«Роль образования в жизни современного человека и общества. Правовое регулирование образования. Система образования в Российской Федерации. Государственные гарантии в получении образования».
ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ:
- ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ ОБРАЗОВАНИЕ / ОБРАЗОВАНИЕ КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ.
- ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ:
- элитарное; массовое; непрерывное.
- элитарное;
- массовое;
- непрерывное.
- ФУНКЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ: экономическая; социальная; культурная.
- экономическая;
- социальная;
- культурная.
- УРОВНИ (СТУПЕНИ) ОБРАЗОВАНИЯ В РФ:
- ОБЩЕЕ (дошкольное, начальное, основное общее, среднее общее образование) ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ (начальное, среднее, высшее, послевузовское)
- ОБЩЕЕ (дошкольное, начальное, основное общее, среднее общее образование)
- ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ (начальное, среднее, высшее, послевузовское)
- ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ (музыкальные, спортивные, художественные школы, дополнительное профессиональное образование).
- ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ (музыкальные, спортивные, художественные школы, дополнительное профессиональное образование).
- ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В РФ.
- МИРОВЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В РАЗВИТИИ ОБРАЗОВАНИЯ.
1. Каждый имеет право на образование.
2. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.
3. Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии.
4. Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования.
5. Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования.
Конституция РФ. Статья 43.
ДЛЯ КОГО ВЫ УЧИТЕСЬ?
С 2007 года в РФ среднее общее образование является обязательным - статья 66 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
В каждом государстве осуществляется образовательная политика, которая отвечает на вопросы:
- кого учить?
- чему учить?
- как учить?
Основное общее образование – 9 классов.
Среднее общее образование – 11 классов.
ОБРАЗОВАНИЕ -
целенаправленный процесс обучения и воспитания в интересах личности, общества, государства.
ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Из ФЗ "Об образовании в Российской Федерации»:
Статья 5, пункт 3.
В Российской Федерации гарантируются общедоступность
и бесплатность в соответствии
с федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, среднего профессионального образования,
а также на конкурсной основе бесплатность высшего образования, если образование данного уровня гражданин получает впервые.
Из ФЗ "Об образовании в Российской Федерации»:
Статья 66, пункт 3.
Начальное общее образование, основное общее образование, среднее общее образование являются обязательными уровнями образования.
… . Требование обязательности среднего общего образования применительно к конкретному обучающемуся сохраняет силу до достижения им возраста восемнадцати лет, если соответствующее образование не было получено обучающимся ранее.
ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
ТРАДИЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО
ИНДУСТРИАЛЬ-НОЕ
ПОСТИНДУСТРИ-АЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО
ОБЩЕСТВО
ЭЛИТАРНОЕ
МАССОВОЕ
НЕПРЕРЫВНОЕ
ФУНКЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ:
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ
- ФОРМИРОВАНИЕ МИРОВОЗЗРЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА;
- ПРОИЗВОДСТВО НОВЫХ ЗНАНИЙ, МАТЕРИАЛЬНЫХ И ДУХОВНЫХ ЦЕННОСТЕЙ;
- СТИМУЛИРОВАНИЕ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛИЧНОСТИ.
ПРИОРИТЕТНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
НЕ СЛЕДСТВИЕ БЛАГОСОСТОЯНИЯ ГОСУДАРСТВА,
А ЕГО ПРИЧИНА.
СОЦИАЛЬНАЯ
- ВОСПРОИЗВОДСТВО РАБОЧЕЙ СИЛЫ РАЗЛИЧНОЙ КВАЛИФИКАЦИИ;
- ПЕРЕПОДГОТОВКА И ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ КАДРОВ;
- УЧАСТИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ В СОЗДАНИИ НОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И ПОВЫШЕНИИ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТИ ТРУДА.
- СОЦИАЛИЗАЦИЯ И ВОСПИТАНИЕ ЛИЧНОСТИ;
- ШКОЛА И ВУЗ – ВАЖНЕЙШИЕ ИНСТИТУТЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ;
- ОБРАЗОВАНИЕ – ОДИН ИЗ СОЦИАЛЬНЫХ ЛИФТОВ.
