Тема урока. Типы химических реакций на примере свойств воды | Тип урока: комбинированный: усвоение новых знаний на основе раннее полученных предметных умений. | |
Цели. Обучающие. Обеспечить в ходе урока усвоение знаний о воде и её физических и химических свойствах; основных химических понятий (фотосинтез, фотолиз, электролиз, гидролиз, гидроксиды, щелочь, щелочные и щелочно-земельные металлы); химического языка. Развивающие: Развивать мотивацию к получению знаний, используя демонстрационный эксперимент и видеофрагменты в качестве иллюстративного материала. Развивать познавательную деятельность и самостоятельность учащихся через проведение лабораторного эксперимента Развивать умения наблюдать, анализировать, обобщать, компактно и логически последовательно излагать мысли в ходе проведения лабораторного эксперимента и формулирования выводов по проведенной работе. Развитие навыка аргументации Воспитательные: | |
Задачи урока: Обучающие: Развивающие: Формирование умения анализировать плана работы по изучению темы и возможности его реализации ; Проведение лабораторных опытов, отражающих свойства воды. Проведение лабораторного эксперимента в соответствие с инструкцией. Оформление наблюдений, составление уравнений химических реакций, классификация изученных реакций. Формулировка и аргументация выводов по проведенным наблюдениям: Формулировка основной мысли (вывода). Выбор способа доказательства (проведение эксперимента). Подбор аргументов (запись наблюдений). Воспитательные: Формирование самостоятельности и ответственности за результат выполнения эксперимента, Формирование навыка сотрудничества в ходе выполнения эксперимента. Развитие навыков самооценки. | |
Организация деятельности учащихся на уроке: фронтальная, парная, индивидуальная. | |
Планируемые результаты урока: | |
Предметные. Знать: Физические и химические свойства воды. Понятия: фотосинтез, фотолиз, электролиз, гидролиз, гидроксиды, щелочь, щелочные и щелочно-земельные металлы. Уметь: Составлять уравнения реакций, характеризующих химические свойства воды, Определять типы химических реакций с участием воды. | Метапредметные Уметь: 1. Наблюдать 2.Фиксировать результаты наблюдений; 3. Делать выводы из результатов наблюдений. 4. Аргументировать свой ответ. | Личностные Овладение: 1. Навыками выполнения экспериментальной работы по инструкции; 2. Навыками постановки цели, навыками планирования своей деятельности для достижения этой цели. | |
Реакции соединения, реакции разложения, реакции замещения, реакции обмена фотосинтез, фотолиз, электролиз, гидролиз, гидроксиды, щелочь, щелочные и щелочно-земельные металлы.. | |
Ресурсы урока: Интерактивная доска, проектор, диск с интерактивными материалами, беспроводная мышка; Периодическая система химических элементов; Реактивы и оборудование для проведения демонстрационных и лабораторных опытов; 4. Презентации: работы; 5. Видеофрагмент Просмотр видео фрагмента о взаимодействии кислотных оксидов с водой. 6. Раздаточные материалы: | |
Основные этапы урока 1.Организационный этап . 2. Этап актуализации знаний. 3.Этап постановки цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. 4. Этап изучения новых знаний и способов деятельности 5.Этап первичной проверки понимания изученного (обсуждение результатов выполнения лабораторных опытов.) 8.Этап обобщения и систематизации (слово учителя) 9.Этап контроля и самоконтроля: выполнение упражнения №1 стр. 197 учебника. 10.Этап коррекции и исправления ошибок. Сверяют выполнение упражнения с записями в презентации. Оценивают свою работу. 11.Этап информации о домашнем задании 12.Этап подведения итогов занятия 13.Этап рефлексии (оценить свою работу на уроке и свое настроение ) | Время (минуты) 1 2 6 2 18 5 2 6 3 1 1 2 | |
