Здравствуйте.
Мы предлагаем мастер-класс по применению проектных технологий на уроках химии. Тема мастер класса: «Решение ситуаций проектной деятельности по методу «кейс-технологий». Слайд 1
На мой взгляд, кейс – метод очень современен на уроках. Мне как учителю химии и биологии, применение практических и исследовательских кейс - методов просто необходимо использовать.
Вместо традиционных практических работ по химии можно использовать практические кейсы и тогда, вместо простого сливания веществ в пробирках, дети получают хороший тренинг по закреплению знаний. Практические кейсы должны быть максимально наглядными и детальными, и это как нельзя лучше может быть отражено при выполнении практического кейса
Составляющее кейса вы видите на слайде. Слайд 2
Отличительной особенностью данного метода является создание проблемной ситуации на основе фактов из реальной жизни.
Технология работы с кейсом в учебном процессе включает в себя этапы, которые вам представлены на слайде. Слайд 3
В кейсе проблема представлена в неявном, скрытом виде, причем, как правило, она не имеет однозначного решения. В некоторых случаях нужно найти не только решения, но и сформулировать задачу.
Мы предлагаем вам набор опытов-проектов, каждый из которых решает свою исследовательскую задачу.
Дорогие коллеги. Вы получили карточки с заданиями на которых указаны темы ваших опытов-проектов и необходимые реактивы по их осуществлению.
Прежде чем приступить к работе необходимо вспомнить технику безопасности при работе с кислотами и щелочами.
Слайд 4.
Пожалуйста. Ваша тема.
Тема моего опыта-проекта: Какой углевод содержится в школьном мёде.
Объектом является школьный мед
Предметом исследования: углеводы меда
Я считаю, что в меде преобладает углевод глюкоза, придающий ему сладкий вкус. Слайд 5
Для подтверждения гипотезы проведу эксперимент.
а) Беру приготовленную вытяжку из меда , дабавляю несколько капель раствора медного купороса, затем раствора гидроксида натрия. В результате образуется р-р синего цвета.
Данный раствор нагреваем, выпадает желтый осадок оксида меди(1), который со временем образует более крупные кристаллы оксида меди (2) красного цвета.
б) проводим анологичный эксперимент с раствором глюкозы. В раствор добавляем несколько капель раствора медного купароса и гидроксида натрия. Произошло синее окрашивание раствора. Далее нагреваем. Выпадает осадок жёлтого цвета , оксид меди
Вывод: на основе качественной реакции на глюкозу наша гипотеза подтвердилась: основной компонент школьного меда является глюкоза.
Тема моего опыта-проекта: Один из основных компонентов школьного молока – белок.
Объектом изучения является: школьное молоко
Предмет: белки молока
Молоко имеет белый цвет, вероятно потому что в состав молока входят белки.
Для того что бы доказать это, проведём эксперимент:
Беру пробирку с молоком добавляю несколько капель раствора гидроксида натрия и раствора медного купороса и вижу синее окрашивание.
Для убедительности проводим второй эксперимент.
В пробирку с молоком добавляю 3-5 капель азотной кислоты, белок выпадает в осадок, и образуется жёлтый цвет.
Вывод: с помощью качественных реакций на белок доказали присутствие белка в молоке.
Тема моего опыта-проекта: Доказать, что в яблоках присутствует железо.
Объект является: яблоко
Предмет исследования: ионы железа в яблоке
Гипотеза: яблоки являются богатым источником железа для организма
Для доказательства провожу эксперимент.
Беру измельчённую часть яблока, добавляю раствор гидроксида натрия происходит коричневое окрашивание.
Второй эксперимент……
Вывод: гипотеза подтвердилась с помощью качественной реакции на ионы железа.
Тема моего опыта-проекта: Фиалки – природные индикаторы
Объектом исследования являются: узамбарские фиалки
Предмет исследования: индикаторные свойства антоцианов лепестков фиалок
Я выдвигаю следующую гипотезу: антоцианы лепестков узамбарских фиалок способны показывать реакцию среды раствора
Для этого проведём простой эксперимент:
У меня на столе четыре стакана с разными реактивами. В одном находится соляная кислота. Во второй уксусная кислота. В третьем водный раствор аммиака то есть нашатырный спирт. И в четвёртом гидроксид натрия. В каждый из этих стаканов бросаем лепестки фиалок. И что мы наблюдаем? Там где находится кислая среда, лепестки краснеют, а в щелочной среде лепестки желтеют.
На основании эксперимента я делаю Вывод: гипотеза подтвердилась – антоцианы лепестков фиалок реагируют на реакцию среды подобно индикаторам: в кислой среде краснеют, в щелочной – желтеют.
Мы рассмотрели кейс поисковых заданий по обнаружению полезных веществ в общеупотребимых продуктах и цветах с помощью известных цветных качественных реакций с применением технологии проектной деятельности.