Правописание окончаний. ЕГЭ № 7, 8, 12 Имя прилагательное, имя числительное, причастие, глагол
Безударные окончания прилагательных
Сформулируйте правило написания окончаний прилагательных и причастий.
ОКОНЧАНИЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ И ПРИЧАСТИЙ
ПРИ
?
=
ЧАСТИЕ
ЛАГАТЕЛЬНОЕ
! ИМ. ПАД. МУЖ. Р.
Прочитайте теорию учебника § 40, стр. 206:
что бы Вы добавили к правилу?
Упражнение 219
Образец задания № 8 ЕГЭ
Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ (5) ПРЕДЛОЖЕНИЯ (9)
А) неправильное употребление 1) Благодаря наличия у предприятия падежной формы существительного автотранспорта для перевозки служащих с предлогом. специалисты всегда оказываются на
объектах вовремя.
Б) нарушение в построении предложения 2) На мелководных участках растительность с причастным оборотом. образует перемычки, разделяющими
озеро на отдельные плёсы.
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Ответ:
Ошибка на употребление падежной формы существительного дана как повторение материала предыдущего урока.
Ученики должны объяснить суть ошибки в построении предложения с причастным оборотом, предложить правильный вариант.
А
Б
В
Г
Д
1
2
Проанализируйте предложения и, обнаружив ошибку, исправьте её.
- Одному из героев романа, ищущему смысл жизни, открывается путь к внутренней свободе.
ОДНОМУ из героев (как ому ?) ищущ ему
- Мы направились к шоссе, обозначенном на карте
красной точкой.
К ШОССЕ (как ому ?) обозначенн ому
- Я знаком с группой ребят, серьёзно увлекающимися джазом.
РЕБЯТ (как ИХ ?) увлекающ ИХ ся
В 1 предложении нет ошибки.
Склонение сложных имён числительных
дв е ст и
дв ух сот
количественные
Меняют
обе
(сколько?)
дв умя ст ами
порядковые
части
о дв ух ст ах
(какой по счёту?)
слова
Меняют
дв ух сот ый
последнюю часть
дв ух сот ого
слова
дв ух сот ому
Склонение 40, 90, 100 – ОБА (2) – ПОЛТОРА, ПОЛТОРАСТА (1,5 – 150)
ПАДЕЖИ
И = В ОСТАЛЬНЫЕ
*СОРОК *СОРОК
* ДЕВЯНО * ДЕВЯНО
* ПОЛ СТ * ПОЛ СТ
А
СТ
СТ
О
У
ТОРА
А
ТОРА
А
глаз, ухо
Р
глазами, ушами
ОБ
ОБ
ИМИ
А
Е
О
Е
М
СР
Ж
рука
руками
Укажите правильные варианты
А) семидесятью книгами
Б) в двух тысяча третьем году
В) шестьсот пятьдесят второй ученик
Г) девяноста пятый дом
Д) в шесть тысяч двадцать первом автомобиле
Е) не хватает полтора метров
Ж) около пятиста шагов
З) к семидесяти двум страницам
В Д З
Найдите ошибки в употреблении
А) на семидесяти языках
Б) тысяча девятисот шестьдесят первого года
В) к ста тридцати девяти столам
Г) в тысяча девятьсот сорок одном году
А) около тридцати трех футов
Б) тремяста километрами
В) трехтысячного посетителя
Г) двадцатиграммовая шоколадка
Б Г
Б
Образец задания № 7 ЕГЭ
В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
опытные ТРЕНЕРЫ
по ОБОИМ сторонам
звучит не менее ГРОМКО
ПОЕЗЖАЙТЕ вперёд
нет ТУФЕЛЬ
Ответ: ___________________________.
Учащиеся решают задание и объясняют ответ.
ОБЕИМ
Образец задания № 12 ЕГЭ
Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква . Запишите номера ответов.
1) уполномоч..нный, слыш..м
2) опаса..шься, потрат..вший
3) закле..шь, неслыш..мый
4) посе..шь, потрач..нный
5) помож..шь, дви́ж..мый
Ответ: ___________________________.
Учащиеся объясняют, на что должны обратить внимание в задании.
Следует также выяснить специфику задания: почему объединены разные морфемы (окончания глаголов и суффиксы причастий)? Ученики должны осознать, что написание гласной в суффиксе причастия напрямую зависит от формы глагола (спряжения или инфинитива).
