«Мои земляки – Герои Советского Союза»
Подвиг его не забыт,
слава его не померкнет.
Выполнила: Аршинова Яна
Ученица МБОУ г.Моршанска «СОШ№1 ( с углубленным изучением отдельных предметов)» 9 «В» класса
Руководитель : Кондрашина Наталья Борисовна
Моршанск 2017
Звание Герой Советского Союза - высшая степень отличия в СССР за личные или коллективные заслуги перед государством, связанные с совершением героического подвига. В годы Великой Отечественной войны звания Героя Советского Союза за героические подвиги были удостоены свыше 11 тысяч человек (часть посмертно). В военное время в Сухопутных войсках было свыше 8 тысяч Героев Советского Союза, более половины - пехотинцы, 1800 артиллеристов, 1142 танкиста, 650 воинов инженерных войск, свыше 290 связистов, 93 воина противовоздушной обороны, 52 воина войскового тыла, 44 медика. В подразделениях ВВС страны воевали свыше 2400 Героев Советского Союза, в составе ВМФ - свыше 500.
В каждом уголке нашей огромной страны есть свои герои, получившие звание – Герой Советского Союза. В городе Моршанск и Моршанском районе также имеются свои герои. Один из них – Алкидов Владимир Яковлевич. Он родился 12 августа 1920 года в селе Алкужи Моршанского района. Когда восстанавливали Керченский металлургический завод имени П. Л. Войкова, его семья переехала в Керчь. Там Владимир окончил неполную среднюю школу и поступил в школу ФЗУ при заводе. Учёбу и работу совмещал с занятиями в аэроклубе.. В 1940 году он окончил Качинскую военную авиационную школу лётчиков.
Великую Отечественную войну лейтенант В. Я. Алкидов встретил в составе 87-го истребительного авиационного полка. В те дни полк, под командованием майора И. С. Сульдина, имея на вооружении 60 самолётов И-16 разных серий и 4 новеньких МиГ-3, стоял на аэродроме Бунач, в 60 км юго - восточнее Тарнополя.
Примерно в 4 часа 50 минут с восточной части аэродрома показался плохо видимый в лучах восходящего солнца двухмоторный бомбардировщик. На земле сочли, что для проверки готовности полка к действиям по тревоге прилетел на СБ командир соединения. Но это был немецкий Ju-88. На бреющем полёте он атаковал выстроенные в линию самолёты полка, уничтожив 7 машин. При этом погибло 2 находившихся в кабинах лётчика и 5 человек получили ранения.
Спустя несколько минут в воздух было поднято дежурное звено. Старший лейтенант Мельник на И-16 догнал этот "Юнкерс" и с первой же атаки сбил. Затем для прикрытия аэродрома поднялось второе дежурное звено, возглавляемое лейтенантом В. Я. Алкидовым. Как потом выяснилось, при вражеском налёте Алкидов получил ранение в правое предплечье, но в горячке не почувствовал боли. При взлёте на его истребителе не убрались шасси - оказалось, что и самолёт повреждён осколками бомб. Несмотря на это, раненый лётчик мужественно выполнял боевую задачу и вместе с ведомыми надёжно прикрыл свой аэродром.
В дальнейшем сражался в составе 263-го ИАП. С осени 1941 года по весну 1942 года, в составе уже 521-го ИАП, Владимир Алкидов участвовал в боях за Москву. Летал сначала на ЛаГГ-3, однако уже в ходе боёв полк был перевооружён на новые истребители Як-1. Вскоре после разгрома немецких войск под Москвой, 521-й ИАП под командованием майора В. Н. Вусса перебазировался на Калининский фронт, под Ржев, где противник сумел закрепиться и длительное время удерживал свои позиции.
22 марта 1942 года звено советских "Яков" сумело одержать победу в воздухе над 27 немецкими самолётами. Случай этот уникальный, вызвавший в те дни восторженную реакцию не только авиаторов Калининского фронта, но и наших наземных войск!
Еще одним военным достижением Алкидова стала победа над вражескими пикировщиками при внезапном нападении на наши наземные войска.
В тот день, выполнив боевое задание по защите важного объекта, звено лейтенанта В. Я. Алкидова возвращалось на свой аэродром. Внезапно они увидели большую группу вражеских пикировщиков Ju-87, приближающихся к позициям наших наземных войск. И тройка отважных лётчиков - Владимир Алкидов, Андрей Баклан и Семён Селищев, ринулись на врага. С первой же атаки ими было сбито 3 "Лапотника". Пикировщики моментально развернулись и стали удирать на запад.
В это время подоспели и Ме-109, их было 9 против 3 наших лётчиков. Но друзья не отступили, они вертелись среди "Мессеров" юлой, выжимая из своих "Яков" всё возможное, отбивались отчаяно, дерзко, используя лобовые атаки. В результате Алкидов с Бакланом сбили ещё по одному самолёту и противник, потеряв в этом сражении 5 машин - 3 пикировщика и 2 истребителя, оставил поле битвы...
