ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная рабочая учебная программа по математике для 1 класса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования на основе авторской программы М.И.Моро, Ю.М.Колягина, М.А.Бантовой, Г.В.Бельтюковой, С.И.Волковой, С.В.Степановой «Математика», утверждённой Министерства образования и науки РФ, УМК «Школа России».
Программа разработана в соответствии с ООП НОО и учебным планом МАОУ НОШ № 53.
На изучение математики отводится 540 ч, из них в 1 классе, согласно учебному плану школы, выделяется 127 часов.
Вариативная часть программы представлена внутрипредметным модулем «Математика и конструирование» - 21 час.
Целями внутрипредметного модуля являются:
развитие интереса к математике как учебному предмету;
развитие таких мыслительных процессов, как анализ, синтез, классификация, обобщение;
развитие мелкой моторики
Цели изучения программы:
создание благоприятных условий для полноценного интеллектуального развития каждого ребенка на уровне, соответствующем его возрастным особенностям и возможностям, и обеспечение необходимой и достаточной математической подготовки ученика для дальнейшего обучения.
организация работы по развитию мышления ребенка, формированием его творческой деятельности.
Задачи:
создать условия для формирования логического и абстрактного мышления у младших школьников на входе в основную школу как основы их дальнейшего эффективного обучения;
сформировать набор необходимых для дальнейшего обучения предметных и общеучебных умений на основе решения как предметных, так и интегрированных жизненных задач;
обеспечить прочное и сознательное овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, для изучения смежных дисциплин, для продолжения образования; обеспечить интеллектуальное развитие, сформировать качества мышления, характерные для математической деятельности и необходимые для полноценной жизни в обществе;
сформировать представление об идеях и методах математики, о математике как форме описания и методе познания окружающего мира;
сформировать представление о математике как части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для общественного прогресса;
сформировать устойчивый интерес к математике на основе дифференцированного подхода к учащимся;
выявить и развить математические и творческие способности на основе заданий, носящих нестандартный, занимательный характер.
Направления работы с обучающимися с задержкой психического развития:
развитие образного и логического мышления, воображения;
формирование предметных умений и навыков, необходимых для успешного решения учебных и практических задач, продолжения образования;
освоение основ математических знаний, формирование первоначальных представлений о математике;
формирование интереса к математике, стремления использовать математические знания в повседневной жизни.
обеспечение необходимого уровня математического развития учащихся;
создание условий для общего умственного развития детей на основе овладения математическими знаниями и практическими действиями;
развитие творческих возможностей учащихся;
формирование и развитие познавательных интересов.
Наряду с общеобразовательными ставятся следующие коррекционно-развивающие задачи:
восполнение пробелов дошкольного математического развития учащихся путем обогащения их чувственного опыта, организации предметно-практической деятельности;
специальная подготовка учащихся к восприятию новых и трудных тем;
обучение поэтапным действиям (в материализованной форме, в речевом плане без наглядных опор, в умственном плане);
развитие общеинтеллектуальных умений и навыков;
активизация познавательной деятельности, развитие зрительного и слухового восприятия;
активизация словаря учащихся в единстве с формированием математических понятий;
воспитание положительной учебной мотивации, формирование интереса к математике;
развитие навыков самоконтроля, формирование навыков учебной деятельности.
Первоначальной задачей является накопление детьми практического опыта действий с реальными предметами, что даст им возможность лучше усвоить основные математические понятия и отношения
Учебно - тематический план
№ | Тема | Кол-во часов |
1. | Подготовка к изучению чисел. Пространственные и временные представления | 6 |
2. | Числа от 1 до 10. Число о. Нумерация | 22 |
3. | Числа от 1 до 10. Сложение и вычитание | 48 |
4. | Числа от 1 до 20. Нумерация | 9 |
5. | Числа от 1 до 20. Сложение и вычитание | 22 |
6. | Итоговое повторение | 4 |
| Всего | 106 |
7. | Внутрипредметный модуль «Математика и конструирование» | 21 |
| Итого | 127 |
Содержание программы
1 класс (127 ч)
Пространственные и временные отношения. Геометрические фигуры
Сравнение предметов по размеру (больше – меньше, выше – ниже, длиннее – короче) и форме 9 круглый, квадратный, треугольный и др.)
