МАРКЕТИНГОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В КОНЦЕПЦИИ УСТОЙЧИВОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Добарина И.И., студентка 2 курса специальности 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет»(по отраслям)
Научный руководитель: Иванова А.Н., преподаватель экономических дисциплинГПОУ «Донецкий колледж технологий и дизайна» ГОВПО «Донецкий национальный университет экономики и торговли имени Михаила Туган-Барановского»
Аннотация.Окружающую среду и социально-экономическое развитие невозможно рассматривать как изолированные сферы. Поэтому лишь в мире со здоровой социально-экономической средой может быть здоровая окружающая среда. Это не означает, что экономическое развитие должно остановиться, его нужно направить в сторону сбалансированности возможностей и потребностей общества.В концепции устойчивого развития выделяются три составляющие: Концепцией, которая объединяет общество, экономическую систему, окружающую природною среду в бизнес-пространстве является концепция социально-этического маркетинга, с задачей которого является разработка и осуществление мероприятий по сбалансированному развитию общества, бизнеса и природы.
Ключевые слова: концепция устойчивого развития; социально-этический маркетинг, общество; здоровая окружающая среда; экономическая система; эффективные методы ведения хозяйства.
В современных условиях развития экономики, роста производства и потребления, вызывающих резкое возрастание интенсивности использования природных ресурсов, приводят к неустойчивости природных и социально- экономических систем. В связи с этим возникает вопрос о поиске наиболее эффективных механизмов управления для обеспечения устойчивого экономического развития.
Одним из важных вопросов, связанных с экономическим развитием, является взаимосвязь экономического прогресса с экологической устойчивостью.
К середине XX столетия возросшая мощь экономики превратилась из созидательной силы в разрушительную. Оказалось, что ресурсы природы не безграничны, ее способность к самовосстановлению в ближайшее время будет исчерпана, и человечеству грозит глобальный кризис - социально-политический, экономический и экологический. В результате мир столкнулся с необходимостью формирования новой модели развития цивилизации, способной противостоять надвигающемуся кризису. Попыткой разрешить эту проблему стало создание новой концепции - концепции устойчивого развития,при которой удовлетворение потребностей нынешних поколений осуществляется без ущерба для возможностей будущих поколений удовлетворять свои собственные потребности.[2] Эта базовая формулировка впервые появилась в 1987 году в докладе «Наше общее будущее». Именно в этом докладе содержалась ключевая идея устойчивого развития — рассмотрение его как баланса между поколениями.
В концепции устойчивого развития выделяются три составляющие: общество, экономическая система, окружающая природная среда.
Устойчивое развитие окружающей природной среды подразумевает чистый воздух, воду, почву, действующие природные системы, т.е. сохранение способности природы к самовосстановлению.
С социальной точки зрения устойчивое развитие предполагает объединение всех социальных, этнических, возрастных групп для участия в управлении развитием территории; справедливое распределение работы, дохода, социальных благ, обеспечение безопасности и благополучия.
Устойчивое развитие экономической системы включает в себя использование эффективных методов ведения хозяйства (во всех отраслях промышленности и сельского хозяйства), направленных на повышение качества использования ресурсов. Это ресурсосберегающие технологии, товары и услуги высокого качества.
Процесс развития всех трех составляющих является взаимосвязанным и взаимообусловленным, поэтому должен рассматриваться в единстве.
Концепцией, которая объединяет три вышеперечисленные составляющие в бизнес-пространстве является концепция социально-этического маркетинга, с задачей которого является разработка и осуществление мероприятий по сбалансированному развитию общества, бизнеса и природы. Это концепция социальной ответственности перед сотрудниками, потребителями, производителями, обществом в целом за сохранение природных ресурсов, поддержание экологического устойчивого равновесия, за производство и выведение на рынок товаров, произведенных из чистых материалов, с экономным использованием ресурсов и пр
Основными направлениями социально-этического маркетинга в рамках концепции устойчивого развития являются:
1. Формирование на рынке спроса на экологически чистые товары и услуги. Этот сектор экономики в глобальном масштабе дал в 2015 году $81 млрд .)[4].
2. Изменение структуры спроса на экологичные товары и услуги. Если раньше основными потребителями экологичных товаров и услуг были США, страны Западной Европы и Япония, то сегодня активными потребителями становятся Китай, Южная Корея, Малайзия и Индия. Россия наряду с Бразилией относится ко второму эшелону с точки зрения привлекательности рынка для экспорта экологичных товаров и услуг. Рынок России определяется экспертами как потенциально привлекательный, но в настоящее время формирующий очень небольшой спрос. Размер этого сектора в РФ оценивается в 77,23 млрд фунтов стерлингов (около 2,53% от общего глобального рынка экологичных товаров иуслуг[4].
3.Рост экологической культуры индивидуальных потребителей, изменение их потребительского поведения, формирование сегментов и ниш экологически ориентированныхпотребителей.
4.Изменение поведения субъектов рынка, экологическая культура включается в корпоративную культуру и рыночную стратегию, в том числе в качестве программ устойчивого развития и соответствующей этому концепции устойчивого маркетинга.
5.Рост экологических проблем приводит к изменению конкурентоспособности отдельных регионов и целых стран, ограничивая экономический рост, вызывая «экологическую» миграцию и ухудшение качества жизни. Эта тенденция отражается в понимании необходимости разработки и реализации концепции устойчивого развития на уровне субъектов, регионов,стран.
6.Развитие информационного поля вокруг указанных проблем, при- дающего ускорение происходящим изменениям
7.Распространение экологической маркировки и сертификации. По данным сайта www.ecolabelling.com, где собраны экологические сертификационные знаки со всего мира, на сегодняшний день существует около 377 экомаркировок в 211 странах и в 25отраслях [2].
8.Заинтересованность участников рынка в формировании положительной экологической репутации, которая становится неким индикатором«свой– чужой» при выборе партнеров и установлении взаимоотношений[1]..
Таким образом, концепция социально-этического маркетинга является современной идеологией интегрированного, социально ответственного направления в деятельности современных бизнес-процессов в условиях устойчивого развития
В современных условиях осознания производителями и потребителями ограниченности природных ресурсов, все большего интереса к потреблению экологических продуктов, повышения общего экологического сознания потребителей, а также необходимости понимания и поддержания состояния устойчивого развития компаний, рынков концепция устойчивого маркетинга является наиболее логичной и востребованной. Она должна быть адаптирована на уровне управления коммерческими и некоммерческими компаниями, субъектами муниципального и государственного управления, международными организациями, однако следует проводить дополнительные исследования для детализации ее основных элементов.
Литература
-
| Кострюкова Я.А., Мигушова Т.О., Сенина Ю.А. Социально-этический маркетинг как инструмент реализации корпоративной социальной ответственности // Торгово-экономический журнал. – 2015. – Том 2. – № 4. – С. 275–284. – doi: 10.18334/tezh.2.4.1959 [Электронный ресурс].Режим доступа:https:// creativeconomy. ru/lib/9728 |
-
| Лукина А. В. Экологический вектор маркетинга : монография. – М., 2012. {Электронный ресурс} Режим доступа http://www.academia. edu/11334212/ Экологический_вектор_маркетинга |
-
| Компания экологической маркировки. Ecolabelling.org. – URL: {Электронный ресурс} Режим доступа http://www.ecolabeling.org |
-
| ТАСС. Как развивается рынок экопродуктов. {Электронный ресурс} Режим доступа http://tass.ru/ekonomika/4190384 |