Театр «100 лиц»
Пояснительная записка.
Согласно ФГОС данная программа помогает создать эмоциональную среду, увлекающую детей, настраивающую их на романтический лад, ориентирующую на успех, так как все дети любят играть в куклы, читать сказки, смотреть фильмы и спектакли, фантазировать и создавать необычный мир.
В основу программы положен принцип развития индивидуальности каждого ребёнка.
Театральный кружок является элементом одного из разделов педагогики – артпедагогики, т.е. вовлечение обучающихся в различные виды деятельности (рисование, лепку, слушание музыки, танец, движение, речь). Театральный кружок воздействует на нравственно-этические, эстетические, коммуникативно-рефлексивные основы личности и способствует социокультурной адаптации с помощью искусства. Кроме того, он реализует ещё и психотерапевтическую функцию, помогает детям справляться со своими психологическими проблемами, восстанавливать эмоциональное равновесие, переключаться с отрицательных переживаний на положительно окрашенные чувства и мысли.
Занятия детей в театральном кружке развиваюn у детей фантазию, память, мышление, артистические способности, знакомят со множеством детских сказок, способствуют развитию общительности, коммуникабельности ребёнка. Участвуя в театрализованных играх, дети знакомятся с окружающим миром. Большое и разностороннее влияние театрализованных игр на личность ребёнка позволяет использовать их как сильное, но ненавязчивое педагогическое средство.
Театрализованные представления помогают ребёнку активно работать над поиском слов для выражения своих мыслей и чувств, они учатся создавать самостоятельное высказывание, обеспечивают его полноту и лексическое разнообразие. Вызывая у детей интерес, они повышают их работоспособность и творческую активность, что благоприятно сказывается на конечных результатах обучения.
Театрализовано-игровые представления воздействуют на эмоциональную сферу ребёнка, позволяя ему радоваться и огорчаться, сопереживать сказочным героям, приходить им на помощь, защищать их. Это делает процесс личностно-значимым для ребёнка, вызывая его активную работу, результат которой – правильная речь и общение.
Технология использования театрализованного кукольного представления позволяет комплексно обучать детей русскому языку, литературе, истории и культуре России, позволяя овладевать коммуникативной компетенцией в области русского языка и русских культурных традиций.
В кукольных спектаклях используются элементы национальных праздников, русских традиций, что расширяет общий кругозор, углубляет социокультурные знания о стране, истории и культуре России, а также других народов.
Занятия в кукольном театре разовьют у обучающихся направленность на эффективную социализацию и творческую активность. Занятия научат детей верить в себя, быть активными, мобильными, конкурентноспособными.
Цель программы:
эстетическое воспитание участников, создание атмосферы детского творчества, сотрудничества.
Задачи:
воспитание уважения и любви к русской народной сказке;
изучение и освоение театральной работы с куклой;
формирование навыков театральной речи, художественных навыков при изготовлении кукол и декораций;
развитие творческих способностей.
Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы
В реализации программы заняты обучающиеся 5-6 классов.
Сроки реализации программы
Программа рассчитана на 2 года обучения, 2 часа в неделю;
1 год обучения – 67 часов
2 год обучения – 68 часов
Итого – 135 часов
Формы и режим занятий
Наполняемость группы – 7-12 человек;
Практические занятия;
Творческие задания;
Групповая работа;
Лекции;
Тренинги по актёрскому мастерству;
Игры;
Беседа;
ИНТЕРНЕТ-экскурсии.
Содержание программы
Разновидности театров (планшеточный, перчаточный, марионеточный, тростевой и театр теней).
Из истории возникновения.
Посещение театра кукол.
Обсуждение спектакля.
Знакомство с театральной лексикой, профессиями людей, которые работают в театре.
Театр начинается с вешалки, а кукольный театр – с ширмы.
Выбор и работа над произведениями пьесы.
Распределение ролей.
Отработка чтения каждой роли.
Интонация.
Изготовление кукол.
Разработка собственных сценариев.
