Цель: создание условий для формирования у младших школьников представлений о шахматах, шахматной доске, ее особенностями.
Личностные: формирование элементарных умений в проведении самоконтроля и самооценки результатов своей деятельности, эмоциональный настрой; формирование элементарных умений самостоятельного выполнения работ, умение действовать в паре.
Познавательные УУД: умение строить речевые высказывания.
Коммуникативные УУД: усовершенствование коммуникативных компетенций и навыков решения задач, умение выражать свои мысли в устной форме, планирование сотрудничества с учителем и одноклассниками, управление поведением партнера в совместной работе .
Регулятивные УУД: оценка своих действий и действий окружающих, прогнозировать свою будущую деятельность.
Оборудование: компьютер, проектор, конспект занятия, презентационный материал, раздаточный материал
Этапы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
Мотивационный этап | - Здравствуйте, ребята! Присаживайтесь. Меня зовут Анастасия Дмитриевна, и сегодня я проведу у вас занятие по шахматам. - Ребята, посмотрите, пожалуйста, на слайд. Что вы видите? - Верно. Кто сможет сказать, что значит рукопожатие? - Рукопожатие символизирует братство, единство, сплоченность и силу. - Сейчас я попрошу вас повернуться к своему соседу по парте, улыбнуться и пожать друг другу руки. Пожелайте друг другу хорошего настроения и успехов на уроке. Молодцы. Пусть это рукопожатие станет началом нашей совместной, интересной и познавательной работы. Я верю в вас и в ваши силы, а это значит, что сегодня на уроке обязательно у каждого все получится. | (Приветствуют учителя) - Рукопожатие двух людей. - Приветствие или прощание, крепкую дружбу. | Личностные-эмоциональный настрой. Коммуникативные умение выражать собственное мнение |
Методы: словесный (беседа), наглядный (презентация) Средства: словесный, наглядный, технологический, здоровьесберегающий Формы работы: фронтальная, индивидуальная |
Самоопределение деятельности | Ребята, сегодня я предлагаю вам отправиться в путешествие по Черно-белому королевству. Посмотрите, что оно вам напоминает? Верно, вы уже догадались, какая тема нашего занятия? Как вы думаете, что мы будем делать? Давайте составим план нашего занятия: Если мы всё обобщим, получим следующий план: Узнаем о шахматах и правилах игры. Закрепим знания, попробовав сыграть в шахматы. В течение занятия мы будем к нему возвращаться. | Шахматную доску Шахматы – черно-белое королевство (отвечают) (отвечают) | Регулятивные- целеполагание. Познавательные- умение строить речевое высказывание |
Методы: словесный (беседа), наглядный (презентация, план занятия), практический (составление плана) Средства: словесный, наглядный, практический, технический, здоровьесберегающий Формы работы: фронтальная, индивидуальная |
Основная часть | Но почему же королевство называется Черно-белым? Правильно эти клетки в шахматах называются полями, на доске есть черные поля и белые поля, они располагаются определенным образом, кто скажет как именно. Действительно. При игре доска кладется так, чтобы правое нижнее поле было белым. В Шахматном королевстве есть улицы. Те улицы, которые идут слева направо, называются Горизонталями, а те улицы, которые расположены сверху вниз – Вертикалями. Сосчитайте, сколько вертикальных улиц? А сколько горизонтальных? Сейчас я вам предлагаю посмотреть небольшой фрагмент из мультсериала (Фиксики –Шахматы). Прослушайте небольшое стихотворение: Зовется шахматной страной- двухцветная страна, Ведется в ней упорный бой- двухцветная война. Там обе армии смелы. Борьбой увлечены, В одной из них бойцы белы, в другой - бойцы черны. Ребята, о какой войне идет речь? Действительно. Каждому игроку предстоит расставить свою армию, в которой состоят: Каждая фигура имеет свое название, и делает определенные шаги. Сейчас я предлагаю вам поработать в парах. Напомните мне правила работы в парах. Вам даны карточки, в каждой из них есть информация о какой-либо фигуре, ваша задача, прочитать, понять, выступить с сообщением и продемонстрировать нам фигуру и то, как она ходит. Ребята, посмотрите на слайд, выполнили ли мы 1 пункт плана? Что мы узнали о шахматах? Какие фигуры рассмотрели и как они ходят? | потому что на доске клетки черные и белые По порядку, поочередно, белые и черные чередуются. 8 8 Белые фигуры против черных (выполняют задание) (отвечают) | Личностные – формирование мотивов достижения задач; Познавательные - давать определение понятиям; актуализация знаний и жизненного опыта Коммуникативные: проявление интереса к общению; умение слушать собеседника. |
Методы: словесный (рассказ, беседа, художественное слово), наглядный (презентация, видеоматериал, раздаточный материал, план занятия, шахматы), практический (выполнение заданий) Средства: словесный, наглядный, практический, технический, здоровьесберегающий Формы работы: фронтальная, индивидуальная, парная |
Практическая часть | Переходим к закреплению. Сейчас мы с вами немного попробуем поиграть и отработать ходы фигур. Разбейтесь на пары. При игре не нарушайте тишину, следуйте правилам. (учитель помогает учащимся во время игры, подсказывает) | (выполняют задание) | Личностные-умение действовать в паре. Коммуникативные - управление поведением партнера в совместной работе; планирование сотрудничества с учителем и сверстниками; Регулятивные -оценка своих действий и действий окружающих. |
Методы: словесный (беседа, объяснение), наглядный (шахматы), практический (выполнение заданий) Средства: словесный, наглядный, практический, здоровьесберегающий Формы работы: фронтальная, индивидуальная, парная |
Рефлексия | Ребята, давайте посмотрим на план, все пункты мы выполнили? Чем мы сегодня занимались? Давайте поиграем в «Колесо фраз» (Wordwall) Ребята, вы большие молодцы, а наше занятие подошло к концу. Спасибо за активную работу. | (отвечают) | Познавательные- рефлексия. Регулятивные-контроль; коррекция; оценка своих действий. Коммуникативные- построение речевого высказывания |
Методы: словесный (беседа), наглядный (Wordwall), практический (выполнение заданий) Средства: словесный, наглядный, практический, здоровьесберегающий Формы работы: фронтальная, индивидуальная |