I. Организационный момент – 1 мин. 1. Приветствие учащихся. 2. Контроль готовности учащихся к уроку: наличие учебных принадлежностей, подготовка рабочего места. | 1 |
II. Актуализация знаний. 3 мин. | |
Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности учащихся | Форма работы учащихся | Результат | 3 |
1. Учитель предлагает учащимся вспомнить материал, изученный на предыдущих уроках. Учащиеся выполняют интерактивный тест по теме «Типы химических реакции». Слайды №№ 1-18 | Учащиеся по очереди отвечают на вопросы теста. | Фронтальный опрос | Повторение предыдущего материала |
III .Этап постановки цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся – 8,5 мин | |
Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности учащихся | Форма работы учащихся | Результат | |
1. Учитель демонстрирует презентацию с переработанной цитатой из произведения Антуана де-Сент–Экзюпери «Планета людей» глава 7 «Пустыня» и предлагает учащимся определить, о каком веществе пойдет речь на уроке. Слайд № 19 | 1. Учащиеся просматривают презентацию и высказывают свои предположения. | Фронтальный опрос | Формулировка основной мысли. | 1 |
2. Учащимся предлагается восстановить текст, который отражает тему урока. Слайд № 20 | 2.1. Восстанавливают текст, отражающий тему урока, высказывают свои предложения. 2.2 Записывают тему урока в тетрадь. Слайд № 21 | индивидуальная | Формулировка темы урока | 1 |
3. Учитель предлагает учащимся сформулировать цель изучения данной темы. | 3.1 Учащиеся выдвигают свои предположения | Фронтальный опрос | Постановка цели | 1,5 |
4. Учитель знакомит учащихся с планом урока. Слайд № 22. План. Физические свойства воды Состав воды и строение воды Химические свойства воды: реакции соединения, реакции разложения , реакции замещения, реакции обмена на примере воды. Нахождение воды в природе Роль воды в живой и неживой природе. Охрана вод. 5. Учитель предлагает учащимся оценить возможность изучения всех пунктов плана за время урока. 6. Учитель предлагает желающим подготовить к следующему уроку презентацию, отражающую этот материал о воде. | 4.1 Учащиеся анализируют пункты плана, подбирают аргументы для подтверждения своего выбора 5.1 Учащиеся выбирают те пункты плана, которые могут изучить самостоятельно по учебнику или иным информационным источникам. 1. Нахождение воды в природе 2. Роль воды в живой и неживой природе. 3. Охрана вод. | Фронтальный опрос | План работы на урок Вопросов для самостоятельного изучения. | 2 |
Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности учащихся | Форма работы учащихся | Результат | |
1. Учитель напоминает учащимся, что многое о воде они уже изучали на уроках природоведения, биологии, географии и предлагает закончить предложения. Слайд № 23 Вода- это -----вещество Вода состоит из_химических элементов ____ и ____ Вода бывает в _____ агрегатных состояниях: Температура кипения воды________ Температура замерзания воды____________ Вода не имеет ________, _____________, __________., В воде_____________многие вещества, Вода образует ____________, ___________, __________, ________, 2. Учитель подводит итог и сообщает, что ряд интересных фактов о воде они узнают, прочитав материал учебника на стр.192. 3. Учитель предлагает учащимся выполнить интерактивный тест, чтобы вспомнить какие знания они получили о воде на уроках химии. Содержание теста: Качественный и количественный состав воды. Химическая формула воды Структурная формула воды Отношение воды к определенному классу веществ. | 1. Учащиеся заканчивают предложения, в которых говорится о воде. 1.1. Анализируют ответ ученика, исправляют неточности и ошибки 3.Учащиеся по очереди отвечают на вопросы теста | Индивидуальный опрос | Обобщение физических свойств | 1 2 |
4.Этап изучения новых знаний и способов деятельности - 14 мин | |
