СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Возрастные особенности развития детей 9-11 лет

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Возрастные особенности развития детей 9-11 лет»

«Возрастные особенности развития детей 9-11 лет»

(подборка материала для проведения родительского собрания в 3-4 классах)

Чтобы правильно строить общение с детьми, необходимо знать возрастные психологические особенности развития детей.

Младший школьный возраст (7-10 лет)

От 7 до 10 лет у ребёнка начинается новая деятельность – учебная. Именно тот факт, что он становится учеником, человеком учащимся, накладывает совершенно новый отпечаток на его психологический облик и поведение. Ребёнок не просто овладевает определенным кругом знаний. Он учится учиться. Под воздействием новой, учебной деятельности изменяется характер мышления ребёнка, его внимание и память.

Теперь его положение в обществе – положение человека, который занят важной и оцениваемой обществом работой. Это влечёт за собой перемены в отношениях с другими людьми, в оценивании себя и других.

Ребёнок осваивает новые правила поведения, которые являются общественно направленными по своему содержанию. Выполняя правила, ученик выражает своё отношение к классу, учителю. Не случайно первоклассники, особенно в первые дни и недели пребывания в школе, чрезвычайно старательны в выполнении этих правил.

Ребёнок впервые встречается с новым для себя способом взаимодействия со взрослым человеком. Учитель является не временным «заместителем родителей», а представителем общества, имеющим определённый статус, и ребёнку приходится осваивать систему деловых отношений. В то же время  младшие школьники в своей массе отличаются отзывчивостью, любознательностью, доверчивостью в проявлении своих чувств и отношений.

Интересы младших школьников неустойчивы, ситуативны.  Более выражен интерес этих детей к предметам эстетического цикла   (рисование, лепка, пение, музыка). По своей направленности дети этого возраста индивидуалисты. Лишь постепенно под влиянием воспитания у них начинает складываться коллективистическая направленность. Большое значение для этого имеет организация коллективно-распределительной работы учащихся в малых группах(звенья, бригады, кружки), при которой работа каждого зависит от результатов работы остальных и когда каждый отвечает не только за свою личную работу, но и за работу всей группы.

Особенности общения со сверстниками и взрослыми

Младший школьник – человек, активно овладевающий навыками общения. В этот период происходит активное установление дружеских контактов. Приобретение навыков социального взаимодействия с группой сверстников и умение заводить друзей являются одной из важных задач развития на этом возрастном этапе.

Когда ребёнок начинает учиться, его общение становится более целенаправленным, поскольку появляется постоянное и активное воздействие учителя, с одной стороны, и одноклассников – с другой. Отношение ребёнка к товарищам очень часто определяется отношением к ним взрослых, в первую очередь – учителя. Оценка учителя принимается учениками как главная характеристика личностных качеств одноклассника.

Межличностные отношения строятся на эмоциональной основе, мальчики и девочки представляют, как правило, две независимые подструктуры. К концу начального обучения непосредственные эмоциональные связи и взаимоотношения начинают подкрепляться нравственной оценкой каждого из ребят, глубже осознаются те или иные качества личности. С возрастом у детей повышаются полнота и адекватность осознания своего положения в группе сверстников. Но в конце этого возрастного периода  адекватность восприятия своего социального статуса резко снижается даже по сравнению с дошкольниками: дети, занимающие в классе (или группе) благополучное положение, склонны его недооценивать, и напротив, имеющие неудовлетворительные показатели, как правило, считают своё положение вполне приемлемым. Это свидетельствует о том, что к концу младшего школьного возраста происходит своеобразная качественная перестройка  как самих межличностных отношений, так и их осознания.

О возрастающей роли сверстников свидетельствует и тот факт, что в 9-10 лет (в отличии от более младших детей) школьники значительно острее переживают замечания, полученные в присутствии других детей. Нередко практикуемое взрослыми осуждение ребёнка  за какой-либо проступок перед другими детьми является для него мощным травмирующим фактором, последствия которого требуют срочного психотерапевтического вмешательства.

