Пояснительная записка
Пионербол (по правилам волейбола)- мощное средство агитации и пропаганды физической культуры и спорта в начальной школе. Игровая и тренировочная деятельность оказывает комплексное и разностороннее воздействие на организм занимающихся. Пионербол развивает основные физические качества - быстроту, ловкость, выносливость, силу, повышает функциональные возможности, формирует различные двигательные навыки и постепенно готовит детей к более сложной игре - волейболу. Круглогодичные занятия пионерболом в самых различных климатических и метеорологических условиях способствует физической закалке, повышает сопротивляемость организма к заболеваниям и усиливают его адаптационные возможности. При этом воспитываются важные привычки к постоянному соблюдению бытового, трудового, учебного и спортивного режимов. Это во многом способствует формированию здорового образа жизни, достижению творческого долголетия. Программа по предмету «Игра в пионербол» для 2 классов начальной школы общеобра-зовательных учреждений основывается на курсе «Физическая культура», что является составной частью программы по физической культуры для 1-11 классов под общей редакцией В.И.Ляха в утверждённой министерством образования и науки (2007 год), в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта начального образования.
Программа рассчитана на 35 уроков в году (1 раз в неделю).
Направление программы: спортивно-оздоровительное.
Возраст детей, на которых ориентирована программа: дети младшего школьного возраста 8-9 лет.
Цели и задачи программы
Цели программы:
обеспечение прав и возможностей учащихся начальных классов на удовлетворение их потребностей на занятиях физической культурой и спортом;
создание условий для занятий пионерболом по месту учебы;
проведение соревнований по пионерболу среди учащихся общеобразовательных школ;
Задачи программы:
приобретение учащимися общеобразовательной школы знаний о физической культуре, понимания её значения в жизнедеятельности человека;
укрепление здоровья учащихся, содействие их правильному физическому развитию и повышению работоспособности;
формирование средствами физической культуры нравственных качеств у детей;
совершенствование у учащихся жизненно-важных умений и навыков, относящихся к физической культуре:
развитие у учащихся основных физических качеств: ловкости, быстроты, гибкости, силы, выносливости;
освоение учащимися физических упражнений из видов спорта, включенных в учебную программу (гимнастика, легкая атлетика и др.).
освоение учащимися простейших способов самоконтроля за физической нагрузкой;
привитие учащимся потребностей в систематических занятиях физической культурой и спортом.
Общая характеристика
Особенностью программы является то, что она, основываясь на курсе обучения игре в пио-нербол, раскрывает обязательный минимум учебного материала для такого рода программ. Курс обучения игре в пионербол и технические приемы, которые в ней задействуются, со-держат в себе большие возможности не только для формирования двигательных навыков у детей и развития их физических способностей, но и также служат примером нравственного воспитания учащихся. Игра в пионербол развивает у школьников стремление к познанию, вырабатывает волю и характер, формирует чувство коллективизма, и способствует станов-лению личности. В рамках этой программы осуществляется проведение системного отбора учащихся, имеющих задатки и способности к дальнейшей спортивной ориентации и профессиональной деятельности в области пионербола. Программа рассчитана на количество часов, отводимые на изучение образовательной области «Физическая культура», базисным учебным планом. На ступени начального образования следует обеспечить детям с учетом их потребностей фи-зиологическую норму двигательной активности, необходимую для нормального развития ос-новных систем организма и моторики растущего человека. Во втором классе учащиеся знако-мятся с физическими упражнениями, преимущественно в игровой форме. Они должны понять важность правильного выполнения движений. При организации и проведении занятий физи-ческой культурой в образовательном учреждении следует строго соблюдать установленные санитарно-гигиенические требования и правила безопасности.
Планируемые результаты. 2 класс.
Универсальными компетенциями учащихся по курсу « Пионербол» являются:
умения организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения её цели;
умения активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстни-ками в достижении общих целей;
умения доносить информацию в доступной, эмоционально-яркой форме в процессе общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми.
Личностными результатами освоения учащимися содержания курса являются следующие умения:
активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;
проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных це-лей;
оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.
