Комитет по образованию администрации городского округа «Город Калининград»
муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
города Калининграда
средняя общеобразовательная школа №3
Приложение к ООП НОО
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
направление: социальное
«Тропинки к самому себе»
2 класс
2019-2020 учебный год
Составитель: Балашова Е.Ю.
(Ф.И.О.)
учитель начальных классов
(занимаемая должность)
г. Калининград
2019
Рабочая программа
курса внеурочной деятельности
направление: социальное
«Тропинки к самому себе»
2 класс
2019-2020 учебный год
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Тропинки к самому себе» разработана в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273 – ФЗ «Об образовании Российской Федерации» и Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утвержденный приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 (с изменениями и дополнениями).
Основная цель – создание условий для сохранения и формирования психологического здоровья учащихся.
Программа по внеурочной деятельности рассчитана на 2019-2020 учебный год. Общее количество часов - 68 часа, из расчета 2 раза в неделю.
Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностные результаты:
-самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни;
- психологическая культура: ценностное отношение к «внутреннему» миру человека, его интересам, предпочтениям, личностным качествам;
- эстетические потребности, ценности и чувства.
Курс «Тропинки к самому себе» способствует формированию у младших школьников следующих качеств личности:
- терпимость и уважение к интересам, предпочтениям, личностным качествам других людей;
- ответственность и чувство долга, милосердие, достоинство, уважение;
- трудолюбие;
- настойчивость;
- дисциплинированность;
- умение слушать;
- умение переживать, сочувствовать другим людям.
Метапредметные результаты:
Регулятивные универсальные учебные действия:
- предвосхищать результат;
- адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок;
- концентрация воли для преодоления интеллектуальных затруднений и физических препятствий;
- стабилизация эмоционального состояния для решения различных задач.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
- ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения;
- предлагать помощь и сотрудничество;
- определять цели, функции участников, способы взаимодействия;
- договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.
Познавательные универсальные учебные действия:
- ставить и формулировать проблемы;
- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера;
- узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебных предметов;
- запись, фиксация информации об окружающем мире, в том числе с помощью ИКТ, заполнение предложенных схем с опорой на прочитанный текст;
- установление причинно-следственных связей.
В результате освоения курса внеурочной деятельности, обучающиеся овладеют следующими знаниями, умениями и навыками:
- понятия «психология», «доверие», «общение», «жест», «мимика», «настроение», «чувства и их виды», «внимание», «память», «воображение», «мышление»;
- правила поведения в школе;
- правила вежливого поведения;
- правила доброжелательного общения с людьми;
- организовать совместную деятельность;
- пользоваться разными средствами общения;
- распознавать эмоциональные состояния, чувства свои и других людей;
- осознавать и выражать словами свои чувства и переживания;
- действовать в своей работе по правилам;
- оказывать взаимопомощь в ходе совместной деятельности;
- физически раскрепощаться, преодолевать замкнутость, скованность;
- распознавать эмоциональные состояния, чувства свои и других людей;
- подчиняться заданным правилам совместной деятельности;
- проводить аналитическое наблюдение;
- строить конструктивные взаимоотношения;
- выполнять учебные действия;
- осуществлять мыслительные операции.
Содержание курса внеурочной деятельности:
1.Вводное занятие (2 ч).
Знакомство учащихся с предметом «психология», с содержанием курса. Правила работы в группе. Выполнение упражнений:
«Паутинка», «Незаконченные предложения», «Поменяйтесь местами». Игры, дискуссия.
2.Тропинка доверия (10 ч).
Узнаём друг друга ближе. Выполнение упражнений на раскрытие личностных качеств обучающихся: «Это здорово!», « Вот я какой!». База нашего доверия. Я доверяю тебе. Диагностика адаптации и мотивации к занятиям. Игры, ролевые игры, дискуссии.
3. Тропинка самопознания (15 ч).
Я и моё тело. Я и мой язык. Я и моё настроение. Дискуссия, игры, ролевые игры. Мои эмоции. Знакомство с понятием «эмоция», «чувство». Виды эмоций и чувств. Отличие эмоций и чувств. Дискуссия, тренинг. Мой характер. Знакомство с чертами характера, проявляющимися в отношении к людям, труду вещам и т.д. Анализ сказок, выделение героев с различными чертами характера. Понятие о положительных и отрицательных чертах характера. Диагностика эмоционального благополучия и нравственного развития детей. Дискуссия, ролевые игры, тренинг.
4. Тропинка познания (22 ч).
Учимся быть внимательными (3 ч). Знакомство с понятием «внимание». Виды внимания. Роль внимания в жизни человека. Анализ причин невнимательности. Дискуссия, игра, тренинг. Знакомство с понятием «память». Виды памяти. Моя память. Тайны нашей памяти. Роль памяти в жизни человека. Знакомство с приемами запоминания. Дискуссия, игра, тренинг. Мое мышление. Понятие «мышление». Представление о видах мышления. Образное, наглядно – действенное, причинное мышление. Развиваем мышление. Дискуссия, ролевые игры. Страна «Вообразилия». Знакомство с понятием «воображение». Роль воображения в жизни человека. Дискуссия, тренинг. Мыслим и говорим. Говорим правильно. Знакомство с правилами правильной речи. Представление о мыслительной деятельности, ее значении в жизни человека. Диагностика познавательных процессов. Дискуссия, игры, тренинг.
5. Тропинка доброжелательного общения(17 ч).
Что такое общение? Понятие « Общение». Представление о значимости общения в жизни детей. Средства общения. Представление о средствах общения. Общение без слов. Представление о «невербальном общении». Правила доброжелательного общения. Раскрытие правил доброжелательного общения с окружающими людьми. Общаемся без ссор. Дискуссия, тренинг. Я и моя школа. Правила поведения в школе. Об уважительном и доброжелательном отношении к одноклассникам и педагогам. Диагностика отношений к педагогам. Соотнесение педагогов с чувствами, которые они вызывают у учащихся через игровую форму. Дискуссия, игра, ролевые игры, тренинг. Я и моя семья. Осознание отношений внутри семьи, формирование теплого отношения к ее членам, осознание ребенком себя как полноправного, принимаемого и любимого другими членами семьи. Диагностика эмоционального благополучия ребёнка в семье. Дискуссия, ролевые игры, тренинг. Правила вежливого поведения. О правилах вежливого поведения. Решение этических задач на основе имеющегося опыта. Эти разные люди. Индивидуальные особенности людей, понимание их. Внимательное, доброжелательное отношение людей друг к другу. Дискуссия, тренинг. Учимся понимать друг друга. Интонирование речи. Мимические выражения. Пантомимика. Развитие внимания, сочувствия, внимательности к окружающим людям. Учимся дружить. Умение учитывать интересы других в совместной деятельности. Дискуссия, тренинг.
6. Заключительное занятие (2 ч).
Игра-путешествие «Тропинки к самому себе».
Тематическое планирование
№п/п | Разделы | Количество часов |
1 | Вводное занятие | 2 |
2 | Тропинка доверия. | 10 |
3 | Тропинка самопознания. | 15 |
4 | Тропинка познания. | 22 |
5 | Тропинка доброжелательного общения. | 17 |
6 | Заключительное занятие | 2 |
| Итого | 68 ч |