Лекарственные растения
Тысячелистник.
Его можно встретить на лугах и лесных опушках. Каждый лист состоит из множества крохотных листиков, и у каждого листика ажурные края. Издавна это растение использовали для остановки кровотечений, а также для улучшения аппетита. Используют у тысячелистника соцветие корзинку.
Подорожник.
Называют его еще зеленым бинтом. Лист подорожника надо обязательно очистить от пыли, затем немного поцарапать, чтобы выделился сок, а затем прикладывать к ране.
Снимает он и последствия теплового удара - жар и температуру. Листья подорожника перемалывают ав кашицу, кладут в марле на виски, лоб, затылок, Снимает опухоль и зуд от укусов насекомых.
Крапива.
Из крапивы готовят великолепные щи, крапивное пюре с яйцом, можно даже заквашивать крапиву как капусту. Листья крапивы богаты разными полезными солями и витаминами. Важно и другое, о чем писали очень давно русские врачи. «берем сырую крапиву, толчем и прикладываем к свежим ранам – она раны вычистит и заживит». В крапиве содержатся вещества, убивающие микробов, а также она хорошо останавливает кровь.
Ромашка.
Если горло заболит, то лучший доктор - отвар из луговой лекарственной ромашки – полоскать горло. лечит она и заболевания слизистой оболочки глаз, желудочно-кишечные расстройства. Прекрасно помогает при кожных заболеваниях у детей.
Пижма.
Из нее изготавливаю «грудной чай» , рекомендованный при простудах, отвары применялись при укусах бешеных животных, а также порошком пижмы присыпали долго незаживающие раны. Еще растение используют как природный краситель- желтая окраска.
пижма помогает человеку справляться с комнатной молью - насекомых отпугивает резкий запах даже засушенного растения. Хорошее глистогонное средство. Осторожно, ядовита!
Валериана.
В переводе с латинского языка «валере» означает «быть здоровым». Это одно из самых пахнущих лекарственных растений.
На Руси валериану издавна рекомендовали в качестве успокаивающего средства при бессоннице. Используют корневище.
Зверобой.
В народной медицине зверобой применяют при гриппе , ангине. Зверобойным маслом лечат раны, язвы, нарывы. Помогает он при воспалении десен – отваром полощат рот. Отвар принятый внутрь служит успокаивающим средством.
Шиповник.
Плоды этого растения содержат много витаминов (С,А.В2, К,Р), а в семенах - витамин Е. Из плодов изготавливают сиропы, отвар и даже кисели.
Помогает в борьбе с простудными заболеваниями как общеукрепляющее средство.
Правила разведения костра.
ЗАПРЕЩЕНО:
Разводить костры:
очень больших размеров;
среди хвойных молодняков и зарослей вереска;
между поверхностными корнями и под корнями деревьев;
у валежен, захламленных ветровалом и буреломом;
в лесочках с оставленным побочным материалом;
на торфяных почвах;
среди сухой травы, тростников, камышей;
на расстоянии ближе 3 метров от деревьев;
на площадях, не очищенных от минерального слоя почвы;
в сухую погоду при сильном ветре на любых местах.
Оставлять костры без присмотра.
Уходить из леса , не засыпав землей или не залив водой костер, а также не дождавшись полного прекращения выделения дыма или пара.
Поджигать сухую траву.
Порядок разведения костра.
Подготовка кострового места:
Очистить поляну от сушняка.
Воспользоваться старым местом, если его нет,
Для устройства кострища на площадке в 1 кв. м. переверните дерн землей
вверх или сделать из него валик и обложить им место кострища.
Чтобы быстро затушить костер , надо залить его водой, собрать угли и головни, закопать их отдельно, остальное засыпать заранее снятым дерном.
Типы костров:
«Таежный», «шалаш», «колодец».
! !
! !
сушить вещи, готовить пищу
греться
Правила сбора лекарственных растений.
Подземные части растений собирают в сухую погоду, после того как спала роса.
Сушат под навесом, чтобы не попадали прямые солнечные лучи.
Почему?
При сборе цветков часть из них оставляют на растении.
Почему?
4. Нельзя собирать больные и поврежденные вредителями растения.
5. Запрещается собирать растения вблизи автомобильных и железнодорожных
магистралей, а также в крупных городах.
Почему ?
6. Запрещен сбор редких лекарственных растений, занесенных в Красную книгу.
Правила поведения в природе.
Не ломай ветви деревьев и кустарников.
Не повреждай кору деревьев.
Не собирай березовый сок.
Не рви в лесу и на лугу цветы.
Из лекарственных растений можно собирать только те, которых в вашей местности много.
Съедобные ягоды, орехи собирают так, чтобы не повредить веток.
Не сбивай грибы, даже несъедобные.
Не обрывай в лесу паутину и не убивай пауков.
Не лови бабочек, шмелей, стрекоз и других насекомых.
Не разоряй гнезда шмелей.
Не разоряй муравейник.
Береги лягушек, жаб, головастиков.
Не убивай змей, даже ядовитых.
Не лови диких животных и не уноси их домой.
Не подходи близко к гнездам птиц, не прикасайся к кладке.
Не разоряй птичьи гнезда.
