СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тайны химических веществ клетки"

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

В разработке  даются сведения об органических веществах в продуктах питания. Даются простейшие способы их обнаружения. 

Просмотр содержимого документа
«Тайны химических веществ клетки"»



Интегрированный урок для 10 классов (химия, биология)

Тема: «Тайны химических веществ клетки»



Цель: развитие и систематизация на межпредметном уровне знаний об органических веществах – белках, жирах, углеводах, их строении, свойствах и значении в жизни человека. Формирование у учащихся потребности в здоровом образе жизни через правильное питание.



Задачи:

Формирование предметных УУД:

- углубить знания о важнейших веществах организма (белках, жирах, углеводах);

Формирование метапредметных УУД:

- Стимулировать осознание важности проблемы питания в сохранении здоровья, роли органических веществ в жизни человека;

Формирование регулятивных и личностных УУД:

-привлечь внимание к составу продуктов, научиться практически выделять белки, жиры, углеводы

- убедить учащихся контролировать потребление нежелательных и вредных продуктов питания с целью сохранения своего здоровья.



Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, компьютерная презентация, набор реактивов для выполнения лабораторных опытов учащимися. (Лабораторные штативы, пробирки, спиртовки, держатели, фарфоровая ступка с пестиком, семена подсолнечника, химические реактивы: раствор щелочи, раствор сульфата меди, куриный белок, 96% раствор этанола, 70% раствор уксусной кислоты)

Ожидаемые результаты:

  1. Применение полученных знаний в реальной жизни.

  2. Отказ от вредных и неполезных продуктов.

  3. Применение продуктов питания, которые приносят пользу.

  4. Укрепление здоровья детей.


Критерии эффективности:

  1. Повышение уровня грамотности в области питания.

  2. Сохранение и укрепление здоровья за счет правильного питания.

  3. Умение сотрудничать в процессе работы.

  4. Выполнение режима питания в семьях.






Девиз урока^  «Пусть пища ваша будет вашим лекарством» 
(Гиппократ).


Ход урока.

1.Организационный момент. Мотивирование к учебной деятельности.

УХ -Всем добрый день. Сегодня, вы наши ученики.

УБ Рефлексия настроения: давайте пожелаем друг другу удачи аплодисментами.

Обратите внимание, у вас на столах лежат рейтинговые листы, в них вы будете оценивать работу на определенном этапе урока и карточки дла проведения практической работы.

2.Актуализация знаний.

2.1 создать условия для мотивации учащихся к учебной деятельности,

УХ В Библии сказано: "Вначале было Слово".

УБ А ученые считают, что современная книга о происхождении жизни по аналогии могла бы начинаться фразой: "Вначале был белок".

Почему ученые так считают? Ответы учащихся

2.2 Определение темы

УХ Давайте посмотрим на экран и попробуем определить тему нашего урока.

Видео:

Показ видеоролика Питание, прием пищи. 1 мин. Наводящие вопросы.....

Какие ваши ассоциации? О чем пойдет речь на уроке? Для чего нужна нам пища? Куда идут вещества, поступающие с пищей в организм?


Выходим на тему.

Слайд тема урока

2.2 Целеполагание. Минута мысли:

- Подумайте и запишите: что вы хотите узнать и чему научиться на уроке по нашей теме. Вам дается одна минута на размышление. Будьте добры, озвучьте свои мысли. В конце урока мы вернемся к ним.

Цель урока - 2 слайд .

3. Открытие нового знания.

3.1. Самостоятельная работа с текстом, индивидуальное опережающее домашнее задание для учащихся (подготовка устных сообщений).



Слайд «Пусть пища ваша будет вашим лекарством» 

(Гиппократ).

Слайд Что мы едим

УБ  Питание – один из элементов здорового образа жизни, физиологическая потребность организма, а пища – единственный источник необходимых организму питательных веществ и главный источник его энергии. Она необходима для согревания и поддержания постоянной температуры тела, работы мышц, сердца и всех других органов. Правильное питание – основа трудоспособности человека, его силы, бодрости и долголетия. Всякое отступление от принципов рационального питания неизбежно влечет за собой нарушение обменных процессов, расстройство деятельности различных органов и систем, преждевременное старение организма. Вот почему каждому необходимо знать и применять правила рационального питания.

-Каковы же функции органических веществ в организме?