Пространственные представления, взаимное расположение предметов: вверху, внизу, выше – ниже, слева – справа, ближе – дальше, спереди – сзади, после, между. Взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости.
Направления движения: слева направо, справа налево, сверху вниз, снизу вверх.
Временные представления: сначала, потом, до, после, раньше, позже.. Сравнение групп предметов.
Числа от 1 до 10 и число 0
Нумерация
Названия, последовательность и обозначение чисел от 1 до 10. Счёт предметов. Получение числа прибавлением 1 к предыдущему числу, вычитанием 1 из числа, непосредственно следующего за ним при счёте. Число 0. Его получение и обозначение.
Сравнение чисел.
Равенство, неравенство. Знаки «больше», «меньше», «равно».
Состав чисел 2,3,4,5.
Точка. Линии: кривая, прямая. Отрезок. Ломаная. Многоугольник. Углы, вершин, стороны многоугольника.
Длина отрезка. Единица длины: сантиметр.
Решение задач в одно действие на сложение и вычитание (на основе счёта предметов).
Сложение и вычитание
Конкретный смысл и названия действий сложения и вычитания. Знаки «+» (плюс), «-» (минус), «=»(равно).
Названия компонентов и результата сложения и вычитания. Нахождение значений числовых выражений в 1-2 действия без скобок.
Переместительное свойство сложения.
Приёмы вычислений: прибавление (вычитание) числа по частям, вычитание на основе знания соответствующего случая сложения.
Таблица сложения однозначных чисел и соответствующие случаи вычитания. Отношения «больше на…», «меньше на …». Нахождение числа, которое на несколько единиц больше или меньше данного.
Сложение и вычитание с числом 0.
Решение задач в 1 действие на сложение и вычитание.
Числа от 1 до 20
Нумерация
Названия и последовательность чисел от 1 до 20.
Десятичный состав чисел от 11 до 20. Чтение и запись чисел от 11 до 20. Сравнение чисел.
Сложение и вычитание вида 10 + 7, 17-7, 17 - 10.
Сравнение чисел с помощью вычитания..
Единица времени: час. Определение времени по часам с точностью до часа. Единицы длины: сантиметр, дециметр. Соотношение между ними.
Единица массы: килограмм.
Единица вместимости: литр.
Табличное сложение и вычитание
Сложение двух однозначных чисел, сумма которых больше чем 10, с использованием изученных приёмов вычислений. Таблица сложения и соответствующие случаи вычитания. Решение задач в 1-2 действие на сложение и вычитание.
Итоговое повторение
Внутрипредметный модуль «Математика и конструирование»
№ | Тема | Кол-во часов |
1. | Точки пересечения прямых линий | 1 |
2. | Вертикальное и горизонтальное расположение прямых линий | 1 |
3 | Основное свойство прямых линий. Вычерчивание отрезков. Сравнение отрезков по длине | 1 |
4. | Обозначение геометрических фигур буквами | 1 |
5. | Схематический чертеж как результат сравнения двух групп предметов | 1 |
6. | Практическая работа. Конструирование модели самолета из полосок бумаги | 1 |
7. | Практическая работа. Конструирование аппликации песочницы. | 1 |
8. | Луч. Сравнение прямой, отрезка и луча. Сравнение длин отрезков с использованием циркуля | 1 |
9. | Сантиметр как единица измерения длины. Вычерчивание отрезков заданной длины | 1 |
10. | Угол. Развернутый угол. Виды углов: прямой, острый, тупой. Сравнение и вычерчивание углов | 1 |
11. | Ломаная линия. Элементы ломаной: звено, вершина | 1 |
12. | Изготовление модели ломаной линии. Вычерчивание незамкнутой линии | 1 |
13. | Многоугольник - замкнутая линия. Углы. Вершины. Стороны многоугольника | 1 |
14. | Прямоугольник. Свойство сторон прямоугольника. Вычерчивание прямоугольника на клетчатой бумаге | 1 |
15. | Квадрат. Составление квадрата из заданных фигур. Вычерчивание квадрата на клетчатой бумаге | 1 |
16. | Изготовление моделей прямоугольника и квадрата заданных размеров | 1 |
17. | Дециметр и метр как единицы измерения длины | 1 |
18. | Практическая работа «Изготовление геометрического набора треугольников» | 1 |
19. | Практическая работа «Аппликации из геометрических фигур» | 1 |
20-21. | Знакомство с технологией оригами. Изготовление способом оригами изделий: «Гриб», «Бабочка», «Рыба», «Зайчик». | 2 |
Планируемые результаты освоения программы
Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты
Чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России.
