учитель Навражных В.И.
ТЕМА | Ледники. Многолетняя мерзлота |
Цель | сформировать представление о ледниках и многолетней мерзлоте, видах ледников, причинах их возникновения, роли ледников и многолетней мерзлоты в природе и хозяйственной деятельности людей |
Задачи урока | обучающие | развивающие | воспитательные |
- знать определение понятий по теме; - познакомить с причинами образования ледников, многолетней мерзлоты - сформировать представление о видах ледников, о снеговой линии - научить высчитывать высоту снеговой линии - познакомить с ролью ледников и многолетней мерзлоты для природы и хозяйственной деятельности человека | - называть и показывать области распространения ледников и многолетней мерзлоты на Земле; - приводить примеры крупнейших областей оледенения; - описывать условия и процесс образования ледников; - объяснять зависимость площади распространения ледников и многолетней мерзлоты от климата | - воспитывать чувство ответственности в работе, чувство уверенности в себе, самостоятельность, навыки самоконтроля, - воспитывать уважение к мнению других - воспитывать бережное отношение к водам суши |
Тип урока | Комбинированный урок |
Основные термины, понятия | Покровные и горные ледники; айсберг; многолетняя мерзлота |
Планируемые результаты | личностные | метапредметные | предметные |
- принять правила поведения на уроке; осознать специфику вод суши на примере характеристики подземных вод | - познавательные сравнивать объекты по заданным критериям; высказывать суждения, подтверждая их фактами; выявлять причинно-следственные связи - регулятивные уметь выделять объекты по существенным признакам, проводить анализ и обобщение тематического материала, представленного в текстовой, иллюстративной и картографической форме - коммуникативные излагать собственное мнение, сформированное на основе результатов индивидуальной деятельности; уметь слышать мнение других | - сформировать представление о видах ледников - способствовать формированию знаний о зависимости ледников и многолетней мерзлоты от климата; - развивать умение самостоятельно добывать знания при работе с учебником, нетекстовыми материалами |
Межпредметные связи | Окружающий мир, география 6 класс, тема «Атмосфера» |
Формы организации учебной деятельности и | фронтальная, индивидуальная |
Методы обучения | - объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый |
Структурные элементы урока | Цели | Планируемые результаты (универсальные учебные действия) | Форма работы | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
I этап. Целеполагание (определение темы урока, постановка цели и задач) | -мотивировать обучающихся к изучению темы | личностные -проявление интереса к поставленной проблеме регулятивные - умение планировать деятельность в соответствии с поставленной целью коммуникативные - вступать в речевое общение, участвовать в диалоге | фронтальная работа | - настраивает обучающихся на работу, создает благоприятные условия для деятельности Сегодня изучаем один видов внутренних вод. Тема урока « Ледники. Многолетняя мерзлота» | - настраиваются на восприятие темы и деятельность на уроке; - принимают информацию к сведению -ведут диалог с учителем |
II этап Повторение ранее изученного материала | -организовать актуализацию изученных способов действий, достаточных для изучения нового материала. | личностные - умение формулировать своё отношение к актуальным проблемным ситуациям регулятивные - выдвигать версии решения проблемы коммуникативные - отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы | индивидуальный и фронтальный опрос | - проверяем качество усвоенного домашнего задания, выявляем пробелы. Задания на знание определений, понятий письменный - Что такое водоносные слои? - Вставь пропущенные слова А) Если подземные воды находятся между двумя водоупорными, то это…… воды; Б)Если подземные воды находятся на первом водоупоре, то это…. -Какие воды называют минеральными? - Выберите водопроницаемые породы: глина, песок, гравий, галька, базальт Задания на проверку усвоения закономерностей - Какие породы пропускают воду быстрее? Почему? - Где будете искать родник во время похода? - Какие воды чище – грунтовые или межпластовые? - Есть ли закономерность распространения минеральных вод? - Почему уровень воды в колодцах в летний период меняется? - В какой сезон года копают колодцы? | - проверяют правильность выполнения заданий путём сопоставления собственного ответа с данными эталона - выбирают индивидуальный режим работы. -осуществляют самоконтроль деятельности на основе заданных алгоритмов |
