СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Сказка – ложь, да в ней намёк» или «Чему учат легенды родного края» . Классный час в 9 классе,в рамках предметной недели географии, биологии, истории.

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Классный час, посвящённый значению народных легенд, в частности легенд Урала, в воспитании подростающих поколений в разные исторические эпохи с глубокой древности и до наших дней.

Просмотр содержимого документа
««Сказка – ложь, да в ней намёк» или «Чему учат легенды родного края» . Классный час в 9 классе,в рамках предметной недели географии, биологии, истории.»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Коррекционная общеобразовательная школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья р.п. Магнитка, Кусинский район»









«Сказка – ложь, да в ней намёк» или «Чему учат легенды родного края»

Открытый классный час в 9 классе, в рамках предметной недели географии, биологии, истории.







Подготовил и провёл

Учитель географии

Останин Дмитрий Борисович







Февраль 2021

«Сказка – ложь, да в ней намёк» или «Чему учат легенды родного края»

Открытый классный час в 9 классе, в рамках предметной недели географии, биологии, истории.

Цель: Показать значение устного народного творчества, в частности народных легенд в духовно-нравственном и патриотическом воспитании поколений.

Задачи:

1. Знакомство с понятием легенда, как элемента устного народного творчества.

2.Приобщение к истории и культуре родного края на примере народных легенд.

3. Формирование положительного настроя к окружающей действительности на примерах героев легенд родного края.

4 Способствовать воспитанию любви к родному краю, развитию речи и коммуникативной культуры.


Слайд 1.

Здравствуйте дорогие друзья. Сегодня, мы проведём классный час под названием «Сказка – ложь, да в ней намёк» или «Чему учат легенды родного края». Кто-то может сказать: « Всего лишь через полгода мы выпускаемся. Зачем нам эти сказки, оставьте их для маленьких детей». Но в том то и дело, что через полгода вы выходите во взрослую жизнь. Рано или поздно, у каждого будет своя семья, дети, и вот тут-то вам снова придётся вспомнить детские сказки, мифы, легенды. А вот зачем это нужно, мы с вами и попробуем сегодня разобраться… .

Слайд 2

Слово «легенда» происходит от средневековой латыни, что означает «что следует читать».

Многие легенды очень похожи на сказки. Отличие их состоит в том, что сказки большей частью имеют придуманный сюжет, а в основе легенды лежит реальное событие, описанное в сказочной форме. Они воспринимаются гораздо серьезней, как действительный случай, из которого необходимо сделать вывод с пользой для себя.
События в легенде нередко преувеличиваются, добавляется много вымысла.


Слайд 3

Рождается ребенок, и старшие по возрасту оберегают сознание растущего существа от реальной жизни, рассказывая ему различные легенды, мифы и сказки, по-своему объясняя мир и тем самым подготавливая его к будущим трудностям.

В легендах  отражена:

реальная жизнь народа;

взаимоотношения между людьми;

объясняется  строение мира;

явления ещё не получившие научного объяснения и поэтому, называемые сверхъестественные явления.

Слайд 4

Как возникали легенды?

Многие легенды своими корнями уходят в глубокую древность.

Сначала, какая - то правда, которая после многочисленных и многолетних пересказов из уст в уста с добавлениями и украшениями становится стройной и красивой сказкой.


Слайд 5

А кто были древние жители нашего края?

Какие народы здесь проживают сейчас?


Народы Урала имеют очень древнее происхождение. По мнению археологов, этот район был заселен со времен окончания последнего оледенения – 10 тысяч лет назад. За 3-4 тысячи лет до нашей эры территорию Урала населяли скифские племена, а затем сарматы.


Коренными народами Урала являются :ненцы, ханты, манси, башкиры, удмурты, коми, татары. Так же на территории Урала проживают русские (более 80% населения), марийцы, мордва, чуваши, украинцы и др.народы. У каждого народа есть своя история и культура.


Слайд 6.

