Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
"Николо-Поломская средняя общеобразовательная школа» Парфеньевского муниципального района Костромской области
Рассмотрено Согласовано Утверждаю
Руководитель МО Заместитель директора по УВР Директор школы
учителей __________ _________/____________/ __________/_____________/
________/_________/ «___» ___________2014 г Приказ №______
Протокол №_______
от «___» __________2014 г от «___» ___________2014 г
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
элективного курса по русскому языку
«Написание сочинения – рассуждения по данному тексту»
для 10 класса
_______________________________________________________________
(наименование учебного курса, предмета, дисциплины, модуля)
Составитель (составители) программы
Груздева Татьяна Григорьевна
1 квалификационная категория
2014 уч. год
1.Пояснительная записка
Планирование составлено в соответствии с целями, сформулированными в Стандарте образования по предмету «Русский язык» и требованиями к уровню подготовки выпускников за курс основной школы. В основе курса – авторская программа Л.А. Кобзаревой «Теория и практика сочинения - рассуждения на основе прочитанного текста», адаптированная к потребностям и возможностям учебного заведения и уровню подготовки обучающихся. Программа рассчитана на 34 часа для учащихся 10-х классов общеобразовательных школ.
Значимость данной программы - в углублении лингвистических знаний, овладении культурой устной и письменной речи и искусством речевого общения, формировании умений применять полученные знания на практике, обеспечении сознательного усвоения материала, развития навыков активных речевых действий и риторических способностей.
Отбор литературного материала для развития навыков анализа текста соотнесен с требованиями государственного стандарта общего образования.
Практическая направленность курса проявляется в том, что теоретический материал постигается учащимися через опыт анализа текста, при этом особое внимание уделяется развитию устной и письменной монологической речи.
Цели данной программы:
• научить учащихся создавать устное и письменное высказывание в форме рассуждения на основе прочитанного текста;
• подготовить учащихся к сдаче экзаменов по русскому языку;
• оказать помощь выпускнику в формировании нравственной позиции;
• способствовать интеллектуальному развитию ученика.
Доминирующей идеей курса является формирование у учащихся высокой коммуникативной, лингвистической, эстетической и нравственной компетенции.
Занятия курса базируются на знаниях, полученных на уроках русского языка и литературы в 5-9 классах.
Теоретической основой данного курса являются:
• лингвистический, стилистический анализ текста;
• система языковых понятий;
• различные виды упражнений и заданий, стимулирующих активные речевые действия.
Принципы, на которых базируется программа:
• учет индивидуальных особенностей и возможностей учащихся;
• уважение к результатам их деятельности в сочетании с разумной требовательностью;
• комплексный подход при разработке заданий;
• вариативность содержания и форм проведения занятий;
• научность, связь теории и практики;
• систематичность и последовательность;
•активность и сознательность обучения.
Применяемые технологии:
• технология исследовательской деятельности учащихся;
• технология проблемного обучения.
Роль программы в образовательном маршруте обучающегося заключается в том, что в результате обучения по данной программе ученик:
• овладевает глубокими и систематизированными знаниями;
• способен работать над разнообразной информацией;
•может корректно выразить свое мнение по различным проблемам;
• способен аргументировано доказать собственную точку зрения.
Обоснование отбора содержания и общей логики и последовательности его изучения.
Основное содержание курса составляют знания о языке, литературных нормах, видах речевой деятельности, функциональных стилях русской речи, средствах художественной выразительности, тексте, речевом этикете. Значительное внимание в содержании программы уделено формированию практических навыков понимания и анализа авторского текста, в составлении собственного текста.
Материал рассматривается в порядке усложнения: последовательно формируются навыки по написанию собственного текста-рассуждения.
Программа базируется на межпредметных связях с литературой, историей, экологией, риторикой.
При отборе материала учитывались возрастные интересы учащихся, перспектива их развития.
Структура документа
Рабочая программа представляет собой целостный документ, включающий четыре раздела: пояснительную записку, содержание тем учебного курса, учебно-тематический план, планируемый результат (требования к уровню подготовки учащихся).
2.Содержание тем учебного курса
Введение. Общая характеристика части С.
Цели и задачи курса. Основные требования к творческой работе в формате ЕГЭ
Проблемы текста.
Тема и проблема текста. Типы проблем. Способы выявления проблемы. Выбор одной проблемы из нескольких. Типовые конструкции для формулирования проблемы. Типичные ошибки при формулировании проблемы.
Комментарии к проблеме.
Типовые конструкции для комментирования проблемы. Введение цитат в текст сочинения. Типичные ошибки при комментировании проблемы.
Авторская позиция.
Средства выражения позиции автора. Авторская позиция в художественном тексте. Автор и рассказчик.
Аргументация собственной позиции.
Виды аргументов. Структура аргумента. Типичные ошибки аргументации.
Композиция сочинения.
Композиция сочинения. Основные средства связи между предложениями в тексте. Виды и формы вступления.
Виды заключения.
Типовые конструкции, используемые в заключении.
Речевое оформление сочинения.
Типы ошибок.
Редактирование текстов.
Практикум.
Практикум написания сочинения-рассуждения.
Обучающее сочинение – рассуждение по тексту художественного стиля.
Резерв.
3.Учебно-тематический план
№ | Темы занятий | Всего час. | Лекц. занят | Практ. занят |
1. | Цели и задачи курса. Основные требования к творческой работе в формате ЕГЭ | 1 | 1 | |
2. | Проблемы текста | 3 | 2 | 1 |
3. | Комментарии к проблеме | 3 | 2 | 1 |
4. | Авторская позиция | 3 | 1 | 2 |
5. | Аргументация собственной позиции | 5 | 3 | 2 |
6. | Композиция сочинения | 1 | 1 | |
7. | Виды заключения. | 3 | 1 | 2 |
8. | Речевое оформление | 3 | 1 | 2 |
9. | Рецензирование, редактирование творческих работ, создание собственных | 3 | | 3 |
10. | Практикум написания сочинения-рассуждения | 8 | | 8 |
11. | Резерв | 1 | | |
| | 34 | 12 | 21 |
Примечание: во втором полугодии 1 час - резервный, может быть использован как итоговое занятие.
4.Планируемый результат
В результате обучения ученик должен
иметь представление:
• о коммуникативной функции языка;
• о литературном языке как основе художественной литературы;
• о языковых нормах и их признаках;
знать:
• смысл понятий: речь устная и письменная, ситуация речевого общения, тема текста, проблема, авторская позиция, аргументы;
• стили речи и их признаки;
• особенности жанра рассуждения;
• признаки текста и его функционально смысловые типы;
• основные нормы русского литературного языка;
уметь:
• различать стили речи;
• понимать прочитанный текст, проводить его анализ;
• определять авторскую позицию, адекватно и корректно выражать собственное отношение к фактам и явлениям окружающего мира;
• подбирать убедительные доказательства своей точки зрения;
• свободно, правильно, логично и образно излагать свои мысли, соблюдать нормы построения текста;
• создавать собственное письменное высказывание по заданной модели;
• осуществлять речевой самоконтроль: находить ошибки и исправлять их, совершенствовать и редактировать текст;
• применять полученные знания в учебных, бытовых, социально-культурных ситуациях общения.
5