Лейтенант Баклан и младший лейтенант Селищев на последних каплях горючего благополучно возвратились на свой аэродром. Командир звена Алкидов, ввиду утечки топлива через пробоину в баке, приземлился неподалёку от линии фронта, в расположении наших войск. К Владимиру бросились пехотинцы и артиллеристы, наблюдавшие за боем, стали тискать лётчика, поздравляя с победой. В тот же вечер он был в своём полку, где его ждала не менее торжественная встреча...
Сразу после этих знаменательных событий командир звена 521-го ИАП лейтенант В. Я. Алкидов был представлен к званию Героя Советского Союза ( в первый раз ):
Однако, награда была заменена на орден Ленина ( Указ по войскам Калининского фронта № 099 от 26 марта 1942 года ) и спустя несколько дней командующий Воздушной армией М. В. Громов, в торжественной обстановке, вручил трём отважным лётчикам новенькие ордена.
Владимиру Алкидову не было тогда и 22 лет, но он быстро приобрёл боевой опыт. Вместе со своим командиром эскадрильи капитаном Иваном Киевским, Алкидов совершил более 300 боевых вылетов, участвовал в десятках воздушных боёв и сбил несколько вражеских самолётов. Назначенный командиром звена, Владимир сразу показал, какой победы можно достичь, обладая отвагой и боевым лётным мастерством.
В апреле 1942 года В. Я. Алкидов ( в составе группы лётчиков ) был направлен в формирующийся особый 434-й истребительный авиационный полк, где и продолжил свою дальнейшую боевую деятельность. Впереди его ждали новые тяжёлые бои.
Летом 1942 года 434-й ИАП воевал на Юго - Западном фронте, вместе с наземными войсками отступал из-под Харькова, отчаянно дрался в небе Сталинграда.
В битве за Сталинград В. Я. Алкидов проявил чудеса мужества и храбрости. Своими умелыми действиями он неоднократно вызывал восхищение у командования и подчинённых. Он множество раз участвовал в проведении воздушных разведок, штурмовке войск и аэродромов противника. Неоднократно, несмотря на серьёзные повреждения самолёта, возвращался на свой аэродром. К августу 1942 года он совершил 335 боевых вылетов и в 40 воздушных боях сбил 10 самолётов противника.
28 июля в бою против 14 Ме-109 самолёт старшего лейтенанта Алкидова был отсечён противником от основной группы и его "Як" был подбит. Раненый лётчик пикированием попытался выйти из боя. Вспыхнули бензобаки. Лётчик с перебитой ногой и рукой выбросился на парашюте. От потери крови, боли при ударе во время приземления он потерял сознание. Когда очнулся, Владимир Алкидов понял, что он попал в плен. Но советские патриоты помогли ему бежать из плена, спрятали, вылечили и в декабре 1942 года переправили через линию фронта.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 12 августа 1942 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом отвагу и геройство, лейтенанту В. Я. Алкидову было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" ( № 917 ).
Тамбовцы по-праву гордились своим земляком. Трудящиеся Моршанского района к январю 1943 года собрали 100 000 рублей на постройку самолёта имени Героя Советского Союза В. Я. Алкидова.
После долгих мытарств, лечения и проверок Владимир Алкидов в мае 1943 года вернулся в свой 32-й Гвардейский авиаполк, где ему была вручена "Золотая Звезда" Героя. Однако у Владимира после ранения неправильно срослась рука, что послужило причиной отказа от лётной работы ( Формально он числился в списке лётного состава полка, но на боевые задания не летал. ) .
В июле 1943 года Гвардии капитан В. Я. Алкидов был переведён в 172-й ИАП, в котором прослужил почти 1,5 года. 18 ноября 1944 года он был откомандирован в распоряжение Управления кадров ВВС Красной Армии.
Но как оказалось, война для Владимира Алкидова ещё не закончилась. В августе 1945 года, в должности командира звена 529-го ИАП, он принимал участие в Советско - Японской войне, где совершил ещё несколько боевых вылетов на штурмовку. По итогам этих боевых действий был представлен к очередной награде:
30 августа 1945 года Гвардии капитан В. Я. Алкидов был награждён орденом Красной Звезды.
Вскоре после окончания всех боевых действий, в 1946 году, Алкидов по состоянию здоровья уволился в запас. Жил в городе Славянск-на-Кубани ( Краснодарский край ). Скончался 27 ноября 1982 года. Похоронен в городе Славянске-на-Кубани.
Владимир Яковлевич Алкидов не забыт на родной тамбовской земле: в Моршанском историко - художественном музее ему посвящён стенд, рассказывающий о славных подвигах лётчика - аса.
Герой Советского Союза…
И, звание это, с гордостью носилось!
Звезда героя – это не обуза,
Она, лучами солнца, на груди светилась!
Звезда героя, как звезда восхода,
На небосклоне в зареве кровавом.
В ней героизм советского народа-
Самоотдача и любовь не ради славы.
Не вырвать, не украсть из нашей памяти
Кусок истории из жизни нашей Родины.
Не быть героям тех времён на паперти!
Не стать им в собственной стране изгоями!
Герой Советского - Великого Союза!
Герой России, Родины- Державы!
В звезде твоей весь героизм и сила
И солнца луч Советско-Русской славы!