МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ, НАУКИ И ПО ДЕЛАМ МОЛОДЕЖИ КБР
Государственное бюджетное учреждение
Дополнительного профессионального образования
«Центр непрерывного повышения профессионального мастерства
педагогических работников»
Лаборатория развития естественнонаучного и технологического образования
Учебный проект
«Использование табличного процессора
MS Excel для создания тестов»
Автор: Бугова З.А.
Руководитель: Насипов А.Ж.
Введение.
Человек всегда стремился облегчить свою деятельность, изобретая всё новые и новые орудия труда, совершенствуя технологии. Появление ЭВМ дало начало новому этапу развития человеческого общества – информационному. С тех пор компьютер потерпел серьёзные изменения: стал персональным, появились новые средства для работы с текстовой, графической и звуковой информацией. И сейчас область компьютерных технологий стремительно развивается, постоянно появляются новинки. Однако в рамках уже существующих и давно используемых возможностей компьютера имеется огромное количество секретов. Microsoft Excel – одна из самых загадочных и интересных программ в пакете MS Office. Интересна она многочисленными средствами автоматизации работы, оформления документов и богатыми вычислительными возможностями. Загадочность её состоит в том, что большинство пользователей применяют лишь малую толику того, что может дать им Excel. Это тем более удивительно, что спектр возможностей программы практически безграничен: от создания простых таблиц, построения диаграмм и графиков до решения сложных вычислительных задач и моделирования различных процессов.
Я, как учитель информатики, на уроках информатики очень часто использую тесты. И недавно передо мной встал вопрос: «А почему бы мне не создавать тесты с помощью табличного процессора MS Excel для себя и своих коллег? Или же почему бы не провести для них маленькие мастер классы, чтобы научить их самих это делать?». Так появилась проблема моего учебного проекта: я хочу создавать тесты в программе Excel и хочу научить этому своих коллег. Исходя из проблемы, определилась тема учебного проекта «Использование табличного процессора MS Excel для создания тестов».
Актуальность проекта: Поскольку значение тестовых технологий в образовательном процессе неуклонно растёт, то составленными тестами могут пользоваться как ученики при подготовке к экзаменам, так и учителя информатики на своих уроках и во внеклассной работе. Кроме того, освоив технологию создания тестов, их можно делать по разным предметам.
Цель проекта: Выяснить возможности редактора MS Excel для создания тестов и создать проектный продукт – итоговый тест для проверки знаний обучающихся.
План создания проектного продукта:
Исследовать информационные источники по теме;
Разработать вопросы для тестов;
Ознакомиться с технологией составления компьютерных тестов с выбором варианта ответов;
Создать тест в программе MS Excel;
Проанализировать полученные результаты.
Гипотеза: Создание компьютерного теста – это увлекательное занятие, которое может освоить каждый, имеющий представление о MS Excel.
Содержательная часть
Роль тестового контроля в современном образовании
Тест – система заданий специфической формы, позволяющая качественно оценить структуру знаний и эффективно измерить уровень подготовленности учащихся.
Тесты, как система контроля в современном образовании, используются уже давно. На сегодняшний день существует множество вариантов тестов, разработанных по различным предметам, как в электронном виде, так и выпускаемых в специальных сборниках. Доступность таких систем упрощает возможность использования тестов в системе контроля знаний. В современном образовании тесты играют ведущую роль, так как именно тестовая технология используется в современных ЕГЭ и ОГЭ.
Система проверки и обработки результатов тестовых заданий – это система установления количества правильных ответов, выявление ошибок учащихся и определения их оценки. Данная система будет зависеть от системы предъявления заданий. При предъявлении заданий в электронном виде, как правило, происходит автоматическая обработка, что позволяет учащимся быстро узнать собственную оценку и увидеть свои ошибки. В этом и проявляется преимущество компьютерных тестов.
По данным опросов, установлено, что использование компьютерных тестов для проверки качества знаний предпочитают 96% опрошенных учащихся, при чём 4% побаиваются электронных тестов, считая, что компьютер более беспристрастен и строг, и 100% педагогов, но не всегда у них имеется возможность найти соответствующий по содержанию тест, а если он есть, то отсутствует необходимая программа.
Сейчас, в век информационных технологий, в век цифровизации, существует достаточно много программ, отвечающих за создание тестов. Есть программы, в которых уже есть готовые шаблоны.
Рис.1. Программа для создания тестов MyTest
Рис.2. Создание онлайн тестов в конструкторе E-Publish.
Можно создать тесты, используя языки программирования.
Но для создания тестов этими способами, требуются либо дополнительное программное обеспечение, которое не всегда имеется в нашем распоряжении, либо дополнительные знания и навыки, которые мы ещё не получили. В редакторе MS Excel можно использовать встроенные возможности функций и элементы программирования макросов для создания тестовых программ. Так как я учитель информатики и занимаюсь с программой MS Excel – я решила, что буду создавать тесты именно в этой программе, и буду учить коллег, если им будет это интересно, чтобы они в дальнейшем использовали созданные собственные тесты на своих уроках.
Самым главным достоинством электронных тестов, разработанных в MS Excel, является то, что результаты теста обрабатываются автоматически.
Технология составления компьютерных тестов средствами MS Excel
При создании компьютерных тестов можно выделить следующие этапы:
Продумывание способа оформления вопросов.
