Автор УМК: А.В. Перышкин Физика 7 класс. М.-Дрофа,2022 год
Тема урока: Явление тяготения. Сила тяжести
Цель урока: создать условия для изучения понятий сила, явление тяготения, сила тяжести.
Методы обучения: наглядный, словесный, проблемный, частично-поисковый, исследовательский
Формы организации познавательной деятельности: коллективная, индивидуальная, парная
Средства обучения: мультимедийный проектор, компьютер, презентация к уроку, учебник «Физика-7» А. В. Пёрышкин.
Этапы урока. | Задачи | Деятельность учителя | Планируемая деятельность учащихся | Формирование УУД | ЭОР |
Организационный этап | 1.Приветствие класса 2.Проверить готовность обучающихся к уроку 3Создать условия для благоприятного психологического климата и плодотворной рабочей обстановки | Здравствуйте, ребята! Надеюсь, что наш урок пройдет интересно и увлекательно, с большой пользой для вас. Контролирует наличие учебных принадлежностей Давайте посмотрим в глаза своему друг другу, мысленно пожелаем друг другу успеха на уроке, улыбнитесь. Всем желаю успешно и плодотворно потрудиться! | Ученики слушают учителя и настраиваются на изучение и восприятие нового материала | Личностные: Позитивное отношение получению знаний, к познавательной деятельности Коммуникативные: сотрудничество с учителем и одноклассниками. | |
Актуализация субъективного опыта | Определить важность изучаемой темы | Фронтальная беседа с учащимися: Каждый из нас постоянно встречается с различными случаями действия тел друг на друга. Меняется ли скорость движения какого либо тела в результате его взаимодействия с другим телом? Например: меняется ли направление движения теннисного шарика после его взаимодействия с ракеткой? Толкая руками вагонетку, мы приводим ее в движение. Скорость вагонетки меняется под действием руки человека? С какими взаимодействиями встречались вы? Когда нужно разорвать ткань или веревку, то мы тянем ее с силой в разные стороны; с силой надавливаем на предметы, если их нужно плотно прижать друг к другу тяжелый предмет с силой удерживаем на руках. Что во всех этих примерах является общим? В физике часто не указывают, какое тело и как действует на другое тело, а просто говорят, что на тело действует сила или к нему приложена сила. | Отвечая на вопросы учителя, приводят примеры Высказывают свои предположения Высказывают предположения (действие тел друг на друга.) | Познавательные: уметь слушать в соответствии с целевой установкой, осознать познавательную задачу, принимать и сохранять учебную цель Коммуникативные: вступать в учебный диалог | презентация (слайд 1) (слайд 2) (слайд 3); |
| Создание условий для формирования умения делать умозаключения через установление причинно-следственной связи | Попытайтесь, на основе нашего разговора сформулировать тему сегодняшнего урока. | Определяют тему урока. Запись темы урока в тетрадь. | Регулятивные - умение ставить учебную задачу; - развивать логическое мышление; -формулировать тему | (слайд 4) |
| Сформулировать цели и задачи урока. | | Высказывают предположения. Формулируют цели и задачи урока | |
Изучение новых знаний и способов деятельности | Формировать понятие «Сила» | Работа в группах Обратимся к рисункам в учебнике. Какие взаимодействия там изображены? 1 группа - Какие изменения под действием силы могут происходить с телом? 2 группа - Сформулируйте два признака действия на тело силы Задание для всего класса Найдите в учебнике, как обозначается сила, в каких единицах измеряется. Чем характеризуется сила? Когда говорят о силе, важно указывать, к какой точке тела приложена действующая на него сила. | Ученики делают вывод -тело может менять свою форму и размеры. 1) изменение скорости или направления движения тела; 2) изменение формы или размеров тела.) - Сила обозначается латинской буквой F. По международному соглашению единица силы получила название 1 ньютон в честь английского физика И.Ньютона. Сила, как и скорость, величина векторная. Она характеризуется не только числовым значением, но и направлением. | Познавательные: Самостоятельно находить нужную информацию в тексте, слушать. Коммуникативные: участвовать в общей беседе вступать в учебный диалог, умение с достаточной полнотой выражать мысли | (слайд 5 (слайд 6) (Видео фрагмент «точка приложения») |
Формировать понятие «Сила тяжести». | В природе существует множество сил, мы сегодня познакомимся с одной из них – силой тяжести. Любое тело, поднятое над Землей, упадет на землю, если его отпустить. Причиной этого является сила притяжения к Земле. Притяжение всех тел во Вселенной друг к другу называется всемирным тяготением. | | (слайд 7) |
Почему же мы не видим притяжения друг к другу тел в комнате? | высказывают предположения | |