Не отпускай собаку с поводка в лесу и парке весной и в начале лета.
Не лови здоровых птиц и детенышей животных и не уноси их домой.
В лесу старайся ходить по тропинкам, чтобы не вытаптывать траву и почву.
Не шуми в лесу, парк.
Не жги траву весной.
Не оставляй в лесу, в парке, у реки, на лугу мусор.
+ Иллюстрации
Материал и оборудование:
Рюкзаки (2 шт): к,л,м,н, рубашка, свитер, носки, трусы, водолазка, шерстяные носки, зап. обувь, полотенце, куртка, мяч б\б.
Платка 1 шт.
Кушетка 2 шт.
Искусственные деревья
Материал для костра
Походная аптечка
Кассета или диск с голосами птиц.
Иллюстрации, гербарии лекарственных растений.
Термос (1-3 шт)
Гитара
Схема маршрута.
Заголовок
Карта Ногинского района
Коврики
Спальные мешки
Палатка (в синем чехле)
Эмблемы для участников игры:
юннат, капитан, костровой, медсестра, повар.
Лист оценки.
№№ пп | Название конкурса | Максимальный балл | Оценочный балл | ИТОГ |
1 | Домашнее задание: Собрать рюкзак | | | |
2 | Сложить костер | | | |
3 | Домашнее задание: Меню- раскладка | | | |
4 | Угадать голоса птиц | | | |
5 | Сбор лекарственных растений | | | |
6 | Оказание первой помощи | | | |
Список документов, необходимых для перевода
учащегося в вечернюю школу.
Справка с места работы или из ПТУ.
Справка из вечерней школы.
Характеристика.
Заявление на имя директора школы.
Заявление на имя директора вечерней школы
с визой о том, что ребенок будет принят.
Справки собрать до 15 июня.
Памятку получил(а) « »_________________ 200 года.
Родитель:
УТВЕРЖДАЮ
Директор МОУ школы-интерната № 1
_________________Н. И. Северинова
«_____»_____________200 года
Итоговая контрольная работа (тестирование)
по биологии за курс VI класса.
Какие вещества относятся к органическим?
а) белки, жиры, углеводы;
б) вода и минеральные соли;
в) соли натрия и кальция;
г) кислород и углекислый газ.
Хлоропласты есть в клетках:
а) ствола барезы;
б) стебля кактуса;
в) корня смородины;
г) кожи человека.
У растений способны часто делиться клетки:
а) покровной ткани;
б) механической ткани;
в) образовательной ткани;
г) проводящей ткани.
Образовавшиеся в результате фотосинтеза органические вещества
перемещаются от листьев к корню по:
а) покровной ткани;
б) механической ткани;
в) образовательной ткани;
г) проводящей ткани.
Не имеет тканей:
а) вишня;
б) василек;
в) хламидомонада;
г) сосна.
Стержневая корневая система отличается от мочковатой:
а) большим числом придаточных корней;
б) отсутствием главного корня;
в) большим числом боковых корней;
г) хорошо развитым главным корнем.
Побег- это:
а) корень и корневище;
б) стебель, почка и лист;
в) корень и стебель;
г) корень и цветок.
Какой орган растения дышит, но не способен к фотосинтезу?
а) стебель кактуса;
б) корень дуба;
в) лист березы;
г) побег гороха.
Главные части цветка:
а) чашечка;
б) венчик;
в) пестик и тычинки;
г) цветоложе.
10.Цветки, имеющие и пестик и тычинки, называются:
а) однополыми;
б) однодомными;
в) обоеполыми;
г) двудомными.
11.В процессе почвенного питания в организм растения поступают:
а) кислород и азот;
б) вода и минеральные вещества;
в) органические вещества;
г) углекислый газ.
12.Микроскопические грибки, издавна используемые человеком:
а) дрожжи;
б) трутовики;
в) мукор;
г) фитофтора.
13.В сосудах древесины происходит:
а) фотосинтез;
б) передвижение воды и минеральных солей;
в) запасание питательных веществ;
г) передвижение органических веществ.
14.Размножение- это:
а) способность реагировать на изменения среды;
б) воспроизведение себе подобных;
в) расселение на новых территориях;
г) увеличение размеров и массы тела.
15.Голосеменные растения в отличие от папоротников:
а) живут на суше;
б) имеют корни и побеги;
в) образуют плод;
г) размножаются семенами.
16.Бактерии - это организмы:
а) одноклеточные безъядерные;
б) многоклеточные безъядерные;
в) одноклеточные ядерные;
г) многоклеточные ядерные.
17.Организмы, производящие органические вещества из неорганических,
относятся к царству:
а) бактерии;
б) грибы;
в) растения;
г) животные.
18.Наука о взаимоотношениях между живыми организмами и средой
их обитания называется:
а) биология;
б) ботаника;
в) экология;
г) палеонтология.
19.К экологическим факторам относятся:
а) факторы живой природы;
б) факторы неживой природы;
в) человек;
г) все перечисленные.
20.Целостность строения организма обеспечивает:
а) клеточное строение;
б) взаимосвязь органов и тканей;
в) способность к питанию и дыханию;
г) взаимосвязь организма и среды.