Технологическая карта урока
Учитель: Николенко Любовь Анатольевна
Название предмета: информатика и ИКТ
Класс: 5
Дата: 18.04.2018 год
Тема: Создание движущихся изображений в программе PowerPoint. Практическая работа «Создаем анимацию»
Цель урока: сформировать представление о простейших способах создания движущихся изображений; закрепить навыки обработки графической информации.
Место урока в системе уроков данного раздела: первый урок раздела «Создание мультимедийных объектов»
Тип урока: урок новых знаний
Форма проведения: урок - практическая работа
Применяемые технологии: информационно-коммуникационные, здоровьесберегающие технологии.
Межпредметные связи: ИЗО
Средства активизации: презентация к уроку, практическая работа
Формы работы: индивидуальная, групповая
Планируемые результаты:
Личностные: готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ.
Метапредметные:
регулятивные: соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его;
познавательные: умение применять начальные навыки по использованию компьютера для решения простых информационных и коммуникационных учебных задач, в том числе создание картинок, презентаций и др.;
коммуникативные: адекватно использовать речевые средства для аргументации своей позиции.
Предметные: дать представление о программном средстве для создания движущихся изображений.
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | УУД на этапах урока |
Организационный Создание ситуации успеха | - Пусть этот урок несет нам радость общения, наполнит наши сердца благородными чувствами, оставит след в вашей душе. – Постарайтесь настроиться на интересную работу, внимательно слушать, громко и чётко отвечать на вопросы. (Проверка готовности обучающихся к уроку) | Приветствуют учителя. Показывают готовность к уроку. | Личностные УУД: - формирование навыков самоорганизации - умение слушать и выделять главное, запоминать - формирование умения формулировать мысль - развитие речи Познавательные УУД: - понимание смысла понятия анимации, как последовательности событий, разворачивающихся по определенному плану |
2.Подготовка учащихся к активному и осознанному усвоению учебного материала | Мы сегодня с вами отправимся в увлекательное путешествие, в царство подводного мира. Скажите, пожалуйста, чем отличаются эти картинки? (первый аквариум неподвижен, второй – анимация) Молодцы, действительно одна картинка статическая (неподвижная), а другая динамическая (в движении). | Отвечают. |
3. Постановка познавательной задачи (определение темы и целей урока) | А кто из вас знает, как называется такая картинка в движении? Нам поможет ребус. Возьмите лист бумаги. Сложите его пополам. Нарисуйте человечка в центре листочка, например, с опущенными вниз руками, сильно надавливая на ручку. Откройте листочек, обведите человечка, только руки нарисуйте, поднятыми вверх. Накрутите верхний лист на карандаш. Быстрыми движениями раскручивайте и закручивайте бумажную полоску так, чтобы был виден попеременно, то один, то другой рисунок. Что получилось? Правильно – анимация. Если мы создавали анимацию с помощью бумаги, то эта анимация какая? Кто догадался что мы сегодня будем делать на уроке? Как вы думаете, а нам что поможет сегодня создать анимацию? Значит, мы будем создавать анимацию какую? Итак, открываем тетради, записываем число и тему урока: Сегодня, ребята, вы попробуете себя в роли режиссёров - сценаристов и попытаетесь самостоятельно создать свой мини-сюжет о подводном мире. А как вы думаете, что нам необходимо для этого сделать? В какой программе мы это сделаем? Правильно, рисовать мы с вами умеем, но нарисовать обитателей подводного мира мало, мы попробуем их оживить. А как вы думаете, в какой программе мы это сделаем? Это программа Microsoft Power Point. | Высказывают мнение. анимация Высказывают мнение. Бумажная Анимацию Компьютер Компьютерную Компьютерная анимация (нарисовать обитателей подводного мира) Paint Высказывают мнение. | Личностные УУД: - развитие грамотной речи, памяти; - развитие логического мышления, познавательной активности Регулятивные: - развитие умения формулировать тему и цель урока в соответствии с задачами и нормами русского языка |