КУЛЬТУРНАЯ
УРОВНИ (СТУПЕНИ) ОБРАЗОВАНИЯ В РФ:
ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ
- формирование общей культуры личности;
- социализация личности;
- осознанный выбор профессии.
- 11 КЛАССОВ
- 9 КЛАССОВ
- 1-4 КЛАСС
- ЯСЛИ, ДЕТСКИЙ САД
УРОВНИ (СТУПЕНИ) ОБРАЗОВАНИЯ В РФ:
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ (СПЕЦИАЛЬНОЕ) ОБРАЗОВАНИЕ
- подготовка специалистов соответствующей квалификации;
- дальнейшая социализация личности.
- АСПИРАНТУРА, ДОКТОРАНТУРА, ОРДИНАТУРА и т.п.)
- ВУЗы (институты, университеты и т.п.)
- ТЕХНИКУМЫ, КОЛЛЕДЖИ
- ТУ, ПТУ и др. училища
УРОВНИ (СТУПЕНИ) ОБРАЗОВАНИЯ В РФ:
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
- музыкальные, спортивные, художественные школы;
- различные кружки и секции для детей и взрослых;
- дополнительное профессиональное образование (программы профессиональной переподготовки кадров).
Дополнительное образование – вид образования, который направлен на всестороннее удовлетворение образовательной потребности человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и (или) профессиональном совершенствовании и не сопровождается повышением уровня образования.
ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
ФОРМЫ ОБРАЗОВАНИЯ:
ОЧНАЯ
ОЧНО-ЗАОЧНАЯ
ЗАОЧНАЯ
СЕМЕЙНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
САМООБРАЗО-ВАНИЕ
ЭКСТЕРНАТ
(ВЕЧЕРНЯЯ)
(в РФ нет – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации, статья 17)
Непрерывное образование, вариативность, индивидуальная образовательная траектория – необходимость успешности личности
в современном обществе.
В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
ПОВТОРИМ:
ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В РФ:
- приоритет общечеловеческих ценностей;
- внимание к личности ученика;
- нравственное воспитание человека;
- переход от объектно-субъектных отношений между учеником и преподавателем к субъектно-субъектным
ГУМАНИСТИЧЕСКИЙ ХАРАКТЕР ОБРАЗОВАНИЯ
ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
Статья 5.
- В Российской Федерации гарантируется право каждого человека на образование.
- Право на образование в Российской Федерации гарантируется независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.
ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
Статья 3. Основные принципы государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования
1. Государственная политика и правовое регулирование отношений в сфере образования основываются на следующих принципах:
1) признание приоритетности образования;
2) обеспечение права каждого человека на образование, недопустимость дискриминации в сфере образования;
3) гуманистический характер образования, приоритет жизни и здоровья человека, прав и свобод личности, свободного развития личности, воспитание взаимоуважения, трудолюбия, гражданственности, патриотизма, ответственности, правовой культуры, бережного отношения к природе и окружающей среде, рационального природопользования;
4) единство образовательного пространства на территории Российской Федерации, защита и развитие этнокультурных особенностей и традиций народов Российской Федерации в условиях многонационального государства;
5) создание благоприятных условий для интеграции системы образования Российской Федерации с системами образования других государств на равноправной и взаимовыгодной основе;
6) светский характер образования в государственных, муниципальных организациях, осуществляющих образовательную деятельность;
7) свобода выбора получения образования согласно склонностям и потребностям человека, создание условий для самореализации каждого человека, свободное развитие его способностей, включая предоставление права выбора форм получения образования, форм обучения, организации, осуществляющей образовательную деятельность, направленности образования в пределах, предоставленных системой образования, а также предоставление педагогическим работникам свободы в выборе форм обучения, методов обучения и воспитания;
8) обеспечение права на образование в течение всей жизни в соответствии с потребностями личности, адаптивность системы образования к уровню подготовки, особенностям развития, способностям и интересам человека;
9) автономия образовательных организаций, академические права и свободы педагогических работников и обучающихся, предусмотренные настоящим Федеральным законом, информационная открытость и публичная отчетность образовательных организаций;
10) демократический характер управления образованием, обеспечение прав педагогических работников, обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся на участие в управлении образовательными организациями;
11) недопустимость ограничения или устранения конкуренции в сфере образования;
12) сочетание государственного и договорного регулирования отношений в сфере образования.