Общение младшего школьника с окружающими людьми вне школы также имеет свои особенности, обусловленные его новой социальной ролью. Он стремится четко обозначать свои права и обязанности и ожидает доверия старших к своим новым умениям. Очень важно, чтобы ребёнок знал: я могу и умею это и это, а вот это я могу и умею лучше всех. Способность делать что-то лучше всех принципиально важна для младших школьников. Большую возможность для реализации этой потребности возраста могут дать внешкольная и внеклассная работа. Потребность ребёнка  во внимании, уважении, сопереживании является основной в этом возрасте. Важно, чтобы каждый ребёнок чувствовал свою ценность и неповторимость. И успеваемость здесь – уже не определяющий критерий, поскольку постепенно дети начинают видеть и ценить в себе и других качества, которые непосредственно не связаны с учёбой. Задача взрослых – помочь ребёнку реализовать свои потенциальные возможности, раскрыть ценность умений каждого и для других детей.

Таким образом, ведущей в младшем школьном возрасте  становится учебная деятельность. В рамках учебной деятельности складываются психологические новообразования, характеризующие наиболее значимые достижения в развитии младших школьников и являющиеся фундаментом, обеспечивающим развитие на следующем возрастном этапе.

Основными новообразованиями  младшего школьного возраста являются:

  • качественно новый уровень произвольной регуляции поведения и деятельности

  • рефлексия, анализ, внутренний план действий

  • развитие нового познавательного отношения к действительности

  • ориентация на группу сверстников

Особенности подростков в возрасте 9-11 лет

Признаки развития

  • постоянный физический рост;

  • совершенствование навыков;

  • осознание моральных и нравственных ценностей;

  • способность сосуществовать со своими сверстниками;

  • здравая позиция по отношению к самому себе.

Физическое развитие

Для детей этого возраста характерен сравнительно медленный и равномерный темп роста. Годовое увеличение роста в это время равно в среднем 4 см, веса 2 кг, окружности грудной клетки 2,2 см. Разница в физическом развитии детей разного пола в этом возрасте выражена нерезко: у мальчиков вес несколько больше, чем у девочек, но у девочек до 10—11 лет относительная длина ног к длине тела больше, чем у мальчиков.

Избыточная энергия ребёнка в этом возрасте заставляет его активно действовать. Дети в этом возрасте относительно редко болеют и получают удовольствие от своей хорошей физической координации. Они ищут приключения, впечатления и физические упражнения. В ответ на внешний раздражитель, каким являются физические упражнения, развиваются и совершенствуются условно-рефлекторные связи. В результате возникновения условно-рефлекторных связей, обеспечивающих приспособление организма к новым предъявляемым условиям деятельности, происходят изменения морфологического и функционального характера. Эти изменения благодаря регулирующей и координирующей роли центральной нервной системы и адаптационно-трофической функции симпатической нервной системы обеспечивают слаженную деятельность всего организма, повышают его работоспособность и функциональные возможности.

Этот возраст характеризуется значительным развитием лобных долей коры головного мозга. В это время быстро развиваются анализирующая и синтезирующая функции коры головного мозга, совершенствуются двигательные центры. Все органы чувств усиленно развиваются: опорно-двигательный аппарат укрепляется; совершенствуется координация движений. Поэтому большое внимание в этом возрасте следует обращать на развитие координации движений ребёнка и формирование у него двигательных навыков. Дети в эти годы очень подвижны и любознательны, однако способность к длительному сосредоточению внимания у них невелика: они быстро утомляются.

Мышечная сила у детей этого возраста еще недостаточно высокая, средний годовой прирост ручной динамометрии у 9—12-летних мальчиков, по данным Гицевич и Левиной, составляет 2,2 кг. В этом периоде недопустимы упражнения, дающие детям большую силовую нагрузку или требующие выносливости.

Скелет детей содержит значительное количество хрящевой ткани, суставы очень подвижны, связочный аппарат легко растягивается. К 9—11 годам наступает окостенение фаланг пальцев рук.

