Мотивационно-целевой этап 3 мин. | Проверить готовность учащихся к уроку. Активизировать внимание. Выявить уровень имеющихся знаний у учащихся. | Метод стимулирования и мотивации интереса к учению. Беседа Создание ситуации успеха. | Фронтальная | Проверяет готовность класса к работе. Громко прозвенел звонок. Начинается урок. Девочки за парты сели, Мальчики за парты сели. На меня все посмотрели. Слушаем, запоминаем, Ни минутки не теряем. - Какое нужно настроение, чтобы урок получился интересным и полезным? Подарим друг другу хорошее настроение. Посмотрите и улыбнитесь друг другу. - Молодцы! Я желаю вам всем хорошего настроения, активности на уроке. Давайте вспомним, чем мы занимались на прошлых уроках? На каких островах мы уже побывали? Какие у них слова-помощники? Вопросы? Предлоги? Каким членом предложения являются в предложении? - Чем же мы займёмся сегодня на уроке русского языка? Чтобы успешно преодолеть все опасности на новом острове, необходимо выполнить задания от нашего капитана, который ведёт наш корабль. Запишем дату нашего путешествия на новый остров. Открываем тетрадь, записываем число и классную работу. - Следим за положением тетради и осанкой при письме. Слайд 1. Капитан отправил нам письмо. Прочитаем его. «Срочно, отправляйтесь в путешествие. Потерялся 3 остров на карте». Отправимся в путь! (Приложение №4). Слайд 2. - До острова мы сможем добраться только по морю, чтобы пройти без труда, пропишем слово «Море». Пишет на доске слово «Море». Кто прописал, найдите самое красивое и аккуратное слово и выделите его короной. | Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку. Отвечают учителю. - Путешествовали по островам падежей. - Именительного падежа (есть, кто? что?) - Родительного падежа (нет, кого? чего?) - Продолжим наше путешествие по островам падежей. Открывают рабочую тетрадь, записывают число и классную работу. Слушают учителя. Прописывают в тетради слово «Море». Самооценивание прописанного слова. | Регулятивные УУД: саморегуляция: - самоконтроль готовности к уроку и самоорганизация внимания. - определение цели учебной деятельности. Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь учителя. Личностные УУД: самоопределение своей деятельности. |
Ориентировочный этап 5 мин. | Организовать формулирова-ние темы и цели урока учащимися. | Игра «Потерянный падеж» Побуждающий диалог. Наглядный метод. Создание проблемной ситуации. | Парная | Слайд 3. Теперь мы на острове. Будем искать наш потерянный падеж. А чтобы его найти нужно, выполнить все его задания. - Посмотрите, что расположено на доске? (Приложение №8). -Как они расположены? -Кто живет на этих островах? - У вас на столах лежит конверт №1 (карточки с названиями падежей), вам нужно разместить их на нужный остров по порядку на планшетках. -Посмотрите, какой остров остался пустым? -Чей же это остров? -Какой вывод мы можем сделать? Блиц-опрос пройденного материала (по билетам) Групповая работа Вопросы: существительн-Сформулируйте тему урока. -Сформулируйте тему урока. Слайд 4. - У вас на столах лежит дневник исследователя. Мы уже исследовали 2 острова. Сегодня отправимся исследовать третий остров. – Что надо узнать о дательном падеже? Слайд 5. – Чему научимся на уроке? Слайд 6. - Сегодня на уроке русского языка мы с вами познакомимся с особенностями дательного падежа; будем развивать умения определять падеж по вопросу и предлогу. | Острова. По порядку. Падежи. По порядку составляют название падежей на магнитном планшете. Приложение №3. Пропал остров с «Дательном падежом» Формулируют задачи на урок. Задачи урока: 1.Узнать на какие вопросы отвечает имя существительное в дательном падеже, с какими предлогами употребляется, каким членом предложения является, какое слово-помощник. 2. Научиться определять падеж по вопросу и предлогу. | Коммуникативные УУД: - участие в коллективном обсуждении проблемы, интерес к чужому мнению и высказывание своего собственного. - планирование, т.е. составление плана действий с учетом конечного результата. Личностные УУД: - осознание неполноты знаний, проявление интереса к новому содержанию. Познавательные УУД: - самостоятельное создание способов решения проблемы; - установление причинно-следственных связей. |
Поисково-исследовательский этап 10 мин. | Организовать осмысленное восприятие новой информации. | Эвристическая беседа | Фронтальная | Начинаем наше исследование на острове и проверим ваши знания. Слайд 7. - На острове очень жаркое солнце, чтобы оно не напекло нам голову, нужно выполнить задание. - Запишем словосочетания и подберём слово. Плыл по …, пришёл к …, обрадовался … – Разберите словосочетания и определите падеж имен существительных. Чтобы определить падеж, что необходимо сделать? 1.Задать вопрос от главного слова к зависимому. Проверка. - Какие вопросы задавали к имени существительному? – Какие предлоги употребляются с именами существительными в дательном падеже? (К, по.) - Посмотрев на 3 словосочетание, какой вывод мы можем сделать? Ура, мы укрылись от солнца. Теперь отметьте в дневниках исследования, что мы узнали из данного задания. (Приложение №7) Проверим, правы ли, мы оказались. Откроем учебник на с.47. Слайд 8. Долго мы ходим по острову, но так и не нашли ещё дательный падеж. Немного отдохнем и пойдём дальше. | Изучают способ определения дательного падежа по падежному вопросу и предлогу. Записывают словосочетание подобрав слово по тематике путешествия. Самостоятельно задают вопросы от главного слова. - У дательного падежа не всегда может быть предлог к, по. - Имена существительные в дательном падеже отвечают на вопросы: кому? чему? И чаще употребляются с предлогами к, по. | Познавательные УУД: - самостоятельный поиск и выделение необходимой информации; - рассматривание и сравнение иллюстраций учебника; - формулирование выводов. Регулятивные УУД: - выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению. - умение проговаривать последовательность действий на уроке. Коммуникативные УУД: слушать и вступать в беседу. Предметные УУД: определять падеж по вопросу и предлогу. |