Этапы работы театрального кружка
1 год обучения
Азы сценического мастерства (движения кукол, особенности речи, характера героя). Работа над небольшими по объёму спектаклями. Работа с театром картинок и перчаточными куклами. Создание декораций и бутафории к спектаклям.
Расширение репертуара. Увеличение объёма пьес. Работа с перчаточными. Изготовление кукол. Создание декораций и бутафории к спектаклям.
2 год обучения
Свободное владение куклой (перчаточной, тростевой). Усложнение репертуара. Работа над спектаклями. Самостоятельная разработка и постановка мини-пьес детьми. Работа с перчаточными, тростевыми куклами и куклами-марионетками. Изготовление кукол. Создание декораций и бутафории к спектаклям.
Свободное владение куклой (перчаточной, тростевой, куклой-марионеткой). Усложнение репертуара. Работа над спектаклями. Самостоятельная разработка и постановка мини-пьес детьми. Работа с перчаточными, тростевыми куклами, куклами-марионетками. Изготовление кукол. Создание декораций и бутафории к спектаклям.
Тематический план
Работа в 5-6 классах составлена по алгоритму: введение, теория, практика, итоговый спектакль. С каждым годом дети узнают о новой разновидности кукольного театра, всё более самостоятельно работают над подготовкой к спектаклю. Таким образом от 1-го уровня приобретения знаний обучающиеся перейдут к 2-ому уровню приобретения опыта самостоятельного социального действия.
№ | Наименование разделов | Всего, час | Количество часов | Характеристика деятельности обучающихся |
Аудит. | Внеауд. |
1 | Введение. Знакомство с понятием «кукольный театр» | 1 | 1 | | Рассказ учителя о содержании программы, о деятельности в течение года |
2 | Особенности театральной терминологии | 1 | 1 | | Беседа о разновидностях кукол: 1.-перчаточная кукла и ее виды 2.-тростевая кукла - эффектнее перчаточной, её руки длиннее и сгибаются в локте.. 3- марионетка- кукла, управляемая с помощью нити. 4-большая напольная кукла. Знакомство с основными театральными терминами: - антракт- промежуток между действиями спектакля. - бутафория – предметы и украшения, имитирующие подлинные. - декорации ( от латин.- украшение)- худ.оформление действия на ширме. - мизансцена – определённое расположение декораций, предметов и действующих лиц на сцене в отдельные моменты спектакля. - монолог- речь одного лица. - папье-маше- способ изготовления кукол с помощью пластилиновой формы, оклеивоемой бумагой. - реквизит- вещи и предметы, 3используемые по ходу действия спектакля. - репертуар- спектакли, идущие в определённый промежуток времени. - ширма- сцена кукольного театра. Практическая работа: отработка техники движений куклы на руке. |
3 | Занятие - собеседование на выявление творческого потенциала школьника. | 1 | | 1 | Занятия-собеседования доступны для всех желающих заниматься в студии вне зависимости от возраста. При общении с детьми выявляются их творческий потенциал, умение выразительно читать, ритмика, музыкальные увлечения, пластика. |
4 | Игры на развитие театральных способностей | 1 | | 1 | На занятиях по развитию фантазии студийцев используется игра, придуманные детьми сценки, фантастические сюжеты. Такие занятия-упражнения воспитывают интерес к театральному искусству, творить самому и быть понятным другим, усиливает потребность общения с окружающим миром. |
5 | История возникновения планшетного театра | 1 | 1 | | Рассказ учителя об истории возникновения кукольного планшетного театра с демонстрацией материала через выход в ИНТЕРНЕТ |
6 | Посещение кукольного спектакля, организованного старшеклассниками. | 1 | | 1 | Просмотр спектакля, подготовленного старшеклассниками. Этикет-практикум «О поведении в театре» |
7 | Обсуждение спектакля. | 1 | 1 | | Беседа об увиденном, обсуждение персонажей, их особенностей поведения, манеры, интонации, «изюминки». |
8 | Азбука театра | 1 | | 1 | Истоки. Основы. История театра. Детский театр Маршака на Ку- бани. Современные театры. Практика: Беседы-дискуссии, встречи с актерами и режиссерами театров города. Посещение театров-гастролеров. |
