Количество часов по учебному плану: 34ч.
Рабочую программу составил (а) ______________ Иванов Н.Н. Программа курса внеурочной деятельности «В химии всё интересно» с использованием оборудования Центра «Точка Роста» имеет социальную значимость для нашего общества в связи с трансформацией образования и переход на цифровизацию. Предлагаемая программа способствует развитию у учащихся самостоятельного мышления, формирует у них умения самостоятельно приобретать и применять полученные знания на практике. В Федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС) прописано, что одним из универсальных учебных действий (УУД), приобретаемых учащимися, должно стать умение проведения опытов, простых экспериментальных исследований, прямых и косвенных измерений с использованием аналоговых и цифровых измерительных приборов. Цифровая лаборатория по химии представлена датчиками для измерения и регистрации различных параметров, интерфейсами сбора данных и программным обеспечением, визуализирующим экспериментальные данные на экране. При этом эксперимент остаётся традиционно натурным, но полученные экспериментальные данные обрабатываются и выводятся на экран в реальном масштабе времени и в рациональной графической форме, в виде численных значений, диаграмм, графиков и таблиц. Основное внимание учащихся при этом концентрируется не на сборке и настройке экспериментальной установки, а на проектировании различных вариантов проведения эксперимента, накоплении данных, их анализе и интерпретации, формулировке выводов. Эксперимент как исследовательский метод обучения увеличивает познавательный интерес учащихся к самостоятельной, творческой деятельности. Занятия на курсе внеурочной деятельности интегрируют теоретические знания и практические умения учащихся, а также способствуют формированию у них навыков создания проектов исследовательского характера.
: учащиеся 8 классов общеобразовательных организаций.
: научить учащихся создавать исследовательские индивидуальные проекты с использованием оборудования Центра «Точка роста».
: -познакомить учащихся с химией как экспериментальной наукой; -сформировать у них навыки самостоятельной работы с цифровыми датчиками; -сформировать умение проводить измерения, протекающие при проведении химических реакций, анализировать и производить их обработку; -представлять результаты своей работы в различных формах. Для достижения поставленной цели планируется достижение предметных, метапредметных и личностных, результатов. 1.
: учащиеся должны приобрести: знания о природе важнейших химических явлений окружающего мира и понимание смысла законов природы, раскрывающих связь изученных явлений; умения пользоваться методами научного исследования явлений природы, проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, обрабатывать результаты измерений, представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и формул, обнаруживать зависимости между физическими величинами, характеризующими протекающие процессы, объяснять полученные результаты и делать выводы.
: учащиеся должны приобрести: навыки исследовательской работы по измерению скорости химической реакции, измерению рН раствора, определению концентрации растворов, оценке погрешностей измерений и обработке результатов; умения пользоваться цифровыми измерительными приборами; умение обсуждать полученные результаты с привлечением соответствующей теории; умение публично представлять результаты своего исследования; умение самостоятельно работать с учебником и научной литературой, а также излагать свои суждения как в устной, так и письменной форме.
: формирование профессионального самоопределения, ознакомление с миром профессий, связанных с технической направленностью; формирование умения работать в команде; развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности.
: программа рассчитана на 1 год обучения.
: учащиеся организуются в учебную группу постоянного состава.
: индивидуально-групповые.
