Во 2 классе начинается подготовка к написанию сочинений.
Мы в конце года с ребятами учились писать сочинение-описание. В это время актуальна тема весны.
Мне нравится использовать в период подготовки специальный словарь для описания предметов и явлений природы. Такой словарь выдаю каждому ученику.
Ход урока
Этапы
Содержание
Примечание
Орг. момент
Здравствуйте ребята, садитесь!
1 – 2 мин
Постановка целей и задач урока.
Сегодня мы с вами напишем сочинение. А о чем будет наше сочинение вы должны сказать мне сами.
Эмоциональный настрой
Внимательно прослушайте стихотворение и скажите, о чем будет наше сочинение?
Пробудившись ото сна,
Кистью мягкою она
На ветвях рисует почки
На полях — грачей цепочки,
Над ожившею листвой -
Первый росчерк грозовой,
А в тени прозрачной сада -
Куст сирени у ограды.
Как вы думаете, о чем мы напишем наше сочинение? (о весне)
О весне писали многие и поэты, и писатели, и художники, и композиторы. Вот послушайте, какую прекрасную музыку сочинил великий композитор П.И.Чайковский. Послушайте пьесу «Март» и попробуйте представить себе картину, которую композитор изобразил музыкой.
(слушание пьесы «Март»)
- Ребята, скажите, какую картину вы представили?
2 мин
на экране
Подготовка к сочинению
А теперь мы подготовимся к нашему сочинению.
Помогут нам вопросы.
В сочинении будет 3 части.
Разберем 1 часть.
Прочитайте 1 вопрос.
Какое время года наступило? (ответы детей)
Какие эпитеты можно добавить к слову весна? (долгожданная, ранняя)
Составьте предложение с этими эпитетами.
Прочитайте следующий вопрос: Как светит солнце?
Составьте предложение.
Какие эпитеты можно добавить к слову солнце? (яркое, весеннее, веселое)
Составьте предложение с этими эпитетами.
Прочитайте вопрос:
Что происходит со снегом?
Составьте предложение.
Какие бегут ручейки? (веселые)
Как можно сказать по-другому бегут? журчат
Составьте предложение с этими эпитетами.
Прочитайте: Что происходит с растениями? (пробуждаются)
Составьте предложение.
О какой природе мы составляли предложения?
Как можно озаглавить первый пункт плана?
Изменения в неживой природе.
Кто попробует рассказать 1 часть?
Подготовка к 2 части плана
Разберем вторую часть сочинения.
Прочитайте вопрос: Какие птицы прилетают?
Как по-другому можно назвать птиц?
(гости, пернатые друзья, певцы, вестники весны и др.)
Составьте предложение.
Расскажите, что делают пернатые гости?
(поют, голосят, щебечут, засвищут, летят, распевают, кричат, звенят, трепещут, кружатся, хлопочут, устраивают гнезда, высиживают яйца, вернулись и др.)
Составьте предложение о птицах.
Прочитайте: Кто еще проснулся в лесу?
Какие эпитеты можно добавить к слову медведь? (бурый, сонный, мохнатый)
Составьте предложение с этими эпитетами.
Об изменениях в какой природе мы рассказали во 2 части?
Кто попробует рассказать вторую часть сочинения?
Как мы назовем вторую часть?
Вторая часть сочинения называется: Птицы и звери весной.
физминутка
Раз - подняться, подтянуться
Два - согнуться, разогнуться
Три - в ладоши три хлопка, головою три кивка.
На четыре - ноги шире.
Пять - руками помахать,
Шесть - за стол тихонько сесть.
Подготовка к 3 части
В третьей части, мы напишем о своем отношении к весне.
Третья часть называется: Мое отношение.
Прочитайте вопрос: За что я люблю весну?
Составьте свое предложение.
Посмотрите, у вас на партах лежат памятки с этими вопросами, они помогут вам хорошо написать сочинение.
Словарная работа
Посмотрите на доску, эти слова помогут вам при составлении рассказа. Прочитаем их: Долгожданная, таяние, весело бегут, пробуждаются, перелетные, звонкую, мохнатый,
Устная работа
Кто расскажет нам свое сочинение о весне?
(выступление учащихся)
3 – 4 чел
Самостоят. работа
Откройте свои тетради. Отступите 2 линии вниз от предыдущей работы. На 3 линии запишите число: Двенадцатое апреля.
Сочинение.
Весна.
План:
- Весна пришла
- Птицы и звери весной
- Я люблю весну
на доске
Самопроверка
Прочитайте свое сочинение, проверьте себя.
Итог урока
Что мы сегодня делали?
О каком времени года мы написали сочинение?
Спасибо всем за урок.
Словарь описаний по теме «Весна».
Весна
|
Солнце
|
Ручейки
|
Деревья, цветы
|
Птицы
|
Какая?
|
Какое? Что делает?
|
Что делают? Какие?
|
Какие? Что делают?
|
Какие? Что делают?
|
волшебная
дождливая
долгожданная
звонкая
молодая
прекрасная
ранняя
солнечная
тёплая
чудесная
юная
|
жёлтое сверкает
золотистое согревает
румяное слепит
весеннее играет
доброе улыбается
ласковое светит
молодое
нежное
тёплое
яркое
ясное
|
бегут серебристые
текут шустрые
журчат озорные
звенят весёлые
поют торопливые
мчатся журчащие
струятся звонкие
искрятся искристые
радостные
серебряные
|
молодые просыпаются
нежные тянутся
стройные распускаются
нарядные выгибаются
хрупкие цветут
сонные одеваются
смелые растут
тоненькие
изящные
ароматные
|
перелётные
скворцы
грачи
жаворонки
вернулись
прилетели
торопятся
спешат
суетятся
кричат
вьют гнёзда
ищут корм
шумят
|
За что я люблю весну?
|
За цветение природы за красоту природы за пение птиц за то, что всё вокруг оживает
За яркие краски за приятный аромат за приятные запахи за начало новой жизни
За пробуждение природы
|
Сочинение «Весна»
1 часть.
Какое время года наступило?
Как светит солнце?
Что происходит со снегом?
Какие бегут ручейки?
Что происходит с растениями?
2 часть.
Какие птицы прилетают?
Расскажите, что делают пернатые гости?
Кто еще проснулся в лесу?
3 часть.
За что я люблю весну?
Весна.
План:
- Весна пришла.
- Птицы и звери весной.
- Я люблю весну.