Уважаемый педагог!
Перед Вами методические материалы, разработанные в рамках Всероссийского «Атомного урока» специально для федерального проекта «Разговоры о важном». Они помогут рассказать школьникам об Арктике, об уникальной транспортной артерии - Северном морском пути, а также о важности развития атомных технологий.
Всероссийский «Атомный урок» - ежегодный проект просветительской программы Homo Science (www.homo-science.ru). организованной при поддержке Госкорпорации «Росатом». Целью просветительской программы Homo Science является популяризация науки, технологий и достижений в сфере атомной промышленности, а также формирование позитивного образа современного ученого.
Проект «Атомный урок» создан для активных педагогов, которые хотят развивать себя и своих учеников с 5 по 11 класс в рамках урочной и внеурочной деятельности. Общедоступные материалы проекта «Атомный урок» разработаны специалистами ведущих учебных заведений страны таким образом, чтобы любой педагог смог рассказать школьникам в простой форме о «сложном» - ядерной энергетике и современных атомных технологиях. Полученные знания школьники закрепляют в игровой форме в процессе обсуждения темы, что позволяет им лучше усвоить и понять новый материал.
Ежегодно в рамках проекта «Атомный урок» среди педагогов проводится просветительский конкурс «Атомный урок X Ледокол знаний», который нацелен на повышение профессиональных навыков. Самый активный педагог и один из его учеников получают возможность принять участие в просветительской экспедиции на Северный полюс на атомном ледоколе летом 2023 года.
Подробности на www.atomlesson.ru
В добрый путь!
Разговоры о важном
Сценарий занятия
РОССИЯ - МИРОВОЙ ЛИДЕР АТОМНОЙ ОТРАСЛИ
3-4 классы.
АТОМНЫЙ ЛЕДОКОЛЬНЫЙ ФЛОТ
РАЗВИТИЕ СЕВЕРНОГО МОРСКОГО ПУТИ
24 октября 2022 г.
ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ
для обучающихся 3-4 классов по теме
«АТОМНЫЙ ЛЕДОКОЛЬНЫЙ ФЛОТ
РАЗВИТИЕ СЕВЕРНОГО МОРСКОГО ПУТИ»
Цель занятия: знакомство младших школьников с особенностями российской Арктики и значением Северного морского пути, формирование чувства гордости за свою страну и соотечественников.
Формирующиеся ценности: любовь к Родине, развитие, естественно- научное знание.
Планируемые результаты
Личностные: формирование ценностного отношения к многообразию и красоте природы Родины; формирование гражданской идентичности на примере исследователей Арктики; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками; формирование бережного отношения к природным богатствам страны.
Предметные: представление о природных особенностях Арктики; представление о Северном морском пути, его расположении и назначении; первичные представления об атомном ледокольном флоте.
Метапредметные: участие в коллективном диалоге; работа в группе; овладение базовыми понятиями по теме.
Продолжительность занятия: 30 минут.
Рекомендуемая форма занятия: эвристическая беседа. Занятие предполагает использование презентационных материалов, включает в себя анализ информации и работу в труппах.
Комплект материалов:
-сценарий
https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/file/atomiclesson-34-script.pdf
-методические рекомендации
https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/file/atomiclesson-34-method_recom.pdf
-видео
https://razgovor.edsoo.ru/video/658/
-презентационные материалы
https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/file/atomiclesson-34-presentation.pdf
https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/file/atomiclesson-poster.jpg
Содержательные блоки занятия
Часть 1. Мотивационная
Занятие начинается с погружения в игровой сюжет. В ходе беседы обучающиеся готовятся к погружению в основную тему занятия.
Часть 2. Основная
Беседа о природных условиях Арктики, ее обитателях. Особенности транспортного сообщения, значение Северного морского пути. Знакомство с российским атомным ледокольным флотом.
