Литературно-музыкальная гостиная
И душа собою вечно недовольна…
5 сентября 2023года исполняется 206 лет со дня рождения нашего земляка, поэта, прозаика и драматурга А.К.Толстого.
Цель: познакомить учащихся с фактами из жизни поэта и его творчеством; формировать у них гражданскую позицию, духовность, культуру, любовь к малой родине и к поэту-земляку.
Участники мероприятия: учащиеся 9 классов.
На сцене: мемуарист, читатели-чтецы, критик, которые находятся за столиками по обеим сторонам сцены; в середине-светский салон петербургского общества.
Оборудование: мультимедийный проектор (иллюстрации и краткий комментарий о жизни и творчестве А.К.Толстого).
(На фоне музыки к роману «Средь шумного бала» учащиеся танцуют вальс-мазурку.Далее-звучит мелодия композитора Булохова на стихи Толстого «Колокольчики мои…»)
1-й ведущий: Наш край не Рим, но очень красив. Вообразите себе леса, прорезанные полями на бесконечном пространстве. Мы целыми днями можем ездить верхом, не выезжая из лесов. И весь этот край переполнен соловьями, кукушками…
2-й ведущий: Если бы вы знали, какое это великолепие летом и осенью! Леса кругом на пятьдесят верст и более, луга и лощины такие красивые, каких я нигде не видел, а осенью, особенно эту осень, не выезжаешь из золота и пурпура. Это было до того торжественно, что слезы навертывались на глаза.
Мемуарист: Так писал Алексей Константинович Толстой в Италию поэту Якову Полонскому из Красного Рога.
Читатель-чтец:
Край ты мой, родимый край!
Конский бег на воле!
В небе крик орлиных стай!
Волчий голос в поле!
Гой, ты, родина моя!
Гой, ты, бор дремучий!
Ветер, степь да тучи!
1-й ведущий: Граф Алексей Толстой-поэт, прозаик, драматург. Родился 24 августа (5 сентября) 1817 года в Петербурге в знатной дворянской семье.
2-й ведущий: Родители разошлись сразу после рождения сына, и мать увезла шестинедельного Алешу в Черниговскую губернию.
Мемуарист: Самые ранние годы Толстого прошли в селе Блистове, имении матери, и селе Погорельцы, принадлежавшем брату матери А.А.Перовскому (литературный псевдоним Антоний Погорельский), который для любимого племянника Алеши написал сказачную повесть «Черная курица, или Подземные жители»).
В 1822 году Толстая с сыном переехала в Красный Рог, который по наследству достался ее брату. Мать и дядя безмерно заботились о воспитании и обучении Алеши. В шесть лет он уже говорил и писал на французком, немецком и английских языках.
Когда в руки шестилетнего мальчика попал сборник стихотворений лучших русских поэтов, он вскоре знал его уже наизусть и «упивался музыкой разнообразных ритмов».
Некоторые стихотворения настолько поразили воображение Алеши, что «он начал марать бумагу и писать стихи». Свои первые опыты Толстой называет нелепыми, но «в метрическом отношении они отличались безупречностью».
Читатель-чтец:
Клонит к лени полдень жгучий,
Замер в листьях каждый звук,
В розе пышной и пахучей,
Нежась, спит блестящий жук;
А из камней вытекая,
Однозвучен и гремуч,
Говорит, не умолкая,
И поет гремучий ключ…
Мемуарист: В 1826 году Алеша Толстой был выбран для игр с наследником престола, будущим Александром II . Пришлось надолго расстаться с Красным Рогом. В этом же году в доме Перовского в Москве Толстой впервые увидел Пушкина. Сдав в 1834 году университетский экзамен на право служить чиновником первого разряда, Толстой определился в Московский архив Министерства иностранных дел.
В течение двух лет (1838-1839) А.К. Толстой числился при дипломатической миссии за границей. Там он сдружился с Гоголем и написал фантастическую повесть «Упырь», которую сочувственно встретил критик В.Г. Белинский.