9 | Устройство ширмы и декорации | 1 | | 1 | Знакомство с понятием «декорация». Ознакомление с элементами оформления (декорации, цвет, свет, звук, шумы и т. п.) спектакля кукольного театра. Понятие о плоскостных, полуплоскостных и объёмных декорациях. Изготовление плоскостных декораций (деревья, дома и т. Практическая работа: установка ширмы и изготовление элементов декораций. Первичные навыки работы с ширмой. д.). |
10 | Особенности работы кукловода | 1 | 1 | | Понятие о разнообразии движений различных частей куклы перчатки. Закрепление навыков жестикуляции и физических действий Выбор пьесы. |
11 | Речевая гимнастика | 1 | | 1 | Понятие о речевой гимнастике и об особенностях речи различных персонажей кукольного спектакля (детей, взрослых персонажей, различных зверей). Работа над спектаклем. |
12 | Выбор и чтение пьесы по ролям, анализ текста. | 1 | | 1 | Выбор и чтение пьесы по ролям, анализ текста. |
13 | Распределение ролей | 1 | | 1 | Подбор каждому актёру роли. |
14 | Постановка сценического движения (отработка каждой роли) | 1 | | 1 | Постановка сценического движения (отработка каждой роли) |
15 | Постановка сценической речи (работа над интонацией) | 1 | | 1 | Постановка сценической речи (работа над интонацией) |
16 | Подготовка материальной базы. | 1 | | 1 | Изготовление кукол, декораций, костюмов, реквизита, постановка сценических светоэффектов. |
17 | Работа над актёрским мастерством. | 1 | | 1 | Отработка сцен с отдельными героями сказок и репетиция пьесы на сцене. |
18 | Выступление перед детьми из других классов | 1 | | 1 | Показ подготовленного спектакля, применение на практике полученных навыков |
19 | Обсуждение «+» и «-» | 1 | 1 | | Анализ спектакля, снятого на видеокамеру. Взгляд на себя со стороны. |
20 | Выбор и чтение пьесы. | 1 | | 1 | Выбор и чтение пьесы. |
21 | Распределение ролей | 1 | | 1 | Подбор каждому актёру роли. |
22 | Работа над актёрским мастерством | 1 | | 1 | Постановка сценического движения (отработка каждой роли) |
23 | Постановка сценической речи | 1 | | 1 | Работа над интонацией |
24 | Изготовление кукол | 1 | | 1 | Подготовка базовых средств |
25 | Изготовление декораций | 1 | | 1 | |
26 | Изготовление реквизита | 1 | | 1 | |
27 | Постановка сценических светоэффектов | 1 | | 1 | Использование световых эффектов |
28 | Работа над актёрским мастерством. | 1 | | 1 | Отработка сцен с отдельными героями сказок |
29 | Генеральная репетиция. | 1 | | 1 | |
30 | Репетиция пьесы на сцене. | 1 | | 1 | |
31 | Выступление перед детьми 1-х классов | 1 | | 1 | Показ подготовленного спектакля, применение на практике полученных навыков |
32 | Выступление перед детьми 2-х классов | 1 | | 1 | |
33 | Итоговое занятие | 1 | 1 | | |
| ИТОГО: | 33 | 7 | 26 | |
Результаты 1 года обучения
1 уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе, о правилах групповой работы и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.
| Личностные | метопредметные | предметные |
знать | – о формах проявления заботы о человеке при групповом взаимодействии; - правила поведения на занятиях, раздевалке, в игровом творческом процессе | - знать о ценностном отношении к театру как к культурному наследию народа. - о способах взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами. | необходимые сведения о видах изученных кукол, особенностях работы с куклами картинками, пальчиковыми и перчаточными куклами; о способах кукловождения кукол этих систем; о сценической речи; - о декорациях к спектаклю |
уметь | Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы). В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить. -соблюдать правила игры и дисциплину; | - Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя. - Проговаривать последовательность действий . - высказывать своё предположение (версию) - работать по предложенному учителем плану. - отличать верно выполненное задание от неверного. - Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста). - Слушать и понимать речь других. - Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им. | - работать с куклами изученных систем при показе спектакля; импровизировать; работать в группе, в коллективе. выступать перед публикой, зрителями. |
Формы контроля:
Результативность работы помогут оценить и результаты анкетирования самих участников кукольного театра, их родителей, а также зрителей/
Методические рекомендации.
Приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
№ | Наименование разделов | Всего, час | Количество часов | Характеристика деятельности обучающихся |
Аудит. | Внеауд. |
1 | Введение. История возникновения перчаточного театра | 1 | 1 | | Рассказ учителя о содержании программы, о деятельности в течение года, об истории возникновения кукольного перчаточного театра. |
2 | Азбука театра | 1 | 1 | | Истоки. Основы. История театра. Детский театр Маршака на Ку- бани. Современные театры. Практика: Беседы-дискуссии, встречи с актерами и режиссерами театров города. Посещение театров-гастролеров. |
3 | Виды кукол и способы управления ими | 3 | 1 | 2 | Расширение знаний о видах кукол. Отработка техники движений куклы на руке. Развитие умения кукловождения. |
4 | Секреты сценического мастерства | 5 | 1 | 4 | Роль. Озвучивание пьесы. |
5 | Упражнения на развитие фантазии на основе реальных образов природы, живого мира, фантастические образы. | 5 | 1 | 4 | Возможность развития фантазии, памяти, внимания, чувства ритма, чувства пространства и времени, чувства слова и другие психологические составляющие личности. Тренировка скорости решений, навыков слаженной работы в коллективе, активизации мыслительного, эмоционального, социально-психологического настроя школьника. |
6 | Развитие речевого аппарата. Артикуляционная гимнастика, художественное слово. | 6 | 1 | 5 | Артикуляционная гимнастика, художественное слово. |
7 | Развитие навыков перевоплощения, навыков группового поведения. Этюды. | 6 | 1 | 5 | Чтение сценария. Разбор игровых эпизодов. Игровые атрибуты. Маски. Костюмы. Реквизит. Музыкальное оформление.Распределение ролей. |
8 | Знакомство с русским фольклором. | 1 | 1 | | Рассказ учителя с демонстрацией материала через выход в ИНТЕРНЕТ |
9 | Посещение кукольного спектакля, организованного театральной студией. | 1 | | 1 | Просмотр спектакля, подготовленного старшеклассниками другой школы. Этикет-практикум «О поведении в театре» |
10 | Обсуждение спектакля. | 1 | 1 | | Беседа об увиденном, обсуждение персонажей, их особенностей поведения, манеры, интонации, «изюминки». |
11 | Выбор и чтение пьесы по ролям, анализ текста. | 3 | | 3 | Выбор и чтение пьесы по ролям, анализ текста. |
12 | Распределение ролей | 2 | | 2 | Подбор каждому актёру роли. |
13 | Работа над актёрским мастерством | 4 | | 4 | Постановка сценического движения (отработка каждой роли) |
14 | Работа над актёрским мастерством | 2 | | 2 | Постановка сценической речи (работа над интонацией) |
15 | Подготовка материальной базы. | 4 | | 4 | Изготовление кукол, декораций, костюмов, реквизита, постановка сценических светоэффектов. |
16 | Работа над актёрским мастерством. | 3 | | 3 | Отработка сцен с отдельными героями сказок и репетиция пьесы на сцене. |
17 | Выступление перед детьми младших классов | 1 | | 1 | Показ подготовленного спектакля, применение на практике полученных навыков |
18 | Обсуждение «+» и « - » | 1 | 1 | | Анализ спектакля, снятого на видеокамеру. Взгляд на себя со стороны. |
19 | Выбор и чтение пьесы. | 2 | | 2 | Выбор и чтение пьесы. |
20 | Распределение ролей | 2 | | 2 | Подбор каждому актёру роли. |
21 | Работа над актёрским мастерством | 3 | | 3 | Постановка сценического движения (отработка каждой роли) |
22 | Работа над актёрским мастерством | 1 | | 1 | Постановка сценической речи (работа над интонацией) |
23 | Подготовка материальной базы. | 4 | | 4 | Изготовление кукол, декораций, костюмов, реквизита, постановка сценических светоэффектов |
24 | Работа над актёрским мастерством. | 3 | | 3 | Отработка сцен с отдельными героями сказок и репетиция пьесы на сцене. |
25 | Генеральная репетиция. | 1 | | 1 | Показ подготовленного спектакля, применение на практике полученных навыков |
26 | Выступление перед детьми и родителями | 1 | | 1 | Отработка сцен с отдельными героями сказок и репетиция пьесы на сцене |
27 | Обсуждение «+» и « - » | 1 | 1 | | Анализ спектакля, снятого на видеокамеру. Взгляд на себя со стороны. Обобщение изученного за год |
| ИТОГО: | 68часа | 11 | 57 | |
Результаты 2 года обучения
2 уровень результатов – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.
