II. Актуализация знаний (5 мин.). Цель этапа: актуализировать знания по теме деепричастие как часть речи. | Что такое деепричастие? Морфологические признаки деепричастия. Синтаксическая роль деепричастия. | Деепричастие – это самостоятельная часть речи, которая обозначает добавочное действие при основном действии, выраженном глаголом. Соединяет в себе признаки глагола и наречия. Деепричастие не изменяется. Бывает совершенного и несовершенного вида В предложении выступает в роли обстоятельства. | Личностные: -смыслообразование, т.е. установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и мотивом; - нравственно-этическая ориентация, в том числе и оценивание усваиваемого содержания (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор. Регулятивные: -контроль и самоконтроль; -принятие и сохранение учебной задачи; -выявление и осознание обучающимися того, что уже известно и что нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения. Коммуникативные: -взаимодействие с учителем и сверстниками; -умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Познавательные: -построение логической цепи рассуждений, ее доказательство |
III. Открытие нового знания (10 мин.). Цель этапа: объяснить новый материал. | Как вы думаете, что такое деепричастный оборот? Найдите правило в учебнике и запишите его в тетрадь. | Предполагаемые ответы учащихся. Возможны ответы по аналогии с причастным оборотом. Деепричастный оборот – это деепричастие с зависимыми словами. При деепричастном обороте есть определяемое слово, от которого мы задаем вопрос к деепричастному обороту. На письме деепричастный оборот обособляется запятыми с двух сторон, если он находится в середине предложения и с одной стороны, если в начале или в конце предложения. Например: Прочитав книгу, мальчик положил ее на полку. | УУД: познавательные, регулятивные, коммуникативные (развитие внимания учащихся, монологической речи, создание благоприятной атмосферы заинтересованности; работа над формированием логических умений) ЦЕЛЬ: развивать логические умения, умения обобщать и систематизировать информацию. |
IV. Применение знаний и умений в новой ситуации (20 мин.). Цель этапа: организация применения знания на языковом материале | Выполняем упражнение 184, с. 78-79. 1. Бабушка никогда не плутала в лесу, безошибочно определяя дорогу к дому. 2. Надо мною звенит хвойный лес, отряхая с зелёных лап капли росы. 3. Где-то близко ударил гром, напугав всех. 4. Сидя у окна, бабушка сучила нитки для кружев. 5. Девочка капризничает, не хочет идти спать, не простясь со мною. 6. «Прощай, до завтра», - сказала девочка, протянув мне руку. 7. Прочитав сказки Пушкина несколько раз, я уже знал их на память. Выполняем упражнение 188, с 80. 1. Спортсмен (выполнить недавно норму мастера) вошёл в состав сборной страны. - Спортсмен, выполнив недавно норму мастера, вошёл в состав сборной страны. (деепричастный оборот) - Спортсмен, выполнивший недавно норму мастера, вошёл в состав сборной страны. (причастный оборот) 2. Марафонец (завоевать первое место) получил ещё и особый приз за волю к победе. - Марафонец, завоевав первое место, получил ещё и особый приз за волю к победе. (деепричастный оборот) - Марафонец, завоевавший первое место, получил ещё и особый приз за волю к победе. (причастный оборот) 3. Юниор (пробежать стометровку быстрее всех) помог своей команде выйти вперёд. - Юниор, пробежав стометровку быстрее всех, помог своей команде выйти вперёд. (деепричастный оборот) - Юниор, пробежавший стометровку быстрее всех, помог своей команде выйти вперёд. (причастный оборот) 4. Прыгуны в высоту и длину (не иметь в этом сезоне ни одного поражения) надеются стать победителями в предстоящем международном состязании. - Прыгуны в высоту и длину, не имея в этом сезоне ни одного поражения, надеются стать победителями в предстоящем международном состязании. (деепричастный оборот) - Прыгуны в высоту и длину, не имеющие в этом сезоне ни одного поражения, надеются стать победителями в предстоящем международном состязании. (причастный оборот) 5. Моя подруга (напряжённо тренироваться изо дня в день) стала со временем известной гимнасткой. - Моя подруга, напряжённо тренировавшись изо дня в день, стала со временем известной гимнасткой. (деепричастный оборот) - Моя подруга, напряжённо тренировавшаяся изо дня в день, стала со временем известной гимнасткой. (причастный оборот). | Выполняют упражнение. Выполняют упражнение. | УУД: -коммуникативные (учит способам взаимодействия, сотрудничества) -регулятивные: (ученики осознают самих себя как движущую силу в процессе познания; пробуют свои силы в преодолении препятствий и выборе ситуации; проектируют в ситуации сотрудничества результат своей деятельности) -познавательные: (умение исследовать материал, делать выводы и объяснять языковые и лингвистические явления) УУД: -коммуникативные (учит способам взаимодействия, сотрудничества) -регулятивные: (ученики осознают самих себя как движущую силу в процессе познания; пробуют свои силы в преодолении препятствий и выборе ситуации; проектируют в ситуации сотрудничества результат своей деятельности) -познавательные: (умение исследовать материал, делать выводы и объяснять языковые и лингвистические явления). УУД: -коммуникативные (учит способам взаимодействия, сотрудничества) -регулятивные: (ученики осознают самих себя как движущую силу в процессе познания; пробуют свои силы в преодолении препятствий и выборе ситуации; проектируют в ситуации сотрудничества результат своей деятельности) -познавательные: (умение исследовать материал, делать выводы и объяснять языковые и лингвистические явления) |
V. Рефлексия (2 мин.). Цель этапа: подвести итог, оценить свою работу на уроке. | Ребята, что сегодня нового мы узнали на уроке? С какими трудностями мы столкнулись на уроке? Смогли ли мы их преодолеть? Что нам в этом помогло? | Предполагаемые ответы учащихся. | Принцип деятельности, умение осознавать пройденное, отвечать на вопрос о достижении цели, давать оценку своей деятельности УУД: познавательные (умение структурировать знания, умение строить речевое высказывание); коммуникативные (владение монологической и диалогической формами речи) |
VI. Заключительный этап (1 мин.). Цель этапа: объяснить домашнее задание. | Домашнее задание: упражнение 186, с. 80. | Записывают домашнее задание. | Принцип деятельности, непрерывности, вариативности, творчества. УУД: познавательные (умение структурировать знания, умение строить речевое высказывание); коммуникативные (владение монологической и диалогической формами речи). |