Часть 3. Заключение
Подведение итогов: рефлексия. Обучающиеся узнали о природе и значении российской Арктики, о расположении и использовании Северного морского пути.
СЦЕНАРИЙ ЗАНЯТИЯ
Часть 1. Мотивационная (до 5 минут)
Перед началом занятия обучающиеся получают карточку с изображением одного из ледоколов («Вайгач», «50 лет Победы», «Ямал», «Таймыр», «Арктика», «Сибирь»). Таким образом формируется 6 команд, по которым дети распределяются для участия в занятии.
Слайд 1
Прослушивание «Песенки о медведях (Где-то на белом свете)»
Где-то на белом свете, там, где всегда мороз,
Трутся спиной медведи о земную ось.
Мимо плывут столетья, спят подо льдом моря,
Трутся об ось медведи, вертится Земля.
(А. Ведищева)
Учитель: Как вы думаете, что это за место и где оно находится?
Ответы обучающихся
Слайд 2
Учитель: Правильно, ребята. Эта песня про Арктику. Именно там живут белые медведи и зима длится почти весь год. Сегодня нам предстоит узнать больше об этом удивительном крае.
Для этого сегодня нам предстоит стать корреспондентами научного журнала «Арктика сегодня» и отправится в экспедицию на самый север нашей страны. Чтобы выпуск нашего журнала получился интересным и разнообразным, мы разделимся на 6 команд, участники каждой из которых получили на входе билет на одно и то же судно. У каждой команды корреспондентов будет свое задание:
Группа «Вайгач»: собрать всю информацию о климате Арктики и рассказать о нем;
Группа «50 лет Победы»: собрать всю информацию о местоположении Арктики и рассказать о ней;
Группа «Ямал»: собрать всю информацию о животном мире (фауне) Арктики и рассказать о нем;
Группа «Таймыр»: собрать всю информацию о растительном мире (флоре) Арктики и рассказать о нем;
Группа «Арктика»: собрать всю информацию о Северном морском пути и рассказать о нем;
Группа «Сибирь»: собрать всю информацию об атомных ледоколах и рассказать о них.
У каждой группы уже есть план статьи, который нужно будет дополнить сведениями, которые вы будете получать в ходе нашей экспедиции, а также иллюстрациями.
Каждый корреспондент должен стараться записать как можно скорее и при этом разборчиво максимум информации, касающейся своей задачи. Для этого у каждого корреспондента есть ручка (карандаш) и бумага для записей и пометок.
Часть 2. Основная (до 20 минут)
Слайд 3
Учитель: Посмотрите на карту. Каким цветом обозначена арктическая зона на карте? Что вы можете рассказать по карте об Арктике?
Ответы обучающихся
Учитель: Верно, ребята. Это самая северная и достаточно обширная территория нашей страны, которая занимает около 18% всей территории России.
Слайд 4
Учитель: Большая часть территории Арктики устлана ледниками. Толщина вечной мерзлоты в Арктике может достигать полутора тысяч метров. Океан здесь покрыт льдами толщиной до пяти метров. Эта ледяная шапка отражает большую часть солнечных лучей и не дает планете перегреваться, поэтому Арктику прозвали «холодильником» Земли.
Зима в Арктике длится 9 месяцев, а лето - около двух недель. Зима в Арктике самая холодная, суровая и снежная во всей России. Бушует пурга, и температура опускается до минус 50 градусов.
Слайд 5
Задание
Учитель: Давайте вместе посмотрим на градусник. Какую температуру он показывает?
На градуснике температура -71,2 С
Учитель: Это самая низкая температура, зарегистрированная в Якутии. При очень низких температурах даже дыхание человека начинает звучать, как будто пересыпают мешок с зерном. Местные жители называют это явление «шепотом звезд».
А как вы думаете, много ли видов животных способны жить здесь в таких условиях? Ведь они не могут, как человек, построить себе отапливаемые дома, сшить теплую одежду. Давайте проверим вместе!
