СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема. Одушевленные и неодушевленные предметы: «Кто это?», «Что это?» Секреты языка: омонимы (наблюдение без указания термина)

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: создание условий для освоения учащимися способа определения одушевлённых и неодушевлённых имен существительных.

Задачи:

  • содействовать формированию УУД (регулятивные: целеполагание, моделирование; познавательные: освоение нового понятия; коммуникативные: уважение к мнению других людей, умение высказывать и доказывать свое мнение, создавать мини-высказывание);
  • актуализировать знания учащихся об предметах;
  • развивать коммуникативные, рефлексивные, контрольно-оценочные умения учащихся;
  • обогатить лексикон детей, практическим наблюдение за особенностями слов-омонимов.

Планируемые результаты:

принимать учебную задачу, соответствующую теме урока;

– находить ответы на вопросы учителя, используя иллюстрацию учебника;

– составлять предложения по иллюстрациям;

делать вывод о значении труда сельских тружеников;

строить высказывания о своём уважительном отношении к труженикам села

– составлять небольшой рассказ по сюжетной иллюстрации на основе составленных предложений и личных выводов о тружениках села;

– выделять «одушевлённые» и «неодушевлённые» предметы из составленных предложений;

– определять понятия «одушевлённый», «неодушевлённый» с помощью смысловых вопросов «кто?» или «что?»; 

– классифицировать слова в соответствии с вопросом;

– наблюдать явление омонимии в русском языке и понимать в этой связи неоднозначность ответа на смысловой вопрос «кто?» или «что?»; 

– оформлять свои наблюдения в виде предложения;

– понимать, что связывает ребёнка со своими близкими, с земляками; что связывает человека с природой края;

– оценивать результаты своей работы на уроке

 

Ход урока

  1. Организационный момент.

Вот звонок нам дал сигнал,

Поработать час настал.

Так что время не теряем,

И работать начинаем.

 

2. Актуализация субъектного опыта учащихся.

Чтение стихотворения,

 

Есть много интересных слов,

Их знаете давно.

Вот, например, собака, стол,

Часы, жираф, окно.

И долго можно говорить

Про разные предметы.

Возьмём слова утюг, пенал,

Ребёнок и конфеты.

И будем с ними мы дружить,

Писать, читать, произносить.

 

(на экране картинки перечисленных предметов)

- Что объединяет слова, которые изображены? (предметы)

- Чем отличаются эти слова? (ответы детей)

 

3. Введение в тему и целеполагание.

О чём же будет наш сегодняшний урок?

Какова тема нашего урока? (одушевленные и неодушевленные предметы)

- Чему мы можем научиться на уроке? (правильно ставить вопросы к словам, различать одушевлённые и неодушевлённые предметы, правильно употреблять их в речи).

 

4. Изучение новых знаний.

- Вернёмся к нашему стихотворению. Разделите эти предметы  на две группы.

- По какому признаку вы их объединили предметы первой группы? (Отвечают на вопрос кто?)

- Что обозначают предметы, которые отвечают на вопрос КТО? (Людей, животных, живых существ).

- Прочитайте слова второго столбика. По какому признаку вы объединили эти слова? (Отвечают на вопрос что?)

- Что обозначают предметы, которые отвечают на вопрос ЧТО? (Неживые предметы и явления природы).

- А теперь, давайте обобщим, всё, что мы сказали, в одно общее правило-вывод.

ВЫВОД: предметы, которые обозначают людей и животных, отвечают на вопрос КТО, называются одушевлёнными. Предметы, которые обозначают неживые предметы и явления природы, отвечают на вопрос ЧТО, называются неодушевлёнными.

 

Физминутка.

 

5Составление предложений.

- Внимательно посмотрите на картины леса и составьте предложения по схемам.

- Что у нас получилось? (рассказ о лесе)

- Перечислите какие животные живут в лесу, вспомните сказку «Рукавичка». (ответы)

- А теперь рассмотрим  картину «Сельский двор».

(Аналогично. Но предложения составляют ученики сами, без опоры на модель. Составленные предложения рекомендуется записать на доске, используя квазиписьмо и проговаривая согласно модели предложения: начало пишется с большой буквы, слова в предложении пишутся отдельно друг от друга, в конце предложения – точка.)

- Еще раз перечислите, какие животные живут около людей. (ответы)

 

6. Дидактическая игра «Помоги Гугуцэ»,

которая заключается в том, что ученики должны дифференцировать предметы на верхней и нижней иллюстрации (по вопросам) на одушевленные и неодушевленные. Учитель подводит детей к новой классификации одушевленных предметов: дикие и домашние животные.