№п/п | Тема | Содержание | Целевая установка урока | Кол-во часов | Планируемые результаты | Использование оборудования |
1 | Методы познания в химии. Экспери-ментальные основы химии | Знакомство с правилами работы с цифровой лабораторией | Знакомство с основными методами науки | 1 | Умение обращаться с цифровой лабораторией | Цифровая лаборатория |
2 | Методы познания в химии. Экспери-ментальные основы химии | Практическая работа№1 «Изучение строения пламени» | Знакомство с основными методами науки | 1 | Умение пользоваться нагревательными приборами | Датчик температуры (термопарный), спиртовка |
3 | Методы познания в химии. Экспери-ментальные основы химии | Лабораторныйопыт№1 «До какой температуры можно нагреть вещество?» | Знакомство с основными методами науки | 1 | Определять возможность проведения реакций и процессов, требующих нагревания | Датчик температуры (термопарный), спиртовка |
4 | Методы познания в химии. Экспери-ментальные основы химии | Лабораторныйопыт№2 «Измерение температуры кипения воды с помощью датчика температуры и термометра» | Дать представление о точности измерений цифровых датчиков и аналоговых приборов | 1 | Умение выбирать приборы для проведения измерений, требующих точности пока-заний. | Датчик температуры платиновый, термометр, электрическая плитка |
5 | Методы познания в химии. Экспери-ментальные основы химии | Лабораторныйопыт№3 «Определение температуры плавления и кристаллизации металла» | Сформировать представление о температуре плавления, обратимости плавления и кристаллизации | 1 | Знать процессы, протекающие при плавлении веществ и их кристаллизации | Датчик температуры (термопарный) |
6 | Первоначальные химические понятия | Химия как наука о веществах | Сформировать представление о предмете «Химия» | 1 | Определять возможность проведения реакций и процессов | |
7 | Первоначальные химические понятия. Чистые вещества и смеси | Лабораторныйопыт№4 «Определение водопроводной и дистиллированной воды» | Экспериментальное определение дистиллированной и водопроводной воды | 1 | Уметь отличать водопроводнуюводуотдистиллированной,знать,почемудляпроведенияэкспериментовиспользуютдистиллированнуюводу | Датчик электро-проводности, цифровой микроскоп |
8 | Первоначальные химические понятия. Физические и химические явления | Демонстрационный эксперимент №1 «Выделение и поглощение тепла–признак химической реакции» | Изучение химических явлений | 1 | Уметь отличать физические процессы от химических реакций | Датчик температуры платиновый |
9 | Первоначальные химические понятия. Простые и сложные веще-ства | Демонстрационный эксперимент №2. «Разложение воды электрическим током» | Изучение явлений при разложении сложных веществ | 1 | Знать, что при протеканииреакциймолекулывеществразрушаются,аатомысо-храняются(длявеществсмолекулярнымстроением) | Прибор для опытов с электрическим током |
10 | Первоначальные химические поня-тия. Закон сохра-нения массы веществ | Демонстрационный эксперимент №3. «Закон сохранения массы веществ» | Экспериментальное доказательство действия закона | 1 | Знать формулировку закона и уметь применять его на практике, при решении расчётных задач | Весы электронные |
11 | Классы не органических соединений. | Классы неорганических соединений. | Знакомство с классами неорганических соединений. | 1 | Знать классы неорганических соединений. | |
12 | Классы не органических соединений. Состав воздуха | Демонстрационный эксперимент № 4. «Определение состава воздуха» | Экспериментально определить содержание кислорода в воздухе | 1 | Знать объёмную долю составных частей воздуха | Прибор для определения состава воздуха |
13 | Классы не органических соединений. Свойства кислот. | Практическая работа№2 «Получение медного купороса» | Синтез соли из кислоты и оксида металла | 1 | Уметь проводить простейшие синтезы не органических веществ с использованием инструкции | Цифровой микроскоп |
14 | Классы не органических соединений. Свойства кислот. | Свойства кислот. | Знакомство со свойствами кислот | 1 | Уметь проводить простейшие синтезы не органических веществ с использованием инструкции | Датчик рН |
15 | Классы неоргани-ческих соединений. Свойства оксидов | Свойства оксидов | Знакомство со свойствами оксидов | 1 | Уметь проводить простейшие синтезы не органических веществ с использованием инструкции | ДатчикрН |