Башкиры. Первое упоминание о башкирах относится к X веку. Они занимались охотой, кочевым скотоводством, рыболовством и бортничеством (сбором меда).

После похода Батыя (1236 г.) Южный и Средний Урал вошли в состав Золотой Орды

После распада Золотой Орды (XV век) на территории Урала образовалось Ногайское ханство.

В XV веке башкиры приняли московское подданство.и вошли в состав России, и начался активный приток русского населения в этот район.



Слайд 7

Башкирские легенды

Именно башкирскому и татарскому народу мы обязаны многим названиям гор, рек, озёр нашего края и связанными с ними легендами.

Это легенды о каменном поясе, о Таганае, Урал-батыре и многие другие.


Легенды могут быть средством для исследования истории отдельных народов, поскольку в легендах  зафиксированы события прошлого. В том числе и действительно исторические.

Легенда о Туре и Гояк.

По древним преданиям, когда-то на берегу Байкала жил очень красивый и отважный юноша по имени Тур. Он был работящим и добрым, очень сильно любил свои родные края и часто любовался синей гладью великого озера.
 Как-то решил Тур отправиться в дальние края, посмотреть чужие земли. Долго ходил он по свету, но так и не нашел места красивее своей родины и решил вернуться. Проходя через Уральские горы, он увидел сидящую на камне девушку. Когда она подняла голову, Тур увидел, что она невероятно красива, но глаза ее грустны. Оказалось, что прекрасную незнакомку зовут Гояк, а печальна она от того, что злая ведьма заколдовала ее и лишила зрения. Прозреть она могла, лишь умывшись кристально чистой водой.  
 Гояк понравилась Туру, он решил, во что бы то ни стало прогнать грусть девушки. Юноша вызвался помочь ей, ведь он знал, где взять чистую прозрачную воду. Он пошел к родному Байкалу и принес  девушке воду из самого красивого озера на земле.

Гояк, не мечтая, о счастье своём,
Байкальской водою умылась.
И эхо от звонкого смеха кругом,
по чаще лесной прокатилось.

Увидела девушка солнечный свет,
и синего неба глубины.
Раскрыл перед нею Уральский хребет,
родимых пейзажей картины.

Последняя капля Байкальской воды,
из тонких ладоней упала.
Скрывая, вчерашнего горя следы,
прекраснейшим озером стала.
 
Забились в груди молодые сердца,
стрелой Купидона пробиты.
Останутся вместе они до конца,
душою в единое слиты.

Как память о Туре и милой Гояк,
в межгорной долине Урала,
есть озеро с чистой водой - Тургояк,
зовут его братом Байкала.


https://stihi.ru/2015/07/12/9178


В этой легенде мы видим пример силы духа, любви, способность совершить всё, возможное и невозможное ради любимого человека. Но если заглянуть в глубину веков, то можно увидеть и ещё кое-что. По мнению некоторых учёных, именно в районе Байкала жили древние племена, перекочевавшие затем на территорию Южного Урала, где смешавшись с сарматами и другими племенами дали начало башкирскому народу.


Слайд8.

Легенда о Таганае и оживающих камнях.

Когда-то давно в Уральских горах жил народ – чудь . Пришли на Урал люди, и чуди ушли под землю, но они так и не смогли смириться с нашествием белоликих. По ночам они выходили на поверхность и убивали людей, воровали скот. Однажды девушка Айгуль пошла в лес за грибами и заблудилась. Когда девушка не вернулась домой вечером, все мужчины ее деревни бросились в лес на поиски. Всю ночь они искали девушку и к рассвету услышали плач за деревьями. Выскочив на поляну, мужчины увидели Айгуль, которая металась и звала на помощь. Мужчины бросились к ней, но тут из-за деревьев выскочили чуди , завязалась битва. Вдруг чуди бросились бежать, один из них – самый большой схватил девушку в охапку. В это время над лесом показалось солнце, и чуди окаменели. Мужчины целый день попытались вырубить девушку из каменных объятий, но когда солнце стало клониться к вечеру, они поняли бесполезность своей затеи и ушли. Остался лишь возлюбленный Айгуль – Таган.


