II.Минутка чистописания | -Откройте тетради, запишите число, классная работа,обозначьте орфограммы. -Обратите внимание, на доске записан ряд слов, прочтите его и запишите в тетрадь (Скоро в школу) . -Скажите, в это предложение? Чего не хватает? - Давайте повторим признаки предложения. ( Предложение начинается с большой буквы, в конце предложения стоит знак препинания, слова в предложении связаны по смыслу) -Поставьте у себя в тетради точку после предложения. | Записывают: Двадцать четвертое ноября. Классная работа. -Нет, потому что в конце не стоит знак препинания. | Регулятивные: -принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; Коммуникативные: -формирование умения слушать и понимать других; -использовать правила вежливости в различных ситуациях; -контролировать свои действия в коллективной работе, планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, учет различных мнений , оформление своей речи в устной форме; Личностные: -внутренняя позиция школьников на уровне положительного отношения к урокам русского языка; |
III. Изучение нового материала | -А теперь, чтобы определить тему урока отгадаем загадки. Ответы на них знаки препинания. 1)Вечно думая Над смыслом, Изогнулся Коромыслом. (?) 2) Бурным чувствам, Нет конца: Пылкий нрав У молодца. (!) 1) Загораживает Путь, Предлагает Отдохнуть. (.) -А какое место они занимают в предложении? -А что вы знаете о каждом из этих знаков? Когда мы их употребляем? -Как вы думаете, какая тема нашего урока? - Наша тема: знак препинания в конце предложения. -Мы узнали, что предложения бывают разные по эмоциональной окраске, от чего это зависит? -Эмоции. Как вы понимаете значение этого слова? Давайте прослушаем короткий текст -О слепом дожде, идущем при солнце, в народе говорят: «Царевна плачет». Сверкающие солнечные капли этого дождя похожи на крупные слезы. А кому же и плакать такими сияющими слезами горя или радости, как не сказочной красавице царевне! (Читаю выразительно текст, затем включаю запись этого текста, воспроизведённого роботом) -Скажите, в чьем исполнении вам понравился текст? Почему? -А давайте узнаем точное значение слова «эмоции»? Прочитаем в толковом словаре. Чувства, если бы мы с вами не пользовались чувствами-эмоциями, то речь была бы бедной, сухой, невыразительной. В устной речи наши эмоции мы выражаем при помощи интонации. Сегодня на уроке вы узнаете, как оформляются на письме эмоционально окрашенные предложения. | -Вопросительный знак. -Восклицательный знак. -Точка. -Это знаки препинания, ставятся в конце предложения. -Точку мы употребляем, когда ходим кому-то сообщить о чем-нибудь; восклицательный знак употребляем, когда выражаем сильные чувства, эмоции, а вопросительный знак-когда хотим что-то спросить. -Знаки препинания в конце предложения. -От знака, который стоит в конце и от того, что мы хотите сказать. -Чувства, интонационно окрашенные слова -В исполнении учителя, потому что речь эмоциональная, чувственная. 1 ученик читает значение слова «эмоция» | Познавательные: -овладевать навыками установления аналогий и причинно-следственных связен, построения рассуждении, отнесения к известным понятиям; Регулятивные: -овладевать способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, осуществляя поиск средств их реализации; Коммуникативные: -умение слушать и вступать в диалог, умение оформлять свои мысли в устной форме; -уметь задавать вопросы, точно выражать свои мысли. Личностные: -Внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к урокам русского языка; |
IV. Закрепление изученного материала Физкультминутка | -Откройте учебник на стр 72 упр 103 ( устно) -Прочитает задание…. -Какие нужно вставить слова? (Слова и словосочетания называют предметы, действия признаки, а предложения выражают мысли и чувства. Речевую задачу (цель) высказывания, чувства говорящего можно точнее выразить в устной речи с помощью интонации, а в письменной — с помощью знаков препинания) -Прочитает правило в красной прямоугольнике… -Что вы поняли из этого правила? Какие это знаки препинания? -Какой раздел изучает правила постановки знаков препинания? -А кто полностью повторит определение? -Разберем таблицу в упр 105. -Скажите, отчего зависит выбор знака? -А какие бывают предложения по эмоциональной окраске? -Что значит повествовательное предложение? -Какие знаки могут ставится в конце повествовательного предложения? -Верно, например: «Наступила осень золотая!» Это повествовательное восклицательное предложение. -А как вы понимаете побудительное предложение? Какой ставится знак? -А вы можете привести примеры? - Ну и вопросительное, когда мы кого-то спрашиваем. Какие знаки могут ставиться у вопросительного предложения? -Верно. -Проведем физкульминутку. -Выполним упражнение 106 (письменно), чтобы закрепить знание. Прочитайте задание. Как будете выполнять упражнение? -Вам нужно определить вид предложения по цели высказывания и эмоциональной окраске. После предложения в скобках запишите вид предложения по цели высказывания и эмоциональной окраске). -Первое предложения я выполню сама в качестве примера. 