Министерство образования и науки
Донецкой Народной Республики
Государственное профессиональное образовательное учреждение
«Донецкий электрометаллургический техникум»
СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Заместитель директора по УР Директор ГПОУ ДЭМТ
______________ Е.В. Донченко ______________ И.А. Караван
«___» ______ 2021 г. «__» ___________ 2021 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«ОП.10 Экономика отрасли»
специальность 15.02.12 Монтаж, техническое обслуживание и ремонт промышленного оборудования (по отраслям)
2021
Программа учебной дисциплины «ОП.10 Экономика отрасли» разработана на основе государственного образовательного стандарта по профессии среднего профессионального образования 15.02.12 Монтаж, техническое обслуживание и ремонт промышленного оборудования (по отраслям), утвержденного приказом Министерства образования и науки ДНР от 19.01.2021г. № 4-НП, зарегистрированного в Министерстве юстиции ДНР (рег. № 4280 от 03февраля 2021г.).
Организация разработчик: Государственное профессиональное образовательное учреждение «Донецкий электрометаллургический техникум»
Разработчик:
Шумская Л.А., специалист высшей квалификационной категории ГПОУ Донецкого электрометаллургического техникума
Рецензент:
Зайцева Л.С., ПЦК экономических дисциплин, преподаватель высшей квалификационной категории дисциплин профессионального цикла ГПОУ «Донецкий политехнический колледж»
Одобрена и рекомендована
с целью практического применения
цикловой комиссией экономических дисциплин
протокол № ___ от «____» ____________2021г.
Председатель ЦК__________ И.В. Древицкая
Рабочая программа переутверждена на 20___ / 20___ учебный год
Протокол № ____ заседания ЦК от «____» _____________20___г.
В программу внесены дополнения и изменения
(см. Приложение ____, стр.____)
Председатель ЦК _________________
Рабочая программа переутверждена на 20___ / 20___ учебный год
Протокол № ____ заседания ЦК от «____» _____________20___г.
В программу внесены дополнения и изменения
(см. Приложение ____, стр.____)
Председатель ЦК _________________
СОДЕРЖАНИЕ
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ | 4 |
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 10 |
3. УСЛОВИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 15 |
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 18 |
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«ОП.10 Экономика отрасли»
Рабочая программа учебной дисциплины «ОП.10 Экономика отрасли» предназначена для реализации государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности 15.02.12 Монтаж, техническое обслуживание и ремонт промышленного оборудования (по отраслям) базового уровня среднего профессионального образования.
Целью программы учебной дисциплины «ОП.10 Экономика отрасли» является формирование у студентов экономического мировоззрения и воспитания экономической культуры, освоение на базовом уровне знаний об экономических законах, закономерностях и экономической деятельности предприятия.
Программа предусматривает подготовку студентов:
- к развитию экономического образа мышления;
- к воспитанию ответственности за принятие экономических решений; уважения к труду и предпринимательской деятельности;
- к освоению системы знаний об экономической деятельности предприятия;
- к овладению умения получать и критически осмысливать экономическую информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; подходить к событиям общественной и политической жизни с экономической точки зрения;
- к использованию информационно-коммуникационных технологий в профессиональной деятельности.
Реализация программы дисциплине «ОП.10 Экономика отрасли» будет способствовать решению следующих задач, направленных на формирование у студентов навыков:
- сознательного и ответственного отношения к поиску и использования информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач;
- решение практических задач, отражающих типичные экономические ситуации;
- применение полученных знаний для определения экономически рационального поведения и порядка действовать в конкретных ситуациях.
Организация учебного процесса по учебной дисциплине «ОП.10 Экономика отрасли» в условиях образовательного учреждения при очной форме обучения осуществляется в форме лекций, семинаров, практических занятий, формы контроля: текущий - устный и письменный опрос и итоговый – экзамен.
В основе программы дисциплины лежат следующие нормативные документы:
Государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям);
Приказ МОН ДНР № 328 от 20.07.2015г. «О порядке организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования»;
Учебный план УЗ СПО ДЭМТ по 15.02.12 Монтаж, техническое обслуживание и ремонт промышленного оборудования (по отраслям).
