Психологическое сопровождение учебно-воспитательного процесса
Учитель МБОУ СОШ №7
Честных Валентина Юрьевна
Мичуринск
Воспитатели, учителя должны знать, кого
им нужно воспитывать или выучить, знать не только тот педагогический материал,
который сидит или бегает под их руководством,
но и тот умственный и нравственный идеал,
к которому они обязаны приближать эти
вверенные им маленькие живые будущности.
В.О.Ключевский.
Воспитание, тесно связанное с обучением, есть процесс целенаправленного, систематического формирования личности в целях подготовки ее к активному участию в производственной, культурной и общественной жизни. Этот процесс - многогранный. Ему принадлежит ведущая роль и в индивидуальном, нравственном, умственном и физическом развитии человека. Воспитание существенно изменяется в зависимости от исторического развития общественных отношений. В нем отражаются национальные и региональные особенности.
«Воспитание – рискованное дело, - считали философы-материалисты Древней Греции, - в случае удачи последнее приобретено ценой большого труда и заботы, а в случае неудачи несравненно ни с какими другими потерями…»
Великий педагог А.С.Макаренко утверждал, что дело воспитания – простое, радостное, легкое. Разумеется, если оно организовано согласно социологическим, психологическим и педагогическим закономерностям. И, конечно же, если тот, кто воспитывает, обладает необходимыми качествами и свойствами.
Воспитание по природе своей процесс творческий, созидающий, а, следовательно, те, кому доверено воспитание, должны быть профессионалами.
Дело воспитания чрезвычайно усложняет в силу колоссального социального напряжения, увеличение психологических нагрузок, падающих на личность, и повышение требований к уровню развития человека XXI века.
Ориентиры развития образования – гуманизация и демократия. Вся воспитательная работа в колледже направлена на приведение целей и способов педагогической работы в соответствии с интересами студентов.
Основные принципы в воспитательной работе: отношение к каждому как к свободной личности, достойной уважения, стремление к сотрудничеству.
Основные задачи – создание условий для воспитания ответственности, творческого начала, коммуникативной культуры, развитие организационных управленческих навыков.
Главное в работе – воспитание любви к родному краю, чувства патриотизма, ответственности за окружающую среду.
Для успешного решения задач в воспитании подрастающего поколения необходима тесная взаимосвязь урочной, внеурочной и внеклассной работы.
Значительное влияние на содержание воспитательного процесса в колледже оказали подготовка и празднование Дня Победы. Эта тема объединила разнообразную познавательную, творческую деятельность на уроках и во внеурочное время.
Уроки мужества, конкурс сочинений на тему: «Моя семья в годы Великой Отечественной войны», «Легендой стала юность дедов», конкурсы рисунков и плакатов о войне, фестивали патриотических песен, классные часы «Песни, опаленные войной», «Герои – наши земляки», тематические вечера с ветеранами Великой Отечественной войны, встречи с воином-интернационалистом, бывшим студентом колледжа, Героем России Ионицей Иваном пропагандируют славные традиции нашей армии, героическую историю Родины.
Фильмы, книги, журнальные и газетные статьи о Великой Отечественной войне. Огромный объем информации. Студентам кажется, что они все это знают, слышали, видели. Но в пословице говорится: «Как только народ забывает предыдущую войну, сразу же начинается новая».
«Я помню – я горжусь». Так называлось внеклассное мероприятие, подготовленное студентами ко Дню Победы. Благодаря поисковой, краеведческой работе, оно превратилось в событие, которое по-иному заставило ребят взглянуть на подвиги и события минувших лет.
Зоя Космодемьянская, Филиппов…Сначала для студентов это просто фамилии, которые часто упоминались в связи с событиями Великой Отечественной войны. Но когда ребята целенаправленно приняли участие в этих мероприятиях, сердцем ощутили боль, которую не приглушило время. Эти имена стали близкими, родными. Герои, чьи судьбы были связаны с мичуринской землей, их жизнь и подвиг по-иному отозвались в душах студентов. В ходе мероприятия прозвучали биографические данные, патриотические стихи, звучали песни военных лет.
