Технологическая карта занятия
Дисциплина (УД, ПМ, МДК) Информатика
2.Курс 1 Семестр 2
3.Тема: Средства информационных и коммуникационных технологий
4. Тема занятия: Архитектура компьютеров. Основные характеристики компьютеров
5. Вид занятия: теоретическое
6. Тип занятия: комбинированное
7. Место проведения занятия и время проведения занятия:
Компьютерный класс, 1,5 часа
8. Мотивация темы:
Что связывает картину "Джоконда" и ЭВМ?
Ответ: Первый в мире эскизный рисунок тринадцатиразрядного десятичного суммирующего устройства на основе колес с десятью зубцами принадлежит Леонардо да Винчи(1452— 1519).
По этим чертежам в наши дни фирма IBM в целях рекламы построила работоспособную машину.
В 1822 г. англичанин Чарльз Бэббидж построил счетное устройство, которое назвал разностной машиной. В эту машину вводилась информация на картах. Для выполнения ряда математических операций в машине применялись цифровые колеса с зубьями. Десять лет спустя Бэббидж спроектировал другое счетное устройство, гораздо более совершенное, которое назвал аналитической машиной.
Архитектура ЭВМ
Современные ЭВМ имеют одну и ту же внутреннюю организацию, которую принято назвать архитектурой ЭВМ. Любая ЭВМ – автоматическое устройство обработки информации, все они сконструированы на основе электронных схем обработки электрических сигналов. А принцип их работы основывается на законах физики, математики и логики.
9. ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ:
Общая цель: способствовать формированию общих и профессиональных компетенций будущего выпускника
Код/шифр компетенции | Содержание компетенции | Пути формирования компетенции |
Общие компетенции |
ОК 10. | Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия. | Все формы учебного диалога, доклады и сообщения, учебные проекты, внеаудиторная самостоятельная работа |
ОК 11. | Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу и человеку. | Групповые формы работы, , фронтальные опросы, индивидуальные задания для самостоятельной работы, лабораторные и практические работы |
Профессиональные компетенции |
ПК 6.3. | Проводить лабораторные санитарно-гигиенические исследования. | Проектная деятельность, практические и лабораторные работы |
ПК 6.4. | Регистрировать полученные результаты. | Лабораторные работы |
Конкретные цели (задачи):
Дидактические цели:
с целью формирования вышеуказанных компетенций обучающийся в итоге занятия должен знать:
- основные устройства компьютера и их функций
с целью формирования вышеуказанных компетенций обучающийся в итоге занятия должен уметь:
- соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ,
- выделить главную мысль из высказанного,
-эффективно организовывать индивидуальное информационное пространство
Развивающие цели:
- развитие логического мышления;
- развитие памяти:
- развитие умения правильно обобщить данные и сделать вывод
Воспитательные цели:
Преподаватель должен стремиться к воспитанию у студентов чувства гуманизма, коллективизма, взаимопомощи, чувства субординации, чувства такта
Преподаватель должен стремиться к воспитанию у студентов чувства ответственности за порученное дело, исполнительности, аккуратности, добросовестности, чувства долга, ответственности за сохранение тайны;
Преподаватель должен стремиться к воспитанию у студентов чувства гордости за избранную профессию.
10.Уровень освоения - 2
11.Междисциплинарные и внутридисциплинарные связи.
Междисциплинарные связи(с указанием разделов, тем):
Архитектура компьютеров. Основные характеристики компьютеров.
Обеспечение личной безопасности и сохранение здоровья
Основы безопасности жизнедеятельности
Агрегатные состояния вещества и фазовые переходы
Физика
Научные методы познания веществ и химических явлений
Химия
Внутридисциплинарные связи (с указанием разделов, тем):
Архитектура компьютеров. Основные характеристики компьютеров.
Информатика
Принципы обработки информации компьютером
Информатика
Виды программного обеспечения компьютеров
Безопасность, гигиена, эргономика, ресурсосбережение. Защита информации
Информатика
12. Обеспечение занятия:
А. Методическое обеспечение:
Методическая разработка для студентов, конспект лекции, презентация, кроссворд (электронная версия), обучающие плакаты (электронная версия), схемы, таблицы (Сборник вспомогательных материалов для студентов 1 курса), домашнее задание, программированный самоконтроль, программированный контроль в виде электронного теста «Архитектура ПК» в среде MyTest.
Б. Материально- техническое обеспечение:
Интерактивная доска, проектор, 16 учебных компьютеров, презентация на CD.
В.Раздаточный материал:
Карточка с домашним заданием, схемы, таблицы (Сборник вспомогательных материалов для студентов 1 курса), конспект лекции.
13. Литература:
Основные источники:
Угринович Н.Д. и др. Информатика и информационные технологии. Учебник 10–11 кл. – М., 2010.