Таган, что любил больше жизни Айгуль,

С мольбой обращается к солнцу:

Верни мне невесту, её поцелуй,

Возьми мою душу до донца.


Но как же тебе я сумею помочь?

Вернуть надо жизнь, а эти камни.

Согласен ли будешь следить день и ночь,

И их караулить веками?


Таган согласился, и в сумрачной мгле

Он стал монолитной горою,

Смотреть за камнями на этой земле

их всех, призывая к покою.


https://stihi.ru/2015/04/12/3809

В этой легенде мы видим готовность жертвовать собой ради любимого человека.


Слайд 9.

Легенда о Таганае и трёх каменных братьях.


Легенда гласит, что в стародавние времена в этих местах жили великаны. Главный из них, владеющий несметными богатствами и драгоценными камнями, имел три сына. Властитель никому не позволял прикасаться к своим сокровищам, и его сыновья решили тайком завладеть ими – сложили камни в мешок и убежали. Только оказался тот мешок дырявым, и все камни рассыпались по просторам Урала, от чего и стал он богат самоцветами. Утомленный поисками сыновей великан, отчаявшись, сел на землю и горько заплакал. Так долго он лил слезы, что образовались вокруг реки, понесшие свои воды в разные моря и океаны. Луна, увидев страдания отца, решила утешить его, но когда опустилась к нему на плечо, увидела, что от горя великан окаменел. А его слезы превратились в каменные реки. С тех пор называют эту гору Таганаем – Подставкой Луны.

Когда сыновья заметили, что растеряли все богатства, решили вернуться домой к отцу. Увидев, что с ним случилось, так испугались, что и сами окаменели от ужаса. ..


Стоят они тысячи лет, не мигая,

Свой взор, устремив на хребет Таганая,

Из камня, огромные три молодца.

И молча прощения просят отца.


https://stihi.ru/2013/05/20/9311


Эта легенда учит покаянию за совершённые проступки.


Слайд 10.

Наиболее известными являются легенды про «Урал батыра», которые часто называют энциклопедией жизни древних башкир.

Заветы Урал – батыра:

1. Злодею спутником не становись.

2 Без совета за дело не принимайся.

3 Славными батырами будьте.

4 Умейте почитать старших.

5 Будьте благосклонны к младшим.

6 Будьте мудрыми на войне.

7 Не ссорьтесь.

8 Живите дружно.


Слайд11.

Легенды никогда не бывают готовыми, они «бродят» по земле, изменяясь и перерабатываясь. Часто они передаются от одного народа к другому, и каждый вносит в эту легенду что то своё. Только потом, в последней стадии, мы получаем устойчивый вариант.

Примером тому служит легенда «О матери родниковых вод»

Слайд 12

В давние-давние  времена в бескрайних степях, на берегу реки жил хан Уразбай. И была у него единственная дочь - Агидель.

Были у хана воины, которые защищали его владения а во главе их стоял Урал-батыр. Давно уже объявил его хан своим наследником и женихом своей дочери.

Сосед хан Кансыз, тоже хотел в жены красавицу Агидель, но получил отказ.  И решил он, выбрав время, когда отряды Урал-батыра были заняты на битве, отобрать Агидель силой. Подговорил приближенных хана Уразбая, те ему помогли.

Вернулся из похода Урал-батыр, освободил Уразбая и бросился в погоню. В горном ущелье напали на Урал-батыра воины в волчьих шкурах, перебили весь отряд, а раненого Урал-батыра сочли за  мертвого. А он пролежал несколько дней, оклемался и увидел пещеру. А в ней, камни самоцветные, горный хрусталь переливается, пол узорами малахита украшен. А среди них золотой лук с огненными стрелами.

