Деятельность человека
ТЦЗ:
Создать условия для понимания сущности и в чем особенности человеческой деятельности; выяснит, что такое цель, средства, мотивы и виды деятельности человека, Показать место и роль общения между людьми в обществе.
В ходе дискуссии «Портрет молодого человека и его деятельность в современном обществе» формировать умения учащихся анализировать, обосновывать, доказывать, что движет молодыми людьми, кorдa они совершают свои поступки.
Воспитание толерантного отношения друг к другу, прививать основы культуры общения.
Тип урока: усвоение новых знаний – практикум
Методы: лекция, групповая работа
Форма урока: дискуссия
Понятийный справочник: деятельность, субъект, объект, потребности человека,
социальные установки, аффективное и традиционное действия, виды деятельности, коммуникация, общение, диалог.
Структура урока
Контроль знаний
Изучение новой темы
Дискуссия
План лекции
а) Сущность и структура человеческой деятельности.
б) Мотивы деятельности.
в) Виды деятельности.
г) Деятельность молодого человека в обществе.
д) Многообразие видов общения.
е) Культура общения.
ж) Причины конфликтных ситуаций.
1.Контроль знаний.
Проверить, как усвоены основные понятия предыдущего урока. Раздать вопросы в группы
? «Какой смысл вкладывали философы Китая, Индии, Греции в понятие человек?
Как следует понимать высеченное при входе в храм Аполлона в Дельфах изречение «Познай самого себя"?
Что понимают под термином индивид?
Можно ли стать личностью вне общества?
Назовите ролевые характеристики, выполняемые личностью в обществе?
2. Объяснение нового материала.
Раскрыть сущность и особенности человеческой деятельности. Отметить, что у человека в отличие от животах, деятельность носит преобразовательный характер. Объяснить, что такое цель, средства ее достижения и мотивы деятельности. Подчеркнуть, что средства должны соответствовать цели, однако в общественной жизни не вcerдa происходит такое соответствие. На примерах истории советского общества показать, к чему приводит несоответствие цели и средств в ее достижении. Пример: большевики в начале своего пути поставили благородную, с их точки зрения, цель построить социализм, объявив, что будет создано общество социальной справедливости, равенства и братства. Однако для выполнения своей цели они применяли далеко неблагородные, а порой даже жестокие средства по отношению к тем, кто был против Советской власти: развернули красный террор в годы гражданской войны, проводили массовые репрессии в конце 30-х годов. Попросить учащихся привести собственные примеры. Дать классификацию различных видов деятельности. Заранее на доске изобразить в виде схемы различные виды
деятельности
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Практическая Духовная Творческая Трудовая Игровая
Подчеркнуть взаимосвязь различных видов деятельности, созидательный и разрушительный характер.
3. Практическая часть урока.
Дискуссия на тему: «Портрет молодого человека и его деятельность в современном обществе»
Пан проведения дискуссии:
а) Избрать экспертов.
б) Вступительное слово учителя.
в) Выступления 3-4 учащимся (по материалам домашних сочинений).
г) Вопросы к выступившим учащимся.
д) Высказывание мнений.
е) Заслушивание экспертов.
ж) Подведение итогов дискуссии учителем.
Задание на дом:
1. Составить классификацию видов деятельности людей, кратко охарактеризовать каждый вид деятельности (использовать дополнительную литературу).
2. Ответить на вопросы к § 3.
Урок 5. Способности человека
ТЦЗ:
Создать условия для понимания сущности и в чем особенности личности, каковы его способности, талант и память
Формировать умения выявлять отличия и особенное, характеризуя личность; рассуждать, спорить, анализировать, высказывать свое мнение и отставать его
Воспитывать желание в учащихся к самопознанию и саморазвитию, толерантному отношению
Тип урока: усвоение новых знаний
Методы: лекция
Форма урока: дискуссия
Понятийный справочник: способности, талант, гениальность, память, интеллект
Структура урока
Контроль знаний
Изучение новой темы
Дискуссия
1. Контроль знаний.
Проверить выполнение домашнего задания можно двумя способами.
1 способ: записать на доске основные виды деятельности, с которыми учащиеся познакомились на предыдущем занятии. Учащиеся приводят примеры, заранее подготовленные в качестве домашнего задания:
2 способ: раздать карточки с описанием различных примеров деятельности человека в обществе. Учащиеся должны определить, о каком виде деятельности идет речь.
Практикум
Предложить выполнить письменно задания (по выбору) по следующим темам;
«Хороший ли я собеседник (ца)?» «Хороший ли собеседник (ца) мой друг (или подруга)?»
Как выполнить задание: после того как выбрана одна из тем,
поделить лист пополам и отметить черты со знаком (+) и со знаком (-);
Пример:
«Хороший ли я собеседник?»
Мои «+» Мои «-»
не перебиваю собеседника чрезмерная жестикуляция
не говорю плохо о том, манера перебивать
кого нет рядом собеседника
люблю шутить, но не в разговоре хочу показать
подсмеиваюсь себя лучше
2. Объяснение нового материала.
Работа в группах.
1 группа – Что такое способности?
2 группа – Что такое талант?
3 группа – Интеллектуальные ресурсы человека
4 группа – Память человека и ее возможности
5 группа – Что такое интеллект?
Составить схему с выбросом на доску – каждая группа.
3.Дискуссия – Может ли школа раскрыть все способности ребёнка? Если нет, то что, по-вашему, нужно изменить.
Задание на дом: Изучение § 4