Дети этого возраста имеют относительно большую ширину просвета артерий и значительную эластичность сосудистых стенок, что создаёт благоприятные условия для работы сердца. Частота сокращений у детей больше (80—85 ударов в минуту), артериальное давление ниже (1О5/70 мм) и кровообращение совершается быстрее, чем у взрослых.

Регулирующая функция печени в отношении углеводного и жирового обмена у детей этого возраста отличается недостаточностью. Система теплорегуляции функционирует недостаточно.

Для данного этапа развития ребёнка имеется еще одно название – полуподростковый возраст, поскольку именно в этом возрасте начинается, так называемый, «переходной период». Происходит активная физиологическая перестройка организма, например, начинает более активно развиваться сердечно-сосудистая и половая системы, растут голосовые связки, что приводит к ломке голоса. Быстрые изменения могут стать причиной головных болей, быстрой утомляемости, и одновременно вызвать повышенную возбудимость, нервозность.





Психическое развитие

Как и первоклассник, ребёнок этого возраста также является хорошим наблюдателем, но он наблюдает внимательнее и мыслит логичнее. Он по-прежнему задаёт довольно много вопросов, как и дети более младшего возраста. Однако теперь он способен найти свои собственные ответы.

Ребёнку в этом возрасте нравится собирать коллекции. Он будет собирать всё, что угодно, большое или маленькое, и не ради качества, но ради количества. Пока не исполнится одиннадцать, он не будет пытаться каким-либо образом классифицировать свою коллекцию, если конечно, взрослый не поможет ему сделать это раньше. Стремление собирать коллекции может служить образовательным целям, так как таким образом можно заложить основы для изучения научных предметов. Ребёнок становится наблюдательнее, а при обсуждении и обмене коллекциями развиваются и улучшаются межличностные отношения ребёнка.

Детям 9-11 лет нравится исследовать всё, что им не знакомо. Это могут быть новые места на экскурсиях или в походах, или такие привычные предметы, как настенные или наручные часы, или любое механическое устройство. В этом возрасте он уже может понимать законы причины и следствия и обладает хорошим историческим и хронологическим чувством времени, пространства, месторасположения и расстояния. Ребёнок в этом возрасте хорошо мыслит и лучше начинает понимать абстрактные идеи.

Так как этот возраст часто называют «золотым возрастом памяти», ребёнка необходимо также поощрять запоминать возможно большее количество информации.

В психологическом развитии ребёнка подростковый возраст - это период, в течение которого происходит важнейший в становлении личности скачек от детства к взрослости. В процессе этого перехода, со всеми его составляющими, отмечаются сложные преобразования, выделяются психологически разные уровни, своего рода стадии развития подростка. Первый, который может быть условно назван «локально-капризным», отличается тем, что стремление 10-11-летнего ребёнка к самостоятельности проявляется в потребности признания со стороны взрослых его возможностей и значения через решение, как правило, частных задач. Поэтому данный период называют локальным, а капризным потому, что в нём преобладают ситуативно-обусловленные эмоции. У одних стремление к самостоятельности проявляется в стремлении утвердить своё право быть как взрослые, добиться признания своей взрослости. У других оно заключается в жажде получить признание их новых возможностей. У третьих – в желании участвовать в разнообразных делах, наравне с взрослыми, которые носят взрослый характер и получают общественную оценку.

В некоторых исследованиях показано, что возрастной интервал 10-12 лет - это «ничья земля», т. е. и не младший школьник, и не подросток.

Успешная учёба, осознание своих способностей и умений качественно выполнять различные задания приводят к становлению чувства компетентности — нового аспекта самосознания, который наряду с развитием сферы произвольности можно считать центральным новообразованием младшего школьного возраста.