III этап. Учебно-познавательная деятельность. (изучение нового материала) | - создать условия для усвоения обучающимися знания основных понятий темы; научить работать с тематическими картами атласа и текстом параграфа | личностные - понимать значимость знаний и умений составлять характеристику географического положения озер, работать с тематическими картами атласа и учебника. регулятивные -осуществлять преобразование информации; работать с нетекстовыми источниками коммуникативные -умение организовывать учебное сотрудничество | фронтальная работа | Изучение нового материала строится на основе изучения теоретического материала с применением текстовых и нетекстовых источников информации. И так давайте поможем Мише и Леше разрешить их спор. ЛЕД на РЕКЕ и Ледник –это одно и тоже? Смотреть с. 214 учебника Ледник- скопление пресного льда на суше Лед на озере не на суше- поэтому это не ледник. -Как образуется ледник? Если снег долго лежит, то он накапливается, слеживается, превращается в фиры (ледяные крупинки), нужно очень много времени, чтобы фиры превратились в прозрачный лед (глетчер). СНЕГ- ФИРЫ-ГЛЕТЧЕР. Ледник может образовываться в тех местах, где не наступает лето, где всегда холодно ( вершины гор, Антарктида) Граница, выше которой снег не тает называется снеговой. Для образования льда, необходимо два условия: низкая температура и снег Виды ледников: - горные- Кавказ, Анды, Северный Урал - покровные –Антарктида, остров Гренландия (мак 4 км-сред 2км). Эти ледники покрывают материки и острова, находящиеся в полярных широтах, где весь год температура воздуха ниже 0°С. Ледник движется от центра к перефирии, достигая края материка (острова) обламывается – образуется АЙСБЕРГ. Какого значение ледников? ( работаем с текстом параграфа) - растают –ЗАТОПЛЕНИЕ -запас пресной воды Языки ледника движутся со скоростью до 80 м в сутки. Достигая снеговой линии, ледник тает и дает начало ручьям и рекам. К каким последствиям приведет таяние всех горных ледников? (Высохнут реки, имеющие ледниковое питание) | - изучают новый материал - выбирают индивидуальный режим работы; осуществляют самоконтроль деятельности на основе заданных алгоритмов и эталонов - определение по карте географическое положение и размеры крупнейших озер, заболоченность территории мира. - составление и анализ схемы различия озер по происхождению котловин |
IV этап. Закрепление нового материала | - организовать деятельность обучающихся по применению географических знаний и умений, полученных в процессе изучения темы - стимулировать интерес обучающихся к выполнению заданий на применение знаний и умений | личностные устойчивый познавательный интерес регулятивные умение выполнять учебные действия в соответствии с планом коммуникативные умение работать в группе предметные использовать приобретенные знания и умения при закреплении материала | индивидуальная работа | - организует деятельность обучающихся по применению новых знаний. Вопросы - Откройте карту России или полушарий, посмотрите в легенду карты, как показываются ледники? Приведите примеры территорий на которых есть ледники. - От чего зависит высота снеговой линии? ( географического положения объекта – Антарктида снеговая линия начинается с нуля метров, высота горы) На какой высоте в горах есть ледник, если температура воздуха летом у подножия гор равна +12°С?( На высоте 2 км находится снеговая линия, т.к снег не тает при температуре ниже 0°С. Чем жарче климат, тем выше находится снеговая линия) - Какие условия нужны для образования ледника? ( низкие температуры воздуха в течение года; осадки, выпадающие в виде снега) - Условия для образования горного ледника? ( летняя температура воздуха в месте его образования должна быть ниже 0 °С - Определите, есть ли в горах ледники, если температура воздуха у подножия гор в июле +20°С, а высота гор равна 4 км ( ответ да, на высоте температура будет -4°С, будет накапливаться снег) - | -применяют полученные знания в новой ситуации - участвуют во фронтальном учебном взаимодействии - сопоставления и обсуждения результатов индивидуальной деятельности - определение по карте территории расположения карстовых форм рельефа России, термальных вод мира. |
V этап. Рефлексивная деятельность. | - научить обучающихся: соотносить полученный результат с поставленной целью; оценивать результат своей деятельности | личностные - эмоционально-ценностное отношение к изучаемой теме регулятивные - умение осуществлять самоанализ своей деятельности и соотносить полученный результат с поставленной целью коммуникативные -умение осознанно использовать средства устной речи для представления результата предметные умение систематизировать знания по теме | фронтальная работа | - совместно с учащимися подводит итог урока, - оценивает индивидуальную деятельность каждого ученика | -дают оценку своей деятельности на уроке и достигнутых результатов обучения - обмениваются мнениями «Я хорошо усвоил, что….» «Мне пригодятся в дальнейшем знания о ..» |
VI этап. Домашнее задание | - отработка навыков в характеристики видов ледников, значение вечной мерзлоты | -учитель предлагает, а обучающиеся записывают в дневник домашнее задание: п. 51подготовиться ксобеседованию, подготов к географическому диктанту Поиск информации и подготовка сообщения: «Редкие и исчезающие обитатели Мирового океана» «Особо охраняемые акватории « «Наводнения и способы борьбы с ними» |
Использованная литература | | В.П. Дронов, Л.Е. Савельева « Методическое пособие к учебнику В.П. Дронова, Л.Е. Савельевой 5-6 класс» Москва Дрофа, 2017 Н.А. Никитина « Поурочные разработки по географии. Физическая география 6 класс» Москва «ВАКО» 2017 год В.П. Дронов, Л.Е. Савельева учебник «География. Землеведение. 5-6 класс» Москва Дрофа 2018 год Атлас по географии 6 класс издательство Дрофа |