Урок 17, 8 класс
Учитель: Брух Т.В.
Дата: _______________
Тема урока: «Ветвление. ПР 4 «Ветвление»»
Цель:
обучающий:
Знать запись условного оператора в полной и неполной форме;
Определять необходимость использования ветвления в задачах;
развивающий:
Развивать аналитическое мышление при составлении программы;
Развивать логическое мышление при решении задач;
воспитывающий:
воспитывать упорство в достижении цели,
воспитывать интерес к программированию.
Ход урока
1 . Организационный момент
- приветствие;
- сообщение темы, целей урока.
2. Проверка домашнего задания
Два учащихся у доски оформляют следующую задачу в виде программы на языке Паскаль и блок - схем:
Даны три стороны треугольника а,b,c.
Найти его площадь S.
- Остальные учащиеся выполняют следующее задание:
1. Как записывается заголовок программы на Паскале? | Program (name) |
2. Как записывается раздел описания переменных? | Var |
3. Перечислите типы переменных? | Целые, вещественные, строковые, символьные, символьные |
4. Как записывается оператор присваивания? | := |
5. Как записывается оператор ввода и вывода в Паскале? | Read (readln), write (writeln) |
3. Объяснение новой темы
- изложение нового материала (смотри презентацию)
Разветвляющийся алгоритм – это алгоритм, в котором в зависимости от условия выполняется либо одна, либо другая последовательность действий.
И в языке Паскаль имеется оператор ветвления, другое его название – условный оператор. Бывает полное и неполное ветвление.
Условный оператор используется для выполнения одного из двух возможных вариантов программы.
Формат записи оператор ветвления:
if логическое_условие если логическое_условие верно
then оператор_1 то выполняется оператор_1 ,
else оператор_2; иначе оператор_2;
Перед else точка с запятой не ставится!
Формат полного оператора ветвления: Формат неполного оператора ветвления:
if if
then then
На языке программирования оператор ветвления в неполной форме
IF (условие) THEN (операторы)
IF AB THEN B:=B*2
На языке программирования оператор ветвления в полной форме
IF (условие) THEN (операторы) ELSE (операторы);
Условие записывается с помощью знаков сравнения и принимает два значения: да или нет. IF AB THEN max:=A
ELSE max:=B;
Напишем программу для данной задачи (ученики комментируют вслух).
program maximym;
var A, B, max: integer;
begin
writeln (‘введите любые два числа’);
readln (A,B);
if AB then max:=A
else max:=B;
writeln (‘ максимальное число‘, max);
end.
Логическое выражение:
Простой формой логического выражения является операция отношения:
меньше,
больше,
меньше или равно,
= больше или равно,
= равно,
не равно.
Сложные формы логических выражений составляются с использованием логических операций:
not логическое отрицание (НЕ),
and логическое умножение (И),
or логическое сложение (ИЛИ),
xor исключающее ИЛИ
Порядок действий:
Отрицание, умножение, сложение, операции отношений.
Операторные скобки:
Если после слов then или else нужно выполнить не один оператор, а несколько, то эти операторы заключают в операторные скобки: begin … end
Begin end относится к составным операторам.
Операторы ветвления могут быть вложены друг в друга, необходимо только следить за тем, чтобы then и else одного и того же оператора располагались друг под другом.
В качестве примера рассмотрим следующую задачу:
Блок-схема:
Program Vetv1en;
Var x, y, max: integer;
Begin
Writeln (‘Введите два числа’);
Readln (x, y);
if x =y then max:=x
else max:=y;
Writeln (‘наибольшее = ’,max);
End.
4. Закрепление знаний
Карточка “Задачи по теме “Организация ветвления на языке Паскаль”
Задача № 1: Ввести число. Если оно неотрицательно, вычесть из него 50, в противном случае прибавить к нему 100.
Задача № 2: Ввести 2 числа. Если их произведение отрицательно, умножить его на –2 и вывести на экран, в противном случае увеличить его в 3 раза и вывести на экран.
Задача № 3: Ввести 2 числа. Вычесть из большего меньшее.
Задача № 4: Ввести число. Если оно больше 8, разделить его на 4, если меньше или равно 8, то умножить на 5.
Ответы:
1. If x0 then y: =x-50 else y: =x+100;
2. If a*b
3. If AB then C:=A-B;
4. If x8 then y:=x/4 else y:=x*5;
5. Домашнее задание.
Параграф 19
Задача. Ввести два числа. Если их сумма больше 100, то сумму уменьшить в 2 раза, в противном случае увеличить в 2 раза.
6.Итог урока.
Задания:
Определите значение переменной а после выполнения данного алгоритма:
b := 8;
a := 10;
b := b + a * 2;
a := 29 – a;
Определите значение переменной b после выполнения данного алгоритма:
a := 3;
b := 8;
a := b – a * 2;
b := 24 / a * 4;
Определите значение переменной а после выполнения данного алгоритма:
a := 20;
b := 1;
a := (a + b) / 3;
b := a – 2 * b;
a := a – b;
Задания:
Определите значение переменной а после выполнения данного алгоритма:
b := 8;
a := 10;
b := b + a * 2;
a := 29 – a;
Определите значение переменной b после выполнения данного алгоритма:
a := 3;
b := 8;
a := b – a * 2;
b := 24 / a * 4;
Определите значение переменной а после выполнения данного алгоритма:
a := 20;
b := 1;
a := (a + b) / 3;
b := a – 2 * b;
a := a – b;
Задания:
Определите значение переменной а после выполнения данного алгоритма:
b := 8;
a := 10;
b := b + a * 2;
a := 29 – a;
Определите значение переменной b после выполнения данного алгоритма:
a := 3;
b := 8;
a := b – a * 2;
b := 24 / a * 4;
Определите значение переменной а после выполнения данного алгоритма:
a := 20;
b := 1;
a := (a + b) / 3;
b := a – 2 * b;
a := a – b;