2. Правительство Российской Федерации ежегодно в рамках обеспечения проведения единой государственной политики в сфере образования представляет Федеральному Собранию Российской Федерации доклад о реализации государственной политики в сфере образования и опубликовывает его на официальном сайте Правительства Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет").
ОБЩЕДОСТУПНОСТЬОБРАЗОВАНИЯ
ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В РФ:
Конституция РФ.
Статья 14.
- Российская Федерация — светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.
- Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.
ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
Статья 3.
- Государственная политика и правовое регулирование отношений в сфере образования основываются на следующих принципах:
… .. 6) светский характер образования в государственных, муниципальных организациях, осуществляющих образовательную деятельность.
СВЕТСКИЙ
ХАРАКТЕР ОБРАЗОВАНИЯ
В ГОСУДАРСТВЕННЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ
ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В РФ:
ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
Статья 3.
- Государственная политика и правовое регулирование отношений в сфере образования основываются на следующих принципах:
… . 7) свобода выбора получения образования согласно склонностям и потребностям человека, создание условий для самореализации каждого человека, свободное развитие его способностей, включая предоставление права выбора форм получения образования, форм обучения, организации, осуществляющей образовательную деятельность, направленности образования в пределах, предоставленных системой образования, а также предоставление педагогическим работникам свободы в выборе форм обучения, методов обучения и воспитания.
СВОБОДА
И ПЛЮРАЛИЗМ
В ОБРАЗОВАНИИ
ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В РФ:
Конституция РФ.
Статья 26
… . 2.Каждый имеет право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества.
ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
Статья 3.
- Государственная политика и правовое регулирование отношений в сфере образования основываются на следующих принципах:
… .. 4) единство образовательного пространства на территории Российской Федерации, защита и развитие этнокультурных особенностей и традиций народов Российской Федерации в условиях многонационального государства;
ЕДИНСТВО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ПРИ ПРАВЕ
НА СВОЕОБРАЗИЕ
НА ТЕРРИТОРИЯХ НАЦИОНАЛЬНЫХ КУЛЬТУР
Под образовательным пространством России понимается вся совокупность ее образовательных учреждений разного типа и взаимодействующих с ними общественных и государственных организаций, а также идущих образовательных и учебно-воспитательных процессов. Вместе они создают пространство социализации человека, превращения его в личность, обеспечивают определенный уровень образованности, интеллекта и культуры общества, межличностных, политических, экономических, социальных, военных, этических и всех других отношений.
МИРОВЫЕ ТЕНДЕНЦИИ
В РАЗВИТИИ ОБРАЗОВАНИЯ
Приведите примеры
Соответствует ли образование в РФ
- ДЕМОКРАТИЗАЦИЯ (ОБЩЕДОСТУПНОСТЬ) ОБРАЗОВАНИЯ;
- РОСТ ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТИ ОБРАЗОВАНИЯ;
- НЕПРЕРЫВНОСТЬ ОБРАЗОВАНИЯ;
- ГУМАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ;
- ГУМАНИТАРИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ;
- ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ;
- КОМПЬЮТЕРИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ.
проявлений
мировым тенденциям?
каждой тенденции.
В мировой системе образования выделяют определенные глобальные тенденции:
1. Демократизация системы образования – во многих странах ликвидирована неграмотность, массовое распространение получили среднее и высшее образование. Образование стало доступным для широких слоев населения, хотя различия в качестве и типах учебных заведений сохраняются.