 

7. Работа по расширению словарного запаса заключается в наблюдении за словами-омонимами (не называя термина).

- Назовите, что изображено на картинке. (Лисички – звери и лисички – грибы);

- Одно и тоже слово может иметь несколько значений. Приведите примеры слов, которые имеют несколько значений. (ручка, коса …..)

 - А теперь внимательно посмотрите на экран, (рыжая кошка по кличке Рыжик и грибы – рыжики).

- Почему к словам составлены разные схемы? (ответы)

орфографические особенности клички  – Рыжик  и название гриба  рыжик, отметить отличие, попросить детей попытаться объяснить обнаруженное несоответствие, учитывая незначительный опыт первоклассников (с.7 Рабочей тетради). 

В качестве продолжения разговора об одушевленных и неодушевленных словах-предметах следует рассмотреть омоним «гусеница».

8. Подведение итогов.

1) Чему мы научились на уроке?

2) Что открыли для себя нового, необычного, интересного?

Просмотр содержимого документа
«Тема. Одушевленные и неодушевленные предметы: «Кто это?», «Что это?» Секреты языка: омонимы (наблюдение без указания термина)»

УРОК 6

Тема. Одушевленные и неодушевленные предметы: «Кто это?», «Что это?» Секреты языка: омонимы (наблюдение без указания термина) (с. 10)

Цель урока: создание условий для освоения учащимися способа определения одушевлённых и неодушевлённых имен существительных.

Задачи:

  • содействовать формированию УУД (регулятивные: целеполагание, моделирование; познавательные: освоение нового понятия; коммуникативные: уважение к мнению других людей, умение высказывать и доказывать свое мнение, создавать мини-высказывание);

  • актуализировать знания учащихся об предметах;

  • развивать коммуникативные, рефлексивные, контрольно-оценочные умения учащихся;

  • обогатить лексикон детей, практическим наблюдение за особенностями слов-омонимов.

Планируемые результаты:

принимать учебную задачу, соответствующую теме урока;

находить ответы на вопросы учителя, используя иллюстрацию учебника;

составлять предложения по иллюстрациям;

делать вывод о значении труда сельских тружеников;

строить высказывания о своём уважительном отношении к труженикам села

составлять небольшой рассказ по сюжетной иллюстрации на основе составленных предложений и личных выводов о тружениках села;

выделять «одушевлённые» и «неодушевлённые» предметы из составленных предложений;

определять понятия «одушевлённый», «неодушевлённый» с помощью смысловых вопросов «кто?» или «что?»;

классифицировать слова в соответствии с вопросом;

наблюдать явление омонимии в русском языке и понимать в этой связи неоднозначность ответа на смысловой вопрос «кто?» или «что?»;

оформлять свои наблюдения в виде предложения;

понимать, что связывает ребёнка со своими близкими, с земляками; что связывает человека с природой края;

оценивать результаты своей работы на уроке



Ход урока

  1. Организационный момент.

Вот звонок нам дал сигнал,

Поработать час настал.

Так что время не теряем,

И работать начинаем.



2. Актуализация субъектного опыта учащихся.

Чтение стихотворения,

Есть много интересных слов,

Их знаете давно.

Вот, например, собака, стол,

Часы, жираф, окно.

И долго можно говорить

Про разные предметы.

Возьмём слова утюг, пенал,

Ребёнок и конфеты.

И будем с ними мы дружить,

Писать, читать, произносить.

(на экране картинки перечисленных предметов)

- Что объединяет слова, которые изображены? (предметы)

- Чем отличаются эти слова? (ответы детей)



3. Введение в тему и целеполагание.

- О чём же будет наш сегодняшний урок?

- Какова тема нашего урока? (одушевленные и неодушевленные предметы)

- Чему мы можем научиться на уроке? (правильно ставить вопросы к словам, различать одушевлённые и неодушевлённые предметы, правильно употреблять их в речи).



4. Изучение новых знаний.

- Вернёмся к нашему стихотворению. Разделите эти предметы на две группы.

- По какому признаку вы их объединили предметы первой группы? (Отвечают на вопрос кто?)

- Что обозначают предметы, которые отвечают на вопрос КТО? (Людей, животных, живых существ).

- Прочитайте слова второго столбика. По какому признаку вы объединили эти слова? (Отвечают на вопрос что?)

- Что обозначают предметы, которые отвечают на вопрос ЧТО? (Неживые предметы и явления природы).

- А теперь, давайте обобщим, всё, что мы сказали, в одно общее правило-вывод.