1.Малыша звали Лоськой.(повествовательное, невосклицательное) -Молодцы. Повторите, какие предложения бывают по цели высказывания? А по эмоциональной окраске? -Теперь выполним упражнение 108. Что нам нужно в нем сделать? -Кто хочет попробовать прочитать? -Что нам помогло правильно выбрать интонацию при чтении? -Запишите теперь эти предложения, расставив правильно знаки, а в скобках укажите вид предложения. | Ученик читает задание Ученик читает правило. -Знаки препинания называют знаками пунктуации. Это точка, восклицательный и вопросительный знаки Правила постановки знаков препинания изучает раздел науки о языке, который называется пунктуацией. Ученик повторяет определение, не используя учебник. Один ученик читает таблицу. -От цели высказывания и от эмоциональной окраски. -Восклицательные и не восклицательные -Это предложение, заключающее в себе сообщение о каком либо-факте. -Если это не восклицательное предложение, то точка, а если восклицательное-то восклицательный знак. -Когда мы кого-то просим о чем-то, призываем. Ставится восклицательный знак -Маша, возьми зонт! -Знак вопроса, если это невосклицательное предложение, а если восклицательное, то вопросительный и восклицательный знак. -Прочитаем предложение, выберем правильный знак в конце предложения и в скобках укажем его вид. 2. Какие хорошие у Лоськи были слух и чутьё!(повествовательное, восклицательное) 3. Что сделалось с лосёнком?(вопросительное, невосклицательное) 4. Лоська, угостись морковкой!(побудительное, восклицательное) 5. Как любил он полакомиться ветками ивы! (повествовательное, восклицательное) По цели высказывания: повествовательное, побудительное и вопросительное, а по эмоциональной окраске: восклицательное и невосклицательное -Нам нужно правильно выбрать интонацию, чтобы прочитать. А затем списать, поставив правильно знаки препинания. Наступил вечер(.) Разве уже наступил вечер(?) Какой чудный вечер(!) ( Слова помощники: во втором предложении вопросительная частица разве, а в 3 прилагательное какой чудный) Наступил вечер. (повест.,невоскл) Разве уже наступил вечер?(вопросит., невоскл) Какой чудный вечер! (повест.,воскл) | Познавательные: -овладевать навыками установления аналогий и причинно-следственных связен, построения рассуждении, отнесения к известным понятиям; -формировать умение различать предложения по интонации и правильно их употреблять в речи; Регулятивные: -овладевать способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, осуществляя поиск средств их реализации; Коммуникативные: -умение слушать и вступать в диалог, умение оформлять свои мысли в устной форме; уметь задавать вопросы, точно выражать свои мысли. Личностные: -Внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к урокам русского языка; - широкий интерес к новому учебному материалу, способам решения новых учебных задач, исследовательской деятельности в области русского языка. |
V.Самостоятельная работа | -А теперь поработаем в парах. Но для начала каждый возьмет карточки, которые у вас лежат на парте. Вам нужно будет после предложения поставить знак препинания, напротив написать, какое это предложение по интонации и по эмоциональной окраске. Приготовьтесь прочитать это стихотворение с выражением. -Напомните правила работы в парах. -Поменяйтесь карточками и проверьте правильность выполнения. Если предложение выполнено правило-поставьте «плюс», если не правильно – «минус». | Выполняют Эй, бобёр, купи топор! (?!.) (побуд.,воскл.) А зачем бобру топор ? (?!.) (вопросит.,невоскл) У работника бобра Зубы вместо топора . (?!.) (повест.,невоскл) 1. Говори тихо и спокойно. 2. К своим товарищам относись с уважением, внимательно слушай партнёра. 3. Старайся не перебивать товарища, выслушай его до конца. 4. Делай замечания тактично, не груби. 5. В случае, когда проблему решить не удается, обратись к учителю. | Регулятивные: -овладевать способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, осуществляя поиск средств их реализации; -оценивать ход и результат выполнения задания. |
VI Итог, рефлексия | -Над какой темой мы работали на уроке? А еще над чем? -Что нового узнали? -У вас на партах лежат 3 знака-восклицательный, вопросительный и точка. Если вам на уроке было все понятно и интересно-поднимете восклицательный знак, если у вас остались вопросы- поднимите вопросительный знак, а если у вас остались вопросы и вам было трудно-точку. -Мне очень понравилось с вами работать, вы проявляли активность, четко следовали моим инструкциям, уважительно относились к своим одноклассникам. Спасибо! | -Работали над темой: «Знаки препинания в конце предложения Работали над правильной интонацией предложений -Узнали о знаках препинания в конце предложения и от чего они зависят. | Личностные: - навыки оценки и самооценки результатов учебной деятельности на основе критерия ее успешности. Коммуникативные: -адекватно использовать средства устной речи для решения различных коммуникативных задач; |