16 | Классы неоргани-ческих соединений. Свойства оксидов | Свойства оксидов | Знакомство со свойствами оксидов | 1 | Уметьпроводитьпростейшие синтезы неорганическихвеществсиспользованиеминструкции | ДатчикрН |
17 | Классы неоргани-ческих соединений. Свойства солей | Свойства солей | Знакомство со свойствами солей | 1 | Уметьпроводитьпростейшие синтезы неорганическихвеществсиспользованиеминструкции | ДатчикрН |
18 | Классы неоргани-ческих соединений. Свойства солей | Свойства солей | Знакомство со свойствами солей | 1 | Уметьпроводитьпростейшие синтезы неорганическихвеществсиспользованиеминструкции | ДатчикрН |
19 | Растворы | Лабораторныйопыт№5 «Изучениезависимостирастворимостивеществаоттемпературы» | Исследовать зависимостьрастворимости от темпе-ратуры | 1 | Иметь представление о раз-ной зависимости раствори-мости веществ от темпера-туры | Датчиктемпера-турыплатиновый |
20 | Растворы | Лабораторныйопыт№6 «Наблюдениезаростомкристаллов» | Показатьзависимостьрастворимостиоттемпе-ратуры | 1 | Уметь использовать цифро-вой микроскоп для изучения формыкристаллов | Цифровойми-кроскоп |
21 | Растворы. | Лабораторныйопыт№7 «Пересыщенныйраствор» | Сформироватьпонятия «разбавленныйраствор», «насыщенныйраствор», «пересыщенныйраствор» | 1 | Иметь представление о раз-личной насыщенности рас-твора растворяемым веще-ством | Датчиктемпера-турыплатиновый |
22 | Растворы | Практическаяработа№3 «Определение концен-трации веществ колори-метрическим по калибро-вочномуграфику» | Сформировать представ-ление о концентрации ве-щества и количественноманализе | 1 | Уметь определять концентрациюраствора,используяинструкцию | Датчикоптическойплотности |
23 | Кристаллогидраты | Кристаллогидраты | Сформироватьпонятие «Кристаллогидрат» | 1 | Знать свойства кристаллогидратов | |
24 | Кристаллогидрты | Лабораторныйопыт№8 «Определение температурыразложениякристал-логидрата» | Сформироватьпонятие «Кристаллогидрат» | 1 | Знатьспособностькристал-логидратовразрушатьсяпринагревании | Датчиктемпера-турыплатиновый |
25 | Классы неоргани-ческих соединений.Основания | Практическаяработа№4 «ОпределениерНрастворовкислотищелочей» | Сформировать представ-лениеорНсредыкакха-рактеристики кислотностираствора | 1 | УметьопределятьрНрастворов | ДатчикрН |
26 | Классы неоргани-ческих соединений.Основания | Лабораторныйопыт№9 «Определение рН различныхсред» | Сформироватьпредстав-лениеошкалерН | 1 | Применять умения по опре-делению рН в практическойдеятельности | ДатчикрН |
27 | Классы неоргани-ческих соединений.Химическиесвойстваоснований | Лабораторныйопыт№10 «Реакциянейтрализации».Демонстрационныйэксперимент№5«Осно-вания.Тепловойэффектреакциигидроксиданатриясуглекислымгазом» | Экспериментально доказатьхимическиесвойстваоснований | 1 | Понимать сущность процессанейтрализациииприменять процесс нейтрализациинапрактике | Датчик рН, доза-тор объёма жид-кости,бюретка,датчиктемпера-турыплатиновый,датчикдавления,магнитнаямешалка |
28 | Свойства неорга-ническихсоеди-нений | Лабораторныйопыт№11 «Определение кислотностипочвы» | Использоватьполучен-ные знания для опреде-ления кислотности рас-творов | 1 | Уметь определять кислот-ностьпочв | ДатчикрН |
29 | Химическаясвязь | Типы химической связи | Показатьзависимостьфизических свойств веществ от типа химическойсвязи | 1 | Знать типы химической связи | |
30 | Химическаясвязь | Типы химической связи | Показатьзависимостьфизических свойств веществ от типа химическойсвязи | 1 | Знать типы химической связи | |
31 | Химическаясвязь | Демонстрационныйопыт № 6 «Температура плав-лениявеществсразнымитипами кристаллическихрешёток» | Показатьзависимостьфизических свойств веществ от типа химическойсвязи | 1 | Уметьопределятьтипкри-сталлическихрешётокпотемпературе плавления | Датчиктемпера-турыплатиновый,датчиктем-пературытермо-парный |
32 | Типы химических реакций | Типы химических реакций | | 1 | Знать типы химических реакций | |
33 | Скорость химических реакций | Демонстрационныйопыт № 7 «Зависимость скорости химических реакций от температуры» | Показать скорость химических реакций от различных факторов | 1 | Знать факторы, влияющие на скорость химических реакций | Датчиктемпера-турыплатиновый,датчиктем-пературытермо-парный |
34 | Итоговый урок | Повторение изученного материала | | 1 | | |