Практический этап 18 мин. | Обеспечить осмысленное усвоение и закрепления знаний | Беседа Практическая, самостоятель-ная работа. Блиц-опрос | Фронтальная Групповая Индивидуаль-ная | Слайд 10. - А мы идём дальше и видим пальму, а под ней задание. Русский писатель, лингвист и филолог Лев Васильевич Успенский называл дательный падеж «щедрым». Как вы думаете, почему? - Какое слово-помощник мы можем придумать? Отметьте в дневниках исследования, что мы узнали из данного задания. Слайд 11. - А мы идём дальше и видим убежище, а в нём новое задание, чтобы выполнить его, нам нужна помощь. Будем работать в группе. Повторяют правила работы в группе. - Откройте конверт №2 с заданиями, выполним 1 задание. (Приложение №5) Вставьте пропущенные буквы. 1. Моряк долго шёл по дорожке. 2. В выходные моряк поехал к бабушке. 3. Я подарила моряку большой остров. 4. Моряк подошёл к палубе. 5. Чайки подлетели к кораблю. 6. Летом моряк прошёл по острову. Слайд 12. -Каждая группа вставила пропущенные буквы, сверим с эталоном. -Выполним 2 задание. Найдите словосочетание, где существительное будет стоять в дательном падеже, затем выделите окончание. Каждая группа нашла своё окончание. Поделимся с другими группами. Слайд 13. - Что же мы ещё не узнали о дательном падеже, чтобы найти его? Посмотрим в нашем дневнике исследователя. Определите, каким членом предложения является существительным в дательном падеже. - Каким членом предложения является дательный падеж у каждого из групп? Главным или второстепенным? Слайд 14. Организует оценивание по шкалам. (Приложение №2) В дневниках исследователей найдите 2 шкалы, отметьте в них свою работу. Первая шкала будет отвечать за вашу работу в группе, как вы работали – вместе и дружно. Вторая шкала отвечает за правильность выполнения задания. Верно, ли вы определили существительное в дательном падеже, и нашли все орфограммы. Оцените себя. -Поднимите руку, у какой группы было затруднение? Легко ли вы определили дательный падеж? Слайд 15. Вот мы и оказалась в самом центре острова. Но дательный падеж решил убедиться, запомнили вы его особенности. У каждого на столе есть конверт №3. Откройте его. В нём 3 падежа. (Приложение №6) - Я читаю утверждение, а вы поднимаете тот падеж, о котором идёт речь. 1. Этот падеж отвечает на вопросы кто? что? 2. У этого падежа слово-помощник «дать». 3. Этот падеж отвечает на вопросы кого? чего? 4. Данный падеж в предложении является главным членом предложения. 5. Этот падеж отвечает на вопросы кому? чему? | - Он всегда делиться, даёт подарки. - «Дать!» Поворачиваются к соседям по парте, образуя группу. Работаю в группе. Проверка по эталону. Каждая группа сообщает своё окончание у существительного дательного падежа. - Какая роль в предложении? - Второстепенным членом предложения. Приклеивают на дневник исследователя. Оценивают свою работу в группе. Отвечают учителю. Поднимают падеж соответствующий утверждению (И.п.,Р.п.,Д.п.) | Регулятивные УУД - проверка результатов; - адекватное восприятие указаний на ошибки и исправление найденных ошибок. Коммуникативные УУД: - установление рабочих отношений, эффективное сотрудничество в группе. - умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; - осуществление взаимного контроля, адекватное оценивание собственного поведения и поведения окружающих, готовность слушать собеседника. Познавательные УУД: - самостоятельный поиск и выделение необходимой информации; - проверка группового задания. Личностные УУД - способность к самооценке. |
Рефлексивно-оценочный этап 2 мин. | Осмысление процесса и результата деятельности. Создание атмосферы эмоционального комфорта. | Приём «Светофор» | Индивидуаль-ная. | Организует деятельность обучающихся по подведению итогов урока -Ребята, мы решили все задачи нашего урока? Слайд 16. Что нового узнали на уроке? Слайд 17. Раскрасьте остров определенным цветом. Красный – было трудно, ничего не смог сделать на уроке; Жёлтый – было понятно, но затруднялся; Зелёный – было всё понятно. Покажите свои острова. -Я спешу сообщить вам прекрасную новость! Наш пропавший падеж нашелся! Всё оказалось просто, дательный падеж обиделся и ушёл гулять по острову из-за того, что о нём ничего не знают. А сейчас мы с вами узнали о нём много интересного, и он решил вернуться обратно. Прикрепляет карточку с названием падежа к острову на доске. - Покажем свой дневник наблюдателя. Выдаёт рабочие листы в качестве домашнего задания. - А падеж решил сделать подарок, чтобы вы точно закрепили знания о нём. (Приложение №1) | Подводят итог урока. Осуществляют рефлексию с помощью приёма «Светофор» в дневниках исследователя. Сдают дневники наблюдателя для выставления отметок. | Регулятивные УУД: - выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению; - осознание качества и уровня усвоения; Коммуникативные УУД: - адекватное отображение своих чувств, мыслей в речевом высказывании; Личностные УУД: - закрепление положительной мотивации на учебную деятельность. - оценка своего эмоционального состояния. |