Оказывается, сила всемирного тяготения прямо пропорциональна произведению масс тел, и обратно пропорциональна квадрату расстояния между ними. F – m1m2, F – 1/R2 Сила, с которой Земля притягивает к себе тела, называется силой тяжести. Сила тяжести обозначается Fтяж. Она всегда направлена вертикально вниз. Благодаря силе тяжести облик нашей планеты непрерывно меняется. Сходят с гор лавины, оползни, сели, движутся ледники, выпадают дожди, текут реки с холмов на равнины и т.д. Все живые существа на Земле чувствуют ее притяжение. Растения также чувствуют действие и направление силы тяжести, из –за чего главный корень всегда растет вниз, к Центру Земли, а стебель – вверх. Нельзя забывать, что любое тело притягивается не только Землей, но и другими телами, в том числе Луной, Солнцем, другими звездами. Луна – ближайшее к Земле крупное космическое тело, которое в силу этого оказывает значительное влияние на тела, находящиеся на Земле. Именно Луна является причиной мощных приливных волн. Итак, мы выяснили, что Земля притягивает к себе все тела. Но человек нашел способ преодоления этого притяжения, и поднялся в космос. | записывают определение в тетрадь | (Видео «полет в космос» (слайд 8) |
Физкультминутка | здоровье - сберегающие | «Раз - поднялись, потянулись, Два - нагнулись, разогнулись, Три - в ладоши, три хлопка, Головою три кивка. На четыре - руки шире, Пять - руками помахали, Шесть – подпрыгнули повыше Семь – вздохнули, сели тише» | Один учащийся выходит и становится перед классом. Он читает стихотворение и показывает упражнения. Остальные – повторяют за ним. | Личностные: формирование ЗОЖ; снятие физического напряжения | |
Проверка понимания изученного материала | Решить задачи, с помощью которых можно отработать понятие силы тяжести. | Какие тела взаимодействуют при падении камня, движении автомобиля? Масса второго тела в 2 раза больше массы первого. Сравните силы тяжести, действующие на эти тела. Барон Мюнхгаузен привязав конец веревки к Луне, спускался по ней на Землю. В чем главная физическая несуразность такого передвижения? Мировой рекорд при прыжках в высоту, установленный советским спортсменом Валерием Брумелем, равен 2 м 28 см. Большим или меньшим мог быть результат, если бы при всех других равных условиях он был бы совершен на стадионе высокогорного Мехико? Задачи из «Физика» Григория Остера. | Отвечают с комментарием. | Познавательные: осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения., структурировать знания Коммуникативные: строить небольшие монологические высказывания Регулятивные: планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей; умение оценивать правильность выполнения действий | |
Оценить степень усвоения учебного материала | В течение 3 минут отвечаем на вопросы кроссворда, а затем осуществляем взаимопроверку Вопросы к кроссворду: Причина изменения скорости тела или его формы. Единица массы, содержащая 1000 кг. Наука о неживой природе. Прибор для измерения длины, например длины земельного участка. Прибор для измерения объема тела. Длинный и тонкий кусок металла круглого сечения. Вещество, которое делается пластичным при небольшом нагревании. Величина, характеризующая степень нагретости тела. Ответы: 1. Сила. 2. Тонна. 3. Физика. 4. Рулетка. 5. Мензурка. 6. Проволока. 7. Пластмасса. 8. Температура. | Выполняют задания, взаимопроверка. | Личностные развитие самооценки | (слайд 9) |
Подведение итогов урока | Подвести итоги урока. | Фронтальная беседа по вопросам: Какая цель стояла перед нами на этом уроке? Достигнута ли наша цель? Что нового Вы узнали на уроке? Какова практическая значимость изучаемого вопроса? В заключении учитель обобщает ответы учащихся, оценивает работу на уроке и делает вывод о достижении цели урока всем классом. | Объективно оценивают свое пребывание на уроке | Личностные : Формировать границы собственных знаний; развивать адекватную оценку и позитивную самооценку; Познавательные: структурировать знания; Регулятивные: на основе учета характера сделанных ошибок и самооценки вносить необходимые коррективы Коммуникативные: уметь использовать речь для регуляции своего действия, умение слушать и слышать друг друга | |
Информация о домашнем задании | При выполнении домашнего задания проверить степень усвоения изученного материала | Комментирует домашнее задание: Обязательное домашнее задание Выучить § 23,24, Дополнительное домашнее задание Подготовить сообщение на тему «Биография И.Ньютона». Сообщение о приливах и отливах. | Обучающиеся записывают домашнее задание | Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу | |
Рефлексия | | Наш урок подходит к концу и я хочу, чтобы вы ответили на следующие вопросы: -За что ты можешь похвалить себя сегодня на уроке? -За что ты можешь похвалить своих одноклассников? -За что ты можешь похвалить своего учителя? Спасибо за работу на уроке. Всем удачного дня | Фиксируют свое настроение и отношение к проведенному уроку | Личностные: Формирование умения рефлексивности, оценки и самооценки | |