4. Изучение новой темы с элементами исследования Работа в группе | Что такое анимация?.. Верно! Но эти объекты не просто движутся, как им захотелось, они четко следуют последовательности событий, разворачивающихся по определенному плану. А знаете ли вы, когда началась история анимации? История анимации… Вы уже освоили графический редактор Paint, и я думаю, без труда создадите персонажей подводного мира. А вот оживить их вам поможет новое приложение PowerPoint, c которым вам придется самостоятельно познакомиться. Для этого вам нужно четко следовать плану действий, предложенному в практической работе № 17. Давайте откроем учебник на стр. 176 и рассмотрим работу. Чтобы ускорить создание фильма, давайте разделимся на микро-группы по два человека, которые после объединим в группы из шести человек. У нас получится две мастерские по созданию фильма «Подводный мир». Первая пара ребят создает персонажа подводного мира – рыбку, вторая – осьминога, а третья – создает фон, т. е. декорации морского дна. Потом вы все вместе садитесь за один компьютер и с помощью сетевого окружения собираете объекты в презентацию и оживляете морских обитателей, а в конце урока мы посмотрим, что у вас получилось. Задание ясно? Приступаем к созданию анимации «Подводный мир» | Высказывают свое мнение Слушают рассказ учителя, смотрят видеоролик | Личностные УУД: - развитие внимания; - представление о простейших способах создания движущихся изображений. Познавательные УУД: - формирование умений создания графических объектов и применения к ним эффектов анимации. Коммуникативные: - умение работать в группах; - развитие диалогической речи |
5. Динамическая пауза | Физкультминутка. Мы руками поведем – Будто в море мы плывем. Раз, два, три, четыре – Вот мы к берегу приплыли, Чтобы косточки размять, Начнем наклоны выполнять – Вправо, влево, вправо, влево. Не забудем и присесть – Раз, два, три, четыре, На счет пять – за парты сесть. | Выполняют физкультминутку. | |
6. Компьютерный практикум (создание мини-проекта) | Работа № 17. Создание анимации «Подводный мир» | Выполняют задания практической работы на компьютере. | Личностные УУД: - знакомство с инструментарием для создания анимации; - отработка навыков групповой работы за компьютером в графическом редакторе Paint и в приложении PowerPoint |
7. Подведение итогов. | А теперь давайте посмотрим некоторые работы (просмотр анимации на большом экране). Оценивание работ, выставление оценок | Оценивают свою деятельность на уроке Формулируют конечный результат своей работы на уроке | Личностные УУД: - рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности |
Домашнее задание | На следующем уроке мы с вами будем создавать анимацию на свободную тему. Поэтому дома вы обдумаете сюжет собственного мультфильма, придумаете персонажей, подготовите необходимые рисунки, картинки и принесете их на следующий урок на любом сменном носителе. Спасибо за урок! | Записывают домашнее задание |
8. Рефлексия учебной деятельности | -Это наш с вами первый шаг в создании таких маленьких анимационных фильмов. -Вам понравилось? -Что интересного вы узнали сегодня на уроке? -Дальше мы будем создавать более сложные и интересные анимации в Microsoft Power Point. Можете ли вы назвать тему урока? - Как бы вы оценили свою работу? Перед Вами «Лесенка успеха» перенесите человечка туда, куда Вы считаете нужным. Если Вам все удалось и было легко, то расположите человечка на верней лесенке, если Вы испытывали затруднения, то пусть человечек будет расположен посередине, а если ничего не поняли- на нижней лесенке. | |
Анализ урока
Урок информатики и ИКТ в 5 классе.
Тип урока: урок построения системы знаний.
Тема: Создание движущихся изображений в программе PowerPoint.
Так как по типу урок - построения системы знаний, то была выбрана такая структура:
1 этап – организационный момент с целью положительного настроя на урок и формирования познавательного интереса к новому материалу.