Область применения программ
Рабочая программа учебной дисциплины «ОП.10 Экономика отрасли» является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ГОС по специальности 15.02.12 Монтаж, техническое обслуживание и ремонт промышленного оборудования (по отраслям) от 19.01.2021г. № 4-НП, зарегистрированного в Министерстве юстиции ДНР (рег. № 4280 от 03 февраля 2021г.). и соответствующих общих и профессиональных компетенций.
Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы.
Учебная дисциплина имеет практическую направленность и имеет межпредметные связи с общепрофессиональными дисциплинами ОП. 01 Инженерная графика, ОП. 02 Материаловедение, ОП. 03 Техническая механика, ОП.04 Метрология, стандартизация и подтверждение соответствия, ОП. 05 Электротехника и основы электроника, ОП.06 Технологическое оборудование, ОП. 07 Технология отрасли, ОП.08 Обработка металлов резанием, станки и инструменты, ОП. 09 Охрана труда и бережливое производство, ОП.11 Информационные технологии в профессиональной деятельности, ОП.12 Безопасность жизнедеятельности, профессиональными модулями ПМ.01.Осуществлять монтаж промышленного оборудования и пусконаладочные работы, ПМ.02. Осуществлять техническое обслуживание и ремонт промышленного оборудования и ПМ. 03.Организовывать ремонтные, монтажные и наладочные работы по промышленному оборудованию.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
- оформлять первичные документы по учету рабочего времени, выработки, заработной платы, простоев;
- рассчитывать основные технико-экономические показатели деятельности подразделения (организации);
- разрабатывать бизнес–план.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
- действующие законы и иные нормативные правовые акты, регулирующие производственно-хозяйственную деятельность;
- материально-технические, трудовые и финансовые ресурсы отрасли и организации, показатели их эффективного использования;
- методики расчета основных технико-экономических показателей деятельности организации;
- методику разработки бизнес-плана;
- механизмы ценообразования на продукцию (услуги), формы оплаты труда в современных условиях;
- основы маркетинговой деятельности, менеджмента и принципы делового общения; основы организации работы коллектива исполнителей; основы планирования, финансирования и кредитования организации;
- особенности менеджмента в области профессиональной деятельности;
- производственную и организационную структуру организации.
В результате освоения учебной дисциплины студент должен овладеть общими и профессиональными компетенциями:
- Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам (ОК 01).
- Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности (ОК 02).
- Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие (ОК 03).
- Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами (ОК 04).
- Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке с учетом особенностей социального и культурного контекста (ОК 05).
- Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей (ОК 06).
- Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях (ОК 07).
- Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержания необходимого уровня физической подготовленности (ОК 08).
- Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности (ОК 09).
- Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках (ОК 10).
- Планировать предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере (ОК 11).
- Осуществлять работы по подготовке единиц оборудования к монтажу (ПК 1.1).
- Проводить монтаж промышленного оборудования в соответствии с технической документацией (ПК 1.2).
- Проводить регламентные работы по техническому обслуживанию промышленного оборудования в соответствии с документацией завода-изготовителя (ПК 2.1).
- Осуществлять диагностирование состояния промышленного оборудования и дефектацию его узлов и элементов (ПК 2.2).
- . Проводить ремонтные работы по восстановлению работоспособности промышленного оборудования (ПК 2.3).
- Выполнять наладочные и регулировочные работы в соответствии с производственным заданием (ПК 2.4).
- Определять оптимальные методы восстановления работоспособности промышленного оборудования (ПК 3.1)
- Разрабатывать технологическую документацию для проведения работ по монтажу, ремонту и технической эксплуатации промышленного оборудования в соответствии требованиями технических регламентов (ПК 3.2).
- Определять потребность в материально-техническом обеспечении ремонтных, монтажных и наладочных работ промышленного оборудования (ПК 3.3).
- Организовывать выполнение производственных заданий подчиненным персоналом с соблюдением норм охраны труда и бережливого производства (ПК 3.4).
