Муниципальное автономное образовательное учреждение
Первомайская средняя общеобразовательная школа № 2
Практические достижения профессиональной деятельности учителя географии Баландиной В.П.
Профессиональное кредо:
«Учатся у того, кого любят»
(И.В. Гете)
Образование: Высшее, Мордовский государственный педагогический институт им. М.В. Евсевьева, 1987 г.
Стаж педагогической работы: 31 год
Категория: Первая
Проектно-исследовательская деятельность как средство развития познавательной активности обучающихся на уроках географии и во внеурочное время
Условия формирования личного вклада в развитие образования
- Научно – исследовательские условия :
изучение работ психологов и педагогов развивающего образования
Теоретические подходы к использованию исследовательского метода, как основы развивающего обучения, представлены в трудах А.И. Савенкова, А.В.Леонтович, В.С.Кукушкина.
Проектирование образовательного процесса в проектно-дифференцированном обучении: методическое пособие. О.В. Плетенева, В.Я. Бармина.
изучение современных педагогических технологий, методологии исследовательской деятельности учащихся Николина В.В.
- Организационно – педагогические условия :
Работа в школьном методическом объединении естественнонаучных дисциплин, работа в творческом сообществе учителей естественных наук в школе и профессиональных педагогических сообществах: методического объединения учителей «Обществоведческих дисциплин» , инфоурок, Глобал Лаб, ПроШколу.ру, сообщество учителей географии Нижегородской области)
Актуальность
Недостаточная познавательная активность и подготовленность учащихся, большой объем информации
Требования ФКГОС к результатам обучения на уровне среднего общего образования
Главным смыслом исследования в сфере образования есть то, что оно является учебным
Теоретическое обоснование личного вклада педагога в развитие образования
А.В. Леонтович дает определение термина «исследовательская деятельность учащихся»: «деятельность учащихся, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением. »
«В основе мотивации исследовательского поведения – говорит Савенков, - лежит любопытство, которое в научной литературе называется поисковой активностью.
Цели и задачи педагогической деятельности
Цель:
Создание условий для развития познавательной активности, направленной на улучшение качества знаний и уровня обученности учащихся, через организацию исследовательской деятельности.
Разработать уроки, программу кружка, задания исследовательского типа, направленные на исследовательскую деятельность учащихся
ЗАДАЧИ:
Формировать интерес учащихся к исследовательской деятельности, развивать исследовательские умения
Развивать интеллектуальные, творческие способности учащихся, направленные на осуществление исследовательской деятельности во внеклассной работе
Ведущая педагогическая идея
"В школе, в которой работают по методу проектов, первое слово - за ребенком, последнее - за учителем" Коллингс
Включение учащихся в исследовательскую деятельность
Высокий познавательный интерес
Успешный и компетентный ученик
познавательная активность
познавательная деятельность
Ведущая педагогическая идея
Включение учащихся в собственный исследовательский поиск
на уроках географии, а также во внеурочной работе через
разработку системы заданий для формирования
исследовательских умений школьников
Школа географа-следопыта. Осваиваем метод моделирования.
Развитие творческих способностей личности обучающихся
Деятельностный аспект личного вклада педагога в развитие образования
Одна из форм организации исследовательской деятельности -это ведение уроков с разрешением проблемных ситуаций .
Формирование навыков проектно-исследовательской деятельности на уроках позволяет повысить качество знаний учащихся по предмету.
В своей работе активно использую такое направление технологии как проектно-исследовательская деятельность. Проекты практикуются как на уроках, так и во внеурочное время.
Результаты внеурочной проектно-исследовательской деятельности моих учеников отражены в таблице.
Деятельностный аспект личного вклада в развитие образования
« Лэпбук – как средство развития познавательных способностей обучающихся на уроках географии возраста» Цель: создание Лэпбука, как средства для реализации деятельностного метода обучения.
Урок №7. Внутреннее строение Земли.
Урок №8. Вулканы Земли.
Результат: при создании лэпбука дети не получают знания в готовом виде, а добывают их сами в процессе собственной исследовательской – познавательной деятельности .
Деятельностный аспект личного вклада в развитие образования
Экскурсии
Цель: умение и навык вести наблюдения
Урок № 3. Практическая работа №2. Экскурсия
« Наблюдение за географическими объектами своей местности »
Результат: уметь применять теоретические знания на практике
Диапазон личного вклада педагога
Исследовательская работа включенная в учебный процесс
Создание и защита проектно- исследовательских работ
Проведение экскурсий с предоставлением отчета в виде мини-проекта(презентации)
Творческие задания расширенного вида
Поисково - исследовательские методы на уроках и практических работах
Участие
Внеурочная деятельность: работа во время предметной недели естественных наук
Участие в конференции школьных исследовательских проектов.
Исследовательская работа включенная в учебный процесс
Результативность профессиональной педагогической деятельности и достигнутые эффекты
- Участие в олимпиадах и конкурсах
Результативность профессиональной педагогической деятельности и достигнутые эффекты
- Динамика уровня качества знаний обучающихся
Транслируемость практических достижений
Научно-практические конференции различного уровня
Способы распространения
РМО, ШМО,
педагогическое сообщество учителей географии
Персональный сайт учителя географии Баландиной В.П , GlobalLab
Литература
- Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от
действия к мысли: пособие для учителя под редакцией А.Г. Асмолова. –
М., 2011
- Проектирование образовательного процесса в проектно-дифференцированном обучении: методическое пособие. О.В. Плетенева, В.Я. Бармина. – Н. Новгород: Нижегородский институт развития образования, 2014.
- Социальное проектирование в деятельности образовательных учреждений: технологические основы и опыт реализации: методические рекомендации. О.В. Плетенева, В.Я. Бармина– Н. Новгород: Нижегородский институт развития образования, 2013.
- “ Об основных понятиях концепции развития исследовательской и практической деятельности учащихся”, Ж.”Исследовательская деятельность школьников Леонтович А.В.”, №4,2003г.
- Исследовательская и проектная работа школьников под редакцией А.В. Леонтовича.-М.: «Вако», 2014
- Савенков А.И. Исследовательское обучение и проектирование в современном образовании // Школьные технологии. – 2004. №4. – С. 83-84.
Интернет – ресурсы:
- http:// standart.edu.ru/
- http://ielf.ucoz.ru/publ/seminar/
- http://www.eidos.ru//goirnal/2002/0423.htm