Необходимо учитывать, что у детей с ОВЗ агрессия может проявляться в разной форме. Как с ней справиться? Что сделать? Для решения этой проблемы используется, разработанная программа.
В "норме" она может оказаться качеством социально приемлемым и даже необходимым, поскольку в противном случае это приводит к податливости, ведомости, конформизму, пассивности поведения, поэтому уместно разделение на конструктивную и деструктивную агрессивность, где только последняя несет в себе потенциал враждебности, злобности и жестокости.
Именно поэтому взрослым нужно очень внимательно относиться к вопросу подавления агрессивного поведения в детях. Запрет или силовое подавление агрессивных импульсов ребенка очень часто может привести к аутоагрессии (т.е. вред будет наноситься самому себе) или перейти в психосоматическое расстройство. Важно научить ребенка с особыми образовательными потребностями не подавлять, а контролировать свою агрессию; отстаивать свои права и интересы, а также научить защищать себя социально приемлемым способом, не ущемляя при этом интересы других людей и не причиняя им вреда.
Т.о., актуальность темы, с одной стороны, связана со стремительным ростом числа детей с таким поведением. В свою очередь, это вызвано суммацией целого ряда неблагоприятных факторов: ухудшением социальных условий жизни детей, кризисом семейного воспитания, невниманием родителей к нервно-психическому состоянию детей, увеличением доли патологических родов, оставляющих последствия в виде повреждений головного мозга ребенка. Свою долю вносят и средства массовой информации, с другой стороны существует проблема неадекватного отношения мира взрослых к проявлениям детской агрессивности.
Среди большого количества теоретического и практик ориентированного материала по данному вопросу, с трудом можно найти стройную программу коррекции агрессивного поведения детей, в основном это отдельные упражнения и техники.
В представленной программе обобщены и интегрированы в единую структуру техники и приемы коррекции агрессивного поведения. Подпрограмма обладает четкой структурой и содержанием занятий, удобным для организации тренинговой работы, содержит конспекты занятий, направленных на диагностику и преимущественно коррекцию агрессивного поведения детей младшего школьного возраста.
Разработанная подпрограмма является готовым инструментом практической работы для педагогов-психологов.
№ п/п | Дата | Дата | Тема | Основные виды деятельности |
п | ф |
1 | | | Занятие 1 | - создание положительной мотивации и заинтересованности детей в занятиях; - снятие эмоциональной напряженности детей: создание атмосферы защищенности и доверия в группе; - обучение навыкам сотрудничества и дружелюбию во взаимоотношениях с окружающими сверстниками. | психологические игры, проективные методы диагностики эмоциональной сферы |
2 | | | Занятие 2 | - снятие эмоциональной напряженности; - развитие навыков сотрудничества и внимательного отношения друг к другу. | психологические игры, дискуссия |
3 | | | Занятие 3 | - формирование мотивации совместной деятельности; - изучение агрессивности учащихся путем погружения в сказку; - отреагирование чувства злости, снятие мышечного напряжения; - мышечная релаксация. | психологические игры, проективные методы диагностики эмоциональной сферы, дыхательная гимнастика |
4 | | | Занятие 4 | - формирование мотивации совместной деятельности; - развитие чувства эмпатии, умения распознавать разные эмоциональные состояния; - диагностика актуального эмоционального фона; - формированиепозитивного восприятия окружающей действительности, чувства доброты. | психологические игры, проективные методы диагностики эмоциональной сферы, дыхательная гимнастика |
5 | | | Занятие 5 | - обучение навыкам восприятия музыки и умения находить соответствующие ей образы; - формирование эмоционального равновесия - развитие навыков анализа агрессивного поведения, причин его вызывающих. | психологические игры,арттерапевтические техники |
6 | | | Занятие 6 | - способствовать снятию эмоционального напряжения; -отреагированиегнева а приемлемой форме; - мышечная релаксация. | психологические игры,арттерапевтические техники, дыхательная гимнастика |
7 | | | Занятие 7 | - обучение приемлемым способам выражения гнева; - развитие чувства эмпатии, умения распознавать разные эмоциональные состояния. | психологические игры,арттерапевтические техники |
8 | | | Занятие 8 | - снятие эмоционального и мышечного напряжения; - формирование навыков позитивного общения; - отреагированиегнева. | психологические игры,арттерапевтические техники |
9 | | | Занятие 9 | - обучение навыкам эффективного взаимодействия, навыкам сотрудничества; - снятие психоэмоционального напряжения. | психологические игры |
10 | | | Занятие 10 | - развитие интереса и способности к пониманию своего внутреннего мира и эмоций других людей, расширение багажа знаний об эмоциональных состояниях; - развитие способности сознавать причины своего агрессивного поведения, поиск путей выхода из конфликтных ситуаций. | психологические игры, дискуссия |
11 | | | Занятие 11 | - развитие чувства эмпатии, умения понимать эмоциональные состояния другого человека; - обучение навыкам контроля и управления гневом. | психологические игры, арттерапевтические техники |
12 | | | | Занятие 12 | - развитие умения сочувствовать, сопереживать, навыка тактильного восприятия другого человека; - формирование опыта доверия к окружающим; - формирование навыков сотрудничества. | психологические игры |
13 | | | Занятие 13 | - создание атмосферы группового доверия и принятия; - снятие негативных настроений, психоэмоционального напряжения; - адаптация к новым способам поведения. | психологические игры, дискуссия |
14 | | | Занятие 14 | - обучение навыкам распознавания мотивов поведения других людей, законов общения с окружающими, возможность получения «обратной связи» своей стратегии поведения; - обеспечение возможности увидеть различные варианты поведения в спорных ситуациях, тренировка применения конструктивных способов разрешения конфликтов. | ролевые проигрывания ситуаций, дискуссия |
15 | | | Занятие 15 | - обучение эффективным способам общения; - формирование позитивной самооценкии уверенного поведения. | ролевые проигрывания ситуаций, визуализация, психологическая игра |
16 | | | Занятие 16 | - диагностика актуального эмоционального состояния; - способствовать осознанию детьми своих внутренних возможностей и формирование образа позитивного будущего; - развитие эмпатийного отношения к окружающим, навыков рефлексии; - обобщение и закрепление полученных знаний, навыков. | психологические игры, проективные методы диагностики эмоциональной сферы, дискуссия |