СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Деепричастие как часть речи"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок по теме "Деепричастие как часть речи" с дидактическим материалом. Материал подобран с учетом возрастных особенностей обучающихся.

Просмотр содержимого документа
«"Деепричастие как часть речи"»


Тема: « Деепричастие как часть речи».

Тип урока: урок изучения нового материала.


Форма урока: урок-исследование.


Цель урока: дать учащимся понятие о деепричастии как части речи.


Задачи:

  • формировать умение находить деепричастия в тексте, определять его морфологические признаки и синтаксическую роль в предложении;

  • помочь учащимся выяснить роль деепричастий в художественном тексте,

  • формировать умение правильно употреблять деепричастия в предложении;

  • развивать познавательный интерес учащихся, воспитывать внимательное отношение к слову.

Ход урока.

1.Организационный момент.

2.Организация восприятия новой темы:

Из травы подымалась мерными взмахами чайка и роскошно купалась в синих волнах воздуха.(Один учащийся записывает предложение на доске)

(Н.Гоголь)

Записать предложение и выполнить задание:

- укажите в предложении все части речи;

- по каким признакам вы их определяете?


Задача учащимся.

Сегодня на уроке вы должны будете по названным признакам опознать новую часть речи, выяснить её морфологические признаки и роль в предложении.


3. Изучение нового материала.

А) Исследование текста.( Работа в парах).

Карточка № 1.

Он шел, а биение сердца становилось сильнее, сильнее при одной мысли, что увидит её опять. И дрожали молодые колени. Пришедши к возам, он совершенно позабыл, зачем пришел: поднёс руку ко лбу и долго тер его, стараясь припомнить, что ему нужно делать… В полной уверенности, что он найдет вдоволь саламаты в казанах… отправился к кашевару… Заглянувши в них ( казаны), он изумился, видя, что они пусты.

( Н.В.Гоголь «Тарас Бульба»)



Задания:

  1. Прочитайте текст.

  2. Найдите в тексте слова, которые являются неизвестной для вас частью речи.

Выпишите их.

  1. Задайте к этим словам вопросы.

  2. Найдите слова, к которым они относятся.

  3. Что обозначают?

  4. На какие части речи похожи?

  5. Определите у новой части речи признаки этих частей речи.

  6. Определите синтаксическую роль в предложении.

  7. Это самостоятельная часть речи или служебная?


Вывод: итак, мы получили определение деепричастия как части речи.

( Проговаривание определения учащимися).


Б) Лингвистический эксперимент.

Карточка № 2.

Задание:

- прочитайте тексты;

- сравните их;

- какова роль деепричастий в тексте.


Остап, сняв шапку, всех поблагодарил казаков – товарищей за честь, не стал отговариваться ни молодостью, ни молодым разумом, зная, что время военное и не до того теперь, а тут же повел их прямо на кучу и уж показал всем, что недаром выбрали его в атаманы.



Остап снял шапку, всех поблагодарил

казаков – товарищей за честь, не стал отговариваться ни молодость,

ни молодым разумом, так как знал, что время военное и не до того теперь, а тут же повел их прямо на кучу и уж показал всем, что недаром выбрали его в атаманы.


В) Деепричастие.
Деепричастие произошло от двух слов: дее (как в словах, дееспособность, деятель, деятельный и т.д.) + причастие.
Этот термин возник в XVIII веке, и объяснить его можно, как ПРИЧАСТНОСТЬ К ДЕЙСТВИЮ.
В предложении деепричастие – это как бы добавочное действие глагола, а не грамматический признак. Эта форма похожа на наречие, так как не изменяется. Деепричастие иногда даже называют ОТГЛАГОЛЬНЫМ НАРЕЧИЕМ.
Вывод: деепричастие дополняет, дорисовывает движение, делает текст гораздо живописнее.

Обратите внимание. Это важно.

! Основное действие, обозначенное глаголом – сказуемым, и добавочное действие, обозначенное деепричастием, относятся к одному и тому же лицу ( предмету).


4. Закрепление изученного материала.

  • Выполнение упражнений:

упражнение

  • Употребление деепричастий в тексте


  • Давайте познакомимся со стихотворением Роберта Саути «Лодорский водопад» и попробуем определить, с какой целью использовал деепричастия автор.

 

- Прочитайте текст (один ученик читает вслух)

- Сколько предложений в этом тексте?

- Почему же мы называем это предложение текстом?

- Как вы думаете, почему для изображения водопада было использовано так много деепричастий? Для чего они нужны в речи?

Кипя,

Шипя,

Журча,

Ворча,

Струясь,

Крутясь,

Сливаясь,

Вздымаясь,

Вздуваясь,

Мелькая, шурша,

Резвясь и спеша,

Скользя, обнимаясь,

Делясь и встречаясь,

Ласкаясь, бунтуя, летя,

Играя, дробясь, шелестя,

Блистая, взлетая, шатаясь,

Сплетаясь, звеня, клокоча,

Взвиваясь, вертясь, грохоча,

Морщинясь, волнуясь, катаясь,

Бросаясь, меняясь, воркуя, шумя,

Взметаясь и пенясь, ликуя, гремя,

Дрожа разливаясь, стремясь, вырастая,

Вперёд и вперёд убегая в свободолюбивом задоре,-

Так падают бурные воды в сверкающем быстром Лодоре!

                                             (Р. Саути «Лодорский водопад»

                                                 в переводе А Шмульяна)


5. Обобщение и систематизация изученного на уроке.


Цифровой диктант: согласны ли вы, что…… ( согласен – 1,

не согласен – 0)

Согласны ли вы, что..

  • деепричастие – это самостоятельная часть речи;

  • деепричастие образовано от наречия;

  • деепричастие бывает совершенного и несовершенного вида;

  • деепричастие изменяется;

  • в предложении является обстоятельством;

  • обозначает добавочное действие.

Ответ: 101011

6. Домашнее задание:





























Карточка № 1.

Он шел, а биение сердца становилось сильнее, сильнее при одной мысли, что увидит её опять. И дрожали молодые колени. Пришедши к возам, он совершенно позабыл, зачем пришел: поднёс руку ко лбу и долго тер его, стараясь припомнить, что ему нужно делать… В полной уверенности, что он найдет вдоволь саламаты в казанах… отправился к кашевару… Заглянувши в них ( казаны), он изумился, видя, что они пусты.

( Н.В.Гоголь «Тарас Бульба»)

Задания:

  1. Прочитайте текст.

  2. Найдите в тексте слова, которые являются неизвестной для вас частью речи.

Выпишите их.

  1. Задайте к этим словам вопросы.

  2. Найдите слова, к которым они относятся.

  3. Что обозначают?

  4. На какие части речи похожи?

  5. Определите у новой части речи признаки этих частей речи.

  6. Определите синтаксическую роль в предложении.

  7. Это самостоятельная часть речи или служебная?


Карточка № 2.

Задание:

- прочитайте тексты;

- сравните их;

- какова роль деепричастий в тексте.


Остап, сняв шапку, всех поблагодарил казаков – товарищей за честь, не стал отговариваться ни молодостью, ни молодым разумом, зная, что время военное и не до того теперь, а тут же повел их прямо на кучу и уж показал всем, что недаром выбрали его в атаманы.



Остап снял шапку, всех поблагодарил казаков – товарищей за честь, не стал отговариваться ни молодость, ни молодым разумом, так как знал, что время военное и не до того теперь, а тут же повел их прямо на кучу и уж показал всем, что недаром выбрали его в атаманы.


6




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!