Сообщения учащихся (трехминутные выступления): (оценка учителя)

Слайд продукты богатые белками

Слайд функции белков

  1. “Биологическая роль белков,

Слайд продукты богатые жирами

  1. жиров,

Слайд продукты богатые углеводами

  1. углеводов,



УХ. Ваши сообщения еще раз подтвердили, что без поступления пищи организм существовать не может, человеку требуется полноценное питание. Существует несколько теорий питания. Давайте с ними познакомимся

Сообщения учащихся

Слайд спартанцы

1. Первая теория питания появилась у древних греков во времена Аристотеля. Ее суть: в организме пища подвергается брожению и в переработанном виде используется в процессе жизнедеятельности. В своем питании человек руководствуется практическим опытом, исходя из конкретных условий. Спартанские воины питались один раз в день – на вечерней зорьке получали горсть зерен, и этого им хватало, чтобы иметь могучие мускулы и совершать тяжелый ратный труд.

Слайд калорийное питание

2. Вторая теория питания – “калорийная”, появилась в 18 веке. По этой теории, пища – материал для компенсации вещественных и энергетических затрат организма. Приток веществ и энергии должен восстановить их потери. Чем калорийнее пища, тем лучше. Для повышения калорийности мясо стали перерабатывать в буженину, жир в колбасу, из молока получать сметану, сливочное масло, из свеклы выделять чистый рафинадный сахар, живые ягоды превращать в варенье. Чаще стали использовать засолку, копчение, тушение, консервирование. Это сразу сказалось на здоровье человека – на него сразу обрушилась лавина хронических гастритов, язв, колитов, диабета, атеросклероза, стенокардии, раковых опухолей. В чем же главная ошибка калорийной теории? В организм проникает много неестественной для человека пищи: жареной, копченой, при этом образуются ядовитые вещества, в том числе канцерогены.

Слайд вегетарианцы

3. Постепенно выяснилось, что есть некоторые народности, никогда не употребляющие мяса и рыбы, питающиеся только овощами, фруктами, злаками. Знаменитые вегетарианцы Пифагор, Ньютон, Л.Толстой, И.Репин всегда вели активный образ жизни и сохранили бодрость, здоровье до старости. На этой основе возникла новая теория – теория естественного питания.

Слайд раздельное питание

4. По происхождению человек никогда не был плотоядным, прежде он питался корнями, зернами, орехами, и по возможности он должен вернуться к исходной растительной пище. Но сразу преодолеть психологический барьер – отказаться от мясной пищи – трудно. Поэтому появилась и другая родственная теория – теория раздельного питания, которая имеет свои “Золотые правила питания”: свежеедение, сыроеедение, сбалансированность и рациональное питание, сезонность питания, умеренность в еде, получение удовольствия от еды, использование только совместимых продуктов.

3.2.Демонстрация опыта. Определение совместимости продуктов питания.

УХ. Здоровье и долголетие – в руках каждого человека и он может сознательно выбирать систему питания оптимальную для себя. Вещества нужно не только выбирать, но и комбинировать их в составе блюд. Как часто сидя за праздничным столом, попробовав все угощения, мы ощущаем тяжесть в желудке, а на утро плохо себя чувствуем. А причина проста — несовместимость продуктов питания. Давайте посмотрим.

Белки в присутствии кислых продуктов перестают перевариваться, и находясь в желудке длительное время, начинают гнить, а фрукты и овощи — бродить.

Демонстрация опыта Взаимодействие молочного белка и кислых фруктов

Слайд белки и кислые фрукты

Слайд

4.1. Практическая работа. Задания по группам:



УБ  Мы знаем, что химический состав организма человека очень сложен; в организм постоянно должна поступать пища, содержащая белки, жиры, углеводы, Докажем, что в составе пищи действительно содержатся важнейшие химические органические соединения.

Под руководством учителя группа биологов выполняют задания № 1, исследовательской программы урока.

Задание № 1. Качественное определение питательных веществ в продуктах.

Учащиеся делают вывод, что в составе пищи имеются белки, жиры, углеводы и вода

УХ Следуя теории раздельного питания нужно помнить не только о несовместимости разных продуктов, но и о влиянии некоторых веществ на белки нашего организма. Изучим влияние на белки веществ, поступающих в наш организм с пищей.



Под руководством учителя химии Учащиеся выполняют задание № 2 исследовательской программы урока.

Задание № 2 Изучение воздействия некоторых веществ и температуры на белок.

Оценку выставляет учитель.

Участникам семинара предлагаются анкеты


Учащиеся делают выводы о денатурации белков( Оценка учителя)

УБ Жизнь человека – непрерывный расход энергии; затраты ее восполняются единственным способом – питанием. Пища идет и на строительство организма, и выполнение работы, и на проявление эмоций. Значит мы есть то, что едим.