Метапредметными результатами освоения учащимися содержания программы по курсу «Пионербол» являются следующие умения:
характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;
находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их исправления;
общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности;
обеспечивать защиту и сохранность природы во время активного отдыха и занятий физической культурой;
организовывать самостоятельную деятельность с учётом требований её безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий;
планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе ее выполнения;
анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения;
видеть красоту движений, выделять и обосновывать эстетические признаки в движениях и передвижениях человека;
оценивать красоту телосложения и осанки, сравнивать их с эталонными образцами;
управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми, сохранять хладнокровие, сдержанность, рассудительность;
технически правильно выполнять двигательные действия из базовых видов спорта, использовать их в игровой и соревновательной деятельности.
Предметными результатами освоения учащимися содержания программы по курсу «Пионербол» являются следующие умения:
представлять игру как средство укрепления здоровья, физического развития и физической подготовки человека;
оказывать посильную помощь и моральную поддержку сверстникам при выполнении учебных заданий, доброжелательно и уважительно объяснять ошибки и способы их устранения;
организовывать и проводить со сверстниками игру в пионербол и элементы соревнований, осуществлять их объективное судейство;
бережно обращаться с инвентарём и оборудованием, соблюдать требования техники безопасности к местам проведения;
взаимодействовать со сверстниками по правилам проведения игры пионербол;
в доступной форме объяснять правила (технику) выполнения двигательных действий, анализировать и находить ошибки, эффективно их исправлять;
находить отличительные особенности в выполнении двигательного действия разными учениками, выделять отличительные признаки и элементы;
выполнять технические действия из базовых видов спорта, применять их в игровой и соревновательной деятельности;
применять жизненно важные двигательные навыки и умения различными способами, в различных изменяющихся, вариативных условиях.
Содержание курса внеурочной деятельности
Программа состоит из шести разделов:
1. Основы знаний о физической культуре и спорте.
2. Техника безопасности и охраны труда на занятиях физической культурой и спортом.
3. Общая физическая подготовка (ОФП).
4. Специальная физическая подготовка.
5. Контрольные и тестовые упражнения.
6. Мониторинг.
В разделе «Основы знаний о физической культуре и спорте» представлен материал, который" дает начальные основы знаний о собственном организме, гигиенических требованиях при занятиях физической культурой и спортом.
Раздел «Техника безопасности и охраны труда на занятиях физической культурой и спортом» знакомит учащихся с основными правилами техники безопасности, при организации занятий физической культурой и спортом.
Раздел «Общая физическая подготовка» (ОФП) содержит материал, реализация которого формирует у младших школьников общую культуру движений, укрепляет их здоровье, содействует развитию и совершенствованию умений и навыков, развивает основные физические качества (лёгкая атлетика,гимнастика).
В разделе «Специальная физическая подготовка» представлен материал с рекомендациями физических упражнений игрового характера, способствующих обучения школьников основным техническим приемам игры в волейбол, баскетбол. В этом разделе учитель имеет право самостоятельно подбирать игровые задания.
Раздел «Контрольные и тестовые упражнения» содержит подбор упражнений, выполнение которых позволяет учителю определить степень усвоения учебного материала и физическую готовность учащихся.
Раздел «Мониторинг» содержит материал, позволяющий учителю иметь возможность следить за физическим состоянием учащихся.
Принципы - от простого к сложному, от знакомого к неизвестному - на которых строятся учебные занятия, дают возможность последовательно обучать учащихся новым, более сложным двигательным действиям.
Качество учебного процесса во многом зависит от правильного распределения учебных занятий в течение года, для чего необходимо составить годовой план их проведения.
Главной целью планирования является - создание предпосылок для начального обучения волейболу, баскетболу и развитию основных видов движений. В дальнейшем обучении каждый год циклически повторяет предыдущий, в котором учащиеся должны выходить на качественно более высокий уровень владения мячом, с повышением физических и двигательных возможностей организма.
Календарно-тематическое планирование по пионерболу (2 класс).