| Личностные | метопредметные | предметные |
знать | – о формах проявления заботы о человеке при групповом взаимодействии; - правила поведения на занятиях, раздевалке, в игровом творческом процессе. - правила игрового общения, о правильном отношении к собственным ошибкам, к победе, поражению. | - знать о ценностном отношении к театру как к культурному наследию народа. - иметь нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами. | необходимые сведения о видах изученных кукол, особенностях работы с куклами перчатками; о способах кукловождения; о сценической речи; о декорациях к спектаклю; -технологию изготовления куклы-перчатки |
уметь | Определять и высказывать общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы). В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, как поступить. - анализировать и сопоставлять, обобщать, делать выводы, проявлять настойчивость в достижении цели. -соблюдать правила игры и дисциплину; - правильно взаимодействовать с партнерами по команде (терпимо, имея взаимовыручку и т.д.). - выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребенка видах творческой и игровой деятельности. | - Определять и формулировать цель деятельности . - Проговаривать последовательность действий . - высказывать своё предположение (версию) - совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей. - Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне небольшого текста). - Слушать и понимать речь других. - Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им - планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей - адекватно воспринимать предложения и оценку учителя, товарища, родителя и других людей - контролировать и оценивать процесс и результат деятельности ( под руководством учителя); - выбирать вид чтения в зависимости от цели; - договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности - формулировать собственное мнение и позицию под руководством учителя | - работать с куклами изученных систем при показе спектакля; импровизировать; работать в группе, в коллективе. выступать перед публикой, зрителями. |
применять | - быть сдержанным, терпеливым, вежливым в процессе взаимодействия ; -подводить самостоятельный итог занятия; анализировать и систематизировать полученные умения и навыки. | - полученные сведения о многообразии театрального искусства | -иметь первоначальный опыт самореализации в различных видах творческой деятельности, - в игре использовать накопленные знания. |
Формы контроля:
Результативность работы помогут оценить и результаты анкетирования самих участников кукольного театра, их родителей, а также зрителей.
Методические рекомендации.
Получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной просоциальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).
