Тема урока, план урока, возможная личностно значимая проблема | США в конце XIX — начале XX в.: империализм и вступление в мировую политику 1. Причины успешного развития хозяйства. 2. Фермер чувствует себя покинутым. 3. Господство трестов. Финансовая олигархия. 4. Президентская республика. 5. Проблемы индейцев, негров, рабочих. АФТ. 6. «Прогрессивная эра». «Справедливый курс» Т. Рузвельта. 7. «Мы начали овладевать континентом». Возможная личностно значимая проблема: ориентация личности на достижение успеха в результате упорного труда — залог этого успеха |
Планируемые результаты изучения материала | Предметные: узнают, что одной из причин успешного развития экономики в США являлось уважительное отношение американцев к труду, бережливость и отсутствие препятствий, сковывавших инициативу личности; наличие в обществе острых социальных противоречий заставило правящие круги перейти к проведению либеральных реформ; внешняя политика США имела экспансионистский характер. Метапредметные: Познавательные: синтезируют учебный материал, осознанно строят речевые высказывания в устной форме, умеют использовать иллюстративный материал, владеют смысловым чтением текстов, выделяя главное, ориентируются на разнообразие способов выполнения задания. Регулятивные: выделяют и сохраняют учебные задачи, умеют планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале, проявляют способность к волевому усилию, осознают качество и уровень усвоения материала. Коммуникативные: владеют диалогической формой речи, договариваются и приходят к общему решению в результате совместной деятельности. Личностные: ориентируются в нравственном содержании и поступках людей на примере взаимоотношений разных слоев общества в Средневековье, осознают причины успеха в учебной деятельности |
Методы обучения и формы организации учебной деятельности | Проблемный или частично поисковый метод. Форма урока: комбинированный урок с элементами лабораторной работы (1), работа в группах (2), сюжетно-ролевая ретроспективная игра «Президентские выборы: наказы избирателей» (3). Приемы деятельности учителя: 1) Организация лабораторной работы с текстом учебника («Причины успешного развития хозяйства»), образное повествование («Фермер чувствует себя покинутым»; «Господство трестов. Финансовая олигархия»; «Президентская республика»), сюжетный повествовательный рассказ («Проблемы индейцев, негров, рабочих. АФТ»), рассказ с элементами драматизации («Справедливый курс» Т. Рузвельта»), информативное сообщение («Мы начали овладевать континентом»). 2) Учитель руководит работой групп, организует предъявление результатов учебной деятельности учащимися. 3) Учитель заранее создает сценарий ролевой игры и готовит его с учащимися, а затем руководит реализацией этого замысла на уроке |
Развитие умений учащихся | Учатся переносить знания в новые ситуации (итоги Гражданской войны в США); анализируют источники; делают выводы и высказывают свои суждения; рационально выполняют познавательные задания; предъявляют результаты своей деятельности; самостоятельно работают с источниками; проявляют личное творчество при «вживании» в определенную эпоху и жизнь людей этой эпохи; ведут дискуссию с одноклассниками, авторами научных публикаций и учебников |
Основные понятия и термины | Олигархия, резервация, прогрессивная эра, дипломатия «большой дубинки», «дипломатия доллара» |
Источники информации: школьные и внешкольные | Учебник, § 25. Рабочая тетрадь. Хрестоматия по новой истории. Второй период. — М.: Просвещение, 1993 (раздел «Соединенные Штаты Америки»). Карты: «Соединенные Штаты Америки в конце XIX — начале XX в.», «Мир к 1914 г.». Образовательное пространство расширяется за счет чтения научно-популярной и художественной литературы: Американские президенты / Под ред. Ю. Хайдекинга. — Ростов-на-Дону; М., 1997. — С. 330—351 (о Теодоре Рузвельте); М. Лернер. Развитие цивилизации в Америке. — М.: Радуга, 1992. — Т. 1. — С. 134—137, 334—336, 467—468; М. Твен. Собрание сочинений. — М., 1961. — Т. 12 (из «Автобиографии», очерки, публицистика); Т. Драйзер. Сестра Керри. Финансист. Титан. Стоик |