Критик: Я предугадал свойства замечательного дарования Толстого, мастерское изложение, умение сделать из своих лиц что-то вроде характеров, способность схватить дух страны и времени, к которым относится событие, прекрасный язык.
Мемуарист: Мать и дядя готовили Алексея к блестящей служебной и придворной карьере. Заботами влиятельных родственников его повышали в чинах и придворных званиях.
Но служба мало его интересовала. Посещение придворных церемоний, парадов и балов, встречи с императором и его наследником для него тяжелая обязанность, потому что с раннего детства он чувствовал влечение к литературному творчеству.
Читатель-чтец:
Я Вас узнал, святые убежденья,
Вы спутники моих минувших дней,
Когда, за беглой не гоняясь тенью,
И думал я и чувствовал верней,
И юною душою ясно видел
Все, что любил, и все, что ненавидел!
Читатель-чтец:
Средь мира лжи, средь мира мне чужого,
Не навсегда моя остыла кровь;
Пришла пора, и вы воскресли снова,
Мой прежний гнев и прежняя любовь!
Рассеялся туман, и, слава богу,
Я выхожу на старую дорогу!
По-прежнему сияет правды сила,
Ее сомненья боле не затмят;
Неровный круг планета совершила
И к солнцу снова катится назад,
Зима прошла, природа зеленеет,
Луга цветут, весной душистой веет!
1-й ведущий: Красивый, приветливый, начитанный и остроумный молодой человек, Толстой делил свое время между службой, литературными занятиями и светским обществом.
2-й ведущий: Вот ему уже 30 лет... И за тридцать… Он в чинах. Не женат. Маменька, обожавшая сына, ревниво оберегала его от серьезных увлечений и с ужасом думала о возможной когда-либо женитьбе сына. А он, романтик по натуре. Мечтал о встрече с необыкновенной женщиной.о необыкновенной любви.
Мемуарист: …Зимой 1851 года Алексей Толстой по долгу придворной службы сопровождал будущего императора Александра II на бал-маскарад, который давался в Большом театре.
Сцена на балу.(Исполнение вальса под музыку на стихи А.Толстого.)
1-я княжна: Ну, что жених твой!?
2-я княжна: Не поняла вопроса, милая княжна?
1-я княжна: Как он? Красив, наверное, и молод? Сколько душ, имений он имеет?
2-я княжна: Ну, что он мне! Ведь беден он! А мне бы тот, который и богат, и метит в генералы!
(Продолжение сцены на балу.)
Дочь: Ах, маменька, опять вы за свое!
Мать: Ну, сколько раз тебе твердить одно и то же!
Дочь: Не люб мне Старадуб! Не выйду за него я! Мне по душе Любимов!
Мать: И слушать не хочу! Кто беден, тот тебе не пара!
Мемуарист: Веселье было в разгаре, когда в зал вошел камер-юнкер граф Алексей Толстой. Взоры многих присутствовавших на балу устремились на красивого молодого человека. Его спокойные голубые глаза и выражение лица говорили о гармоничном характере, а весь облик вызывал в сознании образ русского добра молодца.
Сцена бала (суета, разговоры, сплетни, шум в гостиной).
1-я реплика: Кто? Кто он, этот красивый молодой мужчина?
2-я реплика: Да это же друг самого императора, граф Толстой!
1-я реплика: Ах, кто же мне может составить протекцию в знакомстве с графом?
(Появление женщины в маске.)
1-й ведущий: На маскараде Алексей Толстой встретил незнакомку, у которой была интригующая манера разговаривать, пышные волосы и прекрасная фигура. Она отказалась снять, но взяла его визитную карточку.
2-я реплика: Смотри, смотри, кузина, к кому Толстой подходит!
1-я реплика: Да она же некрасива! Высокий лоб, широкие скулы-все это портит ее лицо!
2-й ведущий: Но кто она? Как зовут? Это Толстой узнал через несколько дней, получив от нее приглашение. … Той же ночью, вернувшись с бала, он, вдохновленный образом прелестной незнакомки, написал стихи:
Средь шумного бала, случайно,
В тревоге мирской суеты!
