этим определением. Запишите определение в тетрадь.

Деятельность – активность человека по преобразованию окружающего мира с целью обеспечить себя всем необходимым.


«Пчела мала, да и та работает»

-Прочитайте название п.2 §3 учебника.

- Как вы поняли смысл пословицы?

Прочитайте этот пункт и ответьте на вопросы.

- Занимаются ли животные трудовой деятельностью?

- Что лежит в основе их поведения?

- Чем их активность отличается от трудовой деятельности человека?

2. Структура деятельности

Деятельность человека состоит из компонентов.

Давайте познакомимся с ними

Работа со схемой на слайде

- Что заставляет человека действовать?

- Почему он начинает заниматься деятельностью?

Совершенно верно. Итак, первый компонент деятельности – это Мотив – то, что побуждает человека к деятельности.


Вы уже прочитали во 2 пункте параграфа отрывок из сказки Л.Кэролла «Алиса в стране чудес». Давайте ответим на несколько вопросов.

- Была у Алисы цель?

- Куда она придет?

-Что же такое цель?

Цель – определенный образ результата, на достижение которого направлено действие человека.

Цель определяет действия человека. Они всегда направлены на получение какого-то результата.


На следующем этапе выбираются средства деятельности.

Средства достижения цели – это различные приемы, способы действия, предметы, с помощью которых человек достигает поставленной цели в процессе деятельности.

Рассмотрим примеры:

-Какие средства вы будете использовать в учебной деятельности?

Четвертый этап включает в себя сам процесс деятельности

Завершающий этап Результат деятельности

Результат деятельности  может быть разным: Результат может быть положительным, если цель достигнута и отрицательным, если цель не достигнута. 

- Но, конечно же, у нас есть человек, который выполняет деятельность это субъект деятельности.

- А то, на что направлена деятельность – объект деятельности.

Подведем итог.

- Сформулируйте отличительные черты деятельности человека


3.Виды деятельности

Человеческая деятельность разнообразна.

Выделяют следующие основные виды деятельности:

  • Учение;

  • Игра;

  • Труд

  • Общение.

- Нарисуем в тетради таблицу (см. в приложении 1)

- Сейчас вы будете работать в группах. У вас на столах есть текст. (см. приложение 2) Опираясь на текст, выделите характерные черты того вида деятельности, о котором говорится в нем. Выпишите эти черты на отдельных листочках.

Учитель озвучивает правила работы в группе

Проверка выполненного задания.

Каждая группа рассказывает об основных характеристиках данного им вида деятельности.




Человек. Люди






Высказывают свои варианты.

Записывают в тетрадь.


Высказывают версии.


Записывают определение в тетрадь.







Работают с пословицей, учебник стр. 27

Высказывают свои мнения.


Читают пункт параграфа


Отвечают на вопросы




Записывают в тетрадь название под – темы .


Зарисовывают схему по мере ее заполнения.

Отвечают на вопрос

(необходимость в чем-либо, повод)

Делают записи в тетради



Работа с текстом учебника п.2


Отвечают на вопросы

Формулируют определение понятия – цель

Делают запись в тетради, заполняют схему.





Делают записи в тетради





Делают записи в тетради

Отвечают на вопрос





Результат – это итог деятельности.




Делают записи в тетради



Делают записи в тетради


Учащиеся формулируют вывод.

(Деятельность человека имеет цели и при правильном выборе средств достижения человек достигает результата.)









Работа в тетрадях



Работа в группах







Ученики заполняют таблицу в тетрадях.


V Закрепление изученного материала. Подведение итогов.

- На полученных листках вам необходимо написать структуру деятельности в определенной профессии. (см. приложение 3)

- Какую роль играет деятельность в жизни человека?

Выполняют задание.



В процессе деятельности человек изменяет, преобразует окружающий мир. В процессе деятельности развиваются способности человека, формируется его характер.

Домашнее задание

Ознакомиться с текстом §3, с. 26-31, задания в рабочей тетради к §3.

Открывают дневники, записывают Д/з









Приложение 1.

Игра

Учеба

Общение

Труд

1.

2.

3.

1.

2.

3.

1.

2.

3.

1.

2.

3.







Приложение 2.

ИГРА

Игра — это деятельность, которая проявляется в способности человека преображать действительность. В игре впервые формируется проявление потребности ребенка воздействовать на мир.

Сущность игры заключается в том, что в ней важен не результат, а сам процесс, процесс переживаний, связанных с игровыми действиями. Хотя ситуации, проигрываемые ребенком, воображаемы, но чувства, переживаемые им, реальны.