Задание
Учитель: Перед вами карточки с различными животными, птицами и морскими обитателями. Тех из них, кто по вашему мнению живет в Арктике, нужно разместить на карточке с картой севера России.
На карточках изображены: полярный медведь, тюлень, ящерица, кит, альбатрос, пингвин, северный олень, лось, дельфин, песец.
Слайд 6
Учитель: Несмотря на холод и суровые ветра, в Арктике можно встретить много удивительных зверей. Как вы думаете, что помогает животным и птицам выживать в холода?
Примерные ответы детей: теплые и толстые шкуры, слой жира и др.
Учитель: Все полярные жители, каждый по-своему, приспособились к суровым условиям жизни: белые медведи обзавелись теплым мехом, а самцы нарвалов - гигантским зубом, с помощью которого они могут пробивать лед, образуя отдушины для дыхания. Это очень важное умение, ведь льдами покрыта практически вся Арктика.
Слайд 7
Учитель: Но и растительность тут тоже есть, пусть и карликовая, - кустарники, травы, мхи и лишайники. Они выглядят, как обычные, но более мелкие. Деревья отсутствуют, но в более теплой части встречаются кусты высотой до 2 метров. Мох и лишайники довольно плотные и толстые, трава бывает высотой по пояс. На самом севере, где раскинулась арктическая пустыня. Выживают только самые простые и выносливые растения: мох, лишайник, временами пробиваются морозостойкие травянистые виды, например, полярный мак.
Несмотря на суровые условия арктических земель, их продолжают осваивать. Особенно потому, что это крупнейший район по добыче нефти, алмазов и золота. Край богат железными рудами и углем, пушниной и лесом. Много отважных первопроходцев, талантливых ученых, смелых и трудолюбивых людей посвятили свои жизни изучению русской Арктики, ее развитию: строительству городов и дорог, разведке полезных ископаемых, прокладке безопасных маршрутов в бесконечной снежной пустыне.
Еще в XVI веке начали создаваться проекты по поиску водного пути вдоль северных берегов к Тихому океану. Со временем такой путь был найден. Слышали ли вы что-нибудь о нем и его появлении?
Ответы обучающихся
Слайд 8
Учитель: Этот путь получил название Северного морского пути. Семен Дежнев и Витус Беринг - это путешественники, которые в разные годы первыми исследовали Северный морской путь. Витус Беринг первый в мире показал, что из Северного Ледовитого океана можно попасть в Тихий через пролив. За это в честь Витуса Беринга пролив и назвали Беринговым. В дальнейшем свои имена в освоение Северного морского пути вписали такие исследователи, как Георгий Седов, Фердинанд Врангель, Отто Шмидт, Степан Макаров, Георгий Брусилов.
Сейчас это кратчайший морской путь между Европейской частью России и Дальним Востоком, главная морская арктическая артерия нашей страны. Северный морской путь обеспечивает освоение региона Арктики и международную торговлю.
Как вы думаете, на каком судне мы можем проплыть по Северному морскому пути?
Примерные ответы детей: на очень крепком судне; на судне, которое может везти большое количество запасов для команды.
Слайд 9
Учитель: Для прохождения ледяного арктического покрова нужны мощные и прочные суда, которые выдержат давление льдов и способны пробиться через толщу льда. Такие суда называют ледоколами. Первые северные экспедиции совершались на простых деревянных парусных судах и были очень сложны и опасны. С развитием технологий стали появляться особые суда - ледоколы, способные проходить сквозь толщи льда. Ледоколы сначала работали на паровых двигателях. Потом появились дизель-электрические ледоколы и атомные ледоколы.
Основная часть атомного ледокола - атомный реактор, который дает судну энергию для движения. По какому принципу работает атомный реактор?
Всё, что мы наблюдаем вокруг, состоит из атомов. Их устройство достаточно простое. В центре атома есть ядро, а вокруг него - электроны.
