Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 22»
«СТЕПЕНИ СРАВНЕНИЯ НАРЕЧИЙ»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА
7 класс общеобразовательной школы
Автор:
Субботина Светлана Львовна,
учитель русского языка и литературы
Первоуральск
2015 г.
Содержание
Пояснительная записка…………………….............................................................3
Содержательная часть……………………..............................................................5
Приложения……………………………………………………………………..10
Пояснительная записка
Урок русского языка по теме «Степени сравнения наречий» проводится в 7 классе в течение двух академических часов. По типу это урок объяснения нового материала, по виду – смешанного типа. К уроку сформулированы следующие цели:
= обучающие:
- закрепить знания о наречии как части речи;
-узнать о видах степеней сравнения наречий;
-научиться образовывать степени сравнения наречий;
= развивающие:
-развивать связную речь учащихся;
-развивать творческие способности;
-развивать навыки работы в группе;
-развивать умения критически мыслить и принимать взвешенные решения;
= воспитывающие:
-воспитывать интерес к русскому языку.
Для проведения урока понадобится следующее оборудование:
- карточки с составом групп и фамилиями консультантов;
- электронная презентация;
- маршрутный лист (рабочая карта);
- карточки с таблицей «Знаем – Хотим узнать»;
- картинки для домашнего задания.
Для работы учащиеся разделены на дифференцированные группы по 5 человек (если в группе 4 человека, необходимо при подсчёте баллов за задание, где требуется сумма баллов всех участников, применить повышающий коэффициент: сумму баллов всех участников разделить на 4 и умножить на 5).
Для эффективного проведения урока, достижения поставленных целей используются различные современные педагогические технологии: информационно-коммуникационные, интерактивные.
Урок проводится по материалам учебника «Русский язык. 7 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.; научный редактор Н.М.Шанский. – М.: Просвещение, 2009».
Содержательная часть
План урока.
1. Организационный момент.
2. Работа в группах:
= визитка;
= проверка домашнего задания;
= подготовка к изучению нового материала;
= формулировка учащимися цели урока;
= изучение нового материала;
= закрепление изученного материала;
3. Обобщение изученного материала.
4. Контроль знаний.
5. Домашнее задание.
Ход урока.
1. Организационный момент. Мотивация учебной деятельности.
Сегодня наша работа будет строиться по правилам квеста – игры, основанной на изучении чего-то нового. Важнейшими элементами игры в жанре квеста является изучение, обследование окружающего мира, а ключевую роль в игровом процессе играет решение задач, требующих от игрока умственных усилий. Это разновидность игр, в которых герой – а сегодня конкретная команда игроков – проходит по запланированному сюжету, стремясь выполнить какое-то поручение. Команды получают маршрутные листы(Приложение 1). В каждой команде есть консультант, который следит за ходом вашего продвижения и фиксирует в маршрутном листе баллы. Если в вашей команде участников меньше 5-ти, к нескольким заданиям при начислении баллов будет применяться повышающий коэффициент.
В тетрадях оформите запись для работы на уроке. (Слайд 1)
2. Работа в группах.
= визитка;
Представьте свою команду следующим образом: подготовьте ответ группы по вопросу «Что такое наречие?». Консультант оценивает ответ группы – за полный верный ответ – 1 балл.
Далее команде надо назвать по три примера наречия (повторяться нельзя) – это 1 балл за каждый верный ответ.
С любым услышанным наречием составьте и запишите в тетрадь простое предложение.
= проверка домашнего задания;
Подготовьте домашнюю работу(Приложение 2) (ребусы по наречиям: рядом, внизу, внутри, сзади), сдайте консультанту.
За каждое верно выполненное задание – 1 балл. Если вас в группе менее 5 человек, при подсчёте баллов будет применён повышающий коэффициент.
= подготовка к изучению нового материала;
Заполнение таблицы «Знаем – Хотим узнать» группой: в первую колонку внести, что уже знаем о наречии, во вторую – что можем узнать согласно формулировке темы урока.
– Что же вы знаете о наречии? (ответы: что обозначает, на какие вопросы отвечает, не изменяется, есть два разряда наречий, в предложении является обстоятельством)
– Что же вы хотите узнать? (ответы: какие есть степени сравнения у наречий, как образуются эти степени сравнений)
= формулировка учащимися цели урока;
Итак, согласно этой таблице попытайтесь сформулировать цель нашего урока (прослушивание ответов детей).
Например, она может звучать так: «Познакомиться со степенями сравнения наречий, научиться их образовывать и использовать в речи». (Слайд 2)
= изучение нового материала;
Для изучения нового материала откройте учебник на страницах 100 – 101. Внимательно изучите правило.
Работая в группе, создайте кластер о степенях сравнения наречий.
Сдайте кластер консультанту(Приложение 3).