2 этап – подготовка обучающихся к активному и осознанному усвоению учебного материала с целью формирования интереса и мотивации к уроку, стремления к сотрудничеству и совместной деятельности. Этап осуществлялся через беседу и тематические вопросы.
3 этап – постановка познавательной задачи, с целью самостоятельного определения учащимися темы и основных задач урока, умения принимать и сохранять учебную задачу. Данный этап осуществлялся через использование технологии проблемного диалога и игровой технологии. Тип деятельности учащихся носил проблемный характер.
4 этап – усвоение новых знаний и способов действий. Предлагалось определить, основываясь на предыдущем опыте учащихся, какие программные средства необходимо использовать, чтобы достичь поставленной цели. Использовалась межпредметная связь с изо.
5 этап – физкультминутка.
6 этап - компьютерный практикум, закрепление знаний и способов действий, самопроверка знаний осуществляется через индивидуальную работу за компьютером. Тип деятельности учащихся носил проблемный, продуктивный и творческий характер. Использовались информационно-коммуникативные технологии, технология, основанная на создании учебной ситуации и проектная технология.
7 этап – подведение итогов, домашнее задание и рефлексия через систему наводящих вопросов и самооценку деятельности учащихся.
Это первый урок в цикле уроков раздела «Создание мультимедийных объектов». На нем закрепляются, систематизируются и углубляются знания учащихся, полученные при работе с графическим редактором, формируются навыки работы с приложением для создания презентаций. Урок работает на последующее успешное выполнение работ, связанных с созданием анимированных изображений.
При составлении сценария урока учитывались психолого – педагогические особенности класса. В данном классе отмечается высокая учебная мотивация и познавательная активность на уроках. Включая во внимание всё это, я пришла к необходимости проведения урока на основе системно-деятельностного подхода, где детям надо было самим определить тему и задачи урока, справиться с реальными трудностями, внести свою лепту в преодолении общей проблемы. Это помогло достичь поставленную цель урока.
На уроке использовались следующие методы обучения:
1.Частично-поисковый - знания не предлагались учащимся в готовом виде, их необходимо было добывать самостоятельно, учащиеся под моим руководством самостоятельно рассуждали, решали возникающие познавательные задачи, анализировали, обобщали, делали выводы, тем самым формировали осознанные прочные знания. Преобладал проблемный и творческий характер познавательной деятельности.
2.Метод генерации идей – обучающиеся высказывают свои идеи решения поставленной проблемы.
Технологии обучения:
Икт-технология – просмотр презентаций, подготовленных учителем.
Проблемного диалога – анализ учебной задачи и путей её решения.
Проектная технология – создание анимированного мультфильма-презентации.
Используя физминутку, как элемент урока, я применяла здоровьесберегающую технологию.
Работа с приложением для создания презентаций носила частично-исследовательский характер.
На мой взгляд, время, отведенное на все этапы урока, было распределено рационально, темп урока сохранялся на протяжении всей деятельности. Все этапы урока были связаны между собой и работали на главную цель.
Весь дидактический материал готовился исходя из целей урока и возрастных особенностей учащихся. Работа с дидактическим материалом и ТСО была направлена на достижение поставленных целей.
На уроке использовалась коллективная форма работы (определение темы и задач урока, анализ поставленной проблемы и путей ее решения), групповая и творческая работа.
На каждом этапе учащиеся оценивали себя сами, а также проводили оценку работы всего класса.
Я старалась создать на уроке приятную психологическую и эмоциональную атмосферу. Для эмоциональной разрядки и снятия физического напряжения провела физминутку. Поддерживала доброжелательные отношения с учениками, использовала разнообразные задания. Поддерживала темп урока.
Домашнее задание было выдано в конце урока и направлено на последующую работу по закреплению изученной темы.
На мой взгляд, урок прошел успешно, интересно и плодотворно. Все, поставленные мной, цели и задачи достигнуты.