Работа с несплошными текстами на уроках географии.
Большую роль на уроках географии отвожу обучению детей работе с несплошными текстами. К несплошным текстам по географии относятся географические карты, планы местности, графики, диаграммы, климатограммы, таблицы, схемы и др.
Чтобы обучающийся научился извлекать информацию из несплошных текстов, считаю, что его нужно научить выполнять задания с помощью определённого алгоритма действий. Приведу примеры работы с графиками и диаграммами, которые я применяю в образовательном процессе.
Алгоритм действий при работе с графиками:
1.Прочитать название графика. Определить какая зависимость отражена, в каких единицах.
2.Определить цифровые показатели графических изображений путем их сопоставления по годам, отраслям, видам продукции. Сопоставление цифр завершается выводом
3.Объяснить причины изменения процесса.
Динамика естественного прироста населения в России
Задание: определите показатели рождаемости и смертности в 1985 и 2000 году. Объясните причины различий.
Алгоритм действий при работе с диаграммами, климатограммами:
1.Читаем название диаграммы.
2. Выясняем, что отображено на диаграмме.
3.Знакомимся с условными обозначениями.
Выполняем различные задания.
Какое из утверждений верно
Январь самый холодный месяц года
Максимальное количество осадков выпадает в августе
Годовая сумма осадков менее 500 миллиметров
Анализ графиков и диаграмм.
Это могут ответы на вопросы учителя, задания на постановку вопросов, задания на сравнения различных составляющих диаграммы, объяснение причин различий и т. д.
Таким образом, обучающеся учатся следующим умениям чтения графиков и диаграмм: считывают цифровые показатели (т.е.видят за ними соответствующие конкретные величины), сопоставляют их, завершая сопоставление выводом, и затем объясняют эти выводы, связывая их с определенными причинами и закономерностями.
Также обучаю детей выполнять задания по географии раздела «План местности» с помощью алгоритмов действия (таблица 3).
Таблица. Алгоритм действий решения заданий по географии раздела «План местности»
№ | Задача | Алгоритм действий |
1 | Определение расстояний по плану | Найдите на карте заданные точки. С помощью линейки измерьте расстояние, округляя до десятых (в см) Найдите именованный масштаб на плане В соответствии с масштабом переведите полученное расстояние в метры (или км) Запишите полученный результат |
2 | Определение направлений по плану | Найдите на плане точку отправления и точку назначения От точки отправления проведите луч - направление на север Соедините точки отправления и назначения Определите заданное условиями задачи направление (учитывая, что запад слева) |
3 | Умение читать план, определять и оценивать заданные условия | 1.Определите по условию задания предназначение участка 2.Составьте список необходимых условий (особенности рельефа, растительности, освещенности и т.д) 3. Внимательно рассмотрите каждый предложенный вариант участка, оценивая их условия. 4. Сделайте вывод, в котором укажите Ваш выбор. Обоснуйте его. |
4 | Выбор профиля местности по отрезку плана | 1. Соедините точки отрезка на плане. 2. Определите по плану абсолютную высоту точки А и точки В 3. Проверьте соответствие высот этих точек на каждом из предложенных вариантов профилей. 4. Внимательно рассмотрите горизонтали, проходящие через отрезок профиля. Определите, как меняется характер поверхности (понижается – повышается – ровная). Определите плавные и крутые склоны. 5. Соотнесите каждый участок отрезка с вариантами профилей, постепенно отклоняя лишние варианты 6. Сделайте окончательный выбор. Перепроверьте свой ответ. |
При работе с географическими картами также применяю алгоритмы действий. Приведу образец выполнения задания по географической карте:
Задание:
Расположите регионы России в той последовательности, в которой их жители встречают Новый год. Запишите в таблицу получившуюся последовательность цифр. |
| 1) | Магаданская область | 2) | Пермский край | 3) | Воронежская область | |
Алгоритм выполнения
Найти города на карте (административная карта России)
Расположите регионы РФ с запада на восток:
(запад) Воронежская область, Пермский край, Магаданская область (восток)
Солнце
Солнце «идёт» с востока на запад
Поэтому, Новый год в нашей стране встречают первыми те регионы, которые находятся восточнее.
Обучение детей алгоритмам действий при работе с разными видами несплошных текстов позволяет обучающимся успешно выполнять задания в формате ОГЭ и ЕГЭ по географии.