Тема: Устное деление двузначного числа на однозначное.
Цель урока:
Создать благоприятные условия для формирования понимания и усвоения учащимися приёма деления двузначного числа на однозначное. Способствовать формированию ключевых компетентностей: познавательной, информационной, коммуникативной, развивающей.
Задачи урока:
Образовательные:
Познакомить с приёмами деления двузначного числа на однозначное, которое выходит за рамки табличных случаев деления;
научить применять полученные знания по теме «устное деление двузначного числа на однозначное» на практике.
Развивающие:
Способствовать развитию вычислительных навыков, наблюдательности, внимания, грамотной математической речи, познавательной активности, формирование мотивации к дальнейшему изучению математики.
Воспитательные:
Формировать умение контактировать с учителем, товарищем, умение выполнять учебные требования со стороны учителя.
Планируемые результаты
Личностные: проявлять познавательный интерес, определенные познавательные потребности и мотивы; иметь положительное отношение к одноклассникам.
Метапредметные:
формирование регулятивных универсальных учебных действий: учиться, совместно с учителем обнаружить и формулировать учебную проблему; составлять план решения проблемы(задачи) совместно с учителем;научиться контролировать свою деятельность по ходу или результатам выполнения задания.
формирование коммуникативных универсальных учебных действий: развитие монологической и дидактической речи, умение слушать, понимать обращенную речь, следовать инструкциям, отвечать на вопросы , адекватно реагировать на замечания учителя.
формирование познавательных универсальных учебных действий: подводить под понятие (формулировать правила) на основе выделения существенных признаков; проводить сравнение, классификацию, выбирая наиболее эффективный способ решения или верное решение( правильный ответ).
Предметные: Уметь выполнять устное деление двузначного числа на однозначное.
Тип урока: урок открытия нового знания.
Ход урока
I.Организация начала урока
1. Приветствие
У.:- Начинается урок.
Он пойдет ребятам впрок.
Посторайтесь все понять.
Будем правильно считать.
Здравствуйте ребята! Сегодня урок математики у вас проведу я, зовут меня Татьяна Владимировна.
2. Проверка готовности к уроку.
У.:- Посмотрите, гововы ли вы к уроку? На столах должен быть учебник, тетрадь, ручка и карандаш.
3. Мотивация к обучению.
У.:- Ребята, на каждом уроке вы стремитесь сделать для себя открытие, получить новые знания. Вот и сегодня мы постараемся углубить математические знания, узнать новое. С маленькой удачи начинается ёбольшой успех. Улыбнитесь и пожелайте друг другу удачи. В добрый путь за знаниями!
II. Актуализация знаний.
Вычислите устно.
– Из суммы синих чисел вычесть сумму красных (21-19= 2)
– Найти сумму всех чётных чисел.( 4+8+4+6+8=34)
– Разность красных и зелёных чисел.(19- 8= 11)
– Из суммы всех чётных чисел вычесть сумму всех нечётных чисел.( 34-30= 4)
- Что мы можем сказать про получившиеся числа? (однознчные, двузначные, четные, нечетные)
- Разложите 4 на сумму разрядных слагаемых ( не можем, только один разряд – единицы)
- Какое число можем разложить?( 11;34)
- Разложите.
- Зачем мы это изучали, а сейчас повторяли? ( Чтобы умножать двузначные числа на однозначные)
- Каким правилом мы пользуемся, чтобы умножить двузначное число на однозначное? ( умножение суммы на число)
III.Первичное усвоение новых знаний.
Задание № 342
У.:- Выбери и вычисли только табличные случаи деления.
72:9 64:8 42:3 65:5 48:6
48:4 21:3 22:2 36:9 90:9
О. 72 : 9 = 8; 64 : 8 = 8; 21 : 3 = 7; 36 : 6 = 9; 48 : 6 = 8.
У. У нас остались выражения 48 : 4; 42 : 3; 22 : 2; 65 : 5; 90 : 9.
