Просмотр содержимого документа
«Профилактика буллинга в инклюзивных классах.»
Профилактика буллинга в инклюзивных классах Овсеенко Евгения Владимировна педагог-психолог МАОУ СОШ №40 г.Новороссийск
Inclusion (инклюзия) – включение. Инклюзия строится на убеждении, что люди ценны по их уникальным возможностям и включены как существенные или важные члены сообщества. Инклюзивное – это образование, при котором все дети, несмотря на свои физические, интеллектуальные и иные особенности, включены в общую систему образования и обучаются в общеобразовательных школах вместе со своими сверстниками. образование
Основные формы при осуществлении инклюзивного обучения в массовой школе
- Частичная (фрагментарная) интеграция – при которой дети, еще не способные на равных со здоровыми сверстниками овладевать образовательным стандартом, вливаются лишь на несколько уроков (на уроки технологии в основной школе, уроки физической культуры специальной группы, занятия в кружках);
- Комбинированная интеграция – это посещение занятий в течение всего дня в классе вместе с обычными детьми, кроме того, получая постоянную коррекционную помощь учителя, психолога, логопеда и других специалистов;
- Полная интеграция - подразумевает помещение ребенка с ограниченными возможностями здоровья в обычный класс массовой школы на весь срок обучения.
« Буллинг» (англ. bullying, от bully — хулиган, драчун, задира, грубиян, насильник) — школьная травля, агрессивное преследование одного человека группой людей. Критерии травли: - Асимметричность -Преднамеренность и систематичность -Групповой процесс или «групповая болезнь» -Не прекращается сам по себе Реакции учителя на буллинг и их последствия для класса: 1.Игнорирование – авторитет учителя падает. Ученик не изменит поведение. Класс видит, что так вести себя можно. Молчание –знак согласия, возможен буллинг. 2.Агрессия – ученик почувствует себя униженным и может стать жертвой буллинга. Класс считывает негативное отношение к ученику и начинает бояться учителя. Возникает вопрос, на сколько безопасно находиться в этом классе. 3.Авторитарная позиция – групповой процесс продолжится, хотя класс при этом испытывает страх. Возможен буллинг. 4.Защита ученика – ученик почувствует себя особенным, на что класс может разозлиться. Буллинг возможен.
МЕТОДЫ РАБОТЫ С ТРАВЛЕЙ * создавать сплоченный класс *формировать безопасную атмосферу *незамедлительно реагировать на любые оскорбления, шутки и насилие в группе *не поддерживать шутки со стороны участников *подавать личный пример *помогать в решении сложных ситуаций *апеллировать к ценностям *называть вещи своими именами (буллинг – это насилие) *создавать новые правила, где есть возможность выразить напряжение социально-приемлемыми способами и обратиться за помощью
СХЕМА РАБОТЫ С ТРАВЛЕЙ Назвать явление: В нашем классе происходит травля. Дать однозначную оценку: Насилие недопустимо. Обозначить как проблему класса: Наш класс болеет, всем плохо и небезопасно Активизировать моральное чувство, ответственность каждого: Каждый участвовал в травле. Покажите на пальцах (упражнение). Готовы ли делать наш класс безопасным и дружелюбным? Сформулировать позитивные правила в классе и заключить контракт: Какие правила нам нужны для этого? Давайте подпишемся под ними и будем помогать друг другу их воплощать в жизнь. Поддерживать изменения Гармонизировать иерархию Кто в нашей группе лучше всех рисует, считает, общается? Сделаем вечер творчества?
Выводы: 1.Уделяйте внимание сплочению класса и формированию безопасной атмосферы. 2.Подавайте личный пример – это работает всегда. 3.Называйте вещи своими именами: буллинг – это насилие. 4.Создавайте с учениками правила, которые помогут им выразить напряжение социально-приемлемыми способами и обратиться за помощью. 5.Давайте возможность каждому ученику получить признание в чем-то своем, предъявить себя группе, быть полезным и ценным в ней.
ПОЛЕЗНЫЕ ССЫЛКИ И ЛИТЕРАТУРА 1. Для обсуждения с классом: Литература «Гадкий утёнок» Г.Х.Андерсена, Мультфильмы Гарри Бардина, «О птичках» киностудии «PIXAR»,«Кастрюлька Анатоля», Зои Киреевой «Девочка-дура» Фильмы «Чучело», «Повелитель мух», короткометражный «Каждый 88» 2.Петрановская Л. Методическое пособие для педагогов школ и школьных психологов для детей «ТравлиNET» 3. Интерактивная игра о буллинге // https://classgames.ru/ 4.Антибуллинговый видеокурс для родителей «Безопасно, когда травли нет» // https://bochkova.academy/travli-net/