СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок "Система органического мира как отражение его исторического развития. Эры и периоды истории Земли"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок Система органического мира как отражение его исторического развития. Эры и периоды истории Земли для 11 класса.  Позволяет  познакомить учащихся с основными эрами и периодами истории Земли; убедить в том, что современная система органического мира отображает его историческое развитие. Установить принципы классификации организмов; обобщить знания учащихся про основные систематические категории.

Просмотр содержимого документа
«Урок "Система органического мира как отражение его исторического развития. Эры и периоды истории Земли"»

Развитие органического мира

Урок 1. Система органического мира как отражение его исторического развития. Эры и периоды истории Земли

Время - канва, по которой

вышита жизнь.

С. Ричардсон

Цель: познакомить учащихся с основными эрами и периодами истории Земли; убедить в том, что современная система органического мира отображает его историческое развитие. Установить принципы классификации организмов; обобщить знания учащихся про основные систематические категории; учить учащихся сравнивать, анализировать.

Оборудование: таблица «Современная система органического мира», «История развития Земли», портреты Аристотеля, К. Линнея.

Основные термины и понятия: эры, периоды, основные систематические категории, таксоны, вспомогательные категории, систематика, классификация, филогенетическая система (естественная), искусственная система.

Ход урока

  1. Мотивация учебной деятельности

Рассказ. Беседа.

1. Разнообразие органического мира.

а) В современной биосфере насчитывается около 3 млн. видов живых существ, из них: животных – около 2 млн., растений – около 300; остальные – грибы, прокариоты, вирусы.

б) В ископаемом состоянии не более 0,1-1 % вымерших видов, известно около 1 млн. видов.

Поэтому считается, что на планете Земля жило 100 млн. – до 1 млрд.

- Каковы причины разнообразия органического мира?

2. Причины разнообразия органического мира.

  1. Приспособления организмов к различным условиям существования.

  1. Разные уровни организации живой материи:

молекулярный-------- клеточный--------- организменный----------популяционно-видовой---------- биогеоценотический--------биосферный.

3. Основные и вспомогательные категории

Империя (доклеточные, клеточные)

Надцарство (ядерные, доядерные)

Царство (растения, животные, грибы, дробянки) вирусы

Подцарство (одноклеточные, многоклеточные)

Тип (отдел у растений)

Класс

Отряд (порядок у растений)

Семейство

Род

Вид



4. Основная единица классификации.

Основной единицей является вид

- Что такое вид?

Вид – совокупность популяций особей, способных к скрещиванию с образованием плодовитого потомства, населяющих определенный ареал, обладающих рядом общих морфофизиологических признаков.

Называя вид, необходимо указывать его родовое и видовое названия, например, Homo sapiens. Научные названия даются на латинском языке, потому что в течение многих веков ученые всех европейских стран пользовались латинским языком.

Проблема урока – доказать, что систематика является отображением эволюционного процесса.

  1. Изучение нового материала.

Рассказ. Беседа.

1.Понятие про искусственные и естественные системы.

- Кого из ученых можно считать основоположником систематики?

а) Карл Линней – шведский ученый. В первом издании его основного труда «Систематика природы» – было лишь 13 страниц, а в последнем, двенадцатом - 2335.

Если бы мы сегодня попытались описать все известные нам виды растений и животных, грибов, микроорганизмов, уделив каждому виду по 10 строк, то описания заняли бы 10000 таких книг, как «Систематика природы».

- Как вы думаете, классификация, предложенная К. Линнеем была научная?

б) Система К. Линнея была искусственной. В основу классификации он положил не истинное родство организмов, а их сходство по некоторым наиболее легко отличаемым признакам. Объединив растения по числу тычинок, по характеру опыления, К. Линней в ряде случаев создал совершенно искусственные группы.

Так, в класс растений с пятью тычинками он объединил морковь, лен, смородину, калину.

в) Однако, несмотря на очевидные просчеты, искусственная система

К. Линнея сыграла огромную роль в биологии, т.к. помогала ориентироваться в огромном многообразии живых существ.

г) Ч. Дарвин показал, что причиной сходства организмов может быть общность происхождения, т. е. родство.

Со времен Ч. Дарвина систематика стала эволюционной наукой. Общность происхождения доказывается изучением исторического развития описываемых видов.

