Тема урока | ЧЕЛОВЕК – ЛИЧНОСТЬ |
Тип урока | Ознакомление с новым материалом |
Класс | 6 класс |
Цель урока | Создать условия для формирования представлений учащихся о личности, качествах личности, ее месте в истории; способствовать расширению знания учащихся о влиянии социальной среды на человека |
Задачи урока | подвести к пониманию особенностей формирования личности и индивидуальных качеств человека; продолжить формирование умений работать с текстом учебника, делать выводы; воспитывать в себе стремление развивать в себе такие качества, как целеустремлённость, воля, старательность, терпеливость, настойчивость. |
План урока | 1. Что такое личность. 2. Индивидуальность – плохо или хорошо? 3. Сильная личность – какая она? |
Личностно значимая проблема | Каждый из нас – личность, каждому присущи свои положительные качества, и если бы каждый смог применить их в полной мере, то наше общество усовершенствовалось бы в нравственном отношении |
методы и формы обучения | Методы: наглядный, частично-поисковый, практический, контроля. Формы: индивидуальная, групповая, фронтальная |
Основные понятия урока | Человек, личность, качества личности, сильная личность, индивид, индивидуальность. |
Оборудование | Учебник Л.Н. Боголюбов, 2015 г. |
Планируемые результаты |
Предметные | Метапредметные УУД | Личностные УУД |
Научатся: понимать, что человек принадлежит обществу, живет и развивается в нем. Получат возможность научиться: понимать себя, анализировать свои поступки, чувства, состояния, приобретаемый опыт; работать в группах и парах | Познавательные: выявляют особенности и признаки объектов; приводят примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений. Коммуникативные: взаимодействуют в ходе групповой работы, ведут диалог, участвуют в дискуссии; принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения. Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала; принимают и сохраняют учебную задачу | Сохраняют мотивацию к учебной деятельности; проявляют интерес к новому учебному материалу; выражают положительное отношение к процессу познания; адекватно понимают причины успешности/неуспешности учебной деятельности |
Ход урока:
Организационный момент. Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала.
Мотивация к учебной деятельности – учитель создаёт условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность, уточняет тематические рамки. Организует формулировку темы и постановку цели урока учащимися.
II Актуализация знаний по теме «Человек родился»
прочитать параграф 1.
выполнить задания в классе и дома - все (устно),
нарисовать рисунок на тему: «Чем человек отличается от животного».
Ознакомление с учебником и рабочей тетрадью. Чтение вступительной статьи «Как работать с учебником».
Задание на основе работы с текстом «Обсудим вместе», с. 8
1. Знакомит учащихся учебником (его внешним видом, общим содержанием, условными обозначениями) и рабочей тетрадью, с основными темами и задачами предмета.
2. Организует диалог с учащимися по вопросам:
– Чем обладает еще человек, кроме инстинктов? Почему древние люди не могли жить по одиночке, а объединялись в племена и роды? Прочитайте текст. Выскажите свое мнение, почему так произошло.
– Что нужно ребенку для того, чтобы он развивался, как человек?
– Сверьте свои высказывания с текстом.
III. Изучение нового материала.
План:
Что такое личность?
Индивидуальность – плохо или хорошо?
Сильная личность – какая она?
Что такое личность?
Вспомни, что происходило с детьми, которых воспитывали животные?
Какие свойства человека относят к биологическим? (наследственные признаки; наличие инстинктов (самосохранения, полового и др.); эмоции; биологические потребности (дышать, питаться, спать и т.д.); сходные с другими млекопитающими физиологические особенности (наличие одинаковых внутренних органов, гормонов, постоянная температура тела); возможность использовать природные предметы; приспособление к окружающей среде, продолжение рода.)
Работа с учебником стр.16 «Обсудим вместе».
Человек – существо социальное (общественное).
Он растёт и развивается среди людей, в человеческом обществе. Семья, школа, сначала детское, а затем и взрослое общество, игра, труд, учение – все, что окружает человека, влияет на него, воспитывает в нём определённые качества.
личности.
Что же такое личность?
Личность - это совокупность качеств человека, которые приобретаются им в процессе жизни в обществе, в деятельности и общении с другими людьми.
Личность – это человек носитель, каких-либо качеств, свойств.
Личность изучается разными науками.
Какими? (психология, социология, философия, история).
Психологи называют личность вершиной всех качеств человека т.к. только личность обладает сознанием.
Что же такое сознание?
Сознание – отношение человека к миру, понимание того, что он делает, как живёт, о чём мечтает. Сознание позволяет человеку заниматься различной деятельностью, вступать в общение с другими людьми.
Когда говорят о личности имеют ввиду особенные качества и способности, характерные черты, позволяющие представить целость личности.
Когда о человеке можно сказать, что он личность?