№ | Наименование разделов | Всего,час | Количество часов | Характеристика деятельности обучающихся |
Аудит. | Внеауд. |
1 | Введение. История возникновения театра марионеток | 1 | 1 | | Рассказ учителя о содержании программы, о деятельности в течение года, об истории возникновения кукольного театра марионеток. |
2 | Азбука театра | 4 | 1 | 3 | Современные театры. Практика: Беседы-дискуссии, встречи с актерами и режиссерами театров города. Посещение театров-гастролеров. |
3 | Виды кукол и способы управления ими | 4 | 1 | 3 | Расширение знаний о видах кукол. Отработка техники движений куклы на руке. Развитие умения кукловождения. |
4 | Секреты сценического мастерства | 4 | 1 | 3 | Роль. Озвучивание пьесы. |
5 | Театр Карабас Барабас | 2 | 1 | 1 | Рассказ о театре |
6 | Знакомство с зарубежным фольклором. | 2 | 2 | | Рассказ учителя с демонстрацией материала через выход в ИНТЕРНЕТ |
7 | Посещение кукольного спектакля | 1 | | 1 | Просмотр спектакля Томского театра. Этикет-практикум «О поведении в театре» |
8 | Обсуждение спектакля. | 1 | 1 | | Беседа об увиденном, обсуждение персонажей, их особенностей поведения, манеры, интонации, «изюминки». |
9 | Выбор и чтение пьесы по ролям, анализ текста. | 3 | 1 | 2 | Выбор и чтение пьесы по ролям, анализ текста. |
10 | Изготовление кукол, декораций и бутафории | 6 | 1 | 5 | Изготовление кукол, декораций, костюмов, реквизита. |
11 | Распределение ролей | 2 | | 2 | Подбор каждому актёру роли. |
12 | Работа над актёрским мастерством | 4 | | 4 | Постановка сценического движения (отработка каждой роли) |
13 | Работа над актёрским мастерством | 4 | | 4 | Постановка сценической речи (работа над интонацией) |
14 | Подготовка материальной базы. | 4 | | 4 | Изготовление кукол, декораций, костюмов, реквизита. |
15 | Работа над актёрским мастерством. | 2 | | 2 | Отработка сцен с отдельными героями сказок и репетиция пьесы на сцене. |
16 | Выступление перед детьми младших классов | 1 | | 1 | Показ подготовленного спектакля, применение на практике полученных навыков |
17 | Обсуждение «+» и « - » | 1 | 1 | | Анализ спектакля, снятого на видеокамеру. Взгляд на себя со стороны. |
18 | Выбор и чтение пьесы. | 1 | | 1 | Выбор и чтение пьесы. |
19 | Распределение ролей | 4 | | 4 | Подбор каждому актёру роли. |
20 | Работа над актёрским мастерством | 4 | | 4 | Постановка сценического движения (отработка каждой роли) |
21 | Работа над актёрским мастерством | 2 | | 2 | Постановка сценической речи (работа над интонацией) |
22 | Подготовка материальной базы. | 5 | 1 | 4 | Изготовление кукол, декораций, костюмов, реквизита, постановка сценических светоэффектов |
23 | Работа над актёрским мастерством. | 4 | | 4 | Отработка сцен с отдельными героями сказок и репетиция пьесы на сцене. |
24 | Выступление перед детьми и родителями | 1 | | 1 | Показ подготовленного спектакля, применение на практике полученных навыков |
25 | Обсуждение | 1 | 1 | | Анализ спектакля, снятого на видеокамеру. Взгляд на себя со стороны. Обобщение изученного за год |
| ИТОГО: | 68 | 13 | 55 | |
2 уровень результатов – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.
| Личностные | Метапредметные | Предметные |
Знать | – о формах проявления заботы о человеке при групповом взаимодействии; - правила поведения на занятиях, раздевалке, в игровом творческом процессе. - правила игрового общения, о правильном отношении к собственным ошибкам, к победе, поражению. | - знать о ценностном отношении к театру как к культурному наследию народа. - иметь нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами. | необходимые сведения о видах изученных кукол, особенностях работы с куклами перчатками; о способах кукловождения ; о сценической речи; о декорациях к спектаклю; -технологию изготовления куклы-перчатки |
Уметь | Определять и высказывать общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы). В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, как поступить. - анализировать и сопоставлять, обобщать, делать выводы, проявлять настойчивость в достижении цели. -соблюдать правила игры и дисциплину; - правильно взаимодействовать с партнерами по команде (терпимо, имея взаимовыручку и т.д.). - выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребенка видах творческой и игровой деятельности. | - Определять и формулировать цель деятельности . - Проговаривать последовательность действий . - высказывать своё предположение (версию) - совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей. - Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне небольшого текста). - Слушать и понимать речь других. - Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им - планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей - адекватно воспринимать предложения и оценку учителя, товарища, родителя и других людей - контролировать и оценивать процесс и результат деятельности ( под руководством учителя); - выбирать вид чтения в зависимости от цели; - договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности - формулировать собственное мнение и позицию под руководством учителя | - работать с куклами изученных систем при показе спектакля; импровизировать; работать в группе, в коллективе. выступать перед публикой, зрителями. |
Применять | - быть сдержанным, терпеливым, вежливым в процессе взаимодействия ; -подводить самостоятельный итог занятия; анализировать и систематизировать полученные умения и навыки. | - полученные сведения о многообразии театрального искусства | -иметь первоначальный опыт самореализации в различных видах творческой деятельности, - в игре использовать накопленные знания. |
Формы контроля:
Результативность работы помогут оценить и результаты анкетирования самих участников кукольного театра, их родителей, а также зрителей.