Кто хочет ответить на вопрос, чему равны значения этих частных? Как найти значения частных. Сегодня на уроке мы не только научимся устно делить двузначные числа на однозначные, но и сумеем объяснить механизм этого деления.
Задание № 343
У.:- Во сколько раз нужно увеличить число 7, чтобы получить число 70? Выполни кратное сравнение чисел 70 и 7. Во сколько раз число 70 больше числа 7?
О.:- 7 • 10 = 70
У.:- Выполните кратное сравнение чисел 70 и 7.
7 • 10 = 70 70 : 7 = 10
У.:- Во сколько раз число 70 больше числа 7?
О.:-число 70 больше числа 7 в 10 раз (70 : 7 = 10) если «круглое» двузначное число (70) делится на однозначное число (7), которое равно числу десятков, то в результате мы всегда получаем число 10.
У.:- Правильно!
Задание № 344
У.:- Чему равно значение каждого из следующих частных:
70:7 50:5 30:3 20:2 80:8 40:4
Задание № 345
У.:- Приведи пример частного, значение которого равно 10.
О.:- 10 : 1 = 10; 20 : 2 = 10; 30 : 3 = 10; 40 : 4 = 10; 50 : 5 = 10 ;60 : 6 = 10; 70 : 7 = 10; 80 : 8 = 10 ;90 : 9 =10.
Задание № 346
У.:-Выполни деление
40:2= 90:3= 80:4= 60:3= 80:2=
У.:- 40 : 4, рассматрим число 40 как 4 десятка. Проверяем на доске: 40 : 2 = 4 дес. : 2 = 2 дес. = 20. Какие действия можно выполнить устно, и подчеркиваем их (40 : 2 = = 4 дес. : 2 = 2 дес. = 20). 40 : 2 = 20 Далее самостоятельно завершите выполнение задания. Устно проверяем ре- зультаты вычислений.
Задание № 347
У.:-Вычисли значения выражений, используя правило деления суммы на число.
(30+12):3 (60+18):6 (40+18):2
Каждое выражение замени соответствующим частным, которое получается после выполнения действия в скобках. Запиши значение каждого полученного частного.
У.:- для того, чтобы разделить сумму на число, достаточно разделить на это число каждое из слагаемых. Однако данное правило применимо, если каждое слагаемое делится на это число. Рассматриваем частное (30 + 12) : 3 и определяем возможность использования правила: слагаемые 30 и 12 делятся на 3. Значение частного (30 + 12) : 3 равно 14, так как (30 + 12) : 3 = 30 : 3 + 12 : 3 = 10 + 4 = 14.
У.:- устно объясните, как выполнить действия деления в остальных случаях: (60 + 18) : 6 = 60 : 6 +18 : 6 =10 +3 = 13 ; (40 + 18) : 2 = 20 + 9 = 29;
У.:- Теперь замените каждое выражение (30 + 12) : 3; (60 + 18) : 6; (40 + 18) : 2 соответствующим частным, которое получается после выполнения действия в скобках и запишите это в тетрадях. Учащиеся читают ответы, а мы записываем на доске: (30 + 12) : 3 = 42 : 3 ; (60 + 18) : 6 = 78 : 6; (40 + 18) : 2 = 58 : 2 .
У.:- назовите значение каждого частного, поскольку мы вычислили их устно, и дополнить записи в тетрадях: (30 + 12) : 3 = 42 : 3 = 14; (60 + 18) : 6 = 78 : 6 = 13; (40 + 18) : 2 = 58 : 2 = 29.
У.:- Делаем вывод: применяя правило деления суммы на число, можно устно выполнить деление двузначного числа на однозначное, если возможно разложение двузначного числа на удобные слагаемые.