Осознание роли своей страны в мировом развитии; уважительное отношение к семейным
ценностям, бережное отношение к окружающему миру.
Целостное восприятие окружающего мира.
Развитая мотивация учебной деятельности и личностного смысла учения,
заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий; творческий подход к выполнению заданий.
Рефлексивная самооценка, умение анализировать свои действия и управлять ими.
Навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками.
Установка на здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, к
работе на результат
Метапредметные результаты
Способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства и способы её осуществления.
Овладение способами выполнения заданий творческого и поискового характера.
Умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её выполнения; определять наиболее эффективные способы достижения результата.
Способность использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных и практических задач. Использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач.
Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве Интернета), сбора, обработки, анализа, организации и передачи информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета, в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры компьютера, фиксировать (записывать) результаты измерения величин и анализировать изображения, звуки, готовить своё выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением.
Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, настроения рассуждений, отнесение к известным понятиям.
Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою точку зрения; излагать и аргументировать своё мнение.
Определение общей цели и путей её достижения: умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов и процессов в соответствии с содержанием учебного предмета «Математика».
Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Математика».
Предметные результаты
Использование приобретённых математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также для оценки их количественных и пространственных отношений.
Овладение основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи, основами счёта, измерения, прикидки результата и его оценки.
Приобретение начального опыта применения математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач.
Умения выполнять устно арифметические действия с числами и числовыми выражениями, решать текстовые задачи, исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры
Приобретение первоначальных навыков работы на компьютере (набирать текст на клавиатуре, работать с «меню», находить информацию по заданной теме, распечатывать её на принтере).
К концу обучения в первом классе ученик научится:
называть предмет, расположенный левее (правее), выше (ниже) данного предмета, над (под, за) данным предметом, между двумя предметами;
называть натуральные числа от 1 до 20 в прямом и в обратном порядке, следующее (предыдущее) при счете число;
определять число, большее (меньшее) данного числа (на несколько единиц);
распознавать геометрическую фигуру (точку, отрезок, треугольник, квадрат, пятиугольник, куб, шар);
различать:
число и цифру;
знаки арифметических действий;
круг и шар, квадрат и куб;
многоугольники по числу сторон (углов);
направления движения (слева направо, справа налево, сверху вниз, снизу вверх);
читать:
числа в пределах 20, записанные цифрами;
записи вида 3 + 2 = 5, 6 – 4 = 2, 5 2 = 10, 9 : 3 = 3;
сравнивать
предметы с целью выявления в них сходства и различий;
предметы по размерам (больше, меньше);
два числа (больше, меньше, больше на, меньше на);
данные значения длины;
отрезки по длине;
воспроизводить:
результаты табличного сложения любых однозначных чисел;
результаты табличного вычитания однозначных чисел;
способ решения задачи в вопросно-ответной форме;
распознавать:
Ученик получит возможность научиться:
моделировать:
отношения «больше», «меньше», «больше на», «меньше на» с использованием фишек, геометрических схем (графов) с цветными стрелками;
ситуации, иллюстрирующие арифметические действия (сложение, вычитание, умножение, деление);
ситуацию, описанную текстом арифметической задачи, с помощью фишек или схематического рисунка;
характеризовать:
расположение предметов на плоскости и в пространстве;
расположение чисел на шкале линейки (левее, правее, между);
результаты сравнения чисел словами «больше» или «меньше»;
предъявленную геометрическую фигуру (форма, размеры);
расположение предметов или числовых данных в таблице (верхняя, средняя, нижняя) строка, левый (правый, средний) столбец;
анализировать:
текст арифметической задачи: выделять условие и вопрос, данные и искомые числа (величины);
предложенные варианты решения задачи с целью выбора верного или оптимального решения;
классифицировать:
упорядочивать:
предметы (по высоте, длине, ширине);
отрезки в соответствии с их длинами;
числа (в порядке увеличения или уменьшения);конструировать:
алгоритм решения задачи;
несложные задачи с заданной сюжетной ситуацией (по рисунку, схеме);
контролировать:
свою деятельность (обнаруживать и исправлять допущенные ошибки);оценивать:
расстояние между точками, длину предмета или отрезка (на глаз);
предъявленное готовое решение учебной задачи (верно, неверно);решать учебные и практические задачи:
пересчитывать предметы, выражать числами получаемые результаты;
записывать цифрами числа от 1 до 20, число нуль;
решать простые текстовые арифметические задачи (в одно действие);
измерять длину отрезка с помощью линейки;
изображать отрезок заданной длины;
отмечать на бумаге точку, проводить линию по линейке;
выполнять вычисления (в том числе вычислять значения выражений, (содержащих скобки);
ориентироваться в таблице: выбирать необходимую для решения задачи информацию
Основные требования к знаниям и умениям учащихся с ЗПР:
Учащиеся узнают:
последовательность чисел от 1 до 20 и обратный счет от 20 до 1;
таблицу сложения однозначных чисел и соответственные случаи вычитания (на уровне автоматизированного навыка);
термины: «прямой угол», «кривая линия», «окружность», «овал», «круг»;
соотношения между длинами длины: см, дм;
правила безопасности при работе ручным инструментом.