2. Рост продолжительности образования – современное общество нуждается в высококвалифицированных специалистах, что удлиняет сроки обучения.
3. Непрерывность образования – в условиях научно-технической революции работник должен быть способным к быстрым переключениям на новые или смежные виды работ, на новые технологии.
4. Гуманизация образования – внимание школы, педагогов к личности учащегося, его интересам, запросам, индивидуальным особенностям.
5. Гуманитаризация образования – повышение роли общественных дисциплин в образовательном процессе, таких как экономическая теория, социология, политология, основы правовых знаний.
6. Интернационализация процесса образования – создание единой системы образования для разных стран, интеграция образовательных систем.
7. Компьютеризация процесса образования – использование новых современных технологий обучения, телекоммуникационных сетей глобального масштаба.
ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ
ОБ ОБРАЗОВАНИИ
- Самая длинная университетская лекция длилась более 50 часов. Она была прочитана в одном из австралийских вузов профессором Барроузом в рамках курса биологии.
- Наибольшие затраты на среднее и начальное образование на душу населения — у Аляски. Наименьшие — у Сомали.
- Практически во всех университетах Евросоюза обучается больше женщин, чем мужчин. Исключение составляет Германия.
- Работники с высшим образованием в США получают в среднем в 2,5 раза больше, чем сотрудники без диплома.
- Англичанин Роберт Кронин стал самым долгообучающимся студентом. Он поступил в Принстонский университет в 1948 году, а диплом получил спустя 52 года в 2000-ом в возрасте 72-х лет.
ТЕРМИНОЛОГИЯ:
- ОБРАЗОВАНИЕ - целенаправленный процесс обучения и воспитания в интересах личности, общества, государства.
- ГУМАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ - принцип приоритета личности в образовании, формировании ее гуманного мировоззрения и творческого потенциала.
- ПЛЮРАЛИЗМ - многообразие мнений, взглядов, политических направлений и т.п. как один из принципов демократического устройства общества.
- СВЕТСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ - независимость государственных и муниципальных образовательных учреждений от религиозных организаций в осуществлении учебно-воспитательной деятельности.
- СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ - относительно устойчивая форма организации социальной жизни, обеспечивающая устойчивость связей и отношений в рамках общества.
- СОЦИАЛЬНЫЙ ЛИФТ – социальные институты, с помощью которых происходит перемещение из одной социальной группы в другую (основные социальные лифты по П.Сорокину - армия, церковь, политика, искусство, СМИ, бизнес, семья, образование).
На слайде:
Огюст Роден. «Мыслитель». 1888.
ПРИ ПОДГОТОВКЕ ПРЕЗЕНТАЦИИ ИСПОЛЬЗОВАНЫ МАТЕРИАЛЫ:
- http://www.prosv.ru/ebooks/Bogolubov_Obwestvozn_10_Ucheb/1.html - текст учебника Боголюбов Л. Н. Обществознание. 10 класс. Профильный уровень.
- http://school-collection.edu.ru
- http://ru.wikipedia.org
ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ:
- http://interneturok.ru/ru/school/obshestvoznanie/11-klass/bduhovnonravstvennaya-sfera-zhizni-obwestvab/obrazovanie-v-sovremennom-mire?seconds=0&chapter_id=351 - ИнтернетУрок «Образование в современном мире».
САЙТЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЕГЭ:
- http://www.ege.edu.ru/ - официальный портал ЕГЭ (календарь экзаменов; кодификатор, спецификация, демоверсия; шкала перевода баллов; личный кабинет).
- http://fipi.ru – открытый банк заданий ЕГЭ.
- http://soc.reshuege.ru – банк заданий ЕГЭ, возможно проверить ответы, есть комментарии ко всем вопросам.
- http://stupinaoa.narod.ru/index/0-20 - здесь можно найти развернутые планы и критерии оценивания по различным темам курса обществознания.