д) Итак, принципы классификации организмов:

- филогенетические (родственные) отношения между организмами;

- сходство организмов по морфологическим, физиологическим, экологическим и другим признакам.

е) Принципы базирования филогенетической системы:

- все современные виды являются потомками ископаемых форм, что обусловлено непрерывностью жизни;

- видообразование происходит преимущественно благодаря дивергенции, поэтому каждая систематическая группа происходит от общего предка, т.е. имеет монофилетическое происхождение.

2.Эры и периоды истории Земли.

  1. История Земли разделяется на длительные промежутки времени - эры. Эры подразделяются на периоды, периоды – на эпохи, эпохи на века.

2) Разделение на эры и периоды не случайно. Окончание одной эры и начало другой характеризуется существенными преобразования лика Земли, изменением соотношений суши и моря, интенсивными горообразовательными процессами.

3) Название эр греческого происхождения: архей – древнейший, протерозой - первичная жизнь, палеозой – древняя жизнь, мезозой – средняя жизнь, кайнозой - новая жизнь.

Для запоминания эр и периодов можно предложить студенческую «запоминалку» 20-х годов.

Где // – знак, разделяющий эры, каждая первая буква считалки соответствует названию эры и периодов. Только антропоген пропущен, но его легко запомнить. В архейской и протерозойской не выделяют периоды.

Каждый Отличный Студент Должен Курить Папиросы // Ты, Юра, Мал // Подожди Немного. Укажем эры и их продолжительность.

Архейская – 1000


Протерозойская – свыше 2000


Палеозойская – 340

Периоды


Кембрийский Ордовик Силур Девон Карбон Пермь

(Каменноугольный)

Мезозойская - 163

Триас Юра Мел


Кайнозойская - 67

Палеоген Неоген Антропоген

  1. Обобщение и систематизация знаний учащихся .

1. Работа с биологическими терминами.

а) Систематика – наука о многообразии организмов и объединении их в родственные группы

Основы систематики заложены трудами Дж. Рея (1693) и К. Линнея (1735).

б) Классификация - отображает систему растений или животных при помощи таксономических единиц (вид, род и другие), термин предложен в1813г. швейцарским ботаником О. Декандолем.

в) Таксон – (от греч. «taxis» - строй, порядок, расположение) – группа организмов, связанных той или иной степенью родства и достаточно обособленная, чтобы ей можно было присвоить определенную таксономическую категорию того или иного ранга – вид, род, семейство. В отличии от таксономической категории таксон всегда подразумевает конкретные биологические объекты. Например, сосна обыкновенная представляет собой таксон.

  1. Объясните смысл выражения: «В мире все не случайно, не хаос, есть система во всем».

  1. Определите место в системе живой природы следующих видов: собака домашняя, подорожник большой.

  2. Тест 1

Какие системы:

1) определяют основной критерий степени сходства классифицированных объектов, не учитывают данных палеонтологии?

2) основываются на понятии, что степень сходства видов является следствием их исторического происхождения от общего предка?

3) не учитывают данных об историческом развитии вида, его онтогенез, строение и экологические особенности определенных групп организмов?

4) основываются на принципе, что все современные виды являются потомками ископаемых форм?

5) выходят из положения о монофилитическом происхождении видов путем дивергенции?

А Естественная; В Искусственная; Г Филогенетическая; Д Линнеевская.

Ответы: 1) В; 2) А, Г; 3) В, Д, 4) А, Г; 5) А, Г.

Тест 2

Наука изучает: 1) разнообразие видов 2) разнообразие экосистем 3) распространение животных 4) распространение растений 5) распространение живых существ в определенные периоды истории Земли

А систематика; Б фитогеография; В зоогеография. Г биогеография. Д палеогеография. Е биоценология.

Ответы: 1) А; 2) Г, Е; 3) В; 4) Б; 5) Д.

Домашнее задание: учить параграф, конспект, подготовить сообщения к семинарскому занятию

1) Что такое жизнь? (Дать определения с точки зрения разных ученых).

2) Признаки живого. Чем живое отличается от неживого?

3) Гипотезы самозарождения

4) Опыты Ф. Реди – первое доказательство Биогенез.

5) Опыты М. Тереховского

6) Значение опытов Луи Пастера

7) Гипотеза панспермии

8) Гипотеза стационарного состояния

9) Креационизм

10) Современные биогенетические гипотезы возникновения жизни



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!