Методические рекомендации.
получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной просоциальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).
№ | Наименование разделов | Всего, час | Количество часов | Характеристика деятельности обучающихся |
Аудит. | Внеауд. |
1 | Введение. История возникновения тростевого театра и театра теней | 1 | 1 | | Беседа учителя о содержании программы, о деятельности в течение года, об истории возникновения тростевого театра и театра теней |
2 | Знакомство с работой писателя-сценариста. | 2 | 2 | | Рассказ учителя. |
3 | Работа по созданию собственного сценария | 2 | 1 | 1 | Работа по созданию собственного сценария |
4 | Работа по созданию собственного сценария | 1 | | 1 | Работа по созданию собственного сценария |
5 | Работа по созданию собственного сценария | 1 | | 1 | Работа по созданию собственного сценария |
6 | Распределение ролей | 3 | 1 | 2 | Подбор каждому актёру роли. |
7 | Работа над актёрским мастерством | 4 | 1 | 3 | Постановка сценического движения (отработка каждой роли) |
8 | Работа над актёрским мастерством | 1 | | 1 | Постановка сценической речи (работа над интонацией) |
9 | Подготовка материальной базы. | 5 | 1 | 4 | Изготовление кукол, декораций, костюмов, реквизита, постановка сценических светоэффектов. |
10 | Работа над актёрским мастерством. | 3 | | 3 | Отработка сцен с отдельными героями сказок и репетиция пьесы на сцене. |
11 | Выступление перед детьми младших классов | 3 | | 1 | Показ подготовленного спектакля, применение на практике полученных навыков |
12 | Обсуждение «+» и « - » | 1 | 1 | | Анализ спектакля, снятого на видеокамеру. Взгляд на себя со стороны. |
13 | Театр тростевых кукол | 1 | 1 | | Знакомство с тростевыми куклами. Кукловождение над ширмой. Роль декораций в постановке. |
14 | Изготовление кукол, декораций и бутафории | 5 | 1 | 4 | Ремонт и изготовление кукол. Подбор и изготовление декораций и бутафории |
15 | Пьесы - миниатюры | 2 | | 2 | Чтение пьес, их анализ. Работа над характерами героев. Коллективный анализ выступлений. Отбор пьес-миниатюр. Их постановка. |
16 | Театр марионеток | 1 | 1 | | Куклы-марионетки. Приёмы кукловождения. Ремонт и изготовление кукол. Чтение пьесы, её анализ. Работа над характерами героев. |
17 | Изготовление кукол, декораций и бутафории | 5 | 1 | 4 | Изготовление кукол, декораций, костюмов, реквизита. |
18 | Пьесы - миниатюры | 2 | | 2 | Чтение пьес, их анализ. Работа над характерами героев. Коллективный анализ выступлений. Отбор пьес-миниатюр. Их постановка. |
19 | Выбор и чтение пьесы. | 2 | 1 | 1 | Выбор и чтение пьесы. |
20 | Распределение ролей | 2 | | 2 | Подбор каждому актёру роли. |
21 | Работа над актёрским мастерством | 4 | | 4 | Постановка сценического движения (отработка каждой роли) |
22 | Работа над актёрским мастерством | 2 | | 2 | Постановка сценической речи (работа над интонацией) |
23 | Подготовка материальной базы. | 5 | 1 | 4 | Изготовление кукол, декораций, костюмов, реквизита, постановка сценических светоэффектов |
24 | Работа над актёрским мастерством. | 3 | | 3 | Отработка сцен с отдельными героями сказок и репетиция пьесы на сцене. |
25 | Выступление перед детьми и родителями | 1 | | 1 | Показ подготовленного спектакля, применение на практике полученных навыков |
26 | Обсуждение «+» и « - » | 1 | 1 | | Анализ спектакля, снятого на видеокамеру. Взгляд на себя со стороны. Обобщение изученного за год |
| ИТОГО: | 68 | 15 | 53 | |
3 уровень результатов - получение школьником опыта самостоятельного общественного действия, публичного сценического выступления, взаимодействия с большими и малыми социальными группами
| Личностные | Метапредметные | Предметные |