Если чувство компетентности в учебной деятельности не формируется, у ребёнка снижается самооценка и возникает чувство неполноценности; могут развиваться компенсаторные самооценка и мотивация. Некоторые исследователи отмечают возникновение в этот переходный период кризиса самооценки. Причем недовольство собой у детей этого возраста распространяется не только на относительно новую сферу их жизнедеятельности - общение со сверстниками, но и на учебную деятельность. Обострение критического отношения к себе актуализирует у младших подростков потребность в общей положительной оценке своей личности другими людьми, прежде всего взрослыми.

Анализ психологических достижений ребёнка младшего школьного возраста убедительно показывает зависимость психического его развития от содержания и методов обучения. Если обучение строится в соответствии с принципами деятельностной теории учения, которые лежат в основе системы развивающего обучения и, то при полноценном становлении учебной деятельности у ребёнка формируются фундаментальные психические новообразования: произвольность психических процессов (позволяет ребёнку сознательно регулировать свое поведение, деятельность, внимание, благодаря чему ребёнок включается в учебный процесс). Произвольность — внутренняя, мотивированная, волевая регуляция своего поведения, внимания, подчинение цели деятельности.

Сформированная произвольность психических процессов является одним из основных и важнейших показателей готовности ребёнка к переходу в среднее звено, так как именно развитие произвольности обеспечивает полноценное функционирование всех психических функций и поведения в целом. Дети с недостаточно сформированной произвольностью хуже включаются в процесс обучения, и даже при нормальном уровне интеллектуального развития такие школьники могут попасть в группу неуспевающих.


Социальное развитие

Ребёнок в этом возрасте приспосабливается к обществу вне дома и семейного круга. Теперь у родителей появляется возможность помочь ему действовать и думать независимо, подготавливая его к грядущему подростковому возрасту.

Когда ребёнок приспосабливается к обществу вне дома, он становится «присоединяющимся», и несомненно он станет членом какой-либо группы или компании. Эти компании или группы ровесников будут разделены по признакам пола, так как мальчики или девочки вообще чувствуют в этом возрасте определенный антагонизм по отношению к представителям противоположного пола. Родители должны заботиться о том, чтобы нравственные нормы детей, составляющих группу сверстников, не были ниже норм, предъявляемых к друзьям их ребёнка. По мере взросления ребёнка, группа сверстников будет приобретать для него все большее значение. Ни родители, ни учителя не смогут заменить её, но они должны делиться своим опытом с детьми в это время, и в подростковом периоде.

Начало полуподросткового возраста совпадает с переходом ребёнка из младшей в среднюю школу, где количество изучаемых предметов значительно увеличивается. Усиливается интеллектуальная, эмоциональная и физическая нагрузка. К тому же, у ребёнка начинается быстрый и неравномерный рост тела. Этот процесс часто вызывает временный отказ от нормального восприятия себя нового.

Именно в возрасте с 10 до 12 лет возрастает необходимость накапливать знания сразу во многих сферах и достигать самого высокого результата. Если ребёнку не удаётся быстро реализовать задуманное, то это часто приводит к разочарованиям и потере интереса к обучению. Родителям нужно быть особенно внимательным, ведь в этом возрасте может развиться «комплекс неполноценности». Поэтому важно поддерживать его виденье собственного будущего, даже если оно довольно часто меняется.

В младшем подростковом возрасте, в связи с началом полового созревания, возникают новые ощущения и эмоции (влюблённость, тяготение к противоположному полу). Соответственно усиливается внимание к этому вопросу. Ребёнку необходимо очень корректно, внимательно и доброжелательно рассказать о взаимоотношениях мужчины и женщины. К тому же, важно направить этот интерес в нужное русло и заложить основные морально-этические принципы поведения, ведь это повлияет на всю последующую жизнь ребёнка. Можно, например, предложить записаться в туристический или спортивный кружок, серьёзно заняться музыкой или ходить на уроки современного танца, ведь так можно привлечь внимание противоположного пола и повысить свой рейтинг среди сверстников.

В этом возрасте для ребёнка становится особенно важным признание среди ровесников. Возрастает потребность в коллективной деятельности.