Положительный пример – наиболее действенный фактор воспитания. Еще более влиятельным он становится, если это пример близкого человека. Сам факт, что герой учился в том же городе, ходил по этим улицам, что и ты, не может не обострить интереса к судьбе этого человека.
Нетрадиционные уроки-концерты, уроки-экскурсии, уроки памяти о Великой Отечественной войне («И ходит по земле босая Память – маленькая женщина», «Новое осмысление военной темы в произведениях современной литературы», «Глубина анализа духовного мира героев в годы Великой Отечественной войны») затрагивают лучшие чувства студентов.
Чувство гордости за свою Родину, за отчий край всегда было присуще русскому человеку. Но Родина – это не только безбрежные поля, бескрайнее море созревающей пшеницы, манящие леса, реки и озера, но и люди, строящие города и села, украшающие лицо земли, формирующие душу человека.
Тамбовщина изобилует славными именами. Она даровала миру Евгения Абрамовича Боратынского, Сергея Николаевича Сергеева – Ценского, Александра Михайловича Герасимова, Ивана Васильевича Шамова, Ивана Владимировича Мичурина и т.д.
Литературные гостиные, посвященные 85-летию образования Тамбовской области, «Край наш Тамбовский», «Я возвращуся к вам, поля моих отцов» помогают осознавать значимость истории родной земли.
Музей – это хранитель Памяти, а память важна и необходима во все времена. Посещение музеев А.М.Герасимова, И.В.Мичурина, Голицыных, краеведческого, музея боевой славы школы № 6 позволяет формировать у ребят чувство любви и уважения к родному краю, гордости за своих земляков.
Все это способствует формированию патриотического мировоззрения, нравственного воспитания, гражданской позиции личности обучающихся. Возникает устойчивый интерес к традициям своего народа, сопровождающийся желанием и стремлением не только их познать, но и освоить.
Каждый педагог, используя в своей работе разные формы воспитания, неизбежно применяет те или иные методы работы. Только выбирая нужную форму и умело сочетая методы, можно достичь желаемого результата в процессе воспитания и, конечно, важную роль в искусстве преподавания и воспитания играет сам педагог. Только собственным примером, горением души, уважением к людям и земле можно приобщить ребенка к общечеловеческим, морально-нравственным ценностям. Говоря о любви к Отечеству, педагогу всегда надо помнить, что это качество не должно носить искаженного характера, нездорового национализма, превознесения своей нации над другими. Реализации воспитательной функции не помогут никакие педагогические технологии и учебники, если преподаватель не обладает теми качествами, которые он пытается привить воспитанникам.
От деятельности педагога, гибкого применения форм и методов работы зависит уровень привития обучающимся нравственно-патриотических чувств, которые неразрывно связаны с любовью ко всему живому, к природе, предкам, истории и Отечеству.
Воспитание успешно, если оно системно. В воспитании нельзя рассчитывать на какое-то волшебное средство, которое могло бы дать прочный успех. Сегодня нет единой программы воспитания, не ясны идеалы, без которых воспитание как целенаправленный процесс существовать не может.
Поэтому мы должны обращаться к общечеловеческим ценностям, которые вырабатывались веками, во всей истории человечества.
Это такие ценности, как Земля, Отечество, Семья, Труд, Знания, Культура, Мир, Человек – абсолютная ценность, «мира всех вещей», цель, средства и результат воспитания.
Из нижеизложенного можно сделать вывод о том, что «учитель – студент» - это лица с двухсторонним движением, где у каждой стороны равные права и ответственность.
Литература:
Хомерики О.Г. Инновации в практике обучения. Педагогика.-2013, № 2.
Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Не совсем обычный урок. Совсем необычный урок. Практическое пособие, «Учитель», 2021.
Платонов Т.Д. Нетрадиционные формы обучения, Ж. «Профессиональное образование», 2019, №7.
Материалы журналов «Литература в школе».