Угринович Н.Д. Практикум по информатике и информационным технологиям 10–11 кл. – М., 2010.
Дополнительные источники:
Михеева Е.В. Информатика: учебник для студ.сред.проф.образования – М.: Издательский центр «Академия», 2009 г. – 352 с.
Михеева Е.В. Практикум по информатике: учебник для студ.сред.проф.образования – М.: Издательский центр «Академия», 2009 г. – 352 с.
14. Хронологическая карта занятия (ход занятия)
№ п/п | Этап занятия | Время в мин | Методы, приемы обучения | Деятельность преподавателя | Деятельность студента |
1. | Организационный момент. | 5 | Вводный анимационный файл [INF_027]_[AM_01].swf | Организует Уточняет тематические рамки. Проверяет готовность обучающихся к занятию | Подготовка студентов к занятию |
2. | Сообщение цели занятия, мотивация изучения темы. | 5 | На слайде тема занятия. Преподаватель сообщает тему занятия, его цели, задачи, ключевые понятия, конечный результат, который необходимо достигнуть в процессе работы. | Озвучивает тему и цель занятия. Уточняет понимание студентов поставленных целей занятия. Выдвигает проблему. | Ставят цели, формулируют (уточняют) тему занятия |
3. | Актуализация знаний по предыдущей теме: | 10 | Ответы на вопросы: Опишите характерные особенности современного общества. Какие технические изобретения кардинально повлияли на виды интеллектуального труда? Почему сегодня компьютер есть у каждого человека? | Выдвигает проблему. Создает эмоциональный настрой на усвоение новых знаний. Формулирует задание. Проводит параллель с ранее изученным материалом. Организует студентов по исследованию проблемной ситуации. | Составляют план достижения цели и определяют средства (алгоритм, модель). |
4. | Первичное усвоение новых знаний | 30 | Объяснение нового материала проходит в форме эвристической беседы с одновременным показом мультимедийной презентации на демонстрационном экране. | Объясняет новый материал. | Конспектируют новый материал, просматривают анимационные ролики, задают вопросы по проблемной ситуации, знакомятся со вспомогательными материалами лекции (схемы, плакаты) |
5. | Первичная проверка понимания | 10 | Самопроверка полученных знаний | Организует и контролирует самопроверку студентов в форме решения электронного кроссворда | Решают электронный кроссворд по теме |
6. | Первичное закрепление знаний | 10 | Работа с модулем по ссылке: http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/e2d9e993-1ea6-4e75-980c-8844e3cd62b4/9_50.swf | Устанавливает осознанность восприятия, первичное обобщение, побуждает к высказыванию своего мнения. Наводящими вопросами помогает выявить причинно-следственные связи в восприятии различных видов информации. Обеспечивает положительную реакцию студентов на творчество одногруппников. Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности обучающихся на занятии | Решают типовые задания с проговариванием алгоритма вслух |
7. | Контроль усвоения полученных знаний | 20: 5 | Студентами выполняется практическая проверочная работа на компьютерах | Контролирует выполнение работы. Организует: взаимопроверку; коллективную проверку; проверку выполнения упражнения; беседу по уточнению и конкретизации первичных знаний; оценочные высказывания обучающихся; обсуждение способов решения; самостоятельную работу с учебником; беседу, связывая результаты занятия с его целями. | Осуществляют: самооценку; самопроверку; взаимопроверку; создают отчет по выполненному заданию. |
15 | Тест (20 вопросов) в анимационном файле 9.9.swf |
8. | Итоги занятия. | 5 | Рефлексия | Отмечает степень вовлеченности студентов в работу на занятии. | Формулируют конечный результат своей работы на занятии Называют основные позиции нового материала и как они их усвоили (что получилось, что не получилось и почему) |
9. | Домашнее задание. | 5 | Решить 5 заданий в тетради (по карточке) | Озвучивает домашнее задание, дает комментарий к домашнему заданию | Записывают домашнее задание |
| ИТОГО: | 90 | Соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом, фиксация нового знания, постановка дальнейших целей | Подводит итог урока, выставляет оценки | Устанавливают значения результатов своей деятельности для удовлетворения своих потребностей, мотивов, жизненных интересов |
15. Содержание учебного материала (дидактические единицы темы):
Архитектура ЭВМ.
Принципы Джона фон Неймана.
Память.
Магистрально-модульный принцип.
Процессор.
Программные средства ЭВМ.
Периферийные устройства.
16. Домашнее задание:
Выполнить в тетради предложенные задания (5) на карточках.
17. Внеаудиторная самостоятельная работа:
Подготовка электронной презентации по вопросу лекции «Современные периферийные устройства»
18. Ориентировочное время выполнения ВСР: 2 часа