Игра — ведущая деятельность в дошкольном возрасте, она оказывает значительное влияние на развитие ребенка. Прежде всего, в игре дети учатся полноценному общению друг с другом. Младшие дошкольники еще не умеют по-настоящему общаться со сверстниками. Вот как, например, в младшей группе детского сада проходит игра в железную дорогу. Воспитательница помогает детям составить длинный ряд стульев, и пассажиры занимают свои места. Два мальчика, которым захотелось быть машинистом, усаживаются на крайние в ряду стулья, гудят, пыхтят и «ведут» поезд в разные стороны.









ТРУД

Основным исторически первичным видом человеческой деятельности является труд. Труд характеризуется как сознательная целенаправленная деятельность человека. Паук совершает операции, напоминающие операции ткача, пчела постройкой своих восковых ячеек подобна архитектору. Но самый плохой архитектор отличается от наилучшей пчелы тем, что, прежде чем строить ячейку из воска, он уже построил ее в своей голове. В процессе труда не только производится тот или иной продукт трудовой деятельности субъекта, но формируется и сам субъект. В трудовой деятельности развиваются способности человека. По своей сути труд является деятельностью, направленной на создание общественно полезного продукта.

Он предполагает выполнение определенного задания, поэтому требует планирования, контроля исполнения, дисциплины. Труд бывает умственным или физическим. Трудовая деятельность совершается ради результата, служащего для удовлетворения потребностей человека. В каждом виде труда имеется своя, более или менее сложная техника, которой необходимо овладеть. Поэтому в любом труде значительную роль играют знания и навыки, опыт и мастерство.



УЧЕНИЕ

Особенность учебной деятельности состоит в том, что она прямо служит средством развития индивида.

Учебная деятельность - ведущая деятельность школьного возраста. Ученик овладевает не только знаниями, но и способом самостоятельно мыслить, добывать знания. Хорошо организованное обучение носит воспитывающий характер. В процессе обучения формируется личность ученика: ее направленность, волевые черты характера, способности и т. д.

За время обучения в школе ребенок проходит длительный путь развития. В начальных классах он овладевает основами грамоты, доступными ему естественнонаучными и историческими знаниями, а также элементарными формами труда (обработкой бумаги, ткани).

Учебная деятельность в средней школе требует от учащегося большей ответственности и сознательного отношения к учению. Математика, физика, история и другие предметы формируют систему понятий, знаний, закладывают основы мировоззрения.

Таким образом, учение выступает как вид деятельности, целью которого является приобретение человеком знаний, умений и навыков. Учение может быть организованным и осуществляться в специальных образовательных учреждениях. Оно может быть неорганизованным и происходить попутно, в других видах деятельности как их побочный, дополнительный результат. У взрослых людей учение может приобретать характер самообразования. Особенности учебной деятельности состоят в том, что она прямо служит средством развития индивида.



ОБЩЕНИЕ

Общение – это процесс обмена информацией и взаимодействия между людьми, основанный на восприятии и понимании друг друга. Вы, наверное, замечали, что некоторые люди коммуникабельны, общительны, умеют создать благоприятную атмосферу и поддержать хорошее настроение. Другие, наоборот, неразговорчивы, угрюмы. Они вносят напряжённость и могут испортить настроение себе и другим.

Без общения человек не станет личностью. Уже с первых дней жизни младенец с помощью крика, мимики, жестикуляции выражает свои желание. Общение в таком возрасте сводится к удовлетворению самых простых потребностей ребёнка.

По мере взросления общение усложняется. В подростковом возрасте общение становится ведущим видом деятельности. Общение присутствует в любом виде деятельности. Не бывает бесцельного общения. Помимо цели в общении учёные выделяют его содержание. Это та информация, которой обмениваются люди в процессе общения.

Речь является главным средством общения людей. Речевое общение бывает устным (например, разговор по телефону) и письменным (например, сообщение в социальных сетях). Вербальное общение осуществляется с помощью слов, к нему относится человеческая речь. К основным невербальным или неречевым средствам общения относятся жесты, мимика, пантомимика – походка, позы, осанка, общая моторика всего тела.



Приложение 3

ПОВАР

СТРОИТЕЛЬ

ВРАЧ

СОТРУДНИК МЧС

Субъект-

Объект-

Мотив-

Цель-

Средства-

Действия-

Результат-

Субъект-

Объект-

Мотив-

Цель-

Средства-

Действия-

Результат-

Субъект-

Объект-

Мотив-

Цель-

Средства-

Действия-

Результат-

Субъект-

Объект-

Мотив-

Цель-

Средства-

Действия-

Результат-




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!