№занятия | Содержание учебного материала | Кол-во часов | Дата |
План | Факт |
1 | Инструкция по технике безопасности №20. Подвижные игры: «Вышибалы», «Мяч вверх». Тестирование. | 1 | | |
2-5 | Комплекс ОРУ№1(с мячами). Правила игры. Переходы. Приём мяча низкий. Прыжки со скакалкой. Основы знаний о физкультуре и спорте. | 4 | | |
6-7 | Комплекс ОРУ№2.(С мячами) Приёмы: низкий, высокий. Подачи. Прыжки со скакалкой. Пионербол. | 2 | | |
8-10 | Комплекс ОРУ №3. Подачи. Опрос по правилам игры. Игра «Три касания». Пионербол. | 3 | | |
11-14 | Комплекс ОРУ №4. Правила формирования команд. Виды подач. Игра « Пионербол». | 4 | | |
15-16 | Подготовка к турниру. Комплекс ОРУ№5. Формирование команд. Игра « Пионербол». Инструкция по технике безопасности№20. | 2 | | |
17 | Турнир по пионерболу. | 1 | | |
18-19 | Комплекс ОРУ№5. Техника атаки. Пионербол. Игра «Мяч вверх». | 2 | | |
20-21 | Комплекс ОРУ №6 .Пионербол с блокированием. Игра «Собачки». | 2 | | |
22-23 | Комплекс ОРУ №7. Техника защиты. Пионербол. Игра «Вышибалы». Тестирование. | 2 | | |
24-25 | Комплекс №8(с набивными мячами) Техника быстрой атаки. Пионербол. Основы знаний о физкультуре и спорту. | 2 | | |
26-27 | Комплекс ОРУ№9 (с утяжелителями). Прыжковые упражнения. Пионербол. | 2 | | |
28-29 | Комплекс ОРУ №10(со скакалками). Эстафеты с мячом. Пионербол. | 2 | | |
30-32 | Комплекс ОРУ310.Обучение составлению комплекса. Правила судейства. Игры «Собачки», « Пионербол». | 2 | | |
33 | Подготовка к турниру. Формирование команд. Инструкция безопасности. Тестирование. | 1 | | |
34,35 | Турнир по пионерболу. | 2 | | |
Всего: | | 35 ч. | | |
Основные требования к знаниям и умениям учащихся:
Дети должны владеть мячом на достойно высоком уровне.
Освоить технику игры в пионербол.
У детей выявятся улучшения показателей координации движений, выносливости, быстроты, ловкости, умение ориентироваться на площадке, находить удобное место для ведения игры.
Школьники овладеют технико-тактическими действиями с мячом: передача мяча, бросок мяча через сетку, подача мяча, блокирование, разучат индивидуальную тактику. Умение выбирать более целесообразные способы и ситуации действий с мячом.
Учатся понимать сущность коллективной игры с мячом, цель и правила.
Ожидаемые результаты:
1. Изменение у всех субъектов образовательного процесса отношения к своему здоровью: выработка способности противостоять вредным привычкам и отрицательного воздействия окружающей среды, желание и умение вести здоровый образ жизни.
2. Включение в образовательный процесс здоровьесберегающих технологий.
3. Снижение заболеваемости школьников.
4. Снижение психоэмоциональных расстройств.
5. Повышение уровня физической подготовки школьников.
6. Повышение уровня качества знаний по вопросам здоровья и его сохранения.
7. Снижение последствий умственной нагрузки.
8. Повышение социально-психологической комфортности в детском коллективе
Методическое обеспечение реализации программы кружка спортивных игр:
1.Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов под.ред. В.И Ляха.,
А.А. Зданевича, 2005 г.; Я.Т.Гаврих, 2009г.
Раздел 3. Х-Х1 классы.
Часть I. п.1.4.2. Спортивные игры М.: «Просвещение», 2005 г.
Программный материал по спортивным играм (Х-Х1 классы)
Часть III. Внеклассная работа. Спортивные секции. Пионербол.
(Авторы программы: доктор педагогических наук В.И.Лях и кандидат педагогических наук
А.А. Зданевич). Программа допущена Министерством образования Российской Федерации, 2008г.