Тебя я увидел, но тайна
Твои покрывала черты!
Мемуарист: Зародившееся чувство любви послужило поводом для появления еще одного не менее прекрасного романса-«Средь шумного бала» П.Чайковского. Его мелодия навеяна лирической исповедью человека, чья душа была полна нежности и света.
(Звучит романс «Средь шумного бала» в исполнении учащихся.)
Мемуарист: Ту, что поразила поэта своим обликом и задушевностью, звали Софья Андреевна Миллер. Она не была хорошенькой. Высокая, стройная, с тонкой талией, с густыми пепельными волосами, белозубая, очень женственная, но ее лицо портили высокий лоб, нечеткие очертания носа, волевой подбородок.
Мемуарист: Зато привлекали полные свежие губы, узкие серые глаза, светившиеся умом. Как и сам Толстой, она обладала широкими знаниями, прекрасно разбиралась в литературе и искусстве, владела языками, чудесно пела и играла на рояле.
1-й ведущий: Огромная, светлая и чистая любовь вошла в жизнь Толстого, захватила его мысли, желания, все его существо. С этого времени вся его любовная лирика обращена к Софье Андреевне.
Читатель-чтец:
Ты не спрашивай, не распытывай,
Умом-разумом не раскидывай:
Как люблю тебя, почему люблю
И за что люблю, и надолго ли?
Ты не спрашивай, не распытывай:
Что сестра ль ты мне, молода ль жена
Или детище ты мое малое?
И не знаю я, и не ведаю,
Как назвать тебя, как прикликати.
Много цветиков во чистом поле,
Много звезд горит по поднебесью,
А назвать-то их нет умения,
Распознать-то их нету силушки.
Полюбив тебя, я не спрашивал;
Не разгадывал, не распытывал;
Полюбив тебя, я махнул рукой,
Очертил свою буйную голову.
(Звучит романс «То было раннею весной…» Музыка П.И.Чайковского.)
Мемуарист: Взаимное чувство молодых людей натолкнулось на внешние препятствия. Ведь Софья Андреевна замужем и хотя порвала с мужем, но пока не добилась развода с ним. С другой стороны, мать Толстого была категорически против этого увлечения сына и слушать не хотела о его избраннице. Сердце Алексея Константиновича разрывалось между двумя близкими ему людьми. Страдая от неясности чувства Софьи Андреевны, от упреков матери, он писал стихи, полные любви и грусти. Передавая состояние души, поэт обращается к пленительным образам русской природы.
(Звучит романс «Острою секирой ранена береза…»)
Читатель-чтец:
Не верь мне, друг, когда в избытке горя,
Я говорю, что разлюбил тебя,
Вотлива час, не верь измене моря,
Оно к земле воротится, любя.
Уж я тоскую, прежней страсти полный,
Мою свободу вновь тебе отдам,
И уж бегут с обратным шумом волны
Издалека к любимым берегам!
1-й ведущий: Двенадцать лет боролись за свою любовь два человека, потянувшиеся друг к другу буквально с первого взгляда. Сила, глубина и постоянство их чувств достойны восхищения.
2-й ведущий: «Если бы ты для меня исчезла, священный огонь потух бы сам собой,-писал поэт.-Я все отношу к тебе: славу, счастье, существование: без тебя ничего мне не остается…»
Читатель-чтец:
Не ветер, вея с высоты,
Листов коснулся ночью лунной;
Моей души коснулась ты-
Она тревожна как листы,
Она как гусли многострунна.
Житейский вихрь ее терзал
И сокрушительным набегом,
Свистя и воя, струны рвал
И заносил холодным снегом.