Знать | – о формах проявления заботы о человеке при групповом взаимодействии; - правила поведения на занятиях, раздевалке, в игровом творческом процессе. - правила игрового общения, о правильном отношении к собственным ошибкам, к победе, поражению. | - знать о ценностном отношении к театру как к культурному наследию народа. - иметь нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами. | необходимые сведения о видах изученных кукол, особенностях работы с куклами разных систем; о способах кукловождения кукол разных систем; о сценической речи; о декорациях к спектаклю; - о подборе музыкального сопровождения к спектаклю. |
Уметь | - анализировать и сопоставлять, обобщать, делать выводы, проявлять настойчивость в достижении цели. -соблюдать правила игры и дисциплину; - правильно взаимодействовать с партнерами по команде (терпимо, имея взаимовыручку и т.д.). - выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребенка видах творческой и игровой деятельности. | - планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей - адекватно воспринимать предложения и оценку учителя, товарища, родителя и других людей - контролировать и оценивать процесс и результат деятельности; - выбирать вид чтения в зависимости от цели; - договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности - формулировать собственное мнение и позицию | - работать с куклами изученных систем при показе спектакля; импровизировать; работать в группе, в коллективе. выступать перед публикой, зрителями. |
Применять | - быть сдержанным, терпеливым, вежливым в процессе взаимодействия ; -подводить самостоятельный итог занятия; анализировать и систематизировать полученные умения и навыки. | - полученные сведения о многообразии театрального мискусства красивую, правильную, четкую, звучную речь как средство полноценного общения. | - самостоятельно выбирать, организовывать небольшой творческий проект -иметь первоначальный опыт самореализации в различных видах творческой деятельности, формирования потребности и умения выражать себя в доступных видах творчества, игре и использовать накопленные знания. |
Формы контроля:
Результативность работы помогут оценить и результаты анкетирования самих участников кукольного театра, их родителей, а также зрителей.
Методические рекомендации.
Получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии, действии в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, для других, зачастую незнакомых людей, которые вовсе не обязательно положительно к нему настроены, юный человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Именно в опыте самостоятельного общественного действия приобретается то мужество, та готовность к поступку, без которых немыслимо существование гражданина и гражданского общества.
Описание материально-технического обеспечения программы
№ п/п | Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения | Количество |
1.Библиотечный фонд (книгопечатная продукция) |
| Закон РФ «Об образовании». | 1 |
| Инструкции по ОБЖ. | 1 |
| Колодин А.Н. «Насущные проблемы дополнительного образования»./Воспитание школьников, №2, 1997 год | 1 |
| Конвенция о правах ребёнка. | 1 |
| Ладыженская А.М. Риторика. | 1 |
| Начальная школа. Ежемесячный научно-методический журнал. | 1 |
| Педагогическое творчество – Педагогика, 1990. | 1 |
| Петрова А.Н. Игровой тренинг. | 1 |
2. Печатные пособия |
| Прибыловская. С.А. Кукольный школьный театр. | 1 |
| Сериков В.В. «Личностный подход в образовательной системе. Педагогика, 1994. | 1 |
3. Технические средства обучения |
11. | Плакаты, презентации, интернет. | |
4. Экранно-звуковые пособия |
12. | ИКТ | |
5. Игры и игрушки |
13. | Пальчиковые куклы, тростевые куклы. | |
6. Оборудование кабинета |
14. | Наглядные пособия, ширма. | |