Факторы риска и защиты среди детей 9-11 лет

Младший школьный возраст 7-11 лет в личностном развитии можно обозначить как ступень персонализации. Новой развивающей ситуацией в этом возрасте является поступление в школу, где предъявляются новые, мобилизующие требования, связанные с учёбой и расширением социального контекста. Центральной задачей развития для детей 7-11 лет является полноценное усвоение осмысленных навыков самопознания и познания окружающего мира, развитие способностей к саморегуляции, начало процесса полноценной идентификации. Сюжетно-ролевая игра, межличностное общение и учебная деятельность выступают в этот период в качестве ведущих факторов развития. К этому возрасту, дети должны иметь ряд основных базисных приобретений, которые послужат основой для развития в этом возрасте, а именно к 7-8 годам развиты базисные функций психики, сформирована кондиционная готовность к целенаправленному, систематическому обучению. В качестве основных агентов развития в этот период выступают родители, сверстники, учителя, значимые другие лица. При этом институализированную развивающую среду составляют семья и школа. К концу данного возрастного периода у ребенка должны быть сформированы следующие центральные новообразования возраста: словесно-логическое мышление, способность к рефлексии, анализу, формированию внутреннего плана деятельности; способность к произвольной регуляции поведения с навыками ответственного выбора; сформирован новый тип отношений с окружающими людьми; полноценное формирование навыков самопознания и познания окружающего мира.


Естественное развитие половой функции организма в этом возрасте начинает влиять на психическую жизнь ребёнка, вызывая пубертатный кризис. Поскольку «кризис всегда связан с аффектом», в предпубертатный период усиливается влияние эмоционально-волевой составляющей психики на развитие интеллекта ребёнка. Плавность психогенеза нарушается, что в учебной деятельности младшего школьника обнаруживается через снижение успеваемости, в изменении вектора интересов с учебной деятельности на межличностное общение, что усугубляется особенностями перехода из начальной школы в среднюю. Это время является определённым рубежом в ведущей деятельности детей и от его более или менее успешного протекания зависит многое в школьной, а часто и в дальнейшей социальной жизни человека. В этот период в адаптации, как активном процессе и результате процесса приспособления индивида к условиям социальной среды могут происходить нарушения. Они связаны как с внешней социальной ситуацией развития и названы «проблема пятого класса», так и с психологическими (внутренними) факторами. В случае постоянной неуспешности индивида возникает состояние дезадаптации.

Далее рассмотрим основные факторы и риска и защиты в отношении формирования отклонений поведения, включая потребление ПАВ, для детей в возрасте 9-11 лет. Для этого мы воспользуемся континуальным подходом, где на одном полюсе разместим факторы, определяющие уязвимость детей в отношении отклонений в поведении, а на другом полюсе разместим факторы предохраняющие или сдерживающие. При этом полюс «факторы риска» будем рассматривать как неадекватное развитие или несформированность качеств, свойств и т. д., обозначенных в полюсе «факторы защиты».

Факторы риска

Факторы защиты

академическая некомпетентность

неадекватные методы родительского воспитания и контроля

непринятие со стороны сверстников

школьная фобия

агрессивность

тревожность

депрессия

чувство неполноценности

недоверие

неуверенность

низкая самооценка

академическая компетентность

адекватные методы родительского воспитания и контроля

принятие со стороны сверстников

трудолюбие

эмоциональная устойчивость

инициатива

настойчивость

самоэффективность

межличностное доверие

уверенность

адекватная самооценка

Необходимо отметить, что средний возраст начала для расстройств поведения составляет 9 лет, соответственно профилактические мероприятия в этом возрасте приобретают особую значимость.

К тому времени, когда мальчик достигает 8 или 9 лет, имеется значительная корреляция между текущим уровнем агрессивности и проявлением агрессивных паттернов поведения спустя 10 или 14 лет; в 12—13-летнем возрасте показатели стабильности проявления агрессивности будут ещё выше на протяжении последующих 10 лет, и они являются сильным предиктором проявления агрессивности в будущем.