В недрах Земли содержится редкий металл - уран. В 30-е годы XX столетия исследованиями ученых-физиков разных стран было установлено, что под воздействием нейтронов ядра урана способны распадаться с высвобождением огромной энергии.
Этот принцип получения энергии при распаде ядра вещества и положен в основу работы атомного реактора на атомном ледоколе.
В результате атомные ледоколы во много раз мощнее других, они могут работать без дозаправки чуть более пяти лет, а ледоколам, которые работают на обычном топливе, хватает горючего всего на пару месяцев. Кроме того, атомные ледоколы, в отличие от дизельных, не наносят вреда хрупкой арктической природе. След атомного ледокола-это только облако пара.
Сейчас в нашей стране, благодаря выдающимся ученым, инженерам- конструкторам и судостроителям, есть самые мощные атомные ледоколы и единственный в мире атомный ледокольный флот, в состав которого входят суда «50 лет Победы», «Ямал», «Вайгач», «Таймыр», «Арктика» и «Сибирь», а также атомный контейнеровоз «Севморпуть» (единственное в мире грузовое судно с ядерной энергетической установкой). Именно их именами названы сейчас ваши команды.
Слайд 10
Учитель: Ледокол «Ямал», наверно, самый фотогеничный - на носу у него «зубастая» улыбка. Появилась она еще в 1994 году «шутки ради» за несколько дней до круизного рейса. Помощники капитана предложили капитану идею, а тот был настолько погружен в подготовку к рейсу, что, не особо вникая, разрешил. Пассажирам акулья улыбка страшно понравилась, фотографии разошлись по всему миру. И в следующем контракте на круиз было четко прописано, что везти должен «Зубастый Ямал».
Слайд 11
Учитель: Атомный ледокол «50 лет Победы» очень похож на ледокол «Ямал», ведь они построены по одному проекту. У этого ледокола есть важная особенность -10-метровый экологический отсек, где перерабатываются все отходы.
С 2013 года «50 лет Победы» также используется как круизный лайнер для путешествий к Северному полюсу. Для пассажиров на ледоколе есть ресторан, музыкальный салон и кормовой салон, где смотрят кино. В октябре 2013 года этот ледокол участвовал в эстафете олимпийского огня.
Слайд 12 и 13
Учитель: Ледоколы «Таймыр» и «Вайгач» могут водить суда по Енисейскому заливу и низовьям реки Енисей круглый год, так как им, по сравнению с другими ледоколами, нужна меньшая глубина для плавания.
Слайд 14
Учитель: Атомный контейнеровоз «Севморпуть» был построен в 1988 году. С момента подъема флага и начала работ контейнеровоз «Севморпуть» прошел 302000 миль, перевез более 1,5 миллионов тонн грузов, осуществив за это время всего лишь одну перезарядку ядерного реактора.
Слайд 15 и 16
Учитель: Ледоколы проекта 22220 - новый класс универсальных атомных ледоколов. Ледоколы этого класса могут использоваться и в арктических водах в дрейфующем льду, и в руслах полярных рек. Первое судно такого типа - головной универсальный атомный ледокол «Арктика» - отправилось в пер-вое плавание в 2020 году.
В 2021 году к нему присоединился самый мощный универсальный атомный ледокол «Сибирь». В 2022 году к ним присоединится атомный ледокол «Урал». Линейка атомных ледоколов проекта 22220 расширяется, к 2027 году планируется спуск на воду еще нескольких судов. Они больше, шире и мощнее своих предшественников. Ширина для ледокола - важный параметр, так как от него зависит ширина прокладываемого канала, по которому за ним могут идти другие суда.
Как вы думаете, какие задачи выполняют атомные ледоколы в Северном Ледовитом океане?
Ответы обучающихся
Учитель: Основные задачи ледокольного флота — это прокладка канала для других судов, спасение судов, застрявших во льдах Арктики, а еще изуче- ние Арктики и Северного Ледовитого океана.