Учащиеся научатся:
читать, записывать и сравнивать числа от 1 до 20;
находить сумму и разность чисел в пределах 20, в более легких случаях – устно, в более сложных – письменно;
решать задачи в одно действие, раскрывающие конкретный смысл действий сложения и вычитания, а также задачи на нахождение числа, которое на несколько единиц больше (меньше) данного;
начертить и изготовить модель отрезка, угла, прямоугольника, квадрата, круга, прямоугольника;
измерять и сравнивать отрезки, в том числе длины сторон прямоугольника;
переводить одни единицы измерения в другие;
самостоятельно изготавливать несложные изделия по описанию, проводить анализ образца изготовленного изделия.
Формы и средства контроля знаний:
входной мониторинг готовности к обучению;
самоконтроль - при введении нового материала;
взаимоконтроль - в процессе его отработки;
итоговый мониторинг образовательных достижений.
5. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение курса
Состав учебно-методического комплекса по предмету
Для учащихся | Для учителя |
1 класс в 2-х частях. Рабочая тетрадь по математике в 2-х частях. Авторы Моро М.И., Степанова С.В. Дидактическое пособие «Спектра» Дидактическое пособие «Палитра» Дидактическое пособие «Арифметика – 1» Дидактическое пособие «Кораблики» Дидактическое пособие «Математическая пирамида» | «Математика» 1класс (1-2) Моро М. И. , Бантова М. А., Бельтюкова Г. А., Москва « Просвещение» 2011. « Рабочая тетрадь» 1класс (1 -2)Моро М. И., Волкова С. И. Москва Просвещение 2011. Пупышева О. Н. Олимпиадные задания по математике 1 - 4 класс. Москва Просвещение 2007. Ракитина М. А. Дидактические материалы. 1класс.Москва АСТ 2009. .Рудницкая В.Н. Тесты по математике .1 класс. Москва АСТ 2010. Уроки математики. 1 класс. Пособие для учителя. Степанова С.В. Контрольные работы по математике. 1 кл.: к учебнику М.И. Моро и др. Автор: В.Н. Рудницкая-М.: Экзамен,2007. Уткина Н.Г., Улитина Н.В., Юдачева Т.В. Дидактический материал по математике для 1 класса четырёхлетней нач. шк.: Пособие для учащихся. – М.: АРКТИ, 2001. Рудницкая В.Н. Тесты по математике: 1 класс: к учебнику М.И.Моро и др. «Математика. 1 класс. В 2-х частях»/ В.Н. Рудницкая. – М.: Издательство «Экзамен», 2009 |
Список литературы
ФГОС НОО
Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2-х частях. Издательство «Просвещение»
Сборник рабочих программ. Система учебников «Школа России». Издательство «Просвещение»
Основная образовательная программа начального общего образования МАОУ НОШ № 53
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания. ФГОС НОО. Издательство «Просвещение»
Ковалева Г.С., Логинова О.Б. Планируемые результаты начального общего образования
Ковалёва Г.С. Оценка достижений планируемых результатов в начальной школе. Система заданий в 2-х частях
15