ВЫВОД: предметы, которые обозначают людей и животных, отвечают на вопрос КТО, называются одушевлёнными. Предметы, которые обозначают неживые предметы и явления природы, отвечают на вопрос ЧТО, называются неодушевлёнными.



Физминутка.



5Составление предложений.

- Внимательно посмотрите на картины леса и составьте предложения по схемам.

- Что у нас получилось? (рассказ о лесе)

- Перечислите какие животные живут в лесу, вспомните сказку «Рукавичка». (ответы)

- А теперь рассмотрим картину «Сельский двор».

(Аналогично. Но предложения составляют ученики сами, без опоры на модель. Составленные предложения рекомендуется записать на доске, используя квазиписьмо и проговаривая согласно модели предложения: начало пишется с большой буквы, слова в предложении пишутся отдельно друг от друга, в конце предложения – точка.)

- Еще раз перечислите, какие животные живут около людей. (ответы)



6. Дидактическая игра «Помоги Гугуцэ»,

которая заключается в том, что ученики должны дифференцировать предметы на верхней и нижней иллюстрации (по вопросам) на одушевленные и неодушевленные. Учитель подводит детей к новой классификации одушевленных предметов: дикие и домашние животные.



7. Работа по расширению словарного запаса заключается в наблюдении за словами-омонимами (не называя термина).

- Назовите, что изображено на картинке. (Лисички – звери и лисички – грибы);

- Одно и тоже слово может иметь несколько значений. Приведите примеры слов, которые имеют несколько значений. (ручка, коса …..)

- А теперь внимательно посмотрите на экран, (рыжая кошка по кличке Рыжик и грибы – рыжики).

- Почему к словам составлены разные схемы? (ответы)

орфографические особенности клички – Рыжик и название гриба рыжик, отметить отличие, попросить детей попытаться объяснить обнаруженное несоответствие, учитывая незначительный опыт первоклассников (с.7 Рабочей тетради).

В качестве продолжения разговора об одушевленных и неодушевленных словах-предметах следует рассмотреть омоним «гусеница».

8. Подведение итогов.

1) Чему мы научились на уроке?

2) Что открыли для себя нового, необычного, интересного?

Тема. Ознакомление с элементами букв. Прямые наклонные линии с закруглением внизу (вправо); прямая наклонная линия с закруглением внизу (влево) (Рабочая тетрадь № 1, с. 10)

Элементы содержания: знакомство с правилами написания наклонных линий с закруглением внизу вправо на рабочей строке и захватывающих межстрочное пространство выше рабочей строки, а также с написанием наклонной линии с закруглением внизу влево, которая также захватывает межстрочное пространство выше рабочей строки.



Примерная логика развития темы

Ученикам предлагается ответить на вопрос к рисунку «вешалка», где в качестве крючков выступают элементы букв письменного шрифта. Учитель предлагает крючки на вешалках нарисовать ручкой, определив направление движения руки и начало выполнения рисунка. Можно к рисунку привлечь внимание вопросом: «Встречал ли кто-нибудь такой же элемент в буквах письменного шрифта?» Далее организуется работа по освоению новых элементов «прямая наклонная линия с закруглением внизу вправо» и «прямая наклонная линия с закруглением внизу влево». Ознакомление с новым элементом происходит с основой на ранее освоенный графомоторный навык. С этой целью ученикам предлагается сравнить элементы, указать сходство и различие. После обсуждения наблюдений нужно уточнить направление движения руки и начало написания элемента. Далее следует самостоятельная работа.

Перед выполнением двух заданий с буквами можно поинтересоваться у первоклассников, кто знает эти буквы письменного шрифта.

Задание аналитического характера по дополнению строчной буквы письменного шрифта, кроме отработки навыка написания нового элемента, также преследует цель учить ребенка анализировать написание букв и видеть в них знакомые элементы.

Задание по поиску новых элементов в заглавных и строчной буквах письменного шрифта направлено на формирование умения видеть практическое применение освоенного графического навыка.

Завершением письменной работы станет самостоятельное творческое задание по закреплению данного навыка – ученику предлагается составить букву письменного шрифта из заданного набора элементов. Допускается, что ребенок может не знать той буквы, которая у него получится, его задача – верно собрать ее из элементов, а название буквы озвучит ученик, знающий ее, или учитель. Перед тем как озвучивать результат самостоятельной работы, будет полезно это задание обсудить с товарищем по парте с целью формирования умения оценивать свою работу.

Заключительным этапом должен быть анализ учеником своего участия в уроке, своих успехов в освоении темы – разукрашивание колокольчика одним из четырех цветов.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!