А наша экспедиция подходит к завершению. Сейчас командам нужно подготовить свои записи к публикации в газете. Давайте дополним их нужной информацией, рисунками и разместим в нашем общем выпуске журнала «Арктика сегодня». Не забудьте указать имена авторов.
Обучающиеся дополняют свои записи, а затем размещают на общем развороте журнала (большом листе ватмана). В дальнейшем этот журнал можно разместить на информационных стендах школы.
Часть 3. Заключительная (5-7 минут)
Слайд 17
Учитель: Сегодня вы познакомились с самой северной точкой нашей страны - Арктикой. Она богата не только снегами и трескучими морозами, но и людьми, которые посвящают свою жизнь развитию этого края.
Как вы думаете, почему для нашей страны так важен этот регион? Ответы обучающихся
Слайд 18
Учитель: В завершение нашей встречи предлагаю ответить на вопросы викторины.
Разговоры о важном
Методические рекомендации
РОССИЯ - МИРОВОЙ ЛИДЕР АТОМНОЙ ОТРАСЛИ
3-4 классы.
АТОМНЫЙ ЛЕДОКОЛЬНЫЙ ФЛОТ
РАЗВИТИЕ СЕВЕРНОГО МОРСКОГО ПУТИ
24 октября 2022 г.
ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ
для обучающихся 3-4 классов по теме:
«АТОМНЫЙ ЛЕДОКОЛЬНЫЙ ФЛОТ
РАЗВИТИЕ СЕВЕРНОГО МОРСКОГО ПУТИ»
Цель занятия: знакомство младших школьников с особенностями российской Арктики и значением Северного морского пути, формирование чувства гордости за свою страну и соотечественников.
Формирующиеся ценности: любовь к Родине, развитие, естественно-научные знания.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные: формирование ценностного отношения к многообразию и красоте природы Родины; формирование гражданской идентичности на примере исследователей Арктики; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками; формирование бережного отношения к природным богатствам страны.
Предметные: представление о природных особенностях Арктики; представление о Северном морском пути, его расположении и назначении; первичные представления об атомном ледокольном флоте.
Метапредметные: участие в коллективном диалоге; работа в группе; овладение базовыми понятиями по теме.
Продолжительность занятия: 30 минут.
Рекомендуемая форма занятия: эвристическая беседа. Занятие предполагает использование презентационных материалов, включает в себя анализ информации и работу в группах.
Комплект материалов:
-сценарий
https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/file/atomiclesson-34-script.pdf
-методические рекомендации
https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/file/atomiclesson-34-method_recom.pdf
-видео
https://razgovor.edsoo.ru/video/658/
-презентационные материалы
https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/file/atomiclesson-34-presentation.pdf
https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/file/atomiclesson-poster.jpg
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ БЛОКИ ЗАНЯТИЯ
Часть 1. Мотивационная
Занятие начинается с погружения в игровой сюжет. В ходе беседы обучающиеся готовятся к погружению в основную тему занятия.
Часть 2. Основная
Беседа о природных условиях Арктики и ее обитателях. Особенности транспортного сообщения, значение Северного морского пути. Знакомство с российским атомным ледокольным флотом.
Часть 3. Заключение
Подведение итогов: рефлексия. Обучающиеся узнали о природе и значении российской Арктики, о расположении и использовании Северного морского пути.
Мотивационная (до 5 минут)
До занятия необходимо подготовить помещение: расставить мебель для организации работы по б группам, поставить навигацию для рассадки (таблички с названием групп), подготовить бланки заготовок статей. До начала занятия на входе в кабинет дети получают карточки с изображением ледоколов и рассаживаются по соответствующим группам.
Занятие начинается с погружения в игровую модель урока (экспедиция корреспондентов научного журнала) и распределения группам заданий и инструкций по его выполнению.