БЕЗУДАРНОЕ ОКОНЧАНИЕ ГЛАГОЛА
! Алгоритм применяем только к БЕЗУДАРНЫМ окончаниям.
! Приставку ВЫ- у глагола убираем.
1. Задайте ? к глаголу .
2. Определите вид глагола (совершенный / несовершенный).
3. Задайте ? инфинитива , не меняя вида (что сделать?/ что делать?).
4. Выделите финаль .
5. Определите спряжение , помня об исключениях.
6. Выберите гласную (Е/И; А, Я/ У, Ю).
При закреплении алгоритма рассуждения важно :
- применять данный алгоритм только к БЕЗУДАРНЫМ окончаниям глаголов, иначе изначально можно ошибиться (например, Лет`еть какого спряжения? 99 % детей решают, что I спряжение. Просим проспрягать: лет`ишь, лет`им, лет`ят… II спряжение);
- особое внимание к приставке ВЫ-, которая «перетягивает» на себя ударение (например, в`ылететь – лет`еть ). Следовательно, видя в задании приставку ВЫ-, сначала убираем её, потом определяем спряжение;
- рассуждение начинаем с вопроса к глаголу для определения вида, чтобы предупредить распространённую ошибку при подмене вида.
Вспоминаем правило определения спряжения.
Лексическая работа: зиждиться – основываться, опираться на что-либо; брезжить – рассветать, чуть виднеться при свете утра, перен. смутно представляться, едва намечаться; зарождаться, слабо проявляясь.
Фина́ль (лингв.) - конечная буква (звук) или сочетание конечных букв (звуков) в слове, которые могут исчезать при словообразовании, например, -Ать, -Ять, -Ить, - Еть…
Демонстрируем шестишаговый алгоритм примером конкретного глагола, например, борЮ/Ятся: что делают? – несовершенный вид – что делать? – бор Оть ся – 1 спряжение – Ут/Ют: борЮтся.
II СПР I СПР
* - Ить искл.: БРИТЬ, СТЕЛИТЬ,
ЗИЖДИТЬСЯ, БРЕЗЖИТЬ
* 4 - Ать: СЛЫШАТЬ, ДЫШАТЬ, ДЕРЖАТЬ, ГНАТЬ остальные
* 7 -Еть: СМОТРЕТЬ, ВИДЕТЬ, НЕНАВИДЕТЬ, (и)
ЗАВИСЕТЬ, (и) ТЕРПЕТЬ, (и) ОБИДЕТЬ, (и) ВЕРТЕТЬ
(4 искл. + остальные)
(11 искл. + Ить)
11
Образец задания № 12 ЕГЭ
Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) уполномочЕнный, слыш..м
2) опаса..шься, потратИвший
3) закле..шь, неслышИмый
4) посе..шь, потрачЕнный
5) помож..шь, дви́жИмый
Ответ: _____________________ .
СЛОВАРНЫЕ СЛОВА
* -Ить: КЛЕИТЬ, МЕРИТЬ
* -Еть: ОПОСТЫЛЕТЬ,
ОПРОТИВЕТЬ
* ОБЕЗ-/ОБЕС-: обезлюдЕ/Ить,
обезрыбЕ/Ить…
* -Ять: остальные , например,
лаять, веять, реять,
таять, лелеять, баять,
надеяться, каяться,
маяться, затеять, хаять,
отчаяться, чуять, чаять,
блеять…
Обратить внимание учеников на формы инфинитивов, написание которых следует запомнить. Логично выделить по 2 глагола на –ИТЬ и на -ЕТЬ , в которых часто допускают ошибки; остальные вызывающие затруднения инфинитивы будут на –ЯТЬ .
Лексическая работа: опостылеть – надоесть , баять – говорить, рассказывать; хаять – неодобрительно отзываться, порочить кого-либо, что-либо , чаять – надеяться, ожидать чего-нибудь.
Особо следует сказать о глаголах с приставкой ОБЕЗ-/ОБЕС-: « лишиться самому» (непереходный глагол) пиши –ЕТЬ/ «лишить кого-то чего-нибудь» (переходный глагол) пиши –ИТЬ. В походе ребёнок обессилиЕт. – В этом поединке наш борец обессилИт соперника.
Учащиеся письменно отрабатывают алгоритм определения окончания глагола.
3 4
Домашнее задание
- Упражнения 276, 283, стр. 234 № 3.