УБ 5. Обобщение и закрепление изученного материала.

Тестовая работа - 5 вопросов по 2 вариантам и задачка. Время

Взаимопроверка в парах. Ответы на слайде.



УБ 6. Домашнее задание. Дифференцированное.

1. составить меню на день согласно совместимости и разнообразия продуктов

2.создать рекламу о здоровом питании (видеоролик, рекламный плакат)


УХ 7. Рефлексия учебной деятельности. Выводы урока.

- Мы возвращаемся к задачам урока. На все вопросы вы нашли ответы? Достиг ли каждый из вас цели урока.

-Оцените свою работу на уроке.



Учащиеся устно отвечают на вопросы по 5 пальцам



Заполните рейтинговые листы по этапам урока, определите средний балл. Листы сдайте.


Всем удачи.

















































Анкета Ответ а – 2 очка, б – 1, в – 0. 

  1. КАК ЧАСТО В ТЕЧЕНИЕ ОДНОГО ДНЯ ВЫ ПИТАЕТЕСЬ? 
    а) три раза;
    б) два раза;
    в) один раз.

  2. ВЫ ЗАВТРАКАЕТЕ: 
    а) каждое утро;
    б) один-два раза в неделю;
    в) очень редко, почти никогда.

  3. ИЗ ЧЕГО СОСТОИТ ВАШ ЗАВТРАК? 
    а) из овсяной каши и какого-нибудь напитка;
    б) из жареной пищи;
    в) из одного только напитка.

  4. ЧАСТО ЛИ ВЫ В ТЕЧЕНИЕ ДНЯ ПЕРЕКУСЫВАЕТЕ В ПРОМЕЖУТКАХ МЕЖДУ ЗАВТРАКОМ, ОБЕДОМ И УЖИНОМ? 
    а) никогда;
    б) один-два раза;
    в) три раза и больше.

  5. КАК ЧАСТО ВЫ ЕДИТЕ СВЕЖИЕ ОВОЩИ И ФРУКТЫ, САЛАТЫ? 
    а) три раза в день;
    б) три-четыре раза в неделю;
    в) один раз.

  6. КАК ЧАСТО ВЫ ЕДИТЕ ТОРТЫ C КРЕМОМ, ШОКОЛАД? 
    а) раз в неделю;
    б) от 1 до 4-х раз в неделю;
    в) почти каждый день.

  7. ВЫ ЛЮБИТЕ ХЛЕБ С МАСЛОМ? Слайд 7
    а) почти не прикасаюсь к таким бутербродам;
    б) иногда с чаем не отказываю себе в этом скором кушанье;
    в) очень люблю и балую себя почти каждый день.

  8. СКОЛЬКО РАЗ В НЕДЕЛЮ ВЫ ЕДИТЕ РЫБУ? 
    а) два-три раза и больше;
    б) один раз;
    в) один раз и реже.

  9. КАК ЧАСТО ВЫ ЕДИТЕ ХЛЕБ И ХЛЕБОБУЛОЧНЫЕ ИЗДЕЛИЯ? 
    а) раз в день;
    б) два раза в день;
    в) три раза и более.

  10. ПРЕЖДЕ ЧЕМ ПРИСТУПИТЬ К ПРИГОТОВЛЕНИЮ МЯСНОГО БЛЮДА, ВЫ: 
    а) убираете весь жир;
    б) убираете часть жира;
    в) оставляете весь жир.

  11. СКОЛЬКО ЧАШЕК ЧАЯ ИЛИ КОФЕ ВЫ ВЫПИВАЕТЕ В ТЕЧЕНИЕ ОДНОГО ДНЯ? 
    а) одну-две;
    б) от трех до пяти;
    в) шесть и больше.

  12. ВАША СРЕДНЯЯ ДНЕВНАЯ ДОЗА СПИРТНОГО? 
    а) бокал красного вина;
    б) одна-две рюмки крепких напитков;
    в) более 4-х рюмок крепкого спиртного.

Подведем итоги. Подсчитайте количество баллов. Слайд 8

  • 21-24 очка, у вас отличный стол. Причин для беспокойства нет.

  • 16-20 очков. Вы умело находите золотую середину в выборе блюд.

  • 12-15 очков. Пересмотрите свое отношение к питанию.

  • 0-11 очков. То, как вы питаетесь, из рук вон плохо! Более того, существует серьезная опасность для вашего здоровья.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!