ЧАСТЬ 2
Основная (до 20 минут)
Часть посвящена знакомству детей с природой Арктики, Северным морским путем и атомным ледокольным флотом.
Говоря об Арктике, важно подчеркнуть, что природа нашей страны богата и разнообразна и, несмотря на суровый климат, это очень значимый и перспективный регион.
Одним из заданий на этом этапе становится работа с карточками: детям необходимо отобрать те из них, на которых изображены животные, обитающие в Арктике. На карточках изображены: полярный медведь, тюлень, ящерица, кит, альбатрос, пингвин, северный олень, лось, дельфин, песец.
Обитатели Арктики среди них: полярный медведь, тюлень, кит, северный олень, песец.
При знакомстве с Северным морским путем важно формировать у детей представление о том, что это важнейшая транспортная артерия нашей страны, обеспечивающая развитие севера; знакомить с людьми, внесшими свой вклад в исследование и прокладывание этого пути. В настоящий момент эта морская трасса имеет не только всероссийское, но и мировое значение.
Важно показать взаимосвязь развития технологий и развития Северного морского пути. С развитием ледокольного флота увеличивалось количество судов, проходящих этим маршрутом, увеличивался и объем перевозимых грузов. Сейчас, когда Россия обладает единственным атомным ледокольным флотом в мире, развитие Северного морского пути идет наиболее высокими темпами.
Говоря с детьми о судах атомного ледокольного флота, важно в случае затруднений пояснить детям значения их названий:
«50 лет Победы» - назван в честь 50-го юбилея победы в Великой Отечественной войне;
«Ямал» - назван в честь полуострова на севере Западной Сибири;
«Вайгач» - назван в честь острова на границе Баренцева и Карского морей;
«Таймыр» - назван в честь крупнейшего полуострова в России, самой северной материковой части суши в Евразии.
После знакомства с основной информацией по теме занятия группы завершают работу с заготовками статей и размещают их на общем развороте журнала (большом листе ватмана). В дальнейшем этот журнал можно разместить на информационных стендах школы.
Заключительная (5-7 минут)
Занятие завершается обсуждением полученных знаний. Далее учитель предлагает детям пройти викторину по обсуждаемой теме.
При наличии возможности рекомендуется предусмотреть ведение обучающимися «Дневника внеурочных занятий “Разговоры о важном”».
В таком дневнике могут отмечаться:
• Тема занятия;
• Ценности, обсуждаемые в ходе занятия;
• Основные выводы обучающегося, сделанные по итогам занятия;
• Ссылки на полезные медиаресурсы и образовательные проекты по тематике занятия;
• Творческие задания и темы для обсуждения с родственниками и друзьями;
• Любая другая информация по теме занятия.
Структура такого дневника и организация его ведения определяются образовательной организацией самостоятельно.
ССЫЛКИ НА ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ ЗАНЯТИЯ
Фильм Яна Топлеса про Арктику и атомные ледоколы: https://m.voutube.com/watch?v=7b8QMcGfsvY
Инфографика об истории освоения СМП:
https://www.atomic-enerav.ru/photo/100964
Видеосюжет телеканала «Россия 24» - «Северный морской путь: оценка и перспективы»:
https://www.voutube.com/watch?v=E2daR0Q
Всероссийский урок Арктики:
https://www.youtube.com/watch?v=D6MFZ-S272g
Доклад В. Рукши о Развитие атомного ледокольного флота и Северного морского пути в России:
https://www.voutube.com/watch?v=utsxlANQ5HQ
Видео об атомном ледокольном флоте:
Ледокол «Арктика»:
https://www.atomic-enerav.ru/video/108506
Ледокол «Таймыр»:
https://www.atomic-enerav.ru/video/96556
Ледокол «Ленин»:
https://www.atomic-enerav.ru/video/99930
Ледокол «Лидер»:
https://www.atomic-enerav.ru/video/103398