Понимание человека самого себя, отделение своего «я» от других людей;
способность человека к разной деятельности (игра, труд, учёба, общение).
Для успешной деятельности в школе важны такие качества как целеустремлённость, воля, старательность, терпеливость, настойчивость.
Какие качества личности хорошо развиты у вас, которые помогает вам в учебной деятельности?
Работа с материалом рубрики «Картинная галерея», с. 10–11.
Работа с рубриками «Путешествие в прошлое», с. 13, «Картинная галерея», с. 14, «Жил на свете человек», с. 15
1. Знакомит учащихся учебником (его внешним видом, общим содержанием, условными обозначениями) и рабочей тетрадью, с основными темами и задачами предмета.
2. Организует диалог с учащимися по вопросам:
– Чем обладает еще человек, кроме инстинктов? Почему древние люди не могли жить по одиночке, а объединялись в племена и роды? Прочитайте текст. Выскажите свое мнение, почему так произошло.
– Что нужно ребенку для того, чтобы он развивался, как человек?
– Сверьте свои высказывания с текстом.
1. Показывает слайды презентации, комментирует новую информацию.
2. Делит учащихся на группы, объясняет принцип работы с карточками и схемой:
1) соотнести термин и его определение;
2) прокомментировать свой выбор.
3. Организует работу по материалам рубрики:
– составьте словесный портрет девушек; попытайтесь представить черты их характера по их внешнему виду, особенности их поведения.
4. Нацеливает учащихся на самостоятельную работу по выполнению заданий в рабочей тетради, проводит выборочный контроль.
5. Организует прочтение текста рубрик и обсуждение репродукции картины В. А. Серова «Петр I».
– Прочитайте текст. Подумайте, всегда ли выражение «смотреть свысока» означает взгляд с верхнего этажа. Хотелось бы вам общаться с человеком, который смотрит на вас свысока?
– Рассмотрите картину В. А. Серова. Как вы думаете, удалось художнику передать индивидуальность каждого персонажа картины? В чем это проявляется? Прочитайте текст о Л.-В. Бетховене. В чем проявлялась сила его личности? Знакомы ли вам его произведения? Есть ли среди них любимое?
Работа с иллюстрациями из учебника стр.18-19.
2. Индивидуальность – это плохо или хорошо? Выполняют упражнение.
Упражнение «Я — ...»
Сейчас я раздам листочки, которые разделены на две половины. Каждая половина содержит вопрос, на который ниже нужно будет написать по 8 ответов. Вот так: кто я? Какой я?
-Все написали? А теперь разделитесь на пары (можно рассчитаться на первый-второй по порядку) и прочитайте друг другу, какие качества вам удалось у себя обнаружить.
Забавно, правда? Оказывается, все разные, но все очень хорошие люди. Вы просто замечательно поработали, Каждый попытался заглянуть в свою индивидуальность и дать ей характеристику.
Теперь мы можем сказать, что индивидуальность - это своеобразие человека, то, что делает его непохожим на окружающих, это оригинальность его личности.
Люди имеют общие черты друг с другом (строение организма, умение мыслить, говорить и т.д.). Но вместе с тем все люди разные, каждый имеет свои присущие черты – кто-то пишет стихи, кто-то поёт, кто-то голубоглазый. Первый активен, второй непоседлив, четвёртый стеснителен, а пятый любит одиночество и т.д. – всё это называется индивидуальность. Каждый человек – индивидуальность, т.е. обладает неповторимостью и уникальность. Черты индивидуальности проявляются во всём (поведение эмоции, привычки и т.д.)
Работа с учебником стр.20 «Поэтическое слово».
3. Сильная личность – какая она?
Сильная личность – это личность, которая, не смотря на свои недостатки может их преодолеть.
Работа с учебником стр. 23 «Жил на свете человек»
Кого из истории вы можете назвать сильной личностью?
Сильные личности обладают умением отказываться от тех благ и интересов, когда нужно другим помочь защитить Отечество.
Таким образом, человек рождается как биологическое существо, а развивается как социальное. И вследствие этого, формируется личность.
IV. Закрепление изученного материала. Рефлексия. Проводит беседу по вопросам:
Какие свойства относятся к биологическим?
Что нужно ребёнку, чтобы он развивался как человек?
Что такое личность?
Почему человек социальное существо?
Какая личность заслуживает уважения?
Какую роль в становлении личности играет деятельность?
Какие качества личности человека мы относим к положительным, а какие к отрицательным?
V. Домашнее задание. Конкретизирует домашнее задание.
Прочитать параграф № 2
В классе и дома № 1,2,3.
Домашнее задание: выучить определения, работа с высказываниями из учебника стр.24-25.
VI. Подведение итогов урока. Выставление оценок.
Оценивание учащихся за работу на уроке.