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы учебной дисциплины
Максимальная учебная нагрузка обучающегося 87 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 87 часов;
промежуточная аттестация – 2 часа.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка | 87 |
Обязательная учебная нагрузка | 87 |
в том числе: | |
лекции | 67 |
практические занятия | 18 |
Самостоятельная работа1 | - |
Промежуточная аттестация | 2 |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «ОП.10 Экономика отрасли»
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) (если предусмотрены) | Объем часов | Уровень освоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
Тема 1.1. Экономическая наука, производственные потребности общества. Экономические ресурсы отрасли, предприятия | Содержание учебного материала | 6 | |
Л1 | Предмет и задачи экономики отрасли. Сферы и подразделения экономики. Отрасли экономики: понятие, роль и значение в системе рыночной экономики. Особенности отрасли, современное состояние, перспективы развития. | 2 | 2, 3 |
Л2 | Межотраслевые комплексы, технические, сырьевые, трудовые и финансовые ресурсы отрасли и организации: назначение, характеристика, особенности формирования, показатели их эффективного использования. Отраслевой рынок труда, его характерные черты и особенности. Основные показатели развития отрасли в условиях рынка. | 2 |
Практические занятия | 2 | |
П1 | Расчет и анализ производственных возможностей | 2 |
Тема 1.2. Организация (предприятие) как хозяйствующий субъект в рыночной экономике | Содержание учебного материала | 6 |
Л3 | Предпринимательская деятельность: сущность, признаки, виды. Виды предприятий в отрасли. Учредительный договор, Устав и паспорт организации (предприятия). | 2 | 2, 3 |
Л4 | Организация (предприятие): понятие, цель деятельности, основные экономические характеристики. Организационно – правовые формы организаций. Объединения организаций. | 2 |
Практические занятия | 1 | |
П2 | Анализ и определение организационно-правовых форм предприятий | 1 |
Тема 1.3. Основной капитал и его роль в производстве | Содержание учебного материала | 14 | |
Л5 | Понятие, состав и структура основных фондов. Оценка и классификация основных фондов. | 2 | 2, 3 |
Л6 | Износ и амортизация основных фондов. | 2 |
Л7 | Оценка наличия, состояния и движения основных фондов. | 2 |
Л8 | Показатели эффективности использования основных фондов, пути ее повышения. | 2 |
Л9 | Производственная мощность, ее сущность, виды и факторы ее определяющие. | 2 |
Практические занятия | 4 | |
П3 | Начисление амортизации различными способами. | 2 |
П4 | Определение показателей состояния и движения основных фондов. | 1 |
П5 | Расчет показателей эффективности использования основного капитала. | 1 |
Тема 1.4. Оборотный капитал | Содержание учебного материала | 10 |
Л10 | Оборотные средства: понятие, состав, структура, источники формирования. Кругооборот оборотных средств. | 2 | 2, 3 |
Л11 | Определение потребности предприятия в оборотных средствах. | 2 |
Л12 | Порядок нормирования оборотных средств. | 2 |
Практические занятия | 4 | |
П6 | Определение показателей оборачиваемости оборотных средств и суммы высвобождаемых оборотных средств. | 2 |
П7 | Определение суммы капитальных вложений. Определение экономического эффекта и срока окупаемости капитальных вложений | 2 |
Тема 1.5. Кадры, производительность труда и оплата труда в организации | Содержание учебного материала | 12 |
Л13 | Кадры организации и производительность труда. Персонал организации: понятие, классификация. | 2 | 2, 3 |
Л14 | Списочных и явочный состав работников. Среднесписочная численность. | 2 |
Л15 | Производительность труда. Методы измерения производительности труда. Факторы и резервы роста производительности труда. | 2 |
Л16 | Сущность и принципы оплаты труда. Тарифная система и ее элементы. Формы и системы оплаты труда. Надбавки и доплаты. Бестарифная система оплаты труда. Фонд оплаты труда и его структура. | 2 |
Практические занятия | 4 | |
П8 | Определение показателей производительности труда, резервов ее роста | 2 |
П9 | Определение заработной платы по различным категориям работающих | 2 |
Тема 1.6. Издержки, цена, прибыль и рентабельность – основные показатели деятельности организации (предприятия) | Содержание учебного материала | 11 |