Слышит Урал-батыр голос: - Помоги мне, храбрый батыр. Я мать родниковых вод. Заковал меня ледяным зеркалом в подземелье Кансыз-хан. Возьми лук золотой и огненные стрелы, поднимись на Зуртау, выпусти стрелы в ледяное зеркало. Поднялся Урал-батыр на вершину горы Зуртау, выпустил огненную стрелу.


И выстрелив метко волшебной стрелою,

Мгновенно Урал эту стену пробил,

И с шумом потоки с текучей водою,

На волю из долгого плена пустил.

Водой затопило пространство долины,

Нигде от стихии спасения нет,

Уносит поток Кансыз-хана в пучину,

И воинов его забирает во след.

Почуяв свободу, вода пребывает,

По пояс Уралу-батыру она,

А он всё стоит и из лука стреляет,

И стрелами рушит запор изо льда.


Слайд 13

В могучем потоке, что вышел на волю,
Погибли: Урал, Кансыз-хан, Агидель ,
И в разные стороны, каждая к морю,
Отправились реки из этих земель.
Урал направляется в жаркие степи,
На юг свои шумные воды несёт.


Слайд 14
Река Агидель, через горные цепи,
На запад, к спокойным равнинам течёт.
Слайд 15
А третья река, по веленью природы,
Помчалась на север, где вечные льды.
О ней говорили в легендах  народы,
И чтили как мать родниковой воды,
Как символ стремленья к борьбе за свободу,
В народе её называют Миасс,
Название это сквозь долгие годы,
В сказаньях и мифах доходит до нас.

https://stihi.ru/2019/04/22/863

Что в этой легенде не так?

Агидель — башкирское название реки Белой  левого притока Камы. Название происходит от тюркского ак — белый, и идель — так в старину называли Волгу.

До 1775 года  река Урал называлась Яик.   Гидроним тюркского происхождения (jajyk — «разостланный, широкий»).  Старое название реки сохранилось в казахском, в ногайском и башкирском языках.  После подавления пугачевского восстания, в котором активно принимали участие башкиры и яицкие казаки, по повелению Екатерины II, реку Яик, как первый очаг неповиновения,  переименовали в Урал.


Всё это наводит на мысль, что данная легенда не такая уж и древняя. Возможно, она возникла в результате переделывания другой, более старой легенды и имеет смешанные, как башкирские, так и русские корни.

Здесь мы видим пример того, как легенды передаются от одного народа к другому, и каждый вносит в них, что то своё.

А чему учит эта легенда?


Слайд 16

Секреты ремесла

С началом освоения Урала, с помощью легенд передавались тайные знания о секретах ремесла, например кузнечного и литейного дела.

По старым дедовским секретам
ковать булат заведено,
Но только знать секреты эти,
в семье не каждому дано.

Под треск лучин, в мерцанье света,
Дед сказки внукам говорил,
Как дух земли, огня и ветра,
Железо миру подарил.


https://stihi.ru/2018/01/15/11649


Эти тайные знания передавались из поколения в поколение под большим секретом. И считались семейным достоянием, так как были получены предками долгим путём проб и ошибок.


Слайд 17

Подумайте и ответьте на вопросы:

Что такое легенда?

Чем легенда отличается от сказки?

Какие легенды нашего края вы знаете?

Для чего люди слагали легенды?

Нужно ли сейчас знать и помнить эти легенды?


Практическое задание:

Выполняется в группах по 2-4 человека. Каждая группа получает лист бумаги и карандаш. Задание: подумайте и напишите, чему учат старые легенды, те о которых мы с вами говорили, и те, которые вы слышали раньше.

По окончании, каждая группа зачитывает свои ответы.


Заключения и выводы:

Слайд 18

Все легенды имеют поучительную направленность. И призывают к плодотворным, созидательным действиям. Герои легенд – исключительно положительные персонажи. Они дают нам урок доброты, любви, заботы о близких. Легенды учат нас мужеству, силе духа, верности родной земле, умению видеть и ценить красоту окружающей природы. И именно поэтому они дошли к нам из глубокой древности, именно поэтому их помнят и читают до сих пор.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!