1. Учитель предлагает начертить таблицу, в которую учащиеся будут вносить результаты своего изучения воды и наблюдений, в ходе выполнения эксперимента. Приложение «Таблица» 2. Учитель демонстрирует опыт разложения воды электрическим током и дает образец заполнения наблюдений. 3. 3.1 Учитель демонстрирует опыт взаимодействия натрия с водой и комментирует его. Записывает уравнение реакции на доске, демонстрирует Слайд «Таблица» как образец заполнения. Слайд 1. 2 Na+2H2O = 2NaOH + H2 Тип химической реакции – реакция замещения 3.2 Учитель демонстрирует процессы взаимодействия железа и меди с водой. 3.3 Учитель демонстрирует опыт взаимодействия оксида серы с водой, объясняет наблюдаемое явление, предлагает учащимся самостоятельно записать уравнение реакции. SO2 + H2O =H2SO3 Тип химической реакции – реакция соединения 4. Просмотр видео фрагмента о взаимодействии кислотных оксидов с водой. Учитель вызывает ученика записать уравнение взаимодействия оксида фосфора с водой. 5. Учитель демонстрирует опыт взаимодействия оксида магния и оксида меди (II) с водой. | 1. Учащиеся чертят таблицу в тетрадь по образцу с доски. (Учатся структурировать материал) 2 Учащиеся заполняют таблицу Учащиеся наблюдают и заполняют таблицу по образцу с доски. 3. 3.1 Учащиеся наблюдают, делают записи в тетради. 3.2 Учащиеся высказывают предположения о типе наблюдаемой химической реакции. 3.3 Сверяют свои записи с записью уравнения на доске. 3.21 Учащиеся конспектируют материал. 3.3. 3.1 Учащиеся наблюдают, записывают наблюдения в таблицу, сверяют записи с записями соседа. Потом с записями на доске Слайд № 43 4. Учащиеся просматривают видеофрагмент и конспектируют материал. 5. Учащиеся наблюдают и вместе с учителем заполняют таблицу. | Работа в тетради Индивидуальная работа Ответ ученика у доски | Таблица Заполнение таблицы наблюдений | 3 1 4 1 2 3 |
V. Этап первичной проверки понимания изученного (обсуждение результатов выполнения лабораторных опытов.) 10 мин. | |
1. Учитель предлагает учащимся, воспользовавшись инструкцией, выполнить лабораторный опыт: взаимодействие оксида углерода (IV) с водой. 2. Учитель предлагает, воспользовавшись инструкцией, выполнить лабораторный опыт: взаимодействие оксида кальция и наблюдения записать в таблицу и сделать вывод о том, к какому типу химических реакций они относятся. 2. Учащимся предлагается сверить записи в тетради с записями на доске.(Слайд «Таблица») 3. Учитель демонстрирует видеофрагмент взаимодействие карбида кальция с водой, как пример реакции обмена, в которых участвует вода. | 1.1 Учащиеся изучают инструкцию и проводят лабораторные опыты. 1.2 Заполняют таблицу. 3. Учащиеся конспектируют материал. | Работа в парах | | 10 |
VI. Этап обобщения и систематизации (слово учителя) 1 минуты | 1 |
VII.Этап контроля и самоконтроля:.5 мин. | 5 |
1. Учитель предлагает учащимся выполнить упражнения. Слайд. Упражнение. | 1.Учащиеся выполняют упражнения в тетради. | 1 |
VIII.Этап коррекции, исправления ошибок и подведения итогов. | 1 |
1. Учитель контролирует выполнение задания, проверяя записи в тетрадях. | 1. Учащиеся обмениваются тетрадями и сравнивают записи. Если выявляются ошибки, исправляют их, сверяя с записями на слайде. | 1 |
IX.Этап информации о домашнем задании: | 1 |
Учитель комментирует домашнее задание § 34 читать, выписать новые понятий, о которых не говорилось на уроке. Упражнения №1 стр. 197 учебника По желанию подготовить к следующему уроку презентацию на темы: Нахождение воды в природе Роль воды в живой и неживой природе Охрана вод. | Учащиеся записывают задание в дневник. | |
X . Этап рефлексии. | 1 |
1. Учитель предлагает учащимся оценить свою работу на уроке и свое настроение после урока, высказав одно предложение) | Учащиеся | |