Твоя же речь ласкает слух,
Твое легко прикосновенье,
Как от цветов летящий пух,
Как майской ночи дуновенье…
Мемуарист: …Шли годы, а чувство не меркло. Вот он пишет ей, жене, 20 лет спустя из Дрездена: «…Не могу лечь, не сказав тебе то, что говорю тебе уже 20 лет,-что я не могу жить без тебя, что ты мое единственное сокровище на земле…»
Читатель-чтец: На нивы желтые нисходит тишина;
В остывшем воздухе от меркнувших селений,
Дрожа несется звон. Душа моя полна
Разлукою с тобой и горьких сожалений.
И каждый мой упрек я вспоминаю вновь,
И каждое твержу приветливое слово,
Что мог бы я сказать тебе, моя любовь,
На что внутри себя я схоронил сурово!
Мемуарист: А вот строки, написанные за три месяца до кончины: «Для меня жизнь состоит только в том, чтобы быть с тобою и любить тебя, остальное для меня-смерть, пустота…»
Читатель-чтец:
Минула страсть, и пыл ее тревожный
Уже не мучит сердца моего,
Но разлюбить тебя мне невозможно,
Все, что не ты,-так суетно и ложно,
Все, что не ты,-бесцветно и мертво.
Без повода и права негодуя,
Уж не кипит бунтующая кровь,
Но с пошлой жизнью слиться не могу я,
Моя любовь, о, друг, и не ревнуя,
Осталась та же прежняя любовь.
Так вот высот нахмуренной природы,
С нависших скал сорвавшийся поток
Из царства туч, грозы и непогоды
В простор степей выносит те же воды
И вдаль течет, спокоен и глубок.
1-й ведущий:
Многих привлекала кажущаяся простота манеры Толстого, но любое подражание ему отдавало фальшью: ведь в стихах не только мастерство, но и душа поэта. А она у каждого своя…
2-й ведущий: Алексей Толстой победил в борьбе за свою любовь. Но одновременно ему пришлось вести длительную и упорную борьбу за право быть самим собой-быть писателем. Литература становится для Толстого главным делом жизни.
1-й ведущий: «Но как работать для искусства,-жалуется он в одном из писем (1853),-когда слышишь со всех сторон слова: служба, чин, вицмундир, начальство и тому подобное!»
2-й ведущий: Дважды он обращается к царю с настойчивой просьбой об отставке. И лишь через несколько лет, в 1861 году, отставка была, наконец, принята, и писатель безраздельно отдался творчеству.
1-й ведущий: И он сдержал слово: выступил «бесстрашным сказателем правды», проявив себя блестящим мастером острой и яркой сатиры. В его сатирических произведениях подвергаются осмеянию и российское самодержавие, и бюрократы-министры, и человеческие и социальные пороки: раболепство, спесь, взяточничество.
2-й ведущий: Особенно резким по политическому звучанию были поэмы «История государства Российского…» и «Сон Попова». О «Сне Попова» с восторгом отзывался Лев Николаевич Толстой: «Ах, какая это милая вещь, вот настоящая сатира, и превосходная сатира!... Это бесподобно. Нет, я не могу не прочитать вам этого…» И он мастерски читал поэму, вызывая взрывы смеха у слушателей.
Читатели-чтецы исполняют «Сон Попова» в лицах (строфы 1,2,3,5,7,11-18.)
1-й ведущий: Такая сатира не могла пройти через цензуру. Она распространялась по России в рукописях и была напечатана лишь через много лет после смерти Толстого. Но самое главное то, что она не потеряла своей актуальности и в наши дни.
А.К.Толстой не только тонкий лирик и острый сатирик, но и вдумчивый историк. Он автор исторических баллад, былин, песен, трагедий, исторического романа «Князь Серебряный».
Мемуарист: Последние годы жизни Алексей Толстой тяжело болел-страдал от астмы и головных болей. Он умер, когда ему было 58 лет. Узнав об этом скорбном событии, И.С.Тургенев писал: «Всем знавшим его хорошо известно, какая это была душа, честная, правдивая, доступная всяким добрым чувствам, готовая на жертвы, преданная до нежности, неизменно верная и прямая. «Рыцарская натура»-это выражение почти неизбежно приходило всем на уста об одной мысли о Толстом… Натура гуманная, глубоко гуманная!»