Составление вопросов.
Выбор способа ввода ответа и оформление ответа.
Выбор способа оценивания и подведения итогов.
Защита теста от изменения.
1этап.
Для оформления вопросов можно создать фон страницы.
Для оформления фона используются следующие операции:
- заливка ячеек;
- объединение ячеек;
- вставка подложки.
На вкладке Разметка страницы в группе Параметры страницы нажмите кнопку подложка. Выберите рисунок, который вы хотите использовать для фона листа, и нажмите кнопку Вставить. Выделенный рисунок повторяется, чтобы заполнить лист, Чтобы улучшить удобочитаемость, вы можете скрыть линии сетки и применить к ячейкам, содержащим данные, сплошную заливку цветом.(меню вид/сетка)
2 этап:
При составлении вопросов для тестов мы обратились за помощью к нашему учителю информатики Ирине Ивановне. С ней мы определились с направлением и содержанием наших тестов. В качестве тематики мы выбрали итоговые тесты по курсам 5-9 классов. Для определения содержания Ирина Ивановна познакомила нас с тематическим планом на каждый учебный год.
В процессе изучения информационных источников, мы познакомились с правилами составления тестовых заданий. Вот они.
Требования к составлению тестовых заданий:
Вопрос должен содержать одну законченную мысль;
Недопустимо двусмыслие или неточность формулировки;
Быть по теме контроля;
Быть кратким;
Быть независимым от других заданий теста;
Иметь простую структуру текста задания.
3 этап:
Программа MS Excel позволяет создавать тесты со свободным ответом (когда учащемуся предлагаются варианты ответов, из которых он выбирает правильный).
Мы решили создать тесты с выбором ответа. При создании теста с выборочным ответом или теста на сопоставление в ячейке, где будет выбранный ответ, выполняется следующая последовательность действий:
1).Выбирается команда меню «ДАННЫЕ»
2).В меню выбирается команда «ПРОВЕРКА ДАННЫХ»
3).Выбирается закладка «ПАРАМЕТРЫ»
4).В диалоговом окне выбирается тип данных – «СПИСОК»
5).В окне «ИСТОЧНИК» перечисляются варианты ответов через точку с запятой без пробелов(см. рисунок).
Рис.3. Проверка вводимых значений.
Результатом выполнения операций будет список с выборочными ответами, из которых учащийся должен будет выбрать один ответ.
Рис.4. Выпадающий список выбора ответа.
4 этап:
Для подведения итогов тестирования можно предусмотреть специальный лист Результаты, в котором будут подведены итоги ответов.
Размещаем таблицу, во втором столбце которой будут отображаться выбранные ответы на вопросы теста. Для этого нужно вставить формулу:
=’Лист 1’!$H$18
(где ‘Лист 1’ – это ярлык 1 листа с вопросом №1, разделяет !, затем абсолютный адрес ячейки, в которой был выбран ответ $H$18).
В 3 столбце таблицы размещаем результат ответа. Для этой цели можно использовать логическую функцию «ЕСЛИ»
Рис.5. Проверка результатов. Встроенная логическая функция «ЕСЛИ».
Для общего подведения итогов и подсчёта набранных баллов можно использовать функцию «СЧЁТЕСЛИ».
Рис.7. Оценивание ответа. Выбор диапазона для подведения итогов.
5 этап:
Чтобы тестируемый не смог нарушить структуру теста, нужно защитить лист Excel от изменений.
Для ячеек, в которые учащийся будет вводить данные снимите защиту.
Для этого:
+Выделите нужные ячейки;
+Выполните команду меню Формат – Ячейки;
+На вкладке Защита снимите флажок Защищаемая ячейка;
+Затем защитите лист. Для этого: выполните команду Рецензирование – Защита – Защитить лист. При желании установите пароль.
Рис.8. Защита ячеек.
Рис.9. Защита листа паролем.
Для того, чтобы учащийся не смог перескакивать через вопрос с помощью ярлычков, нужно их скрыть. Для этого в Меню файл/ Параметры/ Дополнительно/ В группе показать параметры для следующей книги/ Снять галочку отображать ярлыки
Тест готов к работе!
Заключение.
В настоящее время возрос интерес к тестовому контролю знаний с применением компьютерных технологий. Использование в качестве средства контроля электронных тестов приобретает сегодня большое значение. Тест отвечает целям любого вида контроля – предварительного, текущего, тематического, итогового.
Выводы.
Тест – это интересно! Но ещё интереснее – придумать и создать его самой.
Чтобы создать тест, нужно выполнить стандартизированные и поэтапные последовательные действия средствами MS Excel, создание его вызывает познавательный интерес.
Создать электронный тест средствами MS Excel может любой человек, который знаком с принципами работы в этом редакторе.
Электронный тест, как одна из форм контроля знаний, представляет интерес не только для преподавателей информатики, но и для преподавателей других учебных дисциплин, поэтому надеюсь, что эта работа будет полезна и для них.
Список, использованной литературы:
Челышкова М.В. Теория и практика конструирования педагогических тестов.
Угринович Н.Д. и др. «Практикум по информатике и информационным технологиям». Учебное пособие.
Габова О.В., Русаков А.А. Тестирование – одна из форм диагностики и проверки успешности обучения. Педагогическая информатика, №3, 2005
13