= физкультминутка (проводит учащийся);
И теперь, когда вы не только отдохнули, но и хорошо разобрались в том, какие степени сравнения есть у наречий, и как они образуются, вам будет легко работать с такой схемой. (Слайд 3)
= закрепление изученного материала;
А) создание сравнительной простой степени (работа в интернете http://school-assistant.ru/, Степени сравнения наречий, задания3 - 6). Ответ на всё задание – от одной группы. Если интернет даст ответ «верно», группа получает 1 балл. Если группа не может найти верный ответ – другие группы могут помогать (за найденную и исправленную ошибку группа получает 1 балл). После верного ответа спишите все полученные наречия; с одним любым наречием из работы создайте и запишите простое предложение.
Б) создание письменно сравнительной составной степени (упр. 212, вторая часть). Самопроверка по слайду (Слайд 4) , максимальный балл – 1. Консультант вносит баллы: если у вас всё верно или верно больше половины – 1 балл за человека. Если вас в группе менее 5 человек, при подсчёте баллов будет применён повышающий коэффициент. С одним любым наречием из работы создайте и запишите простое предложение.
В) создание превосходной степени (диктовка учителем наречий): коротко, тихо, редко, красиво, удобно, гладко, коротко, низко, редко, высоко, узко, часто, сладко, широко.
Самопроверка по слайду (Слайд 5) , максимальный балл – 1. Консультант вносит баллы: если у вас всё верно или верно больше половины – 1 балл за человека. Если вас в группе менее 5 человек, при подсчёте баллов будет применён повышающий коэффициент. С одним любым наречием из работы создайте и запишите простое предложение.
= физкультминутка (проводит учащийся);
А теперь, пользуясь схемой степеней сравнения наречий, мы будем их образовывать во всех возможных формах. Но задание на смекалку: я вам читаю фразеологизмы, а вы заменяете их наречиями. Первый этап работы: надо отгадать наречия. Ответ принимается только по первой поднятой руке. Ответы с места не засчитываются! Работайте на рейтинг своей команды – консультант ставит балл за верный ответ. (Карточки с верными наречиями учитель прикрепляет на доску)
У черта на куличках | далеко |
На вес золота | дорого |
Битый час | долго |
Душа в душу | дружно |
Рукой подать | близко |
Второй этап работы: запишите эти наречия в тетрадь, добавляя к каждому все возможные степени сравнения. Кто всё сделал, составьте с любым наречием в степени сравнения из этой работы предложение.
Правильно ли вы создали все формы, узнаем через взаимопроверку по слайду (Слайд 6): по кругу отдайте свою работу сидящему справа. Проверяйте внимательно! Поставьте за работу столько баллов, сколько цепочек наречий представлено верно. Максимальный балл – 5. Консультант внимательно отслеживает процесс проверки, вносит баллы: если у вас всё верно – 1 балл за человека. Если вас в группе менее 5 человек, при подсчёте баллов будет применён повышающий коэффициент. С одним любым наречием из работы создайте и запишите простое предложение.
Консультанты, подсчитайте общее количество баллов и, когда мы перейдём к домашнему заданию, сдайте маршрутные листы.
3. Обобщение изученного материала.
– О чём вы сегодня узнали на уроке?
– Какова была цель урока?
– Достигли ли мы поставленной цели?
Кто сочинял предложения по всем указанным заданиям – сдайте тетради, вы можете получить отдельную оценку.
4. Домашнее задание.
Дома вы продолжите работу по степени сравнения наречий, составив небольшой рассказ по рисунку, вклеив его в тетрадь (рисунки разложены на столах(Приложение 4)). Откройте дневники и запишите задание на дом. (Слайд 7) (Учитель подсчитывает количество баллов по группам и сообщает отметки; также оценивается работа консультантов и тех, кто сочинял предложения в течение всего урока).
Приложение 1
Маршрутный лист
Тема урока «Степени сравнения наречий»
Группа 1: ___________________________
___________________________
___________________________
___________________________
____________________________
Консультант:________________________
Этап работы | Баллы по заданию | Баллы полученные |
Визитка: правило | Точно передано – 1 | |
три примера | Все примеры верные и разные – 3 | |
Домашнее задание | У кого правильно – 1 | |
Кластер | Всё – 2 Половина – 1 Меньше – 0 | |
Интернет | Верный ответ – 1 | |
Упражнение | У кого правильно – 1 | |
Диктант | У кого правильно – 1 | |
Наречия на доску | Верный ответ – 1 | |
Все формы степеней сравнения | У кого правильно – 5 | |
Всего: | ХХХХХХХХХХХХ ХХХХХХХХХХХХ | |
Применение повышающего коэффициента: | К строчкам, выделенным жирным шрифтом | |
Итого: | 48 баллов | |
Оценка работы группы: | 47 – 48 баллов – «5» 46 – 38 баллов – «4» 37 – 25 баллов – «3» | |
Приложение 2
Приложение 3
Приложение 4