Мальчики обычно начинают проявлять антисоциальное поведение в возрасте от 8 до 10 лет, тогда как у девочек признаки такого поведения, как правило, появляются в возрасте от 14 до 16 лет.

В полном соответствии с вышеизложенным Дишон, Френч и Паттерсон обнаружили, что непринятие со стороны сверстников в возрасте 10 лет (наряду с сопутствующей академической неуспеваемостью) предсказывало вовлечённость в антисоциальную молодёжную группировку в возрасте 12 лет в большей степени, чем неадекватные методы родительского воспитания и контроля. Связь с антисоциальной молодёжной группировкой, в свою очередь, предвещает дальнейшую эскалацию отклоняющегося поведения. Связь с асоциальными сверстниками играет роль подкрепляющего и поддерживающего стимула для антисоциального поведения, начиная с детских лет и вплоть до подросткового возраста.


Личностно-социальная ответственность предполагает инициативу и настойчивость — способность самостоятельно выполнять какую-то задачу, доводя её до завершения. Два последних фактора проявляются примерно в 10-летнем возрасте и либо слабы, либо отсутствуют у детей меньшего возраста. Они также отражают поведение более высокого уровня, нежели простое удовлетворение первоочередных потребностей.

Депрессивный когнитивный стиль чаще формируется в том случае, если плохое обращение возникает до наступления ребёнку 11 лет, когда дети зависят от своих родителей, которые должны обеспечить формирование у них чувства межличностного доверия и личной компетентности.

Результаты исследований показывают, что отношение ребёнка к друзьям и само понимание дружбы имеют определённую динамику на протяжении младшего школьного детства. Между 8 и 11 годами дети считают друзьями тех, кто помогает им, отзывается на их просьбы и разделяет их интересы. Для возникновения взаимной симпатии и дружбы между детьми становятся важными такие качества личности, как доброта и внимательность, самостоятельность, уверенность в себе, честность. О возрастающей роли сверстников к концу младшего школьного возраста свидетельствует и тот факт, что в 9-10 лет (в отличие от более младших детей) школьники значительно острее переживают замечания, полученные в присутствии одноклассников. Дети в этом возрасте становятся более застенчивыми и начинают стесняться не только незнакомых взрослых, но и незнакомых детей своего возраста.

Система личных отношений является наиболее эмоционально насыщенной для каждого человека, поскольку связана с его оценкой и признанием его как личности. Поэтому неудовлетворительное положение в группе сверстников переживается детьми очень остро и нередко является причиной неадекватных аффективных реакций.

Следует отметить, что неадекватные аффективные реакции у детей в этом возрасте могут выражаться по-разному, в зависимости от типа темперамента ребёнка, и носят защитный, компенсаторный характер.

Однако если у ребёнка существует хотя бы одна взаимная привязанность, он перестаёт осознавать и не очень переживает своё объективно плохое положение в системе личных отношений в группе. Недовольство, гнев младший школьник проявляет не столько в моторной форме – лезет драться, сколько в словесной – грубит, дразнит. Переживание стыда ребёнок начинает проявлять более скрытно. В это время он уже учится понимать характер переживаний других людей, приобретает способность сопереживать эмоциональному состоянию сверстников и взрослых.

Таким образом, взрослый при взаимодействии с ребёнком должен постоянно помнить об особенностях его эмоциональной сферы, способствуя эффективной регуляции ребёнка и оптимальным способам его социализации. Так, например:

– необходимо научить ребёнка адекватным формам реагирования на те или иные ситуации и явления внешней среды;

– не надо пытаться в процессе занятий с «трудными» детьми полностью оградить ребёнка от отрицательных переживаний. Важно помнить, что ему нужен динамизм эмоций, их разнообразие;

– чувства ребёнка нельзя оценивать – невозможно требовать, чтобы он не переживал того, что переживает. Как правило, бурные аффективные реакции ребёнка – это результат длительного сдерживания эмоций.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!