IV.Физминутка
На дверях висит замок. (Сомкнуть руки в «замочек»)
Кто открыть его не смог? (Вытянуть руки с «замочком» вперёд)
Мы замочком постучали, (Постучать «замочком» по столу)
Мы замочек повертели, (Повертеть «замочком вправо- влево)
Мы замочек покрутили (Покрутить «замочком» к себе-от себя)
И открыли! (Разомкнуть руки)
V. Повторение изученного.
Задание № 348
У.:-Выполни устно деление двузначного числа на однозначное, применив правило деления суммы на число.
42:3= 72:6= 88:8=
96:3= 84:4= 68:2=
Учащиеся самостоятельно выполняют задание.Проверяем устно: 42 : 3 = (30 + 12) : 3 = 30 : 3 + 12 : 3 = 10 + 4 = 14; 72 : 6 = (60 + 12) : 6 = 60 : 6 + 12 : 6 = 10 + 2 = 12 ; 88 : 8 = (80 + 8) : 8 = 80 : 8 + 8 : 8 = 10 + 1 = 11; 96 : 3 = (90 + 6) : 3 = 90 : 3 + 6 : 3 = 30 + 2 = 32; 84 : 4 = (80 + 4) : 4 = 80 : 4 + 4 6 4 = 20 + 1 = 21; 68 : 2 = (60 + 8) : 2 = 60 : 2 + 8 : 2 = 30 + 4 = 34
Еще раз делаем обобщение, чтобы устно разделить двузначное число на однозначное, можно представить двузначное число в виде суммы удобных слагаемых и применить правило деления суммы на число, то есть разделить на это число каждое слагаемое, а полученные результаты сло- жить.
Задание № 349
У.:- Реши задачу. Ответ вычисли устно.Из 48 роз составили букеты по 3 в каждом. Сколько букетов получилось?
48 : 3 = (30 + 18) : 3 = 30 : 3 + 18 : 3 = 10 + 6 = 16 (р.) Ответ: 16 роз
Задание № 350
У.:-Устно найди корень каждого из уравнений.
х*7=77 6*х= 78 х*8= 96
х * 7 = 77
77 : 7. Представим число 77 в виде суммы удобных слагаемых 70 и 7 и применим правило деления суммы на число: 70 : 7 = 10, 7 : 7 = 1, 10 + 1 = 11.
У.:- Вспомните, что такое корень уравнения?
О.:- Число, при подстановке которого в уравнение мы получаем верное равенство
У.:- Правильно. Сделайте устно проверку
О.:- Проверка: х * 7 = 77, корень уравнения — число 11, 11 * 7 = 77; 6* х = 78, корень уравнения — число 13, 6 * 13 = 78; х * 8 = 96, корень уравнения — число 12, 12 * 8 = 96
Задание № 351
У.:- Прочтите задание самостоятельно. Кто смог сформулировать задачу? (44 + 28) : 6.
О.:- На оформление 6 цветочных клумб завезли сначала 44 цветочных горшка, затем еще 28. Сколько цветочных горшков приходится на одну клумбу?
У.:- Можно ли вычислить значение выражения (44 + 28) : 6, применив правило деления суммы на число?
О.:- Нет. Так как числа 44 и 28 не делятся нацело на число 6
У.:- Существует ли другой способ вычисления
О.:- сначала нужно выполнить действие сложения в скобках — 44 + 28 = 72, а затем разложить число 72 на сумму удобных слагаемых и устно выполнить деление суммы на число: 72 : 6 = (60 +12) : 6 = 60 : 6 + 12 : 6 = 10 + 2 = 12.
VI.Рефлексия.
Решите примеры и соберите слово.
6 • 8 30 • 3 80 : 4 3 • 15 600 : 2 | |
| |
У.:- Ребята, с какими числами мы сегодня с вами познакомились?
О.:- Устное деление двузначного числа на однозначное
У.:- Кто сегодня испытывал трудности? Вы сегодня замечательно по работали, вы большие молодцы.
VII.Домашнее задание.
Ваше домашнее задание будет в рабочей тетради на стр.79 № 188, №189.