Л17 | Понятие расходов организации, их состав. Понятие себестоимости продукции, ее виды. Значение себестоимости и пути ее оптимизации. | 2 | 2, 3 |
Л18 | Группировка затрат по статьям калькуляции. Методы калькулирования. Смета затрат на производство продукции. Управление издержками на предприятии. | 2 |
Л19 | Понятие, функции, виды цен. Классификация цен. Порядок ценообразования на предприятии. | 2 |
Л20 | Понятие доходов организации, их состав. Формирование прибыли. Чистая прибыль и ее распределение. Рентабельность и ее виды. | 2 | |
Практические занятия | 3 | |
П8 | Определение видов издержек и расчет затрат на производство | 2 |
П9 | Определение оптовых и розничных цен на продукцию | 1 |
Тема 1.7. Основы планирования, финансирования и кредитования организации | Содержание учебного материала | 8 |
Л21 | Сущность внутрифирменного планирования, принципы и методы планирования, виды планов. . | 2 | 2 |
Л22 | Значение, структура, содержание и методологические основы разработки бизнес-плана. | 2 |
Л23 | Характеристика экономических показателей организации. Методика расчета основных технико-экономических показателей организации. | 2 |
Л24 | Понятие, функции, классификация финансов. Финансовые ресурсы организации. Финансовый план. Денежные фонды организации. Кредит и кредитная система. Смешанные формы финансирования организаций | 2 |
Тема 1.8. Основные понятия менеджмента | Содержание учебного материала | 14 | |
Л25 | Понятие менеджмента, сущность менеджмента, цели и задачи менеджмента, этапы развития менеджмента. Особенности менеджмента в области профессиональной деятельности. | 2 | 2 |
Л26 | Виды и уровни менеджмента. Методы управления: понятие, классификация, направленность, содержание, организационная форма методов, взаимосвязь. | 2 |
Л27 | Организация как функция менеджмента: понятие, значение. Типы организационных структур, их преимущества и недостатки, принципы построения | 2 |
Л28 | Стиль менеджмента: понятие и вид. Делегирование, ответственность, полномочия. Коммуникация как функция менеджмента: понятие, значение. | 2 |
Л29 | Принятие управленческих решений как функция менеджмента. | 2 |
Л30 | Деловое общение: понятие общения, принципы общения. | 2 |
Л31 | Управление конфликтами и стрессами | 2 |
Тема 1.8. Основные понятия маркетинга | Содержание учебного материала | 5 | |
Л32 | Основные понятия маркетинга. Классификация маркетинга. Роль производства и реализации товаров, работ и услуг в обществе. Понятие нужды и потребности. Иерархия потребностей по А. Маслоу. | 2 | |
Л33 | Сегментирование рынка один из видов маркетинга. Основные понятия и виды сегментирования рынка потребителей. Маркетинговая деятельность организаций. | 1 | |
Дифференцированный зачет: | 2 |
Всего: | 87 |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1 – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2 – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);
3 – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).
3. Условия реализации программы учебной дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета ОП.01 Экономики организации.
Оборудование кабинета экономики:
– доска учебная;
рабочие места по количеству обучающихся;
рабочее место преподавателя;
раздаточного дидактического материала.
Технические средства обучения:
– компьютер;
– средства аудиовизуализации;
– наглядные пособия (натуральные образцы, муляжи, плакаты, DVD фильмы, мультимедийные пособия).
3.4. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, интернет-ресурсов, дополнительной литературы.
Основные источники:
1. Закон ДНР. ГРАЖДАНСКИЙ КОДЕКС ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ № 81-IIHC, принят постановлением Народного Совета от 13 декабря 2019 года. Форма доступа: https://gisnpa-dnr.ru/npa/0002-81-iihc-20191213-k3/.
2. Закон ДНР. Об оплате труда, принят постановлением Народного Совета №19-IHC от 6 марта 2015 года. Форма доступа: https://gisnpa-dnr.ru/npa/0002-19-ihc-20150306/.
3. Закон ДНР. О налоговой системе, принят постановлением Народного Совета 25 декабря 2015 года. Форма доступа:DNR LIVE: http://dnr-live.ru/zakon-dnr-o-nalogovoy-sisteme/.
4. Горфинкель В. Я., Швандер В. А. Экономика предприятия: Учебник/В. Я. Горфинкель. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015. - 609 с.
5. Волков О.И. Экономика предприятия [Текст]/Волков О.И. – М: Инфра-М, 2010.
6. Грибов В.Д. Экономика организации (предприятия) [ Текст] /Грибов В.Д. – М,: Кнорус, 2010.
7. Драчева Е.Л., Юликов Л.И. Менеджмент: учебник для сред. проф. образования / Е.Л. Драчева, Л.И. Юликов М.: Издательский центр «Академия»,2013. – 304 с.
Косьмин А.Д., Свинтицкий Н.В., Косьмина Е.А..Менеджмент: учебник для сред. проф. образования / А.Д. Косьмин, Н.В. Свинтицкий, Е.А. Косьмина. М.: Академия, 2013.
Липсиц И.В. Основы экономики: учебник для сред. спец. учеб. заведений / И.В. Липсиц. – 3-е изд., перераб.
Минаков И.А. Экономика сельского хозяйства [Текст]/Минаков И.А. – М: «Колос», 2011.Семенов В. Н. Экономика предприятия: Учебник/ В. Н. Семенов. – СПб.: Питер, 2014. – 416 с.
Носова С.С. Основы экономики: учебник СПО. / С.С. Носова. - Москва :КноРус, 2015. - 312 с.
Чечевицина Л. Н. Экономика предприятия: Учебник/ Чечевицына Л.Н., Чечевицына Е. В. – Ростов–на–Дону: Феникс, 2015. – 400 с.
Дополнительные источники:
1. Волков О. И. Экономика предприятия: Курс лекций/ О. И. Волков. - ИНФРА – М, 2015. – 288 с.
2. Скляренко В.К. Экономика предприятия: Учебник/ В. К. Скляренко, В. М. Прудников. - М.: Инфра - М, 2015. – 505 с.
3. Яркина Т.В. Основы экономики предприятия: Краткий курс. Учебное пособие для студентов вузов и средних специальных заведений. [Текст]/ М., 2009.
Интернет-ресурсы:
Библиотека: научные, информационно - аналитические материалы попроблемам экономики организации (тексты книг, методических пособий) [Электронный ресурс]: /www.economictheory.narod.ru.- Режим доступа - //www.economictheory.narod.ru/ b_cataloque.htm, свободный. – Загл. с экрана.
Экономический портал: лекции по экономике, книги, учебные мате
риалы [Электронный ресурс]: / www. econportal.ru. - Режим доступа-
//www. econportal.ru. / index. php, свободный. – Загл. с экрана.
Электронный ресурс «Экономика организации». Форма доступа:
www.ofguu.ru/_files/Экономика организаци.pdf
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
уметь: | Текущий контроль: - защита отчетов по практическим/ лабораторным занятиям; - оценка заданий для внеаудиторной (самостоятельной) работы - экспертная оценка демонстрируемых умений, выполняемых действий в процессе практических/лабораторных занятий Промежуточная аттестация: - экспертная оценка выполнения практических заданий на зачете/экзамене |
- оформлять первичные документы по учету рабочего времени, выработки, заработной платы, простоев; |
- рассчитывать основные технико-экономические показатели деятельности подразделения (организации); |
- разрабатывать бизнес–план; |
знать | Текущий контроль при проведении: -письменного/устного опроса; -тестирования; -оценки результатов внеаудиторной (самостоятельной) работы (докладов, рефератов, теоретической части проектов, учебных исследований и т.д.) Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета в виде: -письменных/ устных ответов, -тестирования. |
- действующие законы и иные нормативные правовые акты, регулирующие производственно-хозяйственную деятельность; |
- материально-технические, трудовые и финансовые ресурсы отрасли и организации, показатели их эффективного использования; |
- методики расчета основных технико-экономических показателей деятельности организации; |
- методику разработки бизнес-плана; |
- механизмы ценообразования на продукцию (услуги), формы оплаты труда в современных условиях; |
- основы маркетинговой деятельности, менеджмента и принципы делового общения; основы организации работы коллектива исполнителей; основы планирования, финансирования и кредитования организации; |
- особенности менеджмента в области профессиональной деятельности; |
- формы оплаты труда; |
- производственную и организационную структуру организации. |
1Примерная тематика самостоятельных работ в рамках образовательной программы планируется образовательной организацией с соответствии с требованиями ФГОС СПО в пределах объема учебной дисциплины в количестве часов, необходимом для выполнения заданий самостоятельной работы обучающихся, предусмотренных тематическим планом и содержанием учебной дисциплины.