Просмотр содержимого документа
«Презентация "Истоки Просвещения. Просвещение в Европе и Америке"»
Всеобщая история - это интересно!
Итак, история принадлежит тому, кто охраняет и почитает прошлое, кто с верностью и любовью обращает свой взор туда, откуда он появился, где он стал тем, что он есть; этим благоговейным отношением он как бы погашает долг благодарности за самый факт своего существования.
Ф. Ницше
- Вспомните, какие события всеобщей истории вы изучили в прошлом году?
Подумайте о том, чьи вы сыны!
Вы созданы не для животной доли,
Но к доблести и к знанью рождены.
Д.Алигьери «Божественная комедия»
Эпоха Просвещения: идеи и люди
Истоки Просвещения
Возникновение идей Просвещения
- 2 половина XVII в. – завершение революции в естествознании, сложилась новая картина мира.
- Отделение научной мысли от богословия.
- Основной критерий истины – разум – рационализм.
- 1660 г.- в Англии создано королевское общество по развитию знаний о природе.
- 1666 г. – во Франции возникла Академия наук.
Век разума и науки
- Распространение научных знаний, просвещение людей изменят мир!
- Мыслители – просветители, эпоха – Просвещение.
- XVIII в. – утверждаются атеистические и материалистические взгляды.
- Неуклонный рост научных знаний ведет к прогрессу - движению человечества вперед к установлению более современного общества и улучшению жизни граждан.
Родоначальники политических идей Просвещения
Идеи Томаса Гоббса (1588-1679)
Идеи Джона Локка (1632-1704)
Стр.8-9
Стр. 9-10
РТ стр. 6 № 3
Задание на самоподготовку
Просвещение в Европе и Америке
Франция – духовный центр Просвещения
Мари Франсуа Аруэ (Вольтер)
(1694 – 1778 гг.)
один из крупнейших французских философов-просветителей XVIII века, поэт, прозаик, сатирик, историк, публицист, правозащитник; основоположник «вольтерьянства» (свободомыслие).
Основные идеи Вольтера
- Вольтер был противником существующей материалистической школы, и придерживался эмпирического направления в науке (получение знаний через наблюдение и эксперимент) .
- Философ отстаивал естественные права и свободы каждого человека: жизнь, свободу, безопасность, право собственности и всеобщее равенство без классов и сословий. При этом он понимал, что люди лживы и злы по своей природе, поэтому общество должно создать разумные законы для гармонизации общественных отношений.
- Вольтер, тем не менее делил общество на две большие группы: богатых и образованных людей и необразованных и небогатых , которые должны трудиться на высший класс. При этом бедным и трудящимся не обязательно давать образование, поскольку их ненужное образование и неверные рассуждения могут погубить весь государственный строй.
Франция – духовный центр Просвещения
Шарль - Луи де Монтескьё
(1689 – 1755 гг. )
писатель, философ, один из
крупнейших представителей французского Просвещения. Учебник стр. 12
Из сочинений …. Стр.12
Основные идеи Монтескьё
- Монтескье разоблачает феодально-сословную монархию , выступает против реакционных династических войн.
- Наилучшей государственной формой правления Монтескье считал конституционную монархию. Тем не менее он открыто заявлял, что простой человек из третьего сословия, занятый повседневной трудовой деятельностью, достоин большего уважения, чем «придворные паразиты» .
- Как и другие буржуазные просветители, он был далек еще от материалистического понимания исторического процесса, хотя и рассматривал его, как закономерность, а не проявление случайности.
Энциклопедия – просветительский проект эпохи
Дени Дидро
(1713-1784 гг. )
французский писатель, философ-просветитель и драматург, создавший «Энциклопедию, или Толковый словарь наук, искусств и ремёсел».
Основные идеи Дени Дидро
- Дидро считал всех людей существами, добрыми от природы. В каждом человеке есть нравственное чувство, но его надо развивать! И тут очень многое зависит от воспитания.
- Религиозность не связана с моральностью автоматически. Также и атеизм не связан с моралью автоматически.
- Можно быть верующим подонком и благороднейшим, честным атеистом, и наоборот. Все зависит от человека и того, как его воспитали.
- Для XVIII века подобные мысли были революционными.
Энциклопедия – просветительский проект эпохи
- Поскольку Дидро считал, что моральное воспитание идет рука об руку с интеллектуальным, он в целях просвещения и воспитания людей и начал собирать «Энциклопедию».
- Статьи туда писали лучшие умы Европы: Вольтер, Шарль Монтексьё, Жан Жак Руссо, Клод Адриан Гельвеций, Поль Анри Гольбах и другие талантливые люди того времени.
- Работа над книгой длилась более 20 лет (1751-1776 гг.)
Жан Жак Руссо об идеальном обществе
Жан Жак Руссо
(1712-1778 гг.)
французский писатель и философ эпохи Просвещения, известный своими философскими и педагогическими трудами. Настоящая известность пришла к нему после постановки оперы «Деревенский колдун».
Основные идеи Руссо
- Руссо был против неравенства в социальной среде, деспотизма королевской власти.
- Государство может возникнуть исключительно в результате договора равных и свободных людей.
- Главный источник богатства – это труд . Выступал за ограничение частной собственности.
- Верховная власть принадлежит только народу .
- Идеальная форма правления государства - демократическая республика , а наилучшая форма государственной организации, по мнению Руссо, – это конституционная монархия. Монарх же правит от имени народа и для народа.
- В управлении государством должны преобладать легкие налоги, терпимость и мир.
Распространение Просвещения
- Охарактеризуйте особенности распространения Просвещения в разных странах. Какие задачи считали необходимыми решить последователи этого идейного течения в Германии, американских колониях европейских держав?
Германское Просвещение
Иоганн Готфрид
Ге́рдер
(1744 – 1803)
Иоганн Вольфганг
Иоганн Кристоф Фридрих
Гёте
фон Шиллер
(1749-1832)
(1759-1805)
Американское Просвещение
Томас
Джефферсон
(1743-1826)
Бенджамин
Франклин
(1706-1790)
Томас
Пейн
(1737-1809)
Задание на самоподготовку