Тема урока: « Оксиды и их классификация и химические свойства»
Цель урока: сформировать представления о классах бинарных соединений: оксиды, их состав и номенклатура; познакомить детей с химическими свойствами оксидов; научить составлять детей формулы оксидов металлов и неметаллов; определять по составу соединения его принадлежность к классу оксидов.
Тип урока: комбинированный
Технология обучения: здоровьесбережения, проблемного обучения, развивающего обучения, групповая работа, интерактивные, информационно – коммуникационные, развития исследовательских навыков.
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формируемые УУД |
Познавательные | регулятивные | коммуникативные | личностные |
Актуализация знаний и постановка цели урока |
(Проверка д/з виде самостоятельной работы. Затем провожу опрос – беседу.) Какие соединения называют бинарными? Как определить с.о. у металлов и у не металлов? Запишите формулы хлорида магния, сульфида меди(II), бромида калия. Дайте названия бинарным соединениям: ( CO2, KCl, P2O5 ) | Дети отвечают на вопросы: Состоящие из двух элементов). ( У металлов с. о. равна номеру группы, у неметаллов – 8 минус номер группы ПСХЭ) ( Углекислый газ, хлорид калия, оксид фосфора) | Слушают учителя и отвечают на вопросы | Осознают смысл информации | Понимают и воспринимают объяснения учителя | |
Формирование новых знаний |
На интерактивной доске вашему вниманию представлен ребус его нужно разгадать. Предлагаю Задание 1. Прочитайте вопросы об оксидах и ответы найти на них ( Один ученик называет вопрос , а второй ученик - дает правильный ответ) Каковы оксиды по составу? Сколько каких элементов в составе оксидов? Какой элемент обязательно входит в состав оксидов, какова его валентность и степень окисления? Работа с карточками | Дети отгадывают ребус. Ответы ( Два элемента, один из которых кислород. Кислород. Валентность II. Степень окисления -2 Сложные вещества | Осуществляют идентификацию объектов изучения. | Выдвигают цель или формируют гипотезу исследования. Формируют самостоятельно определения. | Планируют общие способы работы | Развивают любознательность Интерес к самостоятельной исследовательской деятельности. |
Первичное закрепление полученных знаний |
(Повторяют правила техники безопасности поведения в кабинете химии при лаб. условиях.) Составляют план изучения физических и химических свойств выданных веществ Проверить наличие необходимого оборудования и реактивов для проведения опытов на рабочем месте Составляют отчет о проделанной работе в виде таблице | Записывают составленный план (в тетради для практических работ или в рабочей тетради). Проверяют наличие необходимого оборудования и реактивов на рабочем месте. Заполняют таблицу о проведенной работе. | Осуществлять идентификацию объектов выделением необходимых признаков, классифицировать неорганические вещества изученных классов. Характеризовать свойства неорганических веществ изученных классов. Самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем творческих и поискового характера. Описывают самостоятельно проведенный эксперименты, используя знаково- символические средства | Преобразовывать практическую задачу и познавательную. Находить алгоритмы решения поставленной экспериментальной задачи. Осуществлять само и взаимоконтроль процесса решения экспериментальной задачи и коррекцию своей деятельности. Оценить конечный результат | Устанавливать рабочие отношения в группе. Осуществлять учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. Осознанно использовать речевые средства, участвовать в совместном обсуждении результатов эксперимента. | Развивать любознательность и интерес к самостоятельной исследовательской деятельности Грамотно обращаться с веществами в химической лаборатории и в быту. Развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности. |
Рефлексия |
Инициировать рефлексию детей по их собственной деятельности и взаимодействия с учителем и другими детьми в классе. Подведем итоги нашей работы. Вспомните, какую цель мы поставили в начале урока? Как вы считаете, достигли ли мы целей? А теперь оцените свою деятельность на уроке. Ответьте на предложенные вопросы. Что изучали сегодня на уроке? Кто желает сформулировать определение оксидов. На какие группы делятся оксиды? Коррекция самооценок, самоанализа, выставление оценок | . Проводят рефлексию по алгоритму. Отвечают на вопросы и проводят самооценку по критериям. Сдают учителю. | Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. | | | Личностные Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья. |
Практическая работа № 2
по теме: «Свойства кислот, оснований, оксидов и солей»
Цель: осуществить на практике реакции, характеризующие свойства кислот, оснований, оксидов и солей.
Оборудование и реактивы: штатив с пробирками; серная кислота [H2SO4], фосфорная кислота [H3PO4], цинк [Zn], железо [Fe], оксид меди (II) [CuO], гидроксид натрия [NaOH], нитрат серебра [AgNO3], хлорид бария [BaCl2], карбонат натрия [Na2CO3], фосфат натрия [Na3PO4], хлорид меди (II) [CuCl2], фенолфталеин.
Инструктаж по технике безопасности:
Ход работы
Что делали | Наблюдения и уравнения химических реакций |
Опыт 1 |
а) | |
б) | |
в) | |
г) | |
Опыт 2 |
а) | |
б) | |
в) | |
г) | |
Порядок выполнения работы
Опыт 1. Осуществите реакции, характеризующие свойства раствора серной кислоты:
а) Оксид основный + металл = Щелочь +металл
б) кислота + основный оксид = соль + Н2О
в) кислота + основание = соль + Н2О
г) кислота + соль = соль + кислота
Составьте уравнения проделанных реакций в молекулярном и ионном виде.
Опыт 2. Проделайте реакции, характеризующие свойства хлорида меди (II):
а) соль + металл = соль + металл
б) соль + щелочь = основание ↓ + соль
в) соль + кислота = соль + кислота
г) соль + соль = соль + соль↓
Составьте уравнения проделанных реакций в молекулярном и ионном виде.
Карточки:
Задание 1. Впишите в текст формулы оксидов (работа в группах).
В земной коре ( литосфере) находится оксид алюминия ….. оксид кремния (IV) …. , оксид железа(III) …. . 2. Водная оболочка Земли (гидросфера) содержит оксид водорода ….. . В воздухе есть оксид углерода (IV) …… . В результате хозяйственной деятельности человека образуются вещества, загрязняющие атмосферу: оксид углерода(II)……, оксид серы (IV)…….. .
( Al2O3) (глина),
(SiO2, песок)
(Fe2O3, красный железняк).
(H2O, вода).
СO2 углекислый газ
CO угарный газ
SO2 сернистый газ
Тест
Установите правильную последовательность.
1. Несолеобразующие оксиды -
1) не взаимодействуют
2) оксиды, которые
3) ни с кислотами, ни со щелочами
4) и не образуют солей
2. Кислотные оксиды –
1) соответствуют
2) которым
3) кислоты
4) оксиды,
3. Вид оксида:
а) основный б) несолеобразующий
формула оксида:
1) SiO2
2) CO
3) CaO
4) P2O5
Выпишите номер правильного ответа.
4. Реагент для кислотных оксидов:
1) вода, кислота
2) вода, основный оксид
3) вода, основный оксид, щелочь
4) вода, основный оксид, щелочь, кислота
5. Условие взаимодействия основного оксида с водой:
1) нерастворимость